Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ.





Как наука организация зарождалась у истоков мирового кооперативного движения. Р.Оуэн предвосхитил идею кооперации, противопоставив социальную систему индивидуалистической системе, ставшей предтечей учения о кооперации. На первых кооперативных конгрессах 1831-1832 годов, в которых он принимал активное участие, решались практические вопросы организации новых срорм труда, формулировались цели потребительского общества, пропагандировалось кооперативное объединение рабочих. Эти же мысли преобразования общества на базе кооперации не давали покоя и Ш.Фурье. Первым теоретиком кооперативного движения считают последователя Оуэна В.Кинга, который хотел изменить основы экономической жизни, освободить труд из подчинения у капитала. Объединение рабочих в товарищества, по мнению Кинга, могло бы впоследствии помочь им стать собственниками и избежать обществу его пролетаризации. Л.Бланк также предполагал создать общество на справедливых началах, основанных на кооперации рабочих в производительные ассоциации; государство при этом должно играть роль регулятора промышленной жизни, не уничтожая хозяйственной самостоятельности отдельных производительных ассоциаций. Рочдель (Англия) создал на практике группу ткачей из 28 человек (правда, сохранилось только имя одного из них - Чарльза Говардтса), которые жили по следующим принципам: 1)пррдавать в товарищеской лавке только за наличные и по рыночным ценам; 2) распределять чистую прибыль между товарищами соответственно величине сделанного ими забора; 3)накоплять из премий забор и из других сбережений товарищей, создавая оборотный капитал. По этим принципам и теперь действуют кооперативы. Другими последователями и создателями кооперативного движения были Г.Шульце-Делич и Ф.Лассаль (Германия), Шарль Жид, Н.Г.Чернышевский (Россия); основателями кредитной кооперации в России были братья Лугинины -Святослав Федорович и Владимир Федорович. Однако только к 1893 году в России появилось достаточное количество ссудосберегательных товариществ - 764, а к концу 1918 года их уже было 17 000. Продолжил дело Лугининых А.И.Васильчиков, который развил теорию народного кредита, занимаясь ее осуществлением на практике и пропагандируя идеи ссудосберегательных товариществ в России.

А.В.Чаянов стал известен благодаря созданию им теории о трудовом крестьянском хозяйстве и деятельности по руководству кооперативным движением в России. Он сформулировал положения о формах и методах кооперации, их сочетании, о приоритетности человека, многообразии организационных форм, необходимости системного подхода и учета всей совокупности объективных условий. Чаянова вместе с Н.Д.Кондратьевым, Л.Н.Юровским, Л.Н.Литошенко, А.В.Тейтелем приговорили к расстрелу в 1937 году за создание _ими якобы «Трудовой крестьянской партии», ставившей перед собой цель свергнуть советскую власть.

После расцвета промышленной революции в Англии и Америке все большим интересом стала пользоваться организация производственных процессов, поиск новых методов научного анализа и обобщения рациональных способов соединения техники и людей в производственном процессе. Ф.У.Тейлор написал одну из основных работ в этом ключе - «Принципы научного управления», в которой построил систему, основанную на жесткой регламентации трудовых процессов, хронометрировании, разделении рабочих функций и доведении их до автоматизма. С другой стороны, для научной организации труда по Тейлору характерны планирование и организация работ. Тейлора нередко называют отцом научной организации труда. Параллельно с Тейлором свои исследования с помощью микрохронометра и киносъемок проводятФ. и Л. Гилберты. Г.Гант. графиками которых до сих пор пользуются в промышленности для нормирования трудового процесса. В то же время Г.Форд - основатель первой автомобильной компании - увлекшись трудами Тейлора, внедряет конвейерную сборку, повысив производительность труда в 8 раз, что превратило компанию Форда в крупнейшую автомобильную фирму и ввело ее имя в историю экономики.

Повышение производительности труда позволило Форду выпускать автомобили с меньшими затратами и понизить на них цену, а ё результате захватить рьшок сбыта. В центре проблем организации в эти годы находится регламентация труда.

Классическая школа управления появляется в начале 1920-х годов, ярким ее представителем является А.Файоль, выделивший функции управления в работе «Общее и промышленное управление» 1924г. Он строит научное управление не «снизу», как Тейлор, а «сверху», рассматривая деятельность предприятия с позиции руководителя и с функциональной точки зрения. По его мнению, изначально необходимо определить функции и полномочия каждого руководителя, а уже потом -действовать. Классификация существенных функций любого предприятия по Файолю используется в научных трудах до сих пор, в которой он «все операции, которые только встречаются на предприятии» разделил на 6 групп: 1 технические (производство, обработка); 2)коммерческие (покупка, продажа, обмен); 3)финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); 4)страховые (охранные -страхование и охрана имущества и лиц); 5)учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика); ^административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль). Файоль первым высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, положив начало профессиональному менеджменту. Его теория основана на универсальных принципах менеджмента и представлении о процессе управления как о взаимосвязи функций, основными из которых он считал планирование и организацию.

Последователи классической школы изучали структуры, функции и механизмы регламентации. На основе последних возник регламентационный подход. начало которому положили работы М.Вебера (Германия), который считал, что если каждый будет знать, что делать и как делать, и точно исполнять все инструкции, то любое предприятие будет работать хорошо (как механизм). Эта теория стала идеологией бюрократии, которая существовала и до Вебера, однако именно он показал, что четкая регламентация функций, полномочий и ответственности придает процессу управления большую согласованность и организованность. Отрицательной стороной бюрократии является отсутствие возможностей для творчества и сознательного выбора, такая организация не повышает ответственности и прячется за инструкциями, помогающими избежать ответственности. С 1930-х годов все более настойчиво в дискуссиях по проблемам организации и управления предприятием звучит тема роли человека в организации. Объектом исследования теперь становятся межличностные отношения, межгрупповые и человеческое поведение. Ученые приходят к выводу, что отдача работников при организации надлежащей социальной, психологической и прочих сред важнее организации трудовых процессов. Процессы самоуправления, самоорганизации самоконтроля, самотворчества должны преобладать в организации труда. Этот этап длится до сих пор. За счет развития прикладной математики, логистики, социальной психологии, моделирования, кибернетики, статистики появились новые подходы в управлении организацией: программно-целевой, системный, системно-кибернетический, синергетический. Происходят и революционные изменения во взглядах на организацию (с 1950-х годов): экономическую систему теперь рассматривают как открытую, сложную, вероятностную. Причиной подобных изменений стала работа Н.Винера и его кибернетика; все чаще используется инструментарий, заимствованный из общей теории систем, теории организации поведения, исследования систем управления. А саму организацию чаще стали сравнивать с кибернетической системой. В настоящее время разработаны концепции: 1)синергетики (Ф.Хакен, А.Пригожин); 2)общего эволюционизма (Н.Н.Моисеев); 3)общей теории систем (Л.Берталанфи, А.И.Уемов и пр.), повлиявшие на теорию организации. В России в 1920 годы в развитие организационной науки внесли вклад А.А.Богданов, А.Гастев, П.Керженцев, А.А.Богданов (Малиновский).

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.