Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Р-Л.





Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Р-Л в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие мышления, памяти, внимания.

Оборудование:магнитофоннаязапись, сигнальные карточки, карточки с кроссвордами, карточки с текстом, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии?

Охарактеризуйтс их. В чем разница их артикуляции? В чем разница написания букв Р, Л?

Слоговой аукцион.

Придумайте слова:

Ла… (па, комка, сточка);

Ля... (гушка);

Лу... (на);

Лы... (жи);

Ли... (са);

ра... (бота);

ру... (чеёк);

ры... (ба);

ре... (диска);

ри ...(рис).

Сегодня продолжим работу над этими звуками (Л, Р).

III. Повторение пройденного материала.

1. Дифференциация Р-Л в слогах.

а) Повторите, запомните, напишите слоги.

Ла-ра-ла ла-ра-ра-ла

ло-ро-ло ра-ла-ла-ра

лу-ру-лу ре-ле-ре-ле

лы-ры-лы рю-рю-лю-рю

Прочитайте слоги.

б) Запишите слоги в разные столбики: в первый - слоги с буквой Р, во второй - слоги с буквой Л.

ЛА, РО, ЛУ, РУ, ЛЕ, РЮ, АЛ, ОР, УЛ, ЫЛ, РАР, ЛАЯ, АЛА, АРА, АЛУ, АРУ, РИ, ЛЁ, ЫЛ, ИР.

Прочитайте слоги.

2. Дифференциация Р-Л в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Карась, лодка, повидло, проверка, рыбак, плач, пораньше, средний, плохо, хорошо, плаванье, футбол, заборы, порядок, оглядись, плен, прятки, самовар, самосвал.

б) Работа с карточками. Разгадывание кроссвордов.

Игры Деда Буквоеда

Десять львов

1. …лев… (сталевар)

Первый лев - властитель домны. (словарная работа)

2. лев... (левкой)

А второй - цветочек скромный.

3. …ле…в... (оленевод)

Третий лев пасёт оленей.

4. ле…в… (лезвие)

Этот острый, в мыльной пене.

5. лев... (клевер)

Пятый - корм для лошадей.

6. …лев… (телевизор)

Лев - источник новостей.

7. …лев (хлев)

Здесь в седьмом, бычок вздыхает.

8. …лев… (полевод)

Этот полю помогает.

9. …лев… (рулевой)

Этот в руки взял штурвал.

10. Л...в… (ленивец)

А десятый очень вял.

На рисунке перед вами

Мирно дремлет вверх ногами.

Раки

1. р…а …к … Рак - из хлопка сшит (Рубашка)

2. рак… Рак - на луну спешит (РАКЕТА)

3. …ра…ка Рак - в портфеле твоем живет (ТЕТРАДКА)

4. …ра…к… Рак - для шофюрских рук. (БАРАНКА),

в) Вставить пропущенные буквы Р, Л, подчеркнуть их разными пастами:

к…ыльцо, ко…аб…и, п…ятки, гене…а..., жа…ко, пожа…, …ампа, …ека, с…ивы, к…еве…

Прочтите слова, подсчитайте количество букв Р, Л определите, каких букв больше.

3. Дифференциация Р-Л в предложениях.

а) Придумайте предложения со словами:

МОРКОВЬ, РАДУГА, МАЛИНА, РЮКЗАК, ЛУНА.

Подчеркните буквы Р, Л разными пастами. Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

У С…авы были к…о…ики. Летом они резви...ись на во...е. Под б...евнами у к...оликов бы…и но…ы. На зиму С…ава взял к...оликов в дом. Теперь они живут в чу...ане.



Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв Р, Л. Определите каких букв больше.

4. Дифференциация Р-Л в связной речи.

Работа с карточками. Прочтите текст про себя, определите, каких букв больше (Р или Л).

Лисенок и лягушонок.

В лесу в большой луже жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить коробки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

«Зеленее всех зеленых - лупоглазый лягушонок?» И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел радом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит и грустно сказал: я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось. «Ничего!» - сказал лягушонок». Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».

Какая буква в тексте встречается чаще?

1) Кто жил в большой норе?

2) Чем любил заниматься лягушонок?

3) Как относился к лягушонку лисенок?

4) В чем признался лягушонку лисенок?

5) Как утешил лягушонок лисенка?

Прочтите текст цепочкой.

Читать надо бегло, правильно я выразительно.

Перескажите содержание текста.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 57

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Б, Д.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Б, Д;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие зрительного восприятия;

4. Развитей и совершенствование грамматического строя;

5. Развитие связной речи;

6. Развитие внимания, мышления, памяти.

Оборудование:слоговая таблица, таблица для мнемонического приема, картинки: белка, дятел; карточки с текстом сказки «На одном бревне».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Выделение звуков из начала слов, предметным картинкам.

Кто изображен нд картинках? Выделите первые звуки из начала слов. Охарактеризуйте звуки.

III.Уточнение артикуляция звуков, установление их сходства и различия.

IV.Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Буква Б вписывается Буква Д вписывается

в силуэт белки в силуэт дятла

V. Закрепление материала.

1.Упражнение в написании букв Б, Д.

На письме вы часто заменяете зги буквы, поэтому сейчас вы потренируетесь в их написании.

а) Допишите элемент буквы Б.

ббооооооооооооооооооо

б) Допишите элемент буквы Д.

ддооооооооооооооооооо

в) Допишите элементы букв по образцу и опорным точкам.

Б Д бд о о о о

БД бд о о о о о

г) Допишите элементы букв по образцу и опорной точке.

БД оо оо

д) Допишите элементы букв но образцу

б д б д о о о о о о

б д б д о о о о о о

б д б д о о о о о

с) Запишите буквы под диктовку б, д, д, б, д, б, б, д, б, д.

2.Дифференциация согласных Б, Д.

а) Дифференциация Б-Д в слогах.

1) Напишите слоги, дописывая элементы букв по опорным точкам;

Логопед требует, чтобы дети при выполнении работы одновременно проговаривали слоги.

оа - оа оу - оу

оо-оо оы - оы

оё - оё ои - ои

оя - оя ос - ос

2) Напишите слоги под диктовку.

Левая рука учеников, опирается локтем на парту, поднята вверх. Если логопед диктует слог с буквой Д, ученики опускают кисть левой руки вниз, если с буквой Б - поднимают вверх и записывают слоги. По ходу работы логопед следит за правильностью выполнения работы.

БА, БО, ДУ, БЕ, ДЛЯ, БЛА, БЛО, БЛЕ, ДРО, ДНО, БРО, ДРЫ, БРЫ, ЖБА, ЖБУ, ЛБЫ, РДА.

б) Дифференциация Б, Д в словах.

1) Спишите слова, дописывая элементы букв Б, Д по опорным точкам.

оочка, оом, оант, оазар, оорога, ооярка, оилет, оинт, руоашка, раоуга, горооа, прооукты.

2) Игра «Буква потерялась».

...о...ры, ...елка, зе...ра, ко...ра, са…, ...ерево, ....ыни, са…овник, ...иван.

3) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные столбики, разными пастами.

Сели птицы на страницы.

Знают были-небылицы. (БУКВЫ)

Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий, стан, белый сарафан. (БЕРЕЗА)

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не лечит, а только калечит (ДЯТЕЛ)

Без рук, без топоренка,

Построена избенка (ГНЕЗД0)

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (ОБЛАКО)

Яшарик, пушистый

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок

Остался стебелек. (ОДУВАНЧИК)

В дупле живет, да орешки грызет (БЕЛКА)

Цветное коромысло

Над лесом повисло (РАДУГА)

Прочтите слова.

в) Дифференциация согласных Б, Д в словосочетаниях и предложениях.

1) Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы Б, Д.

…елые ле…е…и…о…рая по...ружка

…ольшая …е…а …о…рый …октор Ай…олит

…линная …оро…а …о…рый моло...ец

Прочтите словосочетания.

б) Спишите предложения, дописывая элементы букв Б, Д.

Люоа ела оулку.Люоа оыла на оаче.

Все люои раоовались погоое. Поо окном растет оелая оереза.

Бараоатщик громко оараоанил.

Прочти предложения, найдите и назовите главные ивторостепенные члены предложений.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Б, Д в связной речи.

Работа с карточками. Прочтите текст.

На одном бревне.

Весной вышла речка из берегов. Оказались лиса и заяц на острове. А вода все прибывает, вот-вот остров затопит. Плывет мимо бревно. Заяц на него – прыг! Лиса видит, что заяц уплыть собрался - и тоже на бревно сиганула. Плывут вдвоем. Увидела их сорока, подлетела к бревну, на сучок села и говорит: «Хорошо устроилась лиса - сухо, и обед рядом!» Лиса после этих словно впервые зайца увидела, оскалилась зубы, кинулась к нему. Бревно двоих одними краем не выдержало, в воду окунулось. Лиса скорее насвое место. А сорока уже зайцу нашептывает: «Съест тебя лиса. Толкай её в воду». Зажмурился заяц, бросился на лису. Опять нагнулось, бревно. Пришлось зайцу назад вернуться. Сообразили звери, что от ссор бревно переворачивается. «Давай мирно сидеть - говорить лиса» «Давай» - соглашается заяц. Тут и берег показался. Уткнулось в него бревно, звери - в лес, а зловредная сорока ни с чем улетела.

(Н. Сладков).

1) Что случилось с рекой?

2) Как решили спастись заяц с лисой?

3) Как вела себя сорока?

4) Что решили заяц и лиса?

5) Почему автор назвал сороку ЗЛОВРЕДНОЙ? Перескажите содержание сказки.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.