Фрагмент занятия «Поиграем и подумаем» (1-й класс)
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фрагмент занятия «Поиграем и подумаем» (1-й класс)





— Попробуем ненадолго вернуться в лето и немного поиграть. Но, играя, постараемся задуматься о себе и друг о друге.

Первая игра: собери букет.

~ Каждый на листочке (листочки заготовлены заранее) пишет назва­ние цветка, который больше всего нравится. Этот листок-цветок вы дер­жите перед собой.

— Теперь желающему легко собрать букет.

— Сорвать можно три цветка, которые особенно нравятся. Но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того, у кого взят цветок.

Далее дети по желанию выходят и собирают цветы (листочки), каж­дый раз называя лучшие качества своих одноклассников.

Последний «букет» собирает учитель. Он берет листочки-цветы у тех, кто остался, и называет лучшие качества этих ребят. В результате нет обиженных, а дети услышали о себе хорошее, задумались о своих «качест­вах».

«Умеем общаться» (3-й класс)

— Поиграем в следующую игру:

Ведущий бросает выбранному им игроку маленький мяч и произносит фразу, начиная общий разговор. Тот, кому он бросил мяч, продолжает начатое и выходит к столу. И так до тех пор, пока фраза, мысль или рас­сказ не будут закончены.

Когда игра закончится, сидящие оценят, как прошло общение.

Педагог дает детям поиграть, вместе с ними анализирует ситуации об­щения. Он может сам включаться в игру и подключить к ней детей, кото­рым не бросили мяч.

— А теперь сосредоточьтесь и закрасьте три кружочка, лежащие у вас на парте, разными цветами: голубым, зеленым, фиолетовым. (Такие кру­жочки учитель заранее кладет детям на парту.)

— Голубой кружочек вы дарите самому вежливому в общении. Его фамилию вы пишете на оборотной стороне.

Зеленый — самому уступчивому, покладистому, а фиолетовый — само­му скромному, с вашей точки зрения.



Дети подписывают кружочки. Педагог собирает их и кладет на парты тем, чьи фамилии там значатся.

— Посмотрим, у кого самый большой урожай получился. Как вы ду­маете, почему?

— Пусть каждый, у кого есть и у кого нет кружочков, задумается, надо ли ему что-либо изменить в общении с другими.

 

«Поиграем и подумаем» (6-й класс)

— Предлагаю вам еще одну игру. Называется она: знаешь ли ты себя?

— Игра проводится так: один из вас, по желанию, конечно, напишет на листочке три свои положительные качества и три отрицательные. Листок положит на стол, а затем желающие называют его три положительные и три отрицательные качества. Когда все желающие выскажутся, мы прочи­таем те качества, которые написаны на листочках. И посмотрим, совпада­ют ли оценки, данные другими, с собственными оценками.

Качества следует называть те, которые характеризуют отношение к другим людям.

Данная игра поможет подросткам задуматься над характеристикой, данной им одноклассниками. А поскольку первыми и в обязательном по­рядке называются положительные характеристики, у ученика не возник­нет обиды и отрицательных эмоций.

Учитель сможет сравнить самооценку детей с оценкой их другими.

Изучение может быть построено с помощью анализа комплекса методик, систематизированных в таблице, отражающей динамику нравственного развития детей.

В качестве примера приведем фрагмент таблицы по 7-му классу школы № 235 Москвы (35 учеников) 1992/93 учебного года.

 

Сентябрь 1992 г.

 

Задание Результат
1. Продолжи предложение
Когда мама сердится, я... • злюсь (21) • молчу (9) • стараюсь ее утешить (5)
Когда ко мне обращаются невежливым тоном, я... • срываюсь (19) • молчу (4) • кричу (8) • улыбаюсь (4)
Когда от меня требуют послушания, я... • делаю наоборот (17) • кричу (8) • плачу (3) • не обращаю внимания (7)
Когда меня просят не грубить я... • грублю еще больше (7) • не обращаю внимания (9) • злюсь (6) • молчу (13)
2. Игра -«Ромашка»
Оторвать лепесток. Тому, чье имя на­писано на лепестке, назвать его луч­шие качества • не пожелали дтого сделать (13) • назвали качества: добрый, веселый, хороший, умный (11) • назвали характеристики ученика: хорошо учится, дисциплинированный (9) • выделили нравственные качества благородный, порядочный (2) •
3. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»  
По желанию ученик выходит со слова­ми: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: с коллективом я дружу, коллективу подхожу?» назвали больше положительных проявлений ученика (11) • назвали больше отрицатель­ных проявлений ученика (13) • уклонились от ответа (11)  
         

Апрель 1993 г.

Задание Результат  
1. Творческий рассказ  
В моем поведении устойчивым стало... • нормальное отношение к дру­гим (3) • проявление доброжелатель­ности (15) • уважение к другим (13) • приветливость в общении (5)  
Особенно мне приятно, когда... • другие меня понимают (14) • я кому-то доставляю ра­дость (8) • у всех хорошее настроение (7) • все проходит дружно (6)  
2. Игра «Замри». Цель: торопись обрадовать  
Лента передается по рядам. На слове «замри» тот, у кого она окажется, раду­ет своего соседа, сказав, что больше всего ценит в нем • не пожелали этого сделать (3) • назвали нравственные качества: добрый, доброжелательный, теплый, чуткий (17) • тактичный, деликатный, воспитанный (9) • благородный, порядочный, достойный, совестливый (6)  
3. Игра в «Молву»
Ученик (по желанию) выходит, назвав себя каким-то предметом. Остальные высказывают характеристики предме­ту. Ведущий собирает «молву» • назвали больше положитель­ ных характеристик (21)   • отрицательных (7) • уклонились от ответа (7)

 

В педагогические срез-анализы, которые рекомендуется прово­дить дважды в год, можно включить тематический опрос, анкети­рование, интервьюирование, независимые характеристики, диа­гностические карты, а также специальные психолого-педагогичес­кие методики. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей зада­чей определить следующие аспекты в нравственной характеристи­ке личности:

- нравственные знания и ценностные ориентации;

- ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний;

- направленность нравственного выбора в повседневных и кон­фликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эго­истических побуждений);

а нравственная оценка других (доброжелательная, недоброже­лательная, нейтральная);

- нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекват­ная);

- направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания);

- самореализация (выражена, не выражена, отдельные попыт­ки).

В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динами­ку развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентации, самооценки могут применяться такие, как «пять качеств», «человечек», «моя самооценка», «цветочек», «ступеньки», «мой выбор» и др.

Например, отслеживая динамику развития нравственных зна­ний воспитанников подросткового возраста, изменения в их нрав­ственных ориентациях, параметрах самооценки, можно использо­вать методику «пять качеств».

Цель: выявление значимости нравственных качеств, определе­ние их иерархического статуса, самооценки подростков относи­тельно них.

Задание учащимся:

1. Написать пять наиболее значимых для вас нравственных ка­честв.

2. Расположить эти качества в иерархической последовательности.

3. Оценить в баллах по пятибалльной системе степень облада­ния данными качествами одноклассников.

Обработка результатов:

Имя, фамилия   Качество (в баллаx)
  добрый честный скромный чуткий вежливый
С. Иванов
А. Силко

Сводная таблица:

 

Нравственные качества по степени убывания Кол-во выборов Баллы в самооценке
Доброта
Честность

 

Изменение самооценки можно проследить по следующей мето­дике:

1. Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадост­ность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамят­ность, искренность, изысканность, капризность, легковерность, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нере­шительность, несдержанность, обаятельность, обидчивость, осто­рожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозри­тельность, принципиальность, поэтичность, презрительность, ра­душие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость,

трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, эн­тузиазм.

2. Составьте два ряда слов по 10—20 в каждом. В первый стол­бец — «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй — «Антиидеал» — слова, обозначающие каче­ства, которыми ваш идеал обладать не должен.

3. Из первого («Мой идеал») и второго («Антиидеал») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо делать по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов: число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в стол­бик «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетель­ствует о недооценке и повышенной самокритичности.

При результате, близком к 0,5, — нормальная средняя само­оценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результаты, близкие к нулю, свидетельствуют о повышенной самооценке, к единице — о заниженной,.^ 0,5 — нормальной.

Бланк для ответов

Фамилия, имя, вс озраст        
Мой идеал «Я» Антиидеал «Я»
           
           
Всего: Всего: Всего: Всего:

 

К1= Количество «Я»

Количество «Идеал»

К2= Количество «Я»

Количество «Антиидеал»

Опыт показывает, что нравственное развитие учащихся в систе­ме воспитания основ этической культуры имеет следующие пара­метры:

- в нравственное содержание своего Я учащиеся вкладывают качества, связанные с гуманизмом (доброта, доброжелатель­ность, уважительное отношение к любому человеку); с прояв­лением сострадания, сочувствия, сопереживания, чуткости; с чувством ответственности (быть верным слову, обязатель­ность, честность, порядочность); с чувством собственного до­стоинства (честь, благородство, интеллигентность, достоин­ство, сдержанность);

- при характеристике качеств воспитанники выходят на бога­тую палитру нравственных наименований;

- в ситуациях нравственного выбора учащихся, особенно под­росткового возраста, отличает осознанная и аргументирован­ная позиция, стабильность нравственных решений;

- в эмоциональной сфере личности развивается способность к нравственному чувству, проявляется чувство эмпатии.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.