Отворите волшебные двери добра и доверия (раздел III, занятие 2)
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отворите волшебные двери добра и доверия (раздел III, занятие 2)





— Сегодня, ребята, нас, наши душевные достоинства ждут сказочные испытания — мы открываем волшебные двери сказки. И пусть ваши лю­бимые сказочные герои и душевные усилия помогут вам.

— А произошло вот что...

Девочка Маша и мальчик Алеша

Гуляли однажды. Вечерней порошей

Вдруг все замело, закружило вокруг.

И рядом уже ни друзей, ни подруг.

 

Какие-то тропки вились вкруг детей,

Какие-то звуки лились в темноте.

Какая-то тайна звучала в тиши,

И кто-то шептался в темной глуши.

 

Все так непонятно, и чудно, и дико,

Все так неприятно и многолико.

Что дети невольно застыли в испуге

И крепко прижались с вопросом друг к другу.

— Что же делать?

— Какие наши усилия могут изменить ситуацию?

— Войдем и мы в сказку, чтобы дети не остались одни. Согласны? Ведь с вами ваши сказочные герои. Поместим их на сказочной поляне. Может быть, они помогут ребятам.

Рисунки со сказочными героями размещают на стенде или на доске, раздается тихая музыка.

Но вот что-то тонко и тихо запело,

На тропке одной лучом заалело,

Дети несмело по тропке пошли...

Все дальше и дальше... и в сказку вошли. (Музыка играет громче).

 

А в сказке сияло кругом и сверкало,

И ласковым было сказки начало.

И песня детей по тропинке звала

К дороге широкой сплошь из стекла.

 

В ней отражались все дивные дива,

Было вокруг необычно красиво,

И дети внимали всему не дыша,

И тихо ступали, боясь помешать.

 

Вдруг перед ними замок явился.

Светлый и тонкий, он нежно светился.

Дети несмело остановились.

Ворота и двери тотчас открылись.

— Войдем вместе с героями в замок?

— Что бы вы хотели там увидеть?

— Чего вы опасаетесь?

— Что подсказывают ваши сказочные герои?



— Ну что же, теперь заглянем в замок.

. А там так красиво все, чисто и ладно. Уютно, тепло, необычно, нарядно,

Что трудно решить, куда встать или сесть, Куда посмотреть, что сделать, что съесть.

Растерянно Маша с Алешей стоят.

На все тихо смотрят, не пьют, не едят.

Не знают, к кому обратиться, как быть.

Что дальше их ждет? Как свой дом возвратить?

— А вы как думаете, что нужно, чтобы свой дом возвратить?

— Пусть каждый представит свой дом и душой обратится ко всему хорошему дома.

— Напишите, что самого хорошего в вашем доме, пусть это поможет детям.

Ребята пишут на листочках и складывают их в конверт. Учитель чита­ет написанное. Сказка продолжается.

Только о доме подумали, вдруг

На стенном полотне обозначился круг.

В круге написано было письмо.

И дети решили — поможет оно.

 

В письме говорилось, что дети должны

Волшебные чары, что злобы полны,

Развеять, рассеять и сразу домой

Они попадут по дороге прямой.

 

Задумались дети, что делать, как быть,

Как зло обнаружить и как победить,

Как им волшебные чары понять,

Их разгадать и на них повлиять.

— Так как же быть?

— Что подскажут вам сказочные герои?

Думали долго — решенье пришло,

И было простое, конечно, оно:

Все злое не терпит доброго рядом.

Добро им поможет, для зла станет ядом.

 

Дети тут дружно переглянулись,

Друг друга ободрили и улыбнулись.

Яствами сладкими подкрепились,

Вышли из замка и в путь пустились.

 

Долго ли, коротко шли они,

Вдруг видят — опушка.

На ней только пни.

Потрескались все от долгой жары.

 

Удушливый запах идет от коры.

Надо, решили, воду найти.

Нельзя же мимо такого пройти.

Долго искали — воды нет нигде.

Вокруг все вскопали, чтоб путь дать воде.

— Какие сказочные герои добывали воду и могут подсказать, как ее добыть?

И вот из земли ручеек зазвенел,

Он песню веселую сразу запел.

Под корни пустил он прозрачной воды,

 

И сразу в природе не стало беды.

Пни потянулись к солнцу стволами,

Стали красивыми вдруг деревами,

Вместо опушки — зеленая роща.

Птицы запели, и стало жить проще.

 

— Ну, а что же дальше? Придумайте сами. Я буду придумывать вместе с вами.

Дети пытаются продолжить сказку, вводя своего героя. Его можно изобразить, можно предложить ребятам готовую ситуацию: выход сказоч­ного героя. Желающий выходит с фразой своего героя и этим как бы раз­бивает чары. Можно окончательно разрушить чары, если с ребятами спеть волшебную песню вслед за птицами.

— Так мы, став невольными участниками сказки, поняли, что чело­век — творец добра, и добрые поступки нужны сказке, нужны нам в жизни и зависят от наших душевных усилий. Поэтому и в нашей сказке:

Поняли дети, осталось немного,

Чтобы открылась из сказки дорога.

Чтобы домой все вернуться могли

И добрую память с собой унесли.

Для этого надо доброе дело

Сказке вернуть незаметно, умело.

— Ребята, вот это мы сегодня и сделали. Мы затратили наши душев­ные усилия и вернули сказке доброе дело.

— Как вы думаете, какая же основная мысль нашего "занятия?

— Основная мысль: отворите волшебные двери сказки и своего сердца, вслушайтесь в него. Что подсказывает оно вам в сказке и*в жизни?

— Ведь отворить волшебные двери своего сердца — это отворить двери добра и доверия.

Протяженность этических уроков в начальное школе с учетом их динамичности и эмоциональной насыщенности не должна быть больше 40 мин.

Систематически проводя уроки этической грамматики, учитель убеждается, что в детском коллективе постепенно формируется доброжелательная атмосфера взаимоотношений, коллективного общения, что благоприятно сказывается в работе на других уроках, во всех сферах жизнедеятельности детей в школе. Опосредованно содержание, и атмосфера этических занятий с детьми влияет и на семейный климат взаимоотношений с ребенком, стимулируя

стремление к пониманию другого, рождая чувство эмпатии в дет­ской душе.

Способствует этому и взаимосвязь урока с другими компонен­тами системы: повседневной методикой этического заряда и внеу­рочной деятельностью этической направленности.

Большие возможности для формирования нравственных пред­ставлений, этических знаний, эмоциональной сферы ребенка и опыта поведения имеет подростковый возраст. Ведь именно в этом возрасте актуальным для школьника становится процесс познания себя в сравнении с окружающими, самоосознания, определения внутренней сущности своего Я.

В соответствии с этим на этических занятиях с детьми подрост­кового возраста важно содержательно и доступно для восприятия детского и юношеского ума представить основные категории мора­ли, а также показать на практике преимущество следования мо­ральным нормам. Рассмотрение этических категорий необходимо. максимально связать с жизненным опытом подростков, опираясь на который педагог сможет формировать нравственные представ­ления и понятия детей, опыт их поведения.

Методика построения этических занятий с подростками как бы вытекает из повседневной жизни класса, вопросов, которые волну­ют и с которыми сталкиваются дети. Они насыщены педагогичес­кими ситуациями, творческими заданиями, игровыми методиками, тестами, психологическими экспериментами, упражнениями по самоанализу, нравственной оценке, а также общей деятельностью.

Длительный опыт внедрения этической грамматики в практику современной школы, анализ результатов деятельности учителей позволяют вычленить основные методические принципы, опреде­ляющие эффективность этических занятий с подростками:

- Этические занятия построены на материале, духовно близ­ком и понятном подросткам, связанным с актуальными для них проблемами. Методические приемы адекватны возрасту. Поиск нравственного решения, стимулирование нравствен­ной самооценки, осознание школьником своего Я педагог ведет через сравнение учеником себя со сверстниками, поскольку подростки оценивают других, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя. - Логически и продуманно расположен материал занятий, чтобы действия и упражнения, игры и ситуации вплетались в нить непрерывного и развивающегося разговора, поскольку для подростков «самое интересное — разговаривать». Строя вопросы и ставя перед учащимися нравственные проблемы, педагог вызывает различные позиции и мнения, столкнове­ние которых рождает поиск нравственного решения.

- Этические занятия всегда направлены на формирование эмоционально-чувственной стороны нравственного созна­ния. Чем ярче и сильнее воздействие на эмоциональную сферу личности, чем глубже отклик чувств на воздействие, тем эффективнее результат.

- В этические занятия всегда включен элемент новизны. Новый поворот, неожиданное эмоциональное решение, по-новому осмысленный нравственный вывод смогут удовлетво­рить потребность в чувстве нового.

- Этические занятия нацелены на достижение моральной ис­тины. Это связано с процессом научно-этического анализа моральных явлений, что предполагает умение педагога глубо­ко и педагогически грамотно анализировать явления и факты.

Как это непосредственно воплощается в этических занятиях, можно увидеть на примере трех занятий в разных возрастных группах: 5, 6, 7-й классы.

Занятия отражают один раздел — «Этика отношений к окружа­ющим» (III раздел).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.