Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предпосылки и этапы формирования философии техники





Возникновение философского вопрошания о технике

В структуре современной философии можно выделить особый раздел, связанный с изучением техники, технических наук и вообще технического знания в самом широком смысле этого слова. Под «техническим знанием» здесь понимается знание о разного рода искусственно созданных системах, знание, в котором всегда явно или неявно содержится ориентация на его прагматическую применимость и полезность. Данный раздел является одним из важнейших проблемных полей так называемой неклассической философии и, по сути, занимается комплексным системным анализом феномена техники, взятого в онтологическом, антропологическом, социальном и общекультурном контекстах.

Начало формирования этого раздела философского знания обычно относят ко второй половине XIX в. и связывают с выходом в 1877 г. работы немецкого исследователя Э. Каппа «Основы философии техники».

По своему качественному содержанию философия техники и технического знания фактически вырастает из двух источников. Во-первых, из осмысления понятия «материальная культура» в классической философской традиции, а во-вторых, из рассмотрения методологических особенностей особого класса технических наук, который оформился в первой половине XIX в. и, безусловно, требовал отдельного исследования своего предмета.

Объектом изучения философии техники и технического знания являются, таким образом, собственно техника, техническая деятельность и техническое знание как феномены культуры. Предмет философии техники и технического знания – развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект.

Современная проблематика данного раздела философского знания оформляется в начале 70-х гг. ХХ в. в процессе становления синтетической программы исследования техники как многоаспектного феномена, требующего междисциплинарного подхода.

В целом к наиболее важным современным философским вопросам о технике относятся следующие:

- каковы сущностные характеристики техники и технического знания;

- в чем заключается связь между техникой и технологией;

- каково социально-историческое значение техники и технического знания;

- каковы особенности инженерной деятельности;

- в чем состоит специфика методологии технических наук?

С практической новизной указанной исследовательской проблематики связаны продолжающиеся в настоящее время дискуссии о том, чем по своей сущности должна быть философия техники и технического знания и в каком направлении она должна развиваться. Существуют две основные точки зрения на эти вопросы. Одна из них заявляет о том, что философское вопрошание о технике должно быть, по преимуществу, метафизикой техники, то есть ее онтологией, направленной, кроме прочего, на исследование оснований технического сознания. Вторая точка зрения предлагает рассматривать философию техники и технического знания в качестве междисциплинарной области, изучающей влияние сферы технического на природу, общество, производство и т. д.

Совокупность проблем, составляющих область интереса философии техники и технического знания, находится в тесной связи со сферой интереса другого крупнейшего раздела современной философии – философии науки. Прежде всего это связано с тем, что техника во многом является продуктом научной деятельности, а техническое знание представляет собой разновидность научного знания. Без науки техника в своем развитии не могла бы достичь таких высот. В то же время верна и обратная зависимость: техника может быть рассмотрена в качестве условия, способствующего дальнейшему развитию науки. Взаимная обусловленность науки и техники нашла свое отражение в понятии «научно-технический прогресс», актуализирующем, помимо прочего, проблему интеграции науки и производства. И здесь производство и техника играют роль своеобразных ретрансляторов фундаментальных научных достижений в полезные и приемлемые для практики нововведения.

Среди наиболее актуальных направлений развития исследовательской сферы современной философии техники и технического знания можно обозначить следующие:

1. изучение техники как особой разновидности творческой самореализации человека. Одним из первых об этом заговорил Ф. Дессауэр еще в первой половине XX в., когда заявил, что технику и техническое знание следует рассматривать в качестве специфического способа бытия человека в мире, и, следовательно, сущность техники необходимо искать не в промышленном производстве и не в технических устройствах самих по себе, а собственно в акте технического творчества;

2. исследование техники в контексте конструирования ею новых целей существования человечества, формирования посредством нее нового образа человеческого будущего. В данном направлении предложил разворачивать проблематику философии техники и технического знания Г. Йонас. Он указывал на то, что отсутствие у современной цивилизации точки технического насыщения демонстрирует невозможность достижения человечеством какого-либо равновесия целей и средств, а значит, техника как таковая есть механизм порождения глобальных человеческих целей, причем механизм, стремящийся установить самое себя в качестве некой трансцендентной цели;

3. рассмотрение техники в горизонте технической этики и ответственности человека за все происходящее в техносфере. Изучение данного аспекта техники и технического знания предложил в качестве важнейшего направления развития философского вопрошания о технике Х. Ленк, который обратил внимание на двойственность любых научных открытий и технических разработок, способных как к конструктивному, так и к деструктивному влиянию на существование общества. Х. Ленк утверждал: «Между чудовищно возросшим техническим могуществом и ставшим вновь актуальным осознанием его бессмысленности и иррациональности, между усовершенствованным системным контролем и изначальным страхом, между технической сверхпотенциальностью и зависимостью от природы, между квазимистическим техницистским самообожествлением и системно необходимым вынужденным самоограничением человек обречен искать свой разумный, взвешенный ответственностью средний путь».

 

Методологические основания философии техники

И технического знания

Исходным методологическим основанием современной философии техники и технического знания выступает так называемый технологический детерминизм, суть которого может быть передана в следующих базовых принципах:

1) техника развивается автономно, она обладает собственным эволюционным потенциалом и логикой развития и в достаточной степени независима от контроля со стороны культуры. Иначе говоря, многие технические изобретения и нововведения являются не результатом попытки разрешения какой-либо культурной или социальной необходимости, а императивным требованием логики существования техники самой по себе;

2) развитие техники – прогрессивный процесс, в том числе и в плане исчерпанности социального прогресса как такового прогрессом техники. Другими словами, техническое развитие движется по линии усложнения и разветвления этого процесса, что с неизбежностью сопровождается соответствующими социальными и культурными изменениями;

3) развитие техники носит эмерджентный характер, т. е. является след-ствием самодостаточных причин. Техника – один из известных человечеству механизмов освоения реальности, и в таковом качестве она не может быть навязана той или иной (изначально «нетехнической») культуре, не может быть превращена в ее органичную часть. Эмерджентность техники означает также признание работы фактора случайности в ее развитии, ведь само формирование технического отношения к миру есть потенциально непредсказуемый совокупный эффект взаимодействия огромного множества культурных факторов, несводимый ни к каким их конкретным проявлениям.

Постепенно в ходе осмысления постулатов технологического детерми-низма в философии техники и технического знания формируются течения техницизма и антитехницизма, которые значительно расходятся в плане прорисовки сценариев и оценке перспектив дальнейшего развития общества на технической основе.

Так, для техницизма характерны:

1) позитивное отношение к роли техники и технического прогресса в мировом социально-историческом процессе;

2) построение любых типологий и периодизаций истории общества исключительно на основе принципа зависимости социального развития от этапов совершенствования техники;

3) построение оптимистических технофутурологических сценариев.

Характерные принципы антитехницизма:

1) негативное отношение к роли техники в истории развития человеческого общества;

2) определение технологической цивилизации как цивилизации, основанной на инструментализме, формализме и ригоризме, с одной стороны, а с другой стороны, на элиминации всего эмоционального и чувственного;

3) технофобия и построение пессимистических технофутурологических сценариев.

 

Предпосылки и этапы формирования философии техники

И технического знания

Как самостоятельный раздел философии философия техники и технического знания появилась во второй половине XIX в. Однако представление о технике существовало уже в античную эпоху. Например, Платон рассматривал технику в качестве особого искусства производить вещи, которые, с одной стороны, воплощают в себе некоторое человеческое знание о мире, а с другой стороны, подражают природе. Аристотель утверждал, что в контексте понимания труда как одной из причин существования вещей техника может быть рассмотрена в качестве искусства извлекать из природы ее потенциальные возможности ради обеспечения человеческого существования.

Попытки осмысления феномена техники предпринимались и в более позднее время, но все они носили неспецифический характер, поскольку сама идея техники, а также понимание проблемного характера технической реальности еще не оформились в сознании человека. Так, к примеру, Ф. Бэкон исследовал принципиальные возможности изготовления машин и механизмов в отношении той пользы, которую они могут принести обществу.

Собственно в специфической философии техники и технического знания можно выделить три основных этапа формирования и развития:

1) Становление философии техники и технического знания как особой исследовательской области, формирование того круга идей, которые заложили фундамент современного философского вопрошания о технике.

В хронологическом смысле данный этап охватывает примерно последнюю треть XIX – первую половину XX вв. В содержательном смысле к нему относятся работы таких авторов, как Э. Капп, А. Эспинас, К. Маркс, П. Энгельмейер, О. Шпенглер, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Эллюль и др.

Именно в трудах указанных мыслителей впервые прозвучали такие значимые идеи в отношении рассмотрения феномена техники, как исследование ее роли в историческом развитии человеческой культуры, понимание техники в контексте возможной реализации божественных замыслов, изучение оснований технического сознания, указание на возможность утраты человеком своей идентичности посредством влияния техники, осмысление онтологических оснований технического, рассмотрение роли техники в тоталитарном обществе и механизмов формирования технократии и т. д.

2) Появление развитой специфической философии техники и технического знания.

В хронологическом смысле данный этап охватывает примерно середину – третью четверть XX в. В содержательном ключе к нему относятся труды таких мыслителей, как Л. Мэмфорд, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Х. Сколимовски, Р. Дарендорф, Г. Рополь, А. Хунинг и др.

Работы данных авторов можно условно разделить на три смысловых группы, объединенные общей проблематикой и методологическими основаниями. В качестве первой подобной группы следует указать на социальную философию техники, к которой относятся, например, взгляды Л. Мэмфорда и Г. Маркузе. В качестве второй такой группы необходимо упомянуть об аналитической философии техники и технического знания, наиболее ярким представителем которой является Г. Рополь. И наконец, третьей смысловой группой здесь выступает антропология техники, представленная взглядами А. Хунинга.

Социальная философия техники и технического знания занимается исследованием технического прогресса, взятого в контексте развития общественных отношений, связей и институтов. Аналитическая философия техники изучает ее как объект особой науки, всеобщей технологии, интерпретируемой с помощью введения представления о существовании так называемых социально-экономических систем, характеристики которых должны быть описаны с помощью положений теории информации. Антропология техники рассматривает данный феномен в горизонте возможного формирования и развития исследовательского сознания, а также освобождения человека от иллюзий, связанных с научно-техническим прогрессом.

3) Распространение исследований техники и технического знания в контексте существования информационного общества.

В хронологическом смысле данный этап охватывает примерно последнюю четверть XX – начало XXI вв. В содержательном отношении к нему можно причислить изыскания Д. Белла, Э. Тоффлера, У. Драйзарда, А. Турена и др.

В трудах указанных авторов активно развивается идея о том, что будущий технический прогресс невозможен без радикальных общественных изменений, связанных прежде всего с глобальным переходом человечества к цифровым формам хранения и передачи информации, за счет чего основным источником прибавочной стоимости постепенно становится не прямой человеческий труд, а накопленное обществом знание.

Главной же мыслью, которая красной нитью проходит сквозь все философские концепции техники и технического знания на протяжении всех этапов их формирования и развития, является разумное опасение за судьбу человечества в связи с масштабностью настоящих и будущих технических нововведений и глобальностью вероятных последствий их внедрения в повседневную и производственную практику.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.