Экономический оборот объектов муниципальной собственности
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономический оборот объектов муниципальной собственности





Управление муниципальной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны муниципалитета на все принадлежащие ему объекты собственности. На практике это означает, что муниципалитет как собственник устанавливает определенные правила и условия ведения, пользования и распоряжения этими объектами. Наибольший эффект реализации этих правил и условий достигается тогда, когда управленческое воздействие собственника в лице уполномоченных им органов осуществляется системно, то есть с применением комплекса технологий стратегического планирования.

Содержательный смысл управления муниципальной собственностью раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе хозяйствования. Характер системы управления определяется поставленной целью и зависит от особенностей муниципального образования.

Стратегическая задача управления муниципальной собственностью состоит в обеспечении наиболее эффективного использования объектов в интересах муниципального образования как единого социально-экономического целого, что позволяет увеличить не только доходы бюджета, но и будет способствовать росту чистого регионального продукта, как конечного результата экономической деятельности. Решение такой задачи возможно только через комплексный подход к управлению.

Система управления муниципальной собственностью включает несколько функциональных подсистем: планирование и программирование, маркетинг, мониторинг, аудит, учет, контроль, оценка, – а также подсистемы обеспечения: нормативно-правовое, организационное, финансовое, учетно-аналитическое, кадровое, информационное. Планирование определяет направления эффективного использования объектов, исходя из определенной собственником цели управления, назначения объекта, рыночных факторов, определяющих его ценность.



Органы местного самоуправления в отношении муниципальной собственности обладают правами, представленными на рис. 3.10.3.

Рисунок 3.10.3. Права органов местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом

Эффективное управление собственностью в муниципальном образовании требует использования всех преимуществ информационных технологий, включающих в себя: поэтапную интеграцию раздробленных информационных ресурсов в единое информационное пространство, развитие программного обеспечения на основе использования экономико-математических методов.

Среди видового состава муниципальной собственности с точки зрения экономической самостоятельности можно выделить недвижимость, то есть совокупность прав на участок земли с принадлежащими ему природными ресурсами, зданиями, сооружениями, являющимися его неотъемлемой частью. В настоящее время вложения в муниципальную недвижимость редко оцениваются местными администрациями как стратегический актив, как инвестиции, выгода от которых может контролироваться. Поэтому при стратегическом планировании внимание следует уделить управлению активами с целью максимизации стоимости и потенциального дохода от нее, в то же время, не упуская из вида минимизацию издержек, связанных с владением недвижимостью.

Сфера управления недвижимостью как инвестиционным ресурсом охватывает сложный и широкий круг вопросов, включая управление собственностью, анализ и прогноз рынка, оценку собственности, маркетинг и т.д. Можно выделить несколько целей управления недвижимостью на муниципальном уровне, отвечающих рыночным требованиям: максимизация стоимости недвижимости, минимизация издержек и полное удовлетворение общественных нужд; точное измерение выигрыша и проигрыша от владения собственностью; использование собственности с выгодой в случае благоприятной рыночной конъюнктуры и расширения взаимодействия с частным сектором; принятие рациональных решений по продаже или по иным способам распоряжения недвижимостью; совершенствование планирования бюджетного процесса, связанного со стратегией управления объектами недвижимости.

Особенность управления муниципальным недвижимым имуществом заключается в дифференцированности подхода к формулировке целевых установок управления различными объектами недвижимости. Необходимо найти оптимальное соотношение между обеспечением социальных функций местного самоуправления и обеспечением прибыльности муниципального имущества, достаточности налогооблагаемой базы для развития и нормальной жизнедеятельности населения муниципального образования и хозяйствующих субъектов.

Для целей управления объектами муниципального недвижимого имущества они могут быть условно разделены на две группы: непригодные для извлечения прибыли и коммерческие объекты. Управление первой группой должно отвечать задачам оптимизации бюджетных расходов на содержание этих объектов. К этой группе можно отнести памятники истории и культуры, объекты недвижимости, находящиеся на балансе муниципальных образовательных, лечебных, лечебно-оздоровительных учреждений, необходимых для выполнения закрепленных за органами местного самоуправления полномочий.

Управление второй группой объектов должно быть нацелено на повышение доходности их использования. Наиболее важными здесь становятся следующие вопросы: сколько и какие объекты можно выделить и отнести к сфере доходной недвижимости, какую часть необходимо закрепить на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями. Определение критериев эффективности использования имущества, повышение доходности и роли недвижимости в социально-экономическом развитии муниципального образования.

Для внесения вопросов управления муниципальным имуществом в стратегические документы муниципального образования необходимо обеспечить:

· благоприятную налоговую политику;

· информационное обеспечение рынка недвижимости;

· разграничение объектов недвижимости по видам с описанием их классификационных характеристик и т.д.;

· координацию работы по проведению на территории муниципального образования инвентаризации собственности;

· проведение оценки рыночной стоимости объектов муниципальной недвижимости, получение максимально возможного повышения их доходности;

· организацию сбора и обработки информации о спросе и потребностях субъектов рыночных отношений в производственных и прочих площадях, а также поиск альтернативных путей их удовлетворения;

· содействие местным производителям путем предоставления им муниципальных площадей;

· установление дифференцированной платы за пользованием муниципальной собственностью, достаточной для ее восстановления, поддержания в нормальном состоянии и учитывающей потребительские свойства объекта и конъюнктуру рынка;

· установление платы за пользование муниципальной собственностью, не превышающей уровня, ограничивающего покупательную способность населения на рынке товаров и услуг;

· приватизация муниципального имущества, не приносящего доходов бюджет, только после того, как исчерпаны все меры возможного воздействия по повышению качества его работы, рентабельности и т.д., и, как правило, на конкурсной основе;

· проведение необходимых мероприятий по распоряжению муниципальной собственностью для осуществления конкретных социальных программ.

Эффективное использование собственности напрямую связано с проблемой риска: чем лучше функционирует объект, тем выше плата за риск, которому подвергается собственник. Риск, таким образом, побуждает к эффективному пользованию имуществом. В этом случае возникает необходимость и возможность организации специальной подсистемы управления риском, то есть оценке риска, которая требует идентификации проблемных ситуаций, могущих нанести экономический ущерб предприятию, отрасли, территории. Процедуры, связанные с управлением риском должны включать в себя оперативную оценку степени риска и финансирование мер по предотвращению возможностей появления проблемных ситуаций, чреватых отрицательными для объекта последствиями.

Оценка риска должна включать оценку надежности основного оборудования (с учетом проведения ремонтов), ретроспективный анализ производственно-хозяйственной деятельности объекта собственности, помогающий найти причины возникновения непредусмотренных ситуаций, осуществление конкретных мероприятий, уменьшающих вероятность появления источника таких ситуаций.

Выделяют следующие виды рисков, встречающихся при управлении собственностью:

· внешние предсказуемые (но неопределенные) – рыночный риск в связи с ухудшением возможностей получения сырья и повышением его стоимости, изменением требований потребителей, экономическими изменениями, усилением конкуренции, потерей позиций на рынке; изменение валютных курсов; инфляция; налогообложение;

· внутренние нетехнические – срывы планов работ из-за недостатка рабочей силы, нехватки материалов и их поздней поставки, изменения возможностей заказчиков и подрядчиков; ошибки планирования, изменения в руководстве; слабое управление, перерасход средств из-за срывов планов работ; неквалифицированный персонал, неправильные сметы;

· внутренние технические – изменение технологии, ухудшение качества и производительности;

· страхуемые – прямой ущерб имуществу (транспортные инциденты), косвенные потери (демонтаж и передислокация поврежденного имущества, перестановка оборудования), повреждение имущества, нарушение графика работ; правовые (юридические) риски.

Стратегический план развития муниципального образования должен включать систему управления хозяйственным риском, предусматривающую конкретные меры и размеры расходов.

Для повышения эффективности управления собственностью с учетом риска необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования муниципального имущества.

Основными инструментами эффективного управления муниципальным имуществом являются:

1. Продажа или сдача в аренду строений. Главное требование местного сообщества в этом случае состоит в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (аукцион, конкурс, а также требование обеспечения продажной цены, арендной платы). В некоторых зонах муниципального образования, требующих поощрения создания или расширения экономической деятельности по предметам ведения местного самоуправления, уполномоченными органами могут предоставляться скидки с рыночной стоимости продажи или сдачи в аренду недвижимости.

2. Гарантии и поручительства по займам в отношении предприятий, оказывающих услуги в сфере предметов ведения местного самоуправления.

3. Прямые гарантии. Этот вид косвенной помощи может распространяться на предприятия в случае, если соблюдаются нормы, применяемые к общему объему гарантий, выдаваемых органом местного самоуправления. Общий объем гарантий (складывающийся из суммы общего объема выплат процентов по гарантированным займам в расчете на бюджетный год и суммы выплат по иным долгам муниципального образования также в расчете на бюджетный год) не может превышать одной четверти реальных функциональных поступлений (не инвестиционных) в бюджет данного муниципального образования. Лишь устойчивые в финансовом отношении муниципального образования могут позволить себе довести объем гарантий до 50% от суммы функциональных поступлений.

4. Долевое участие в коммерческих предприятиях. Собственно экономическая деятельность органа местного самоуправления ограничивается обеспечением общественных услуг, финансируемых преимущественно за счет платежей пользователей (общественный транспорт, водоснабжение), программами освоения земельных участков, коммерческими услугами, а также созданием сберегательных, кредитных и инвестиционных финансовых учреждений и управления ими. Органы местного самоуправления имеют право создавать коммерческие предприятия лишь на определенных условиях: предприятие должно преследовать публичную цель, что исключает экономическую деятельность, направленную лишь на извлечение прибыли; масштабы деятельности предприятий должны находиться в приемлемом соответствии с возможностями местного бюджета.

5. Партнерство. Местные органы власти могут устанавливать партнерские отношения с коммерческими предприятиями частного сектора с целью обеспечения предоставления определенных услуг на договорной основе. Они могут приобретать столько акций частных предприятий, сколько необходимо для установления полного контроля над решениями предприятия в качестве держателя акций.

Сводное финансовое планирование

Включение в систему стратегического планирования элементов экономического управления собственностью возможно через использование сводного финансового планирования. Финансовое планирование на местном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят: перспективные финансовые планы; сводные финансовые балансы.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях:

· обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;

· прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

· прогнозирования финансовых последствий планируемых мероприятий;

· определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития муниципального образования. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета.

Сводный финансовый баланс позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в муниципальном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития муниципального образования, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Необходимость разработки местных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

· разработкой программ, предусматривающих объединение усилий местных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

· значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств отраслей и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в муниципальном образовании сводного финансового баланса;

· необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций различных форм собственности, местного бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача местного сводного финансового баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в муниципальном образовании (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых местными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития муниципального образования.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса муниципального образования являются: данные муниципальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений местных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития территории, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные местного бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс имеет следующий состав показателей (табл. 3.10.2).

Таблица 3.10.2. Структура сводного финансового баланса

ДОХОДЫ
1. Прибыль
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
3. Подоходный налог с физических лиц
4. Налоги на имущество
5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности
6. Ресурсные платежи
7. Региональные и местные налоги
8. Амортизационные отчисления
9. Средства для образования специальных внебюджетных фондов
10. Прочие налоги и доходы
11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений
Итого доходов:
Средства, выделяемые: 1. Из вышестоящих бюджетов
2. Из муниципальных внебюджетных фондов
Всего доходов
РАСХОДЫ
1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), в том числе: за счет средств федерального бюджета; за счет средств региональных и местных бюджетов; за счет прочих источников
2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них: · образование, · профессиональная подготовка кадров, · культура, · искусство и средства массовой информации; · здравоохранение и физкультура; · социальное обеспечение; · государственные пособия и компенсационные выплаты населению
4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)
6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений)
7. Расходы на содержание органов власти и управления (без капитальных вложений)
8. Текущие расходы на целевые программы
9. Резервные фонды муниципальных образований
10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения
11. Прочие расходы  
Итого расходов:
Взносы средств: 1. В вышестоящие бюджета 2. Отчисления во внебюджетные фонды
Всего расходов и использования средств:

Составление сводного финансового баланса муниципального образования позволяет:

· достигнуть единства в экономическом и социальном развитии муниципального образования;

· точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в муниципальном образовании и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического развития;

· сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в муниципальном образовании;

· повысить качество бюджетного планирования;

· скоординировать использование финансовых ресурсов как муниципальных органов, так и предприятий, расположенных на территории муниципального образования;

· концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;

· изыскать внутри муниципальные резервы для финансирования мероприятий, намеченных программами развития;

· наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в муниципальном образовании;

· осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

· добиваться сочетания общественных и частных интересов.

Координация и концентрация средств в муниципальном образовании, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Воспроизводство – воссоздание израсходованных факторов производства посредством их последующего производства. В экономической теории различают воспроизводство капитала, простое воспроизводство и расширенное воспроизводство.

Имущество – виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (ст. 38 НК РФ). Основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Маркетинг – совокупность всех видов предпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям, а также изучение положения, предпочтений и установок потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых потребительских товаров и услуг.

Мониторинг – в широком смысле – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Недвижимость – имущество, использование которого по назначению и без ущерба его характеристикам и ценностным свойствам, исключает его перемещение: здания, сооружения, земельные участки и иное имущество, прикрепленное к земле и связанное с ней.

Оперативное управление – разновидность вещных прав на имущество. На праве оперативного управления имущество может принадлежать казенным предприятиям, учреждениям, финансируемым собственником. В этом случае собственник имущества передает имущество в оперативное управление казенным предприятиям и учреждениям. Режим права оперативного управления на имущество предполагает некоторые ограничения, по сравнению с владением имуществом на праве собственности. Эти ограничения более существенны по сравнению с правом хозяйственного ведения. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Хозяйственное ведение – разновидность вещных прав на имущество. На праве хозяйственного ведения имущество может принадлежать муниципальным унитарным предприятиям. В этом случае собственник имущества передает имущество в хозяйственное ведение унитарным предприятиям. Режим предполагает некоторые ограничения, по сравнению с владением имуществом на праве собственности. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

1. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Григорьев В.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учеб.-практическое пособие. – М: Дело, 2001.

4. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Иванова В.Н. Технология муниципального управления: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Идрисов А.Б., Лившиц В.Н. и др. Инвестиционная политика на территории муниципального образования. – М.: 2001.

7. Муниципальная собственность и инвестиции / Р.Р. Манукян, В.В. Жуковский и др. Монография. – М.: ФГНУ РПЦГМУ, 2003.

8. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.П., Тяшин Е.В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ECCM – Сеть европейских городов культуры и культурных месяцев

EMIS – информационная система экологического управления

EPM – планирование и управление окружающей средой

GIS – геоинформационная система

GRI – Global Reporting Initiative (глобальная инициатива по отчетности)

MAP – Международная ассоциация развития

SCP – Всемирная Программа Устойчивых Городов

UNCED –Конференция ООН по окружающей среде и развитию

UNCHS – Центр ООН по населенным пунктам

АН СССР – Академия наук Союза Советских Социалистических Республик

АССР – автономная советская социалистическая республика

АЭС – атомная электростанция

ВВП – валовый внутренний продукт

ВНД – валовый национальный доход

ВНП – валовый национальный продукт

ВПО – высшее профессиональное образование

ВРП – валовый региональный продукт

ВСМ – высокоскоростная магистраль

ВФПГ – Всемирная федерация породненных городов

ГК – Гражданский кодекс

ГЭФ – Глобальный экологический фонд

ДРОНД – доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта Федерации

ЕС – Европейский союз

ЕФРР – Европейский фонд регионального развития

ИЭИ РАН – Институт энергетических исследований Российской Академии Наук

КЕПС – Комиссия по изучению естественных производительных сил России

КНР – Китайская Народная Республика

КОСР – Конференция ООН по окружающей среде и развитию

МВД – Министерство внутренних дел

МВФ – международный валютный фонд

МКОСР – Мировая комиссия по окружающей среде и развитию

МНС – Министерство по налогам и сборам

МРР – Министерство регионального развития

МСМОВ – Международный союз местных органов власти

МСУ – местное самоуправление

МЭРиТ – Министерство экономического развития и торговли

НАФТА – Северо-Американского Договора о Свободной Торговле

Нб – налоговая база

НДС – налог на добавленную стоимость

НК – Налоговый кодекс

ННГ – новые независимые государства

НП – налоговый потенциал

НПО – неправительственная организация

НПО – неправительственное объединение

Нс – налоговая ставка

НСУР – Национальные советы по устойчивому развитию

ОАО «РЖД» – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

ОДИ – организационно-деятельностные игры

ООН – Организация объединённых наций

ООН-ХАБИТАТ – Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам

ОЭЗ – особая экономическая зона

ПИИ – прямые иностранные инвестиции

ПРООН – Программа развития Организации Объединенных Наций

ПФО – Приволжский федеральный округ

РосНИПИУрбанистики – Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики

СЕМАТ – Комитет Руководителей Европейской Конференции Министров регионального планирования

СМИ – средства массовой информации

СНиП – Санитарные правила и нормы

СНС – система национальных счетов

СОПС – Совет по изучению производительных сил

ССУЗ – среднее специальное учебное заведение

СЭЗ – свободные экономические зоны

ТНК – транснациональные корпорации

ТСН – территориальные строительные нормы

ФАИП – Федеральная адресная инвестиционная программа

ФНС – Федеральная налоговая служба

ФО – федеральный округ

ФЦП – Федеральная целевая программа

ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ

ЦСИ ПФО – Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа

ЦСР – Центр стратегических разработок «Северо-Запад»

ЭЙДА – Аляскинское агентство развития и экспорта

ЮНЕП – Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................................................... 3

Раздел 1.

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.......... 7

Тема 1.1

РЕГИОНЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ................................................................................ 7

Тема 1.2

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ............... 70

Тема 1.3

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РОССИИ............................................ 121

Раздел 2

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОРОДОВ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА................................................................................. 181

Тема 2.1

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ............................ 181

Тема 2.2

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕМИРНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.................................................. 200

Тема 2.3

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ................. 237

Тема 2.4

МЕТОДИКА ООН-ХАБИТАТ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ............................................................................................................................................ 280

Раздел 3

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.................................................................................................................................... 327

Тема 3.1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.................................................................................................................................. 327

Тема 3.2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ........................................ 341

Тема 3.3

МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ И РЕСУРС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ............................................................................................................................ 357

Тема 3.4









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.