Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Элементы (направления) пространственного развития как государственной политики





Для пространственного развития территорий важными являются следующие вопросы:

1. Типологии регионов и входящих в их состав территорий. Это позволяет определиться, во-первых, с индивидуальным набором инструментов регионального развития, являющимся предпочтительным для той или иной территории. Например, в подготовленной Министерством регионального развития РФ в 2005 году была подготовлена «Концепция социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», согласно которой все субъекты Федерации были разделены на типы по их роли в пространственной организации страны, уровню и характеру социально-экономического развития. Были выделены 7 типов регионов. Регионы – локомотивы роста (мировые города и центры федерального значения), которые характеризуются высоким социально-экономическим, научно-техническим, кадровым потенциалом. Эти регионы осуществляют существенный вклад в прирост ВВП страны. Сформированная стратегическая инициатива позволяет стать центром развития для соседних территорий. Для регионов этой группы характерны самые высокие показатели душевого валового регионального продукта, объемов инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной способности населения и более низкой, чем в среднем по России, доли бедного населения. Была выделена группа «опорных регионов», в состав которой вошли сырьевые и старопромышленные регионы. Регионы первой группы являются сырьевыми зонами России. Это экспортоориентированные территории. В таких регионах большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Отсутствует высокоорганизованная урбанистическая среда жизни. Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.). Производства в старопромышленных регионах испытывают тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития. Промышленно-технологический кризис вызывает кризис и поляризацию уровня жизни населения. Становится избыточной, а потому разорительной инфраструктурная сеть. Особый тип регионов составили депрессивные, те, что характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. Отличием депрессивных регионов является то, что при более низких в настоящее время, чем в среднем по стране экономическим показателям, в прошлом это были развитые районы, по некоторым позициям занимавшие видное место в экономике страны. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Депрессивные регионы делятся на фоновые и кризисные. Отдельно выделяются «Особые регионы» (спецтерритории), для которых характерна сложная политическая ситуация и экономическая стагнация[94]. Такая типология позволила Министерству регионального развития РФ дифференцировать свою политику регионального развития в отношении групп территорий, отнесенных к тому или иному типу.



 


Таблица 1.2.3. Типология регионов по их функциональному значению в пространственной организации РФ и применяемым механизмам государственной политики регионального развития

Тип региона Пример региона Описание Проблемы социально-экономического развития региона Приоритетные задачи государственного управления
Регины – локомотивы роста Мировые города Москва, Санкт-Петербург 1. Высокие темпы роста ВРП, 2. Высокий уровень, инвестиционной активности, 3. Развитая транспортная и пр. инфраструктура, 4. Высокий научно-технический и образовательный потенциал, 5. Высокий промышленный потенциал[95]   Низкая позиция в иерархии мировых городов (см. пункт 3 этого раздела) в связи с недоформированностью а) управленческих функций, б) инфраструктур, поддерживающих эти функции   Привлечение глобальных корпораций для размещения штаб-квартир. Ускоренное инфраструктурное развитие (особенно в сфере внешнего транспорта – ВСМ, аэропорты). Формирование высокоурбанизированной среды.
Портовые регионы   Краснодарский край, Приморский край, Ленинградская область     Десинхронизация развития различных видов транспорта (портов и ж/д и автодорог). Низкое качество оказываемых услуг и отсутствие некоторых видов услуг в портах (в том числе отсутствие переработки грузов). Низкое качество развития логистических услуг.     Расширение портовых мощностей, повышения качества услуг и повышение уровня переработки грузов в портах Формирование логистического сектора Снятие инфраструктурных ограничений.
Зоны технологического трансферта Ростовская область, Республика Татарстан, Московская область Дефицит рабочей силы. Дефицит промышленных участков. Недостаточные инвестиции в инфраструктуру. Несформированность институциональной среды. Доформирование городских агломераций (в случае наличия таковых) Развитие производственной инфраструктуры (промышленных зон и т.д.) Обеспечение импорта наиболее передовых технологий. Привлечение стратегических инвесторов. Управление человеческими ресурсами. Ускоренное инфраструктурное развитие (особенно в сфере внешнего транспорта – ВСМ, аэропорты).
Опорные регионы Сырьевые зоны (нового типа) ЯНАО Кемеровская область Эвенкийский автономный округ 1. Наличие новых проектов сырьевого освоения 2. Высокая доля экспорта сырья   Инфраструктурная недостаточность. Конфликты интересов (экологические стандарты/сырьевые компании/коренные малочисленные народы). Труднодоступные месторождения Повышение инфраструктурной обеспеченности. Внедрение жестких экологических стандартов и формирования системы контроля за их выполнением. Учет интересов коренных малочисленных народов. Внедрение технологий, отвечающих условиям добычи и транспортировки сырья.
Зоны инновационного развития Томская область, Новосибирская область 1. Высокий научно-технический и образовательный потенциал, 2. Высокий уровень инновационной активности   Недостаточное рыночное позиционирование инновационной продукции. Недостаточное развитие городской среды и внешних инфраструктур (транспорт и т .д.) Формирование организационных условий для развертывания регионального модуля НИС. Повышение коммуникационной доступности, Повышение транспортной доступности. Формирование механизмов привлечения кадров.
Депрессивные территории Зоны безопасности[96]   1. Приграничные территории. 2. Закрытые админисративно-территориальные образования 1. Низкий инвестиционный и производственный потенциал 2. Низкий уровень развития приграничной инфраструктуры 3. Удаленность от центров экономического развития, периферийность положения Миграционный отток населения. Сокращение социальной инфраструктуры. Недостаточная коммуникационная связанность с территорией РФ (для части зон).   Формирование модели эффективного трансграничного сотрудничества за счет выделения узлов нового типа безопасности: транспортно-логистических, торговых и культурных. Привлечение трудовых ресурсов и закрепление населения. Обеспечение устойчивости функционирования инфраструктур. Обеспечение социальной защиты населения.
Сырьевые регионы старого типа частично Мурманская область, Магаданская область 1. Регионы, специализирующиеся на добыче невозобновляемых природных ресурсов (с падающей добычей или с прогнозами к таковой) 2. Монопрофильность большинства городских поселений Десинхронизация стратегий развития поселений и корпораций, Избыточность трудовых ресурсов при смене технологической платформы Управление человеческими ресурсами (в том числе, включая переселение из зон старого освоения). Приведение системы расселения в соответствие с эффективностью хозяйственной деятельности. Развитие ресурсной базы (где есть возможность) и технологий, позволяющих доосваивать природные ресурсы малым компаниям
Старопромышленные регионы Пензенская область, Смоленская область 1. Средняя инфраструктурная обеспеченность, 2. Высокая доля концентрации индустрии старого типа (преимущественно машиностроения). 3. Развитая система расселения. Низкий уровень жизни населения, Устаревшая технологическая база, Недостаточное рыночное позиционирование, Дефицит кадров Реиндустриализация территорий. Реабилитация и ревитализация старопромышленных поселений. Активный маркетинг территории.
Кризисные Территории, не успевшие завершить первичную индустриализацию Республика Адыгея Республика Алтай 1. Низкая доля городского населения. 2. Высокий уровень социальных и пр. конфликтов. 3. Низкая инфраструктурная обеспеченность территории Высокий уровень безработицы. Существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития. Поддержка региональных инициатив, способствующих повышению занятости. Программы выравнивания бюджетной обеспеченности. Программы развития инфраструктур.
Спецтерритории Республика Чечня    

Источник: Министерство регионального развития РФ, ЦСР «Северо-Запад»

См. также: Картосхема 1.2.1. «Регионы РФ по показателям темпов роста ВПР и ВРП на душу населения»;

Картосхема 1.2.2. «Новая пространственная организация экономики России»

 


Во-вторых, принять решение о том, какие территории в первую очередь развивать, какие сдерживать, какую иерархию регионов выстраивать. Прежде всего, речь идет о том, какую парадигму в региональной политике избрать: выравнивания уровня социально-экономического развития территорий (в другой версии: выравнивание территорий с точки зрения обеспечения доступности бюджетных услуг) или поляризованного развития, проявляющегося создать на территории страны «полюсов роста», «опорных регионов» и т.п.

Дискуссии между сторонниками и противниками данных парадигм в индустриально развитых странах ведутся с 1960-х годов. Стало очевидно, что развитие порождается за счет усилий счетного количества регионов[97]. «Лидеры» становятся центрами инновационной волны[98]. Необходимо демонтировать все препятствия на пути ее распространения. В связи с этим в целом ряде стран региональная политика была перенаправлена на стимулирование поляризованного развития (создание технопарков, инфраструктурное развитие территорий и проч.). Причем первоначально «полюса роста» создавались в наиболее отсталых регионах, а когда эти проекты показали свою низкую эффективность, в качестве таких полюсов стали рассматриваться наиболее динамично развивающиеся регионы. Государства стали стремиться к снятию ограничений для роста в расчете на то, что он рано или поздно просочится в отсталые территории, а в целом обеспечит конкурентоспособность страны.

Но к 1980-м годам политика поляризованного развития начала переживать не лучшие времена. Оказалось, что динамично развивающиеся регионы стягивают на себя наиболее ценные ресурсы других территорий (кадры, финансы, транспортные потоки, управление). Только через 10-15 лет начинается обратный процесс центростремительного перемещения людей и производственных функций в агломерациях с четко выраженным ядром от центра к периферии. В результате
в 70-е годы многие страны отказались от практики полюсов роста. Только к началу 2000-х вновь стала использоваться в государственном управлении региональным развитием концепция «полюсов роста» (выравнивание все равно не обеспечивало конкурентоспособность страны и не вело к автоматическому развитию регионов), но при этом она была сильно скорректирована с учетом накопленного негативного опыта реализации в предыдущую историческую эпоху.

В 1990-е годы в некоторых европейских странах спохватились, что выравнивание экономического развития и сознательное торможение роста «городов-чемпионов» является исключительно нерыночной позицией и не обеспечивает будущего страны. Например, в Дании с одним крупным городом (в Большом Копенгагене проживает около трети населения страны) и четырьмя небольшими региональными центрами национальная политика для больших городов в 1970-80 годы проводилась национальная политика в пользу всей Дании в противовес Большому Копенгагену. Эта политика изменилась в пользу столицы Дании и метрополии на рубеже 1990-х. Особенно активная поддержка развития столицы стала проводиться на рубеже 2000-х годов. Изменение национальной городской политики выразилось, прежде всего, в инфраструктурном развитии Большого Копенгагена, хотя и было направлено на создание новой метрополии в регионе Орезунд. Эта новая политика дала толчок и новому развитию четырех региональных центров. Во Франции с 1963 года Департамент планирования и регионального развития проводил политику поддержки и усиления позиций крупных городов, восемь из которых (Лилль, Метц-Нанси, Страсбург, Лион, Марсель, Тулуза, Бордо, Нант-Сент-Назар) могли претендовать на статус «второй столицы» Франции. На рубеже 1980-1990-х годов поляризованное развитие французских территорий стало сдерживаться. Однако к середине 2010-х годов Правительство Франции в региональной политике вновь стало следовать отдельным рецептам концепции поляризованного развития. До 1980-х годов в центральной политике Правительства Нидерландов не делалось никаких различий между муниципалитетами, только к концу 1980-х этот принцип был отменен, и стало очевидно, что крупные города требуют особой политики. В 1994 году был учрежден специальный пост заместителя министра в МВД, задача которого состоит в координации, насколько это возможно, политики, направленной на крупные города. Развитие последних стало приоритетом для Правительства. В то же время на уровне ЕС до сих пор проводится политика «выравнивания» социально-экономического развития регионов. При этом основное внимание обращается на преодоление вопиющих диспропорций в уровне такого развития, а также на обеспечение равного доступа населения территорий к определенному набору гарантированных государствами Союза социальных благ.

Таблица 1.2.4. Политика выравнивания уровня развития регионов и поляризованное развитие

Государственная политика Политика выравнивания уровня развития регионов Поляризованное развитие (версия: конкуренция метрополий)
Цель Достижение однородности социально-экономического развития территорий, а в более поздних версиях – обеспечение равной доступности бюджетных услуг для граждан на всей территории страны Повышение капитализации регионов в геоэкономическом масштабе[99], создание «точек превосходства», обеспечивающих инновационное воздействие на остальные территории
Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного в стране) социально-экономического потенциала[100]. Оказание государственной помощи данным регионам. Нерыночные ориентиры политики. Создание «зон роста» - «опорных регионов», генерирующих инновационную волну (эффект просачивания. Ориентация на рыночное доминирование территорий. Требования к «полюсам роста»: географическое положение, собственные ресурсы развития, потенциальная капитализация региона.
Административно-территориальное деление Выделение географически сопряженных территорий, признание за административно-территориальными единицами одного уровня одинакового правового статуса Укрупнение юрисдикции для выделения системы «опорных регионов» внутри страны, признание за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц, а также формирование бюджета развития данных регионов, системы совместных проектов, единой системы контроля и управления проектами
Базовый механизм управления Администрирование, перераспределение бюджетных доходов Стратегические частно-государственные партнерства, стимулирование местных инициатив, демонстрационные программы (поддержка отдельных территорий в качестве преференций за реформы и программы)
Эффективность Эффективны в рамках текущего бюджетного планирования с точки зрения перераспределения бюджетных доходов Эффективны для обеспечения конкурентоспособности страны при сроках реализации проектов 10-15 лет
Порядок отбора регионов для поддержки «Последовательный»: отбор региона по критериям и системам выделения, разработка программы ведомствами, запуск и оценка. Например, структурные фонды ЕС: 1) Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; 2) Европейский социальный фонд; 3) Европейский фонд регионального развития; 4) Финансовый инструмент ориентации рыболовства; 5) Европейский фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Европейский фонд сплочения (конвергенции)); и др. «Синхронный»: конкурс программ. Например, специальные фонды ЕС: 1) межрегиональные программы Интеррег; 2) специальные программы городских ареалов; 3) программы Инновационных действий; и др.

2. Пространственная ориентация развития региона (выстраивание основных связей с ведущими культурными, административными и экономическими центрами, усиливающими конкурентоспособность региона, определение его роли по отношению к периферии).

Во-первых, речь идет об использовании «эффекта соседства». Следует учитывать, что вклад соседних регионов в экономический и социальный рост территорий может быть значительным и эти соседние регионы должны рассматриваться не столько как конкуренты, сколько как участники единого кооперационного проекта развития. В частности, по данным Всемирного банка, в современной России в региональном развитии ярко проявляются эффекты агломерации: масштабы городов (городская агломерация) и эффекты трансмиссии экономического роста от одного региона к другому (пространственная корреляция роста). Статистический анализ, проводимый в рамках исследования Всемирным банком российского регионального развития, показывает значимость эффектов обеих форм агломерации для объяснения регионального роста в России. Размер столичного (или самого большого) города является важным объясняющим фактором для регионального роста. Эффекты трансмиссии экономического роста от одного региона к другому особенно сильны в регионах, находящихся в непосредственной близости к Москве или Санкт-Петербургу. В некоторых регионах до 4,5% роста ВРП объясняется ростом в соседних регионах[101]. Учитывая значимость «эффекта соседства», в последние десятилетия в Италии был реализован проект «коридора Венеция – Падуя» – зоны сплошной городской застройки вдоль реки Брента. Проект реализовывался в расчете, что новая агломерация станет одной из крупнейших и экономически ведущих в стране.

См.: Дополнительные материалы к теме. Приложение 3. «"Эффект соседства", концентрация инфраструктурных узлов на территории, пространственная ориентация транспортных коммуникаций».

См.: Картосхема 1.2.3. «Существующие и формирующиеся центры управления территорией РФ».

Во-вторых, о вхождении в определенные сети городов и регионов, занятие своего места в межрегиональном разделении труда. В 1997 году Европейская Комиссия приняла документ «О городской политике стран-членов ЕС», констатировав, что города и их сети являются самыми главными, кто представляет будущее Европы и ее граждан, и они могут значительно влиять на ориентацию своего населения в направлении единой Европы и Европейской модели общества. Например, для стран Балтийского моря важно, чтобы их порты вошли в систему круизного и паромного сообщения. Это автоматически обеспечивает для страны доступ к туристическому потоку, двигающемуся по своеобразному «Балтийскому кольцу». В 2000 году польский Краков стал культурной столицей Европы, вошел в Сеть европейских городов культуры и культурных месяцев (ECCM). В 2001 году Рига стала центром европейского месяца культуры. Участие в подобного рода сетевых проектах обычно увеличивает поток туристов в город на 10% в год. В последнее десятилетия французское правительство на основе специального контракта с регионами поощряло города к сотрудничеству на региональном уровне путем создания их сетей для развития взаимодополняющих позиций в стратегических секторах (университеты, наука, ярмарки) и для получения эффекта от масштабных экономических проектов для общей инфраструктуры (аэропорты, вокзалы скоростных железные дороги). Десятки тысяч новых общественных органов сотрудничества между коммунами было создано в конце 1990-х годов в различных формах: специализированные синдикаты, районные и другие институты со своей налоговой системой для городских и сельских коммун, для городов, для агломераций. В самом конце 1990-х типы коммунального сотрудничества были унифицированы в форме организации Городского сообщества. Но наиболее в мире известен проект «силиконовой долины» в США, представляющей собой, по сути дела, сеть поселений, в которой отдельные узлы обладают значительной самостоятельностью. При этом существует общая координация стратегий развития. Как правило, вхождение в те или иные региональные/городские сети рано или поздно фиксируется правовыми средствами. Например, через придание территории специального статуса, такого как, например, статус еврорегиона[102].

В-третьих, пространственная ориентация региона задается концентрацией на территории объектов транспортных и социальных инфраструктур, коммуникационных каналов сообщения с другими территориями. И то и другое во многом фиксируется через развертывание системы коммуникаций, размещение социальных объектов на определенной территории.

Источник: ЦСР «Северо-Запад»

Рисунок 1.2.1. Паромное сообщение на Балтийском море

3. Функциональное зонирование территорий и система расселения. Данное зонирование предполагает выявление преимущественной специализации территорий, а следовательно, их институциональное (например, с точки зрения правовых стимулов или ограничений определенных видов хозяйственной деятельности), инфраструктурное, кадровое и расселенческое обеспечение.

См.: Дополнительные материалы к теме. Приложение 4. «Варианты пространственного развития Тюменской области с точки зрения функционального зонирования ее территории и соответствия системе расселения».

Например, один из выводов, который делают эксперты, анализируя пространственную организацию экономики современной России, заключается в том, что сложившаясяструктура экономики крупных российских городов в целом не отвечает их функциям в современном глобальном мире[103]. Доля промышленного производства в ВРП зачастую превышает 50%, как, например, в Нижнем Новгороде, имеющем более 1,2 млн. человек населения. В то же время явный дефицит в оказании услуг по управлению экономикой и в сфере, обеспечивающей современную среду городской жизни, – торговле, финансовых, информационных, юридических, инновационно-инжиниринговых и т.п. услугах. В силу этого в стране явный дефицит центров управления, а следовательно, возникают зоны так называемого «стратегического вакуума». Загруженные производством крупные города не просто не управляют масштабными экономическими процессами, они еще и конкурируют в этой сфере со средними и малыми городами, блокируя их развитие. Причем конкурируют не только в своем географическом ареале, но и по всему миру, т.к. развернутые торговые сети минимизируют затраты на дистрибуцию (транспортная составляющая в них может быть значительно ниже затрат на поддержание брэнда, а «виртуальная составляющая» в стоимости может превышать даже производственные издержки)[104]. Но стоимость традиционных активов в крупных городах (даже российских) – земли и рабочей силы – выше, чем в средних и малых (тем более в азиатских и африканских). Поэтому чрезмерная концентрация населения при традиционной промышленно-производственной специализации ведет к снижению глобальной конкурентоспособности крупных городов. Для РФ и для больших городов единственная ставка на возможный быстрый рост их экономической значимости в мире – переход к инновационному развитию и превращению их в полноценные центры управления (торгово-логистические и транспортные узлы, финансовые и кадровые центры, поставщики информации и технологий). Борьба за качество городских активов может перерасти в борьбу за деконцентрацию ряда устаревающих функций крупных городов[105].

 

Таблица 1.2.5. Специализация городов в региональной экономике

  Ключевой актив Специализация
Крупные города (свыше 500 тыс. жителей) 1. Крупный рынок. 2. Дорогая и мобильная рабочая сила (высокая производительность труда). 3. Дорогая земля (как финансовый актив). 4. Социальный капитал, основанный на формализованных отношениях. 5. Пакеты современных инфраструктур. 1. Непроизводственная сфера (жилищный сектор, розничная торговля, услуги и управление) – 55-60% занятых. 2. Высокие технологии, НИОКР, высокая мода, СМИ, специальное машиностроение, финансовые услуги, управление крупных компаний стремятся в мегаполисы, и между ними складывается относительная специализация - в одних преобладает высокая технология, в других - услуги в области финансов и мировых экспортных рынков и т.д.
Средние и малые города (до 500 тыс. жителей) 1. Дешевая, доступная и стабильная рабочая сила. 2. Дешевая земля. 3. Дешевые коммунальные инфраструктуры. 1. Производство продуктов и услуг на экспорт (в другие города или за границу), обычно это металлообработка, производство бумаги, текстиля, машиностроение, а также использование местных природных ресурсов. 2. Некоторые города специализируются на сельскохозяйственных или бизнес-услугах, государственном управлении, есть центры образования, здравоохранения, отдыха[106].

В пространственном отношении для крупных российских городов это означает необходимость выделения удобных и доступных в коммуникационном отношении деловых районов, в которых обычно локализуются функции управлений, районов размещения крупных инновационных центров, например, современных университетов, а также территориальных объектов, связанных с культурно-развлекательными и сервисными функциями (пешеходные и торговые улицы, тематические парки, открытые для пешеходного использования публичные пространства по типу публичных площадей и т.п.). В то же время в периферийных зонах крупных городских агломераций и в малых и средних городах наблюдается явный дефицит площадок, предназначенных для развертывания новой промышленности – индустриальных, технологических парков, а также необходимы площадки для размещения отдельных бизнес-центров, торговых зон.

Таблица 1.2.6. Использование инструментов пространственного развития в городской сфере

Город (тыс. чел.) Технопарк Индустр. парк Особая эконом. зона Вуз Крупн. универс. миров. уровня Ассоциация поставщиков (пром. округ, кластер) Офисно-деловой центр Офисно-деловой район
Возм. Важн. Возм. Важн. Возм. Важн. Возм. Важн. Возм. Важн. Возм. Важн. Возм. Важн. Возм. Важн.
св. 1 000 ? » ? » ? ? ? » ? ? » » ? » ? ?
от 500 до 1 000 ? ? ? ? ? ? ? ? » ? ? ? ? ? » ?
от 250 до 500 » ? ? ? » ? ? ? ? ? » ?
от 100 до 250 » ? ? ? » ? ? ? » »
менее 100 ? ?

? – сильное значение

» – среднее значение

™ – слабое значение

 

4. Организация управления региональным развитием, в том числе распределение полномочий в сфере территориального планирования и организация административно-территориального деления. В большинстве индустриально развитых стран территориальное планирование так или иначе координируется на национальном уровне. При этом распределение полномочий оказывается более динамичным инструментом управления развитием регионов, чем административно-территориальное деление. Последнее является консервативным элементом регионального и пространственного развития, так как связано с государственно-правовыми и культурно-историческими традициями, с особенностями политических процессов, протекающих в стране. Всякая трансформация административно-территориального деления затрагивает слишком многие политические интересы, а потому всегда является плодом сложных политических компромиссов (см. Дополнительные материалы «Административно-территориальное развитие Сибири как реализация целей регионального развития»).

Таблица 1.2.7. Распределение полномочий в управлении региональным развитием и в территориальном планировании в странах ЕС

Страна Распределение полномочий терпланирования и управления региональным развитием Орган терпланирования и управления регразвитием
Германия Права в области региональной политики имеет федеральное правительство, которое устанавливает партнерские отношения с землями. Ответственность за осуществление этой политики целиком лежит на администрациях земель. В 1969 году создана Совместная оперативная группа ФРГ и земель для координации политики федерации и земель, а также обеспечения разработки директив, направленных на предотвращение чрезмерной конкуренции между землями
Франция В Основополагающем Законе от 1995 года говорится, что политика регионального развития должна определяться на национальном уровне, а проводиться совместно с местными властями с учетом их сферы компетенции и принципов децентрализации Решения по стимулированию развития регионов принимаются Министром, отвечающим за региональную политику, на основе рекомендаций, полученных от межведомственного комитета, председателем которого является глава DATAR - головной организации по региональному развитию во Франции
Греция Региональное развитие и терпланирование определяется на национальном уровне. Попытка передать полномочия по реализации небольших проектов на региональный уровень была предпринята в 1989 году, но столкнулась с отсутствием необходимого опыта на местах. Основная ответственность за проведение региональной политики возложена на Министерство национальной экономики
Португалия Региональное развитие и терпланирование определяется на национальном уровне Генеральный директорат по региональному развитию Министерства планирования и регионального развития.
Австрия Существует неформальное разделение сфер компетенции, как в законодательной области, так и в области проведения политики, между национальным уровнем, региональными и местными властями В законодательстве четко не определено, кто отвечает за проведение региональной политики - национальное правительство или региональные власти
Бельгия Общая для страны региональная политика вообще отсутствует. Проведение региональной политики перенесено на региональный уровень, а также входит в компетенцию администраций Фландрии и Валлона. В рамках Акта экономического развития от 1970 года, правительства Фландрии и Валлона приняли соответствующие законы, устанавливающие основные направления и условия проведения региональной политики в рамках своей юрисдикции.

Источник: ЦСР «Северо-Запад»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫК ТЕМЕ

Приложение 1. Комплексное планирование (развитие) регионов

В 1970-е годы за рубежом и в СССР была разработана теоретическая база и подготовлены методики практики комплексного планирования развития отдельных территорий.

Госпланы ряда союзных республик, в том числе и РСФСР, утвердили методику составления планов комплексного социально-экономического развития административно-территориальных единиц, предполагавшую в качестве базовых конструктивных элементов закрепление:

1. Экономической специализации регионов (места в территориальном разделении труда).

2. Достижения сбалансированности трудовых, топливно-энергетических, сырьевых ресурсов, обеспечение программ и проектов развития территорий строительным комплексом и мощностями индустрии стройматериалов.

3. Сбалансированности развития регионального хозяйства и социальной сферы.

4. Целевого уровня жизни населения.

5. Целевых показателей повышения эффективности производства, комплексного использования сырьевых и трудовых ресурсов[107].

Комплексным планам социально-экономического развития регионов должны были соответствовать документы территориального (градостроительного) планирования и схемы размещения производительных сил.

В настоящий момент в РФ необходимость комплексного социально-экономического развития территорий нормативно закреплена в различных законодательных актах (например, Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В основополагающих актах ЕС в настоящий момент особо подчеркивается необходимость «сбалансированного распределения экономической деятельности в Сообществе»[108], которое включало в себя:

1. Экономическое развитие региона.

2. Социальное развитие региона.

3. Пространственное развитие региона.

4. Развитие институтов и организационных структур, осуществляющих управление региональным развитием.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.