Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этическая культура как педагогическая проблема





Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценива­ется степенью гуманизации отношений в обществе, расширением сферы действия нравственности в жизни людей. При деморализа­ции и дегуманизации общества, которые мы наблюдаем сегодня, чрезвычайно актуальна проблема этического воспитания подрас­тающего поколения. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной про­блемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитатель­ного процесса. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый школой, — системообразующий фактор организации жизнедея­тельности детей, и этическое воспитание должно стать его орга­ничной составной частью.

Назрела необходимость в целостной системе этического воспи­тания учащихся с 1-го по 11-й класс, с помощью которой ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным.

Основы этической культуры — гуманистическая система воспи­тания. Она вбирает в себя благотворные источники этического знания о человеке, которые мы черпаем:

- в трудах выдающихся мыслителей, выразивших и отразив­ших процесс формирования и развития этики как науки;

- в народной педагогике, вобравшей в себя этическое содержа­ние народных традиций, праздников, фольклорного насле­дия;

- в нравственном потенциале религиозных учений и пропове­дей, на протяжении тысячелетий игравших существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей;

- в духовном богатстве произведений искусства, в которых ху­дожник воплотил свое представление о должном, об идеале.

Приобщение ребенка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребенком общечеловеческих цен­ностей, обусловленный возрастом, построенный на тесной взаимо­связи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ре­бенку как субъекту воспитания.

Осмысливая проблему этического воспитания, мы опирались на такие ключевые понятия какличность, этика, мораль, нравст­венность, этическая культура, нравственная культура, общече­ловеческие ценности, образ жизни. Эти понятия мы рассматрива­ли в следующем контексте:

Личность — нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или дейст­вие, персонифицирующий свое Я в контексте с другими, стремя­щийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.



Этика — наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральной культуры «многих поколений, осо­бенности этнических традиций, народной педагогики.

Мораль — обусловленная жизненным опытом поколений сово­купность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимаю­щаяся им как личностное достояние. •

Нравственность — выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведе­ния убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Этическая культура — сформированность и гуманистическая на­правленность ценностных ориентации, духовных потребностей и мо­тивов поведения в образе жизни личности, основой которого являет­ся служение жизни, человеку, прогрессу.

Нравственная культура — осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивиду-

альный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

Общечеловеческие ценности — гуманистические нормы обще­человеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безгра­ничности возможностей человека, его способности к совершенст­вованию, утверждение свободы и достоинства личности в ее соци­альном бытии.

Образ жизни — устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности ее поведе­ния, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения ста­новятся выражением сознательного выбора, сориентированного на нравственные ценности.

Таким образом, мораль как сущностная основа жизни общества и нравственность как личностное качество являются предметом этики, этического воспитания, а нравственная культура отношений человека — основой этической культуры.

С нашей точки зрения, нравственная культура является состав­ной частью этической культуры личности, поскольку лежит в ос­нове образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценност­ных ориентации и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры ее самосовер­шенствования.

Этической культуре мы придавали значение широкого осмыс­ления жизнедеятельности человека, включающей в себя мораль­ные принципы поведения и сферу нравственных отношений к ок­ружающему миру.

Здесь мы разделяем позиции А. Швейцера, исходный принцип которых — благоговение перед жизнью как таковой. Все, что спо­собствует сохранению жизни, ее развитию, прогрессу, представля­ется добром, а уничтожающее жизнь, причиняющее ей вред — злом. Путь к возрождению культуры, которую А. Швейцер толко­вал как прогресс, он усматривал в нравственном совершенствова­нии индивида, в творчестве, происходящем в сфере духа.

Данные позиции стали ведущими в разработанной нами модели системы воспитания основ этической культуры школьников. Со­держание и технология этой системы создают психолого-педагоги­ческие условия для личностного роста ребенка, становления и раз­вития его этической культуры.

При этом мы исходим из концепции воспитания, которая во главу ставит личность и именно личности отводит значимую роль в нравственном совершенствовании общества.

Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать по­ведение людей, выражать направленность повседневного челове­ческого общения, ориентировать человека как сознательного субъ­екта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Они не допускают лживости, предательства, вероломства, грубос­ти, высокомерия, трусости, осуждая их как зло.

В педагогической науке известна тенденция ученых к выделе­нию этических категорий в нравственном просвещении школьни­ков, к расстановке этических акцентов в процессе воспитания, ре­шении проблемы общения и отношений учащихся (О. С. Богдано­ва, Б. В. Бушелева, Е. В. Бондаревская, К. В. Гавриловен, Д. М. Гри­шин, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова).

В то же время несоблюдение педагогической меры в методике этической информации, что, к сожалению, имело место в педагоги­ческой практике, нарушает гармонию освоения этических знаний, перехода их в эмоциональную сферу ученика, в нравственную практику поступка. Это проявляется в возникающем отрыве зна­ния от поведения, что противоречит самой природе нравственного воспитания.

Предпосылки для решения этого противоречия создают мето­дические материалы, ориентирующие педагогов на культурологи­ческие корни национальной духовности, использование глубин­ных истоков народной педагогики с ее богатой палитрой форм эмоционального включения ребенка в процесс практического ос­воения нравственных норм жизнедеятельности через коллектив­ные праздники, игры, народные традиции, фольклор, своеобраз­ную школу народного календаря.

В последние годы проявляется тенденция к разработке специа­лизированных этических курсов с целью обеспечения вводимых в школах, особенно в новых структурах школьных учреждений, уро­ков человековедения, граждановедения, этики (П. С. Гуревич, Л. И. Маленкова, А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, Ю. К. Шрейдер, Н. Е. Щуркова).

Наметившаяся тенденция подчеркивает насущную потребность педагогической практики в теоретическом и методическом осмыс­лении процесса этического воспитания школьников и в то же время обнаруживает недостаточность имеющейся литературы в научном и методическом его оснащении.

Данная, книга адресуется учителю, реализующему в своей педа­гогической деятельности этическое воспитание детей, с надеждой

приобщить его к целостной системе воспитания основ этической культуры школьников.

Мы исходим из убеждения, что в теоретическом и методичес­ком плане современная система воспитания этической культуры школьников должна аккумулировать прогрессивные научные идеи и эффективные способы воспитания, выявленные научной иннова­ционной деятельностью и передовым педагогическим опытом.

Мы учитываем также, что в практике современной школы наме­тился некоторый «конфликт ожидания», обусловленный, с одной стороны, тем, что практики надеются на немедленный эффект на­учных разработок без должного их творческого осмысления и пре­ломления в собственном опыте, а, с другой стороны, преувеличива­ют собственную роль в организации этико-воспитательной дея­тельности, самостоятельно «изобретая велосипед».

Свою задачу мы видим в теоретическом обосновании и методи­ческом обеспечении целостной системы этического воспитания школьников, выявлении ее гуманистического воспитательного по­тенциала в условиях обновления школы и социальных перемен в обществе.

Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении этики как фактора воспитания, целью которого является актуали­зация нравственного потенциала личности, что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни.

ЭТИКА И ВОСПИТАНИЕ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.