Управление процессом воспитания основ этической культуры школьников
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление процессом воспитания основ этической культуры школьников





Эффективность процесса воспитания основ этической культу­ры школьников обусловлена продуманной организацией его уп­равления, подготовкой педагогических кадров, заинтересованнос­тью учителей в инновационных подходах к воспитанию.

В процессе управления этическим воспитанием школьников ре­ализуются функции этико-прикладного знания, направленного на развитие нравственного взаимодействия субъекта и объекта воспи­тания: исследование (изучение личности школьника), проектиро­вание (определение нравственных параметров развития личнос­ти), воспитательное взаимодействие (система средств и методов основ этического воспитания школьников).

Нравственная жизнь индивида рассматривается как процесс формирования, развития и последующего самоутверждения его как личности. Этот процесс направляется сначала извне, а затем все более становится самоуправляемым. Складываясь на основе первоначального усвоения человеком существующих в семье, школе, ближайшем социальном окружении ценностей и способов

нормативной регуляции, он постепенно становится процессом осо­знанным определяемым собственной личностной активностью.

Особенность этической регуляции поведения детей связана с тем что образ себя в восприятии ребенка приближен к положи­тельному этическому эталону, что помогает в психолого-педагоги­ческом плане варьировать методы этической регуляции индивиду­ального поведения школьников.

Поскольку сознание должно регулировать поступки и поведе­ние человека, то самосознание призвано управлять всей нравст­венной жизнью личности как единым, целостным процессом. Поэ­тому система воспитания основ этической культуры направлена на развитие самосознания как основы личности.



Этико-прикладное знание черпается из двух источников: из фундаментальной теории и из обобщения практики этического воспитания. Потребность в сознательном целенаправленном уп­равлении процессом этического воспитания школьников диктует сегодня в качестве одной из важных задач — поиск подходов и педагогических технологий проектирования этической канвы вос­питания. Такое проектирование должно предполагать широкий спектр этического практикума, способствующего осуществлению многоаспектных функций управления процессом нравственного развития школьников.

Специфической функцией этического практикума является развитие культуры этического мышления, способности морально­го суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решения в непростых ситуациях нравственного выбора. Важно научить школьников таким приемам этического мышления, которые обес­печивали бы опосредованное овладение этическим знанием и тре­бовали от личности нравственного напряжения, индивидуального усилия в ходе решения конкретной этической задачи. Этому слу­жат такие приемы, как решение педагогических задач, создание си­туации нравственного выбора, применение специальных тестов и упражнений, логически вплетенных в канву этического занятия.

Этический практикум способствует также формированию куль­туры нравственного действия. Здесь используются приемы, тре­бующие конкретных поступков, нравственной деятельности уче­ников, что возможно в процессе разнообразно представленных игр и коллективных форм деятельности, встроенных в ткань занятия.

Принятие решения обуславливается не только рациональным анализом ситуации, но и присущим индивиду стилем поведения, опытом ответных реакций.

Существенное значение имеет модель внедрения системы воспитания основ этической культуры школьников в пе­дагогическую практику. Опыт внедрения показал, что процесс уп­равления этическим воспитанием школьников с применением сис­темного подхода в современной школе получил возможность осу­ществления взаимосвязи трех важных составляющих: программи­рования, воспитательного процесса, его контролирования и обуче­ния педагогических кадров.

Анализ внедрения системы воспитания основ этической куль­туры в педагогическую практику, отклик работников народного образования на ее применение убеждают, что современный уро­вень методики построения и внедрения системы, включение эти­ческого занятия как воспитательного практикума, своеобразного психолого-педагогического тренинга позволяет, программируя учебно-воспитательный процесс школ, четко вычленить современ­ные педагогические задачи этического воспитания.

На всех этапах управленческого цикла (обозначение социаль­ной потребности, реализация социальной потребности в педагоги­ческой системе воспитания основ этической культуры школьни­ков, подготовка педагогических кадров с целью обеспечения дан­ного процесса), как отмечают руководители школ и органов народ­ного образования, практикующие систему, она помогает раскрыть богатые и многоаспектные воспитательные возможности школьно­го учреждения. Это вызвано тем, что, как следует из анализа опыта внедрения, система представляет собой процесс и обучения, и ре­ального пребывания учащихся в сфере морали, обладает конструк­тивно-исследовательским потенциалом, способствует подготовке практиков к этическому воспитанию школьников.

Это позволяет программировать воспитательный процесс и контролировать его по выделенным в системе принципам взаимо­действия знания, чувства, поведения.

Анализ опыта убеждает, что система создает необходимые пред­посылки и для развития культуры нравственно воспитательной деятельности педагогов, позволяя вычленить новые аспекты вос­питания воспитателей. Это построение разветвленной серии педа­гогической подготовки: введение курса специализации по этичес­кому образованию и воспитанию детей в педагогических учили­щах и педагогических институтах, спецкурсов по преподаванию этической грамматики, методике этического воспитания; курсовая подготовка и переподготовка в институтах усовершенствования учителей, институтах повышения квалификации работников на­родного образования; создание специализированных курсов для

педагогов в научно-исследовательских институтах; организация региональных, областных и межрегиональных семинаров-практи­кумов с целью объединения усилий всех педагогических организа­ций по подготовке специалистов, публикации методических мате­риалов из опыта учителей.

Нам представляется, что общие усилия смогли бы усовершенст­вовать, развить и обогатить систему воспитания основ этической культуры школьников, что позволит более активно готовить рас­тущего человека к жизни, требующей высокой нравственной зре­лости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная и представленная педагогам система воспитания основ этической культуры школьников создавалась на основе изу­чения богатого научного и методического наследия в сфере нравст­венного воспитания, осмысления типичного и особенного в педа­гогических моделях воспитательных систем, отбора и систематиза­ции методических форм и средств стимулирования нравственного развития ребенка, а также на основе собственного исследователь­ского поиска, педагогического опыта, анализа широкого опыта пе­дагогической практики.

Представленная модель системы воспитания основ этической культуры школьников, логически продолжая и развивая традицию научной школы учителей автора И. А. Каирова, О. С. Богдановой, И. С. Марьенко, была сосредоточена на решении следующих доми­нант:

- Нравственное воспитание и развитие личности школьника может эффективно осуществляться в процессе этического об­разования и воспитания учащихся в рамках учебно-воспита­тельного процесса школы средствами прикладной этики. - Система воспитания основ этической культуры школьников как органичная часть учебно-воспитательного процесса школьного учреждения способна осуществлять этическое об­разование и воспитание учащихся, аккумулируя и развивая нравственные знания, объединяя в единый воспитательный процесс этического влияния на учеников все структурные компоненты жизнедеятельности школы: урок, межурочное пространство, внеурочную деятельность.

- Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям обеспечено содержанием и педагогической техно­логией системы воспитания основ этической культуры школьников. Все компоненты системы позволяют педагогу последовательно, через сферу эмоционально-чувственного и рационально осознанного восприятия в их единстве и взаи­мосвязи погружать школьников в сферу этических проблем жизнедеятельности человека и в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей формировать и развивать их этическую культуру.

- Этические занятия с детьми как центральный компонент сис­темы воспитания основ этической культуры школьников и как комплексная форма этико-прикладного знания, пред­ставленного в конкретных методических разработках, обеспе­чены варьированной методикой этического воспитания с уче­том возрастного, индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку.

- Эффективности включения школьников в процесс этическо­го воспитания способствует педагогическая технология сис­темы воспитания основ этической культуры школьников с ее основополагающим принципом воспитательного влияния на учащихся — обеспечение единства и взаимосвязи знания, чувства, поведения. Этот принцип воплощен в разнообраз­ных приемах сочетания методических форм просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, психологическими теста­ми, экспериментами, педагогическими задачами, упражне­ниями и другими формами жизнедеятельности детей.

О Психолого-педагогический комплекс методов и средств вос­питательного влияния на личность позволяет обеспечить субъектный подход к воспитанию, вычленить динамику объ­ектно-субъектной позиции ребенка в процессе его приобще­ния к этической культуре.

- Результат включения системы воспитания основ этической культуры школьников в учебно-воспитательный процесс — нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, проявле­нии доброжелательности и уважения к другому, чувстве эм-патии, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства.

Проведенная работа по углубленному рассмотрению каждой из данных доминант позволяет увидеть их общую целостность и вза­имосвязь. А практический опыт, его изучение и анализ позволяют

зафиксировать и теоретически осмыслить содержание и структур­ные компоненты, психолого-педагогические механизмы системы воспитания основ этической культуры школьников как целостного процесса.

Данные широкого внедрения системы в педагогическую прак­тику подтверждают ее действенность в нравственном развитии учащихся, восприятии нравственности как ценности, важной в по­строении собственной жизни и отношений с людьми.

Таким образом, полученные в процессе работы результаты и сформулированные на их основе выводы, длительный опыт внед­рения позволяют говорить об эффективности системы воспитания основ этической культуры школьников, адаптированное™ ее к учебно-воспитательному процессу детских учреждений, психоло­го-педагогической направленности.

БИБЛИОГРАФИЯ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.