Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра менеджмента

 

В.Д. Баева, В.М. Новиков

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Учебно-методический комплекс

 

 

Ростов-на-Дону


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

Кафедра менеджмента

 

Ответственный редактор д.э.н., проф. Некрасов В.Н.

 

Баева В.Д., Новиков В.М..

Управление персоналом: Учебно-методический комплекс.- Ростов н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС, 2011. - 44 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», 080107.65 «Налоги и налогообложение».

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 1 от 30 августа 2011 г.

Общие сведения о курсе

Учебная дисциплина «Управление персоналом» входит в число базовых теоретических курсов подготовки менеджеров. Знание закономерностей, методов управления персоналом, умение применять их в практической деятельности руководства коллективами является одной из приоритетных компетенций современного руководителя, способствующей согласованию организационных и индивидуальных целей участников корпоративных отношений.

Цельюизучениядисциплины «Управление персоналом» является обучение студентов современным концепциям, принципам и методам управления персоналом организаций, направленным на более эффективное применение трудового потенциала работников, воздействие их профессиональных способностей для достижения корпоративных и индивидуальных целей, нормам социально-трудовых отношений, а также формирование у студентов умений и навыков практического применения кадровых технологий.

Задачами курса «Управление персоналом» являются:

- изложение общих понятий, целей и задач курса;

- обучение основам формирования кадровой политики;

- анализ применения маркетинговой концепции в аспекте кадрового планирования;

- изучение методов и принципов подбора и отбора персонала, технологий оценки кандидатов при приеме на работу;

- определение роли социально-психологических факторов в управлении персоналом;



- выявление необходимости развития персонала для повышения экономической эффективности организаций;

- изучение системы оценки и аттестации персонала;

- изучение современных механизмов стимулирования;

- исследование факторов безопасности труда персонала;

- анализ современных кадровых технологий;

- исследование зарубежного опыта управления человеческими ресурсами.

Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Управление персоналом»

Персонал организации как объект управления; место и роль управления персоналом в системе управления организацией; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; анализ кадрового потенциала; перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная и организационная адаптация индивидуумов в составе персонала; конфликты в коллективе; оценка эффективности управления персоналом. Лидерство, власть, влияние. Требования к современному руководителю.

Учебно-тематический план по специальности
080507.65 «Менеджмент организации»:

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения 2-е высшее
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
Концептуальные основы управления персоналом: общие понятия, цели, задачи.
Рынок труда. Управление занятостью.            
Основы формирования системы управления персоналом. Социально-трудовые отношения.            
Социально-психологические аспекты управления персоналом.            
Формирование кадровой политики. Стратегия управления персоналом.      
Кадровое планирование в организации. Маркетинг персонала.          
Методы и принципы подбора и отбора персонала. Технологии оценки кандидатов при приеме на работу.            
Управление процессом адаптации персонала            
Профессиональное обучение и повышение квалификации управленческих кадров            
Планирование и развитие карьеры сотрудников            
Управление производительностью труда      
Создание системы оценки и аттестации персонала            
Место и роль мотивационных факторов в процессе трудовой деятельности работников.            
Современные механизмы стимулирования результатов труда персонала
Безопасность, условия и дисциплина труда персонала            
Эффективное руководство и формирование рабочих групп            
Зарубежный опыт управления персоналом            
Итого: 68/34/34 16/10/6 10/6/4 12/8/4
Самостоятельная работа, в том числе: - курсовая - контрольная работа - виды работ, предусмотренные приказом о нормах времени        
 
     
       
Экзамен        

Учебно-тематический план по специальности
080107.65 «Налоги и налогообложение»:

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения 2-е высшее
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
Концептуальные основы управления персоналом: общие понятия, цели, задачи.        
Рынок труда. Управление занятостью.            
Основы формирования системы управления персоналом. Социально-трудовые отношения.              
Социально-психологические аспекты управления персоналом.            
Формирование кадровой политики. Стратегия управления персоналом.        
Кадровое планирование в организации. Маркетинг персонала.          
Методы и принципы подбора и отбора персонала. Технологии оценки кандидатов при приеме на работу.              
Управление процессом адаптации персонала            
Профессиональное обучение и повышение квалификации управленческих кадров              
Планирование и развитие карьеры сотрудников            
Управление производительностью труда        
Создание системы оценки и аттестации персонала            
Место и роль мотивационных факторов в процессе трудовой деятельности работников.              
Современные механизмы стимулирования результатов труда персонала
Безопасность, условия и дисциплина труда персонала              
Эффективное руководство и формирование рабочих групп            
Зарубежный опыт управления персоналом            
Итого: 52/34/18 12/10/2 10/8/2 10/8/2
Самостоятельная работа, в том числе: - курсовая - контрольная работа - виды работ, предусмотренные приказом о нормах времени        
       
       
       
Экзамен        

Программа курса

 

Тема 1. Концептуальные основы управления персоналом:
общие понятия, цели, задачи.

 

Персонал. Человеческий ресурс современных организаций, его экономическая и социальная ценность. Отличие человеческих ресурсов от прочих экономических ресурсов. Труд как фактор производства. Трудовой потенциал. Кадровый потенциал. Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Человеческий капитал. Человеческий фактор, определяющий структурные сдвиги в экономической стратегии современных организаций.

Управление человеческими ресурсами. Управление персоналом. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами как фактор повышения экономической эффективности организации. Отличие управления персоналом от управления человеческими ресурсами. Инновационный характер управления персоналом.

Принципы управления персоналом. Методы управления персоналом: организационные, административные, экономические, социально-психологические. Предпосылки формирования и развития системы управления персоналом как вида профессиональной деятельности.

Концептуальные основы управления персоналом. Классические теории управления (школа научного управления, административная школа), теория «человеческих отношений», теория «человеческих ресурсов», теория «социального капитала».

 

Тема 10. Планирование и развитие карьеры сотрудников

Планирование карьеры сотрудников. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.

Формальное обучение как фактор развития персонала. Анализ профессий, подлежащих периодическому повышению квалификации.

Неформальное обучение как фактор развития персонала. Горизонтальное (профессиональное) и вертикальное (должностное) развитие персонала.

Гибкое разделение труда по принципу расширению профессиональных компетенций как фактор развития персонала и повышения конкурентоспособности организации. Делегирование полномочий как фактор развития персонала. Ротация как фактор развития персонала.

Планы семинарских занятий

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой, специализированными интернет-сайтами при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам.

Семинар 1. Концептуальные основы управления персоналом:
общие понятия, цели, задачи.

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы должно базироваться на теоретических основах менеджмента, управления персоналом, социологии, экономической теории.

В экономической науке и практике применяются разные термины: «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «персонал», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы», «рабочая сила» и другие, характеризующие все стороны носителя этих понятий – человека.

Изучение теоретических основ управления персоналом позволяет рассмотреть персонал как людей в рамках отдельных организаций с комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных и др. и на этой основе повысить эффективность управления ведущим фактором производства – персоналом и конкурентоспособность организации.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Характеристика человеческих ресурсов современных организаций..

2. Отличительные черты человеческих ресурсов в сравнении с прочими экономическими (производственными) ресурсами.

3. Понятия «человеческий ресурс» и «фактор труд».

4. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами как фактор повышения экономической эффективности организации.

5. Принципы и функции менеджмента в современных условиях.

6. Отличие управления персоналом от управления человеческими ресурсами.

7. Принципы управления персоналом.

8. Методы управления персоналом.

 

Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

3. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

4. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

Дополнительная литература

1.Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. – 2011. - № 1. – С. 13-22.

2.Черковец В. Категория «человеческий капитал» в общей экономической теории: исторический взгляд и содержательное определение (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. - № 7-8. – 2009. – С. 88-108.

Вопросы для обсуждения

1. Система социально-трудовых отношений в рыночной экономике.

2. Рынок труда и его характеристики.

3. Формирование спроса и предложения рабочей силы.

4. Управление занятостью.

5. Безработица: формы и характеристики.

6. Задачи и направления государственного регулирования социально-трудовых отношений в РФ.

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: социально-трудовые отношения, рынок труда, занятость, государственная политика занятости, безработица.

 

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.

3. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

 

Дополнительная литература

1. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.


Вопросы для обсуждения

 

1. Персонал предприятия как объект управления. Структура персонала по категориям.

2. Место управления персоналом в системе управления предприятием.

3. Современные задачи и функции службы по управлению персоналом в организациях.

4. Новые функции работы с персоналом: кадровый аудит, маркетинг персонала, контроллинг, кадровый мониторинг, лизинг персонала и аутсорсинг управления кадрами в организации.

5. Трудовые обязанности менеджера по кадрам в современных российских организациях.

6. Построение модели профессионально-компетентного менеджера по кадрам.

 

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: структура службы управления персоналом, административная функция, информационно – аналитическая функция, менеджер по управлению человеческими ресурсами, профессиограмма, корпоративная культура, информатизация кадровых служб, миссия, профессиональное разделение труда, технологическое разделение труда, положение о структурном подразделении.

Практическое задание к семинару

1. Составить профессиограмму менеджера по кадрам в современной российской организации.

2. Проанализировать задачи всех субъектов кадровой работы на примере российской организации, сделав акцент на вопросах их взаимодействия.

3. Рассмотреть роль кадровых служб в достижении целей организации.

4. Рассмотреть роль технологии организационной культуры в поддержании положительной мотивации в рабочей группе.


Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

4. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

5. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

6. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

7. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практич. пос. М.: Интел-Синтез, 2002.

8. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

Дополнительная литература

1. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.

2. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.

Вопросы для обсуждения

1. Социально-психологические характеристики персонала.

2. Потребности и нужды персонала.

3. Интересы, цели, ценности персонала.

4. Необходимость анализа социально-психологических характеристик персонала для достижения целей организации.

5. Типология трудового поведения.

6. Психологический контракт как форма взаимодействия и обмена между работодателем и работником.

 


Практическое задание к семинару

1. Проанализировать отличие нужд и потребностей персонала.

2. Разработать анкету, нацеленную на выявлению типа трудового поведения работника.

Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

4. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

5. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

6. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

7. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практич. пос. М.: Интел-Синтез, 2002.

8. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.

2. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.

3. Зеленова О.И. Организационная культура и лидерство. – Москва: РУДН, 2008.

Вопросы для обсуждения

1. Формирование целей и задач государственной кадровой политики.

2.Роль государства в разработке стратегии развития кадрового потенциала общества.

3.Кадровая политика организации.

4.Взаимосвязь кадровой политики с прочими областями хозяйственной политики организации: управлением экономической деятельностью, производством, научно-технической деятельностью, маркетингом, внешнеэкономической деятельностью и т.д.

5.Концептуальные кадровые документы: устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положения о подразделениях, должностная инструкция, трудовой договор.

6.Стратегическое управления персоналом.

 

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: государственная кадровая политика, кадровая политика организации, стратегия управления персоналом, миссия организации, компетентность персонала, компетенция.

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

3. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

4. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

5. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практич. пос. М.: Интел-Синтез, 2002.

7. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

Дополнительная литература

1. Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 800 с.

Семинар 6. Кадровое планирование в организации. Маркетинг персонала.

Методические рекомендации по изучению темы. При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть роль кадрового маркетинга в кадровом планировании. Рекомендуется сделать акцент на том, что кадровый маркетинг направлен на исследование внешнего и внутреннего рынка труда, удовлетворение потребностей субъектов рынка труда, а также на выявление будущей потребности в в кадрах организации, что следует учитывать при планировании потребности в персонале.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и содержание кадрового планирования.

2. Расчет потребности в персонале.

3. Разработка штатного расписания.

4. Кадровое обеспечение системы управления персоналом.

5. Кадровый маркетинг.

6. Планирование затрат на персонал.

Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

4. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

5. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

Дополнительная литература

1. Бухалков М.И. Управление персоналом. - М. : Инфра-М, 2008. - 400 с.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.

3. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.

Вопросы для обсуждения

1. Привлечение и набор новых сотрудников.

2. Методология качественной и перспективной оценки кандидатов при приеме на работу.

3. Технология оценки кандидатов при приеме на работу.

4. Профессиограмма как объективная составляющая набора кадров: методика составления.

Практическое задание к семинару

1. Составить профессиограмму по выбранной должности.

2. Студентам дается задание разработать:

- методику информирования о вакантных местах в организации – определить источники и формы информации, разработать конкретные объявления о вакансиях;

- методику оценки кандидатов на вакантные места в гипотетической организации. Методы, предлагаемые группой студентов, помогают подбору претендентов, которые будут трудиться с максимальной отдачей и чувствовать себя психологически комфортно в коллективе;

- план адаптации новых сотрудников в организации; распределение обязанностей по адаптации новичков среди субъектов кадровой работы.

Среди рабочей группы студентов выделяется состав кадровой службы, анализирующий предложенные методы с точки зрения их эффективности. Каждый студент составляет резюме по схеме, предложенной преподавателем.

Студенты разрабатывают план кадрового собеседования.

Студенты, представляющие менеджеров по персоналу, выбирают наиболее эффективный план кадрового собеседования, изучив представленные резюме с точки зрения наиболее достойных кандидатов на гипотетическую должность.

 

Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

4. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

5. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

Дополнительная литература

1. Быков В., Сергеева И. Привлекательность предприятия как важнейший фактор обеспечения стабильности кадрового потенциала (на материалах нефтегазовой отрасли) // Управление персоналом. – 2010. - № 12. – С. 49-52.

2. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.

3. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.


Вопросы для обсуждения

1. Роль адаптации в управлении персоналом организации.

2. Виды адаптации. Факторы, влияющие на адаптацию.

3. Управление адаптацией персонала.

4. Адаптация управленческого персонала: особенности поведения руководителя в коллективе.

 

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: социально-психологическая, профессиональная, организационно-административная адаптация, наставничество, испытательный срок, специализированная программа адаптации.

 

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

3. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

4. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

Дополнительная литература

1. Бухалков М.И. Управление персоналом. - М. : Инфра-М, 2008. - 400 с.

2. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.

Вопросы для обсуждения

1. Системный подход к организации образовательной подготовки персонала.

2. Современные технологии оценки эффективности внутрифирменного обучения: перенос результатов обучения на рабочее место.

3. Новейшие методы обучения персонала управления.

4. Технология стимулирования обучения персонала управления.

5. Формальное обучение: преимущества и недостатки.

6. Неформальное обучение: преимущества и недостатки.

7. Основные направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала.

 

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: экспертная оценка кадров, система социального продвижения, принципы системы обучения, стажировка, деловая игра, мозговая атака, самообразование, профессионализм, самообучающаяся организация, формальное и неформальное обучение.

 

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

3. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

4. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

 

Дополнительная литература

1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.

2. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

Семинар 10. Планирование и развитие карьеры сотрудников

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с понятия карьера. При этом необходимо объяснить важность соответствия карьерных ожиданий сотрудников стратегии развития организации.


Вопросы для обсуждения

1. Типология карьеры.

2. Планирование карьеры сотрудников.

3. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.

4. Анализ профессий, подлежащих периодическому повышению квалификации.

 

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

3. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

4. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

5. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практич. пос. М.: Интел-Синтез, 2002.

Дополнительная литература

1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.

2. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.

3. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.

4. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.

Вопросы для обсуждения

1. Сопоставление понятий «производительность», «интенсивность», «эффективность» труда.

2. Средняя и предельная производительность труда.

3. Факторы, влияющие на производительность труда.

4. Стимулы как способы повышения производительности труда.

 

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.

Вопросы для обсуждения

1. Распределение функций по проведению аттестации среди субъектов кадровой работы в организации.

2. Цели и задачи аттестации персонала. Организация процедуры и требования к аттестации кадров.

3. Организация процедуры и требования к аттестации кадров.

4. Проблемы и направления совершенствования аттестационной технологии в системе управления персоналом.

 

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: должностное соответствие, профессионально–квалификационное соответствие, методы оценки кадрового потенциала, производительность труда, структура итогового заключения, оценочная беседа, оценка личностных качеств персонала, аттестация, аттестационная комиссия.

 

Практическое задание к семинару

Преподаватель готовит для проведения деловой игры необходимую документацию.

Студенты составляют итоговое заключение по кандидатуре аттестованного. В ходе обсуждения выявляются необходимые составляющие итогового заключения и вырабатываются рекомендации по дальнейшему использованию сотрудника.

 

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

3. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

4. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

Дополнительная литература

5. Аудит и контроллинг персонала организации / под ред. П. Э. Шлендера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Вузов. учеб., 2010. – 262 с.

6. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.

Семинар 13. Место и роль мотивационных факторов в процессе трудовой деятельности работников

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с рассмотрения классических и современных теорий мотивации, а также характеристики мотивационного процесса. Особо следует остановиться на выявлении особенностей формирования и реализации потребностей, стимулов, мотивов и запросов.

Для формирования не









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.