ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ц, Ч.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ц, Ч.





Цели:

1. Формировать у учащихся умение различать согласные Ц. Ч в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, предметные картинки: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы; перфокарты, фишки, таблицы для мнемонического приема.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеригзуйте эти звуки. В чем разница их артикуляции?

Игра «Кто больше».

Проведем игру «Кто больше». Вы должны придумать слова, сначала со звуком Ч, затем со звуком Щ. Победит тот» кто придумает больше слов и наберет больше фишек.

III. Знакомство с новой темой.

1Отгадывание загадок, выделение первых звуков в словах-отгадках.

Длинным клювом тонким - Когда лежу на месте

Схватит лягушонка, Не раскрывая рта,

Капнет с клюва капля, Во мне, скажу по чести,

Кто же это...? (ЦАПЛЯ) Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето?

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне видно от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я ... (ЧЕМОДАН).

Итак, сегодня вы учитесь различать звуки Ч, Ц.

Охарактеризуйте эта звуки.

2Уточнение артикуляции звуков. В чем различие артикуляции этих звуков?

3Сопоставление звуков, с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Первой букве Буква Ц -

В слове чтение - Внизу крючок.

Букве Ч, Точно с краником бачок.

Мое почтение.

IV. Закрепление пройденного материала.

1Дифференциация Ч, Ц в слогах.

а) Прочитайте слоговые цепочки по слоговой таблице. Повторите их,



ЧА-ЦА-ЧА ЦА-ЧА-ЦА
ЧА-ЦА-ЧА-ЦА ЦА-ЧА-ЦА-ЧА

б) Прослушайте слоги, запишите:

первую букву каждого слога:

ЧА, ЦА, ЧО, ЧУ, ЦО, ЦЫ, ЧИ, ЦЕ, ЧЕ

последнюю букву, каждого слога:

АЧ, АЦ, УЧ, УЦ, ОЦ, ЫЦ ОЧ, ИЧ, ИЦ, ЕЦ, ЕЧ.

Подсчитайте каких букв больше.

2Дифференциация Ч, Ц в словах.

а) «Буква потерялась». Найдите букву.

МОЛОДЕ..., КУЗНЕ…, СОЛН...Е, ПОСЛОВИ...А, ...ИРК, ...АШКА, БО...КА, О...КИ, ...ЕРЕПАХА, МЯ...ИК, ЗАДА...А, РУ...КА, ТУ...КА, У...ЕНИК.

б) Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено? Запишите названия картинок. Подчеркните буквы Ч, Ц разными пастами.

Картинки: огурец, палец стручочки, цепи, сморчок, ножницы.

Прочитайте слова, каких букв больше, Ч или Ц.

в) Измените слово так, чтобы полнился звук Ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица-уличный, овца-овечий (овечка).

РУКАВИЦА - ЛУКОВИЦА - ПТИЦА -

КОЛЬЦО - ЛИЦО - СИНИЦА -

ОГУРЕЦ - ВОДИЦА - ТЕПЛИЦА -

ЦВЕТОК - УЛИЦА - ЩИПЦЫ -

Прочитайте слова.

г) Прослушайте слова, Определите наличие и место звуков Ч, Ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом, под схемой напишите соответствующее слово.

Образец: ___ цч __

солн, це поч, ка

Горчица, волчица, учительница, молочница, чертежница, летчица

(1 ученик у доски). Все сверяют написанное с записью на доске.

3Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

а) Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица.

Черная курица.

Крошечная царапина.

Узорчатое полотенце.

Отличная оценка.

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Снесла курочка....

Летом целый день печет ....

Лисица охотилась на ....

Среди колокольчиков стрекочут ....

Аленушка печалится о .... Иванушке.

Из маленького цыпленка вырастет большая ….

Прочтите предложения. Найдите главные члены.

Логопедическая физминутка.

4Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

Составьте рассказ по опорным словам.

ЦЕЛАЯ ОХАПКА, РЮКЗАЧКИ, УДОЧКИ, УДАЧНАЯ ПРОГУЛКА, ПЕЧЕНАЯ КАРТОШКА, ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КУЗНЕЧИКИ, БАБОЧКА.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №52

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч, Ц.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Ч, Ц в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные, карточки, матитофонная запись, предметные карточки: огурцы, туча, платочек, меч, очки; перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляций?

Игра «Превращение слов - волшебная цепочка».

Я назову слово, со звуком «Ц» или «Ч», а вы должны продолжить - придумать слово, начинающееся с того звука, которым заканчивалось слово произнесенное мной и чтобы в этом слове был звук «Ц».

на «Ц» - Цветок - красавец - цвет - танцор - рубец - царство - огурец -царевич -частица.

на «Ч» - Чижик - ключ - час - счет - ткачи.

Продолжим работу над звуками.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация звуков Ч, Ц в слогах.

а) Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности:

цу-чу-цу чу-цу-цу-чу цо-чо-цо-чо

чу-цу-чу цу-чу-чу-цу чо-цо-чо-цо

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Ч, во вторую - с буквой Ц:

ЧА, ЦУ, АЧ, УЦ, ЧУ, ЧИ, ЕЧ, ЦЕ, ОЦ, ЦА, ЯЧ, ЯЦ, ЧРЕ, ЦВЕ, ЧПЕ, ЧВЕ. ЦВЕ, ЧТЕ, ЧТИ, ЧМО, АЧА, АЦА.

Подсчитайте, каких слогов больше.

2.Дифференциация Ч и Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

МЯЧ, МОЛОДЕЦ, СИТЕЦ, КОЛОДЕЦ, СКВОРЕЦ, ПТЕНЕЦ, МЕЛЬНИЦА, ОТЧЕСТВО, ПЛАЧ, ГРАЧ, СВЕРЧОК, КУРОЧКА, ЧУРКА, ЦАРАПАТЬ, БОРЩ, ДВОРЕЦ, ПЧЕЛКА.

б) Закончить слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА:

Ули..., да..., мелыни..., зада.., кру..., столи..., ку..., пти..., больни..., красави....

Прочтите слова.

в) Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц:

…ерта, ...епь, …веты, …ерешня, вра…, доще…ка, по…тальон, яй…о, ножни…ы, вето…ек.

Прочтите слова.

3.Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

а) Дополнить предложения, используя картинки.

В огороде поспели ... (ОГУРЦЫ)

На солнце надвигалась темная ... (ТУЧА)

Света подарила бабушке красивый ... (ПЛАТОЧЕК)

Дети играли в ... (МЯЧ).

Дедушка, потерял... (ОЧКИ)

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения, назовите второстепенные члены предложения.

б) Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц:

волчица, играть, волчата, с кусты, из, выскочили, зайцы

цапля, переходить, кочки, с, кочку, на

пчелы, полететь, гречишное, на, поле

пчелы, садиться, цветы, акация, на

листочки, у, были, птенцы, четыре

гнездо, ласточка, на, было, чердак

Прочтите предложения. Последнее предложение разберите графически (1 ученик у доски).

Логопедическая физминутка

4.Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Недоу...енный хуже неу…ёного.

Хо…ешь есть кала…и - не сиди на пе…и.

Чего себе не хо…ешь, того и другому не делай.

Не разбивши яй…а, не сделаешь я…ни...у.

Поговорка - …вето…ек, послови…а - ягодка.

Прочитайте пословицы, объясните их значение. Подсчитайте количество букв Ч, Ц.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 53.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.