Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Доброта, что солнце (1-й класс)





— Вы любите сказки?

— А какие сказки вы любите?

— Чем вам нравятся волшебные сказки?

— А какие волшебники вам нравятся?

— Чем же вам нравятся добрые волшебники?

— Наверное тем, что добрые волшебники творят добро. А в народе говорят: «Доброта, что солнце». Как вы это понимаете?

— Что же дарит нам солнышко?

— Верно, тепло. А доброта, которая так похожа на солнышко?

— Тоже тепло, теплоту.

— Представим, что мы на полянке. И вдруг солнышко закрыла туча. Стало темно и холодно и очень неуютно... Но вот ма-а-ленький лучик солнышка выглянул и осветил нас. И сразу стало тепло и хорошо, верно?

— Почему?

— Это значит, что солнечный лучик проявил к нам свое..?

— Верно, внимание.

— Да, заботу.

— А это значит, что доброта, как и солнце, проявляет к людям... что?

— Внимание и заботу.

— Что же такое доброта?

— Это теплота, забота и внимание, проявляемые человеком по отноше­нию к другому.

Так ненавязчиво, от образных и красочных представлений дети приходят к четкому и понятному для их возраста пониманию кате­гории добра. Далее, через игровые формы они углубляют эти поня­тия: даря «солнечный лучик» близким, «оживляя» цветик-семи­цветик, который выполняет добрые желания, адресованные одно­класснику, разматывая нить «волшебного клубочка», помогающе­го увидеть лучшие качества соседа по парте. В живом общении и игре дети убеждаются в тепле, заботе и внимании такого челове­ческого качества, как доброта.

Добротой себя измерь (5-й класс)

— На прошлом занятии мы сделали с вами очень важные выводы: че­ловек, живя среди людей, постоянно испытывает на себе чье-то внимание, теплоту, заботу, т. е. доброе отношение к себе других. Всегда ли он пони­мает и ценит это?

— Каждый с разной степенью понимания воспринимает и чувствует отношение других, а следовательно, по-разному себя ведет. Почему так происходит?

— Значит, мы различно судим о людях, их доброте, доброжелательнос­ти. Постарайтесь объяснить разницу таких суждений о человеке: он добр, он щедр, он гостеприимен, он радушен, он доброжелателен.

— Видите, сколько тонких оттенков в отношениях людей и как богаты оттенки доброты. Подумайте, какие оттенки используете вы в общении с другими?

— Как вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:

Он мудрецом не слыл, Он храбрецом не слыл, Но поклонись ему:

Он человеком был.

— Что же значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?

— Какое место здесь занимает доброта?

— В чем проявляется это качество?

Размышляя, подростки добавляют в прежнее определение дан­ного понятия тонкие оттенки отношений к другому: чуткость, тактичность, деликатность. Характеризуя особенности этих поня­тий, они обогащают и углубляют смысловое значение понятия доброта.

Далее, в процессе решения педагогических задач, участия под­ростков в психологических экспериментах, тестах педагог помога­ет детям осмыслить себя по отношению к данному понятию, заду­маться о своих отношениях с окружающими.

Истоки доброты (7-й класс)

— Мы много говорили с вами о доброте. Как вы считаете, насколько важно ее проявление в жизни людей?

— Что вы можете сказать о самом понятии доброта?

— Верите ли вы в добро? Выскажетесь, используя известный нам прием «свитка».

Педагог передает лист бумаги на каждый ряд. Подростки записывают свои мысли и, заворачивая написанное, передают «свиток» дальше. Когда он возвращается к педагогу, тот читает его и вместе с учащимися сумми­рует их ответы. Сам учитель тоже высказывает свою позицию:

— Я верю в человека и добро. В этом истина и мудрость жизни, ведь творит ее человек. И только добрые его дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей.

— Где же истоки доброты?

— Да, в человеческом, в человеке.

— А где начало этого истока?

— Да, в детстве. В том первом опыте вашей жизни и отношениях к людям и всему окружающему, который вы приобретаете, входя в жизнь среди людей.

— В чем первые ростки добра у малышей?

— Конечно, в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувство­вать.

— А в вашем возрасте?

Через решение педагогических задач, проведение психологи­ческих экспериментов школьники приходят к пониманию психо­логического термина «установка». Установка на добро закладыва­ется с детства и культивируется самим человеком в течение его жизни, в процессе самоопределения.

Так, от занятия к занятию происходит нравственное осознание себя и собственных поступков, а также осмысление этических ка­тегорий.

Проследим осмысление добра как этической категории на примере занятия в 9-м классе:

Добро есть жизнь

— Как вы думаете, что есть человеческая жизнь?

— Каково ваше отношение к жизни как таковой — как благу или как к испытанию?

— Аристотель относился к понятию бытия как творящей активности. А вы как? Раз вам суждено быть, должны ли вы осознанно творить свою жизнь?

— Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет челове­ка по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте его:

творить свою жизнь или плыть по течению.

— Спрогнозируйте перспективу своей жизни согласно выбору. Работа выполняется письменно на листочках.

— Что в этой перспективе вы рассматриваете как благо?

— Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы:

блага внешние, духовные и телесные. Углубитесь в ваш прогноз: какая группа преобладает?

— Попытайтесь теперь осознать, почему?

— Философ Метродор, ученик Эпикура, считал, что «то, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира». Можно ли и сегодня утверждать это?

— А известный философ Артур Шопенгауэр, как бы продолжая эту мысль, уже в другом столетии говорил: «Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает».

Задумаемся над его словами и постараемся их соотнести со своими мыслями. «Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и до­вольствия.»

— Чем же? Как вы думаете?

— Вот ответ А. Шопенгауэра: «Так как все существующее и происходя­щее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нем образы.

Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глуп­ца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота».

— Следовательно, получается, что жизнь воспринимается человеком как стремление к счастью, и от него самого, от возможностей и направлен­ности его сознания, а следовательно, от личных усилий зависит его дости­жение. Значит, жизнь — это благо, добро, данное человеку. И это добро

дано каждому живущему на земле. Скажите, что же может быть ценнее этого доброго дара — жизни?

— Уже известный вам Альберт Швейцер именно в соответствии с этим пониманием ценности жизни рассматривал этическую категорию добра:

«Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Что вы думаете по этому пово­ду?

— Как вы продолжили бы сегодня данное высказывание? Здесь важно построить диалог в соответствии с событиями сегодняш­него дня.

Как же преодолевать зло, уничтожающее жизнь и добро — войну, преступления, вражду?

Что здесь зависит от каждого человека, от вас?

— Видите, как важно в сознание человека с раннего детства заклады­вать ценностное отношение к жизни как таковой, отстаивать значимость гуманизма.

Этика как «живое отношение к живой жизни» должна сопутствовать человеческому бытию, потому что, согласно А. Швейцеру, этика «есть без­граничная ответственность за все, что живет».

Эта ответственность необходима каждому не только в глубинных тай­никах его сознания, но и в действенном проявлении своей жизни, в лич­ностном Я. Согласны ли вы с этим?

— Углубитесь в это личностное Я.

Из трех утверждений, объединенных в пары, выберите одно, наиболее соответствующее вашему личностному Я. Получившийся результат по­старайтесь выразить, составив предложение-ответ на эти утверждения.

1. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопа­сен, надежен и счастлив.

б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.

2. а) Наиболее важная цель в жизни — жить на «полную катушку»,

беря от нее столько, сколько возможно. б) Наиболее важная цель в жизни — обрести спокойствие и счастье.

3. а) Худший социальный недостаток — быть грубым, невоспитанным

человеком.

б) Худший социальный недостаток — быть скучным человеком, за­нудой.

— Что у вас получилось?

Есть ли место действию или проглядывает ориентация на пассивное ожидание?

— Аристотель считал, что «жизнь заключается в движении. Движение — сущность жизни». Как вы это понимаете?

— Жизнь во многом определяется нашим личностным Я. Если суммировать весь диалог, сопоставьте свой выбор (творить жизнь или плыть по течению; три группы человеческого блага; внешние, духовные, телесные; результаты углубленного взгляда на свое личност-

ное Я) и скажите, согласуются ли обозначенные вами параметры, про­сматривается ли логика и последовательность?

— Какой же вывод вы могли бы сделать относительно себя?

— Есть над чем подумать?

— Что может этому помочь?

— Освоение этики и культуры, ибо «если этическое является консти­туирующим элементом культуры, то закат превратится в восход, как толь­ко вновь пробудится этическая энергия в нашем образе мыслей и в идеях, с помощью которых мы пытаемся воздействовать на действительность».

Таким образом, моральное продвижение детей происходит в процессе расширения и углубления нравственных знаний, обрете­ния учащимися собственного опыта поведения, постепенного про­никновения нравственных ценностей в эмоциональную сферу, мир чувств окружающей ребенка среды. Это продвижение — в расту­щем удовлетворении от реализации собственного Я в кругу сверст­ников, признании и принятии этого Я другими, росте авторитета в коллективе, ощущении реализованное™ себя и достигнутого успеха.

Это процесс тонкий и обеспечивается он продуманным, после­довательным, опосредованным влиянием на ребенка с помощью целенаправленных психолого-педагогических методик, благодаря которым сам ребенок видит и ощущает свое моральное продвиже­ние, а педагог имеет возможность изучать, а значит, и корректиро­вать данный процесс.

В этом можно убедиться, проанализировав последовательную и ориентированную на возраст совокупность методик, актуализиру­ющих в сознании и поведении ученика принципы гуманизма, по­ложительное основание собственной личности.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.