Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 58





Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Б, Д.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Б, Д в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие зрительного восприятия;

4. Развитие и совершенствование грамматического строя;

5. Развитие связной речи;

6. Развитие памяти, мышления, внимания;

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, таблица с ребусом, перфокарты, слоговая таблица.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница написания этих звуков? В чем различие артикуляций этих звуков?

Отгадывание ребуса.

Отгадайте ребусы, в ответы рейсов входят звуки «Б» и «Д».

Ответы: дом, дятел, бабочка, булка

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Б, Д вслогах.

а) Прочтите слоги по слоговой таблице.

ба-да бе-де ба-да-ба

бо-до де-бе да-ба-да

бу-ду би-ди ба-да-да-бя

бы-ды бя-дя ба-да-да-ба

б) Напишите слоги, дописывая элементы букв Б, Д по опорным точкам.

оо, оу, оы, ое, ои, оя, оу, оё, оа, оя, ое, оу

Прочтите слоги.

2. Дифференциация Б, Д в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

БАРАБАН, ДЕДУШКА, БАБУШКА, БРЮКИ, ДОРОГО, ПОДБЕРЕЗОВИК, ДОЯРКА, БАНТ, РАДУГА, РУБАШКА, БОБЫ, КОМАНДИР, РАБОТА, БРУСНИКА, ДВЕРЬ, ПОДУШКА, ОБЛАКО.

б) Грамматическая арифметика.

БА + пресноводное животное с клешнями = временное жилище. (БАРАК)

БА + музыкальный звук = белый хлеб удлиненной формы. (БАТОН)

БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук (БАСОК)

Нота ДО + рожки у улитки? (ДОРОЖКИ)

Нота ДО + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + А =? (ДОСАДА)

в) Спишите слова, дописывая элементы букв Б, Д по опорным точкам.

оворы, оуоильник, оусы, оесеоа, ообрый, оооыча,оеоежал, оригаоа, оорьоа, поооерёзовик. (дворы, будильник, бусы, беседа, добрый, добыча, добежал, бригада, борьба, подберёзовик).

Прочтите слова.

г) К данным словам добавьте приставку ДО. Напишите слова парами,

Образец; брать - добрать

Брить -

Бежать -

Бывал –

Брести –

Бросить –

Прочитайте слова, подсчитайте количество букв.

3. Дифферегщнащщ Б, Д в связной речи.

а) Закончите предложение (устно).

Дежурный полил цветы чтобы …

Дети надели панамки...

Девочка аккуратно повесила свое платье в шкаф:..

Под березой росли грибы...

Бабушка принесла большой арбуз …

4. Дифференциация Б-Д в связной речи.

а) Слуховой диктант.

Белочка.

У детей в садув большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но, больше всех любил белочку Володя. Он каждый день давал белочке яблоки.

Однажды Володя забыл закрыть клетку. Белочка выбежала изклетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и пролила воду.

Логопедическая физминутка.

б) Работа с перфокартами.

Вставьте пропущенные буквы.

Без …ела жить - только не…о коптить.

…ояться несчастья, так и счастью не…ывать.

…ружба к …ратство …ороже лю…ога …огатства.

…рузья познаются в бе…е.

Судят не по словам, а по …елам.

Семеро о…ного не ж…ут.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 59

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ П,Т

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные П, Т в устной и письменной речи.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие зрительного восприятия.

6. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: таблицы для мнемонического приема, картинки: петух, тигр; карточка с текстом «Торопыжкина беда», таблица с ребусами, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. Чем отличаются артикуляции этих звуков? Чем эти буквы отличаются по написанию? Придумайте слова с этими звуками.

III. Знакомство с новой темой.

1. Выделение первых звуков из слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Выделите первые звуки из слов. Охарактеризуйте их.

2. Уточнение артикуляций звуков, установление их сходства и различия. Уточнение артикуляций. В чем разница артикуляций этих звуков?

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием. Необходимо обратить внимание детей на количество элементов, составляющих буквы П (два элемента) и Т (три элемента)

Буква Т стоит на крыше: На хоккее, на футболе

Телевизор в доме том. Буква П - ворота в поле.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

4. Прослушивание сказки.

А теперь прослушайте сказку «Торопыжкина беда».

Первого сентября вместе с другими малышами Торпыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве Т третью ножку дописывать и получалось у его буквы только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу консфету», а получается у него; «Я хочу конфепу»? Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает; «Пойдем гуляпь». Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке, и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова «три»?» «Т» - отвечает Торопыжка. «Так, вот» запомни, - говорит Знайка, - что у буквы Т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не путать букву Т с буквой П, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться».

Среди вас есть такие ученики, которые как Торопыжка, тоже путуют буквы Т и П. Давайте потренируемся в написании этих букв, чтобы их не путать на письме.

5. Дифференциация П, Т.

а) Тренировка в написании букв П и Т.

Посчитайте количество палочек, скажите, какая буква П или Т здесь, должна быть написана, напишите эту букву.

(Логопед предлагает детям посчитать количество ножек у написанных на доске букв П или Т, затем дети считают количество палочек в первой группе (три). Логопед спрашивает, какую букву можно написать (Т). После этого ученики чертят в тетради три палочки и обводят их как букву Т. Аналогично ведется работа с остальными группами палочек.

Скажите, сколько ножек у буквы Т и сколько - у буквы П? Запишите под каждой цифрой соответствующую букву.

3, 2, 2, 3, 3, 2, 3, 3, 2, 2, 3

б) Дифференциация П, Т в слогах.

1) Спишите слоги. Напишите вместо цифры букву П или Т.

2А-3А 3У-2У-2У О3-О2-О3

2И-3И 2Е-3Е-3Е А2-А2-А3

2Я-2Я 2Ю-3Ю-2Ю Е3-Е3-Е2

2Е-2Е 3Ё-3Ё-3Ё У2-У3-У2

Прочитайте слоги.

2) Спишите слоги. Вместо палочек напишите буквы П или Т.

Прочитайте получившиеся слоги.

IIа III IIIуII

IIуIII IIIаII

IIиIII IIIеII

IIяIII IIIяII

в) Дифференциация-П, Т в словах.

1) Отгадайте ребусы:

2) Спишите слова. Вместо палочек напишите буквы П или Т. Прочитайте получившиеся слова.

IIIанец жеяIIIок салюIII

IIавлин сIIIанок закаIII

IIIворог круIIа сироII

IIальма

3) Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные буквы П или Т.

Ка…ок, са…ог, ле...о. ле…ка, с…елый, кру…ой, коро…кий, кре...кий, салфе…ка, ко…ейка, лас…очка, новос…и.

4) Доскажите словечко.

По небесах оравою Я антоним шума, стука,

Бредут мешки дырявые Без меня вам ночью мука

И бывает иногда, Я для отдыха, для сна

Из мешков течет вода. Называюсь …(ТИШИНА).

Спрячемся получше

И от ветра, и от зноя. Быть должны всегда впорядке.

От дождя тебя укроет. Твои школьные... (ТЕТРАДКИ)

А как спать в ней сладко!

Что это? (ПАЛАТКА) Чтобы было где писать,

В школе там нужка... (ТЕТРАДЬ)

Я хозяйка разных снов,

Про дельфинов, про слонов. Он круглый и красный,

Про дворцы хрустальные Как глаз светофора.

И про звёзды дальние Среди овощей нет сочней …

Вы делитесь, и на ушко (ПОМИДОРА).

Вам нашепчет сны … (ПОДУШКА)

Вперевалку шел со льдин

К вам на утренник … (ПИНГВИН)

г) Дифференциация П, Т в словосочетаниях и предложениях.

1) Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы П или Т.

….ляжный костюм...ачка ва…ы

ки…айский зон…ик мес...о ку…ания

…равый бо…инок у…иная охо...а

Прочтите словосочетания. Подсчитайте количество букв, подсчитайте каких букв больше.

2) Из данных слов составьте и напишите предложения, изменив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина.

Катя, стелить, постель,

Пирожки, лежать, на, тарелка.

Толя, посылать, телеграмма.

Листья, лететь, по, ветер.

Петя, писать, на, листок.

Прочтите предложения, найдите и назовите главные члены предложения.

Логопедическая физминутка.

д) Дифференциация П, Т в связной речи.

а) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

Методические рекомендации: логопед пишет на доске слова. ПРИГОТОВИТЬСЯ, ПЛАСТМАССОВУЮ с пропущенными буквами П.Т. После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем дети еще раз прочитывают текст и пишут его по памяти.

Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут делать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться. На другой день Виталик принес с собой пластмассовую лопатку.

Вопросы:

Правильно ли Виталик понял доктора?

Почему вы думаете, что он не понял доктора?

б) Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы П или Т в пословицы.

...оздно поднялся день по...ерял.

В молодости не учился — жизнь …о…ерял.

…ишут не …ером, а умом.

…рус своей …ени бои…ся.

…ерпенне и …руд все …ере…ру…

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 60.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П, Т.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные П, Т в устной и письменной речи.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие зрительного восприятия.

6. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, таблица со словами-перевертышами, таблица с кроссвордом, карточки с текстом рассказа «Птичьи домики».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки? В чем разница артикуляций этих звуков? Чем отличаются буквы П, Т?

Отгадывание шарад: А сейчас отгадайте шарады. В словах-отгадках выделите звуки П, Т, определите их место.

Коль меня напишешь через букву О,

Лягу я под дверью дома твоего.

Коль меня напишешь через букву И,

На тарелку лягу в праздничные дни. (ПОРОГ-ПИРОГ)

И по реке и но пруду

Плыву я в тихую погоду

Но вставь лишь И— я поведу

Стальную птицу к небосводу (ПЛОТ-ПИЛОТ)

Я по полену, бью звеня.

Дровами на зиму снабжаю,

Когда же с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (ТОПОР-РОПОТ)

Слово названье

Дорожке даёт,

В горы и лес ею каждый пройдет.

Слово прочтете наоборот –

Сразу узнаете яблок сорт. (ТРОПА-АПОРТ)

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация согласных П-Т в слогах.

а) Спишите слоги. Вместо палочек напишите буквы П или Т. Прочитайте получившиеся слоги:

уIII IIIу IIаIII

уIII IIIы IIIаIII

еIII IIIа IIыIII

яIII IIIи IIIеII

б) Спишите слоги. Вместо цифры напишите букву П или Т. Прочитайте получившиеся слоги.

3и3 3о2 2я3

2у3 3ё2 3и2

2а3 3а2 3у2

2о3 3ю2 2у3

2. Дифференциация П-Т в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

ТИГР, ПОВАР, ПОБЕДА, ТУМБОЧКА, ПАЛКА, ПЕЧКА, ТОЧКА, УТКА, КОТ, КИТ, ПОРТ,ПЛУГ, СПОРТ, ТКАНИ, ТОРТ, ПОДНОС, ПЕРЕВОД, КАТОК, КАНАТ, КУСТЫ, ПОМИДОР.

б) Спишите слова. Вместо точек вставьте буквы П, Т.

...о…емнел, …ос…ел, …о…окул, …ос…авил, ки…я…ил, …ома…ный,...ер…еливый, …оро…ил,...рочи…ал.

Прочтите слова, а теперь прочтите слова с приставками. Как пишутся приставки со словами?

в) Работа с таблицей.

Прочтите слова-перевертыши, сначала справа-налево, затем слева-направо. Что получилось?

Театр – тает тот – тут

г) Слуховой диктант.

Запишите слова: СТУЛ, СПАЛ, АРТИСТ, СТАЛЬНОЙ, ПОСТЕЛЬ, ВТОРНИК, ПЛЫВУТ, ОПУТАЛ, МОЛОТОК, ПОТЕМНЕЛ, ПЕПЕЛ (словарная работа), ТОПОТ.

Прочтите слова с буквой П, затем с буквой Т. Затем слова, а которых есть буквы П и Т.

д) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные столбики разными пастами.

Пять братьев вместе родятся.

А росту разного (ПАЛЬЦЫ).

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычи ждет. (ПАУК)

Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (ТЕЛЕВИЗОР),

Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг. (ТЕЛЕФОН)

Он охотно пыль глотает.

Не болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

Овсом не кормят

Кнутом не гонят,

А как пашет

Семь плугов тащит. (ТРАКТОР)

В печьсперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку, всё съедят! (ПИРОГ)

Голова велика, только шея тонка. (ТЫКВА)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (ТРОЛЛЕЙБУС)

Вполе лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (ПОЕЗД)

Прочтите слова 1, 2 столбиков,

3. Дифференциация П-Т в предложениях.

а) Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев.

Над столом тент (толка, полка).

Теплоход приходит в (порт, торт).

Победителю викторины подарили красивый (торт, торт).

Гадкий утенок (стал, спал) прекрасной белой птицей.

Старенький дедушка (стал, спал) на полатях (Словарная работа).

Прочтите предложения.

б) Запись предложений на слух, графический разбор предложений (1 ученик у доски)

Темная туча повисла над полем.

Ветер треплет на кустах последние листья.

Стая птиц опустилась на поле.

На поляну прилетела стая тетеревов.

Сверьте свои записи, с записью на доске.

Анализ предложений; прочтите предложения, назовите главные и второстепенные члены предложений.

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация П-Т в связной речи.

а) Работа с карточками.

Чтение текста «Птичьи домики»

Прочитайте текст про себя, затем цепочкой, определите каких букв в тексте больше П или Т.

Итак, каких букв больше?

1) Что попробовали мальчики сделать для скворца?

2) Понравился ли домик скворцам?

3) Как ребята делали второй домик?

4) Кем решили стать Ваня и Вася?

б) Отгадывание кроссворда с использованием карточек текста. Вы, наверное, заметили, когда читали текст, выделенные слова? Назовите эти слова, запишите их на доске. Используйте эти слова для разгадывания кроссворда.

Птичьи домики

Хоть и мал дом для скворца, а строить его непросто, В прошлом году Ваня и Вася попробовали делать скворечник, да только скворцы в нем жить не стали. Со щелями оказался домик и гвозди внутри торчали. Не понравилось это птицам!

Теперь Вася и Ваня решили работать аккуратно, не торопились. Знают, что доска нужна сухая. По такой рубано к в Васиных руках бежит весело, стружки - кудряшки в стороны разбрасывает. Потом пила и метр за дело принялись. Не сами конечно. Это уже Ваня обструганную доску метром разметил и пилой на части распилил. А сколачивали скворечник ребята вместе. Старались, чтобы ни один гвоздь острием внутрь не вылез. Молоток - у Вани, а Вася доски придерживает и гвозди поддаёт. Хороший скворечник получился - и добротный и нарядный. Вырастет Ваня и Вася - строителями станут. Будут большие дома строить. Так они ещё в первом классе решили.

(По рассказу Е. Пермяка).

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.