Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Р, Л.





Цели:

1. Сформировать умение различать согласные Р, Л устной и письменной речи;

2. Развитие фонематичеекого восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие памяти, мышления, внимания;

5. Развитие зрительного восприятия;

6. Развитие связной речи.

Оборудование: слоговые таблицы, таблицы для мнемонического приема: таблица «Слоговое лото», карточки с текстом рассказа «До свидания ласточки».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение первых звуков из слов-отгадок.

Отгадайте загадки:

По волне, по волне плывет музыка во мне. (РАДИО).

Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг пики зеленые выставил ... (ЛУК).

Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Буква Р - на мачте парус. Алфавит продолжит наш

Вдаль плывёт, небес касаясь. Буква Л - лесной шалаш.

4.Дифференциация звуков Р, Л.

а) Дифференциация Р, Л в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице

ра-ла ла-ра рё-лё ара-ала

ро-ло ло-ро ри-ли аро-ало

ру-лу лу-ру рю-лю ару-алу

ры-лы лы-ры ря-дя ары-алы

2) Напишите слоги под диктовку.

Левая рука учеников опирается локтем иа парту, поднята вверх. Если логопед диктует слог с буквой Р, ученики опускают кисть левой руки вниз, если с буквой Л – поднимают вверх кисть и записывают слоги. По ходу работы логопед следит за правильностью выполнения работы.

РА, РО, РУ, ЛЕ, ЛЯ, РЫ, ЛЫ, АЛ, ОР, УР, ЫЛ, ИЛ, ЕЛ, ЕР

б) Дифференциация Р, Л в словах.

1) «Слоговое лото».

На волшебных ёлочках висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слово:

ло, за, па, си, та (лоза, лопата, лоси);

ре, ра, та, па, ка, но, ро, са, га ( река, нора, роса, карета,рога, пара, репа, рано)

2) Отгадывание загадок, запись слов - отгадок в разные столбики.

Крашеное коромысло Ни пера, ни крыла,

Над рекой повисло А быстрее орла,

(РАДУГА). Только выпустит хвост

Сама не ем, а людей Понесется до звезд (РАКЕТА)

Кормлю.(ЛОЖКА)

Падают с ветки Рядом с дворником шагаю,

Золотые монетки. Разгребаю снег кругом

(ЛИСТЬЯ) И ребятам помогаю

Он с тобою и со мною Делать гору, строить дом (ЛОПАТА)

Шёл лесными стежками

На ремнях с застежками. (РЮКЗАК)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок (ЛИСТВЕННИЦА)

Летом бежит,

Зимой спит В сенокос горька.

Весна настала - А в мороз сладка,

Опять побежала. (РЕКА) Что за ягодка? (РЯБИНА)

Деревянная дорога,

Вверх идёт она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (ЛЕСТНИЦА)

Прочтите слова, записанные в столбики.

3) Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

...ожка, пи...а, к...ыжовник, г...иб, ...ыжи, ё...ка, то…т, смо...одина, до...ога, кук...а, самосва...

Прочтите слова, подсчитайте, каких букв больше.

Чистоговорки.



РА-РА-РА - начинается игра.

РЫ-РЫ-РЫ - у мальчиков, шары.

РО-РО-РО - у нас новое ведро.

РУ-РУ-РУ - продолжаем мы игру.

РЕ-РЕ-РЕ – стоит домик на горе.

РИ-РИ-РИ - на ветках снегири.

АР-АР-АР - кипит наш самовар.

ОР-ОР-ОР - созрел красный помидор.

ЛО-ЛО-ЛО - на улице тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ - стул стоит в углу.

УЛ-УЛ-УЛ - у нас сломался стул.

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль.

в) Дифференциация Р-Л в предложениях.

1) Предложения для анализа и записи.

Клава рвала сливы.

Рыболовы вернулись вечером.

Маляры несли полные ведра краски.

По крыше гремел проливной дождь.

Мы с братом плавали на пароходе по Волге.

Прочтите предложения. Назовите главные и второстепенные члены предложения

2) Диктант (слуховой).

Было жарко. Дети купались в реке. Дружок спал на берегу. Валера брызнул на Дружка водой. Дружок рычал. Дети долго играли у реки.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Р-Л в связной речи.

Прочтите рассказ «До свидания, ласточки».

«В Ленинграде пятнадцать градусов мороза, - говорит радиоприемник. - А на юге сейчас тепло, светит солнце, распускаются цветы. Купите билет на самолет, и через три часа вы сможете искупаться в море». Костя слушает и мечтает вслух: «Вот бы сейчас на юг. Там...» «Не знаю, что там, - перебивает его Лена, - а здесь тебе придется сходить в магазин за хлебом!» Костя вздыхает и начинает одеваться. А Лена командует: «Шапка! Шарф! Варежки! Ты не на юге!» Костя бежит через парк, отворачивая лицо от холодного ветра, Что это там, под деревом? Костя подбежал ближе и тут же забыл о хлебе. Домой он, вернулся с двумя пичугами в шапке: «Вижу в снегу ласточка, рядом другая ...». «Что делать? Что делать? - закричала Лена, согревая птиц в ладонях. Костя вдруг засмеялся: «Самолет! Три часа - и он на юге!»

Начальник аэропорта надел очки посмотрел на ласточек и сразу всё понял. Он пошёл с ребятами прямо к самолету, самому большому из всех. «Вот тебе Надежда, два пассажира без билетов, - сказал он стюардессе и отдал ей коробку. Открой, когда прилетите на юг». «Привет морю! - кричит Лена. «До свидания, ласточки! - шепчет Костя.

Самолет приземлился в приморском аэропорту. Первой на трап вышла стюардесса. Она открыла коробку, и ласточки взмыли в синее южное небо».

Словарная работа: стюардесса, взмыла.

Что узнал Костя по радиоприемнику?

Куда отправился Костя?

Почему он вернулся домой без хлеба?

Куда решили отправить ласточек ребята?

Кто помог отправить ласточек на юг?

Перескажете содержание рассказа.

III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ№ 56









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.