Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование и деятельность синектических групп





Синектическая группа — это коллектив людей, которые по своему со­ставу, индивидуальным качествам и при определенной организации совме­стной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных про­блем.

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, наоборот она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской рабо­той. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потен­циал.

Но эти ее качества возможны в своем проявлении при условии опреде­ленных правил или принципов деятельности синектических групп.

Существует принцип трехэтапного формирования группы (схема 50).

Группа должна формироваться в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования и опыта это первый этап; второй — отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, сис­тема ценностей); третий — отбор по потенциалу коммуникативности.

Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Для первого этапа наиболее важными являются критерии уровня и харак­тера образования. Группа должна содержать специалистов из разных отрас­лей знаний, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. Он должен быть высоким для участника синергического процесса, потому что, как было уже отмечено, эти процессы характеризуются напряженной рабо­той, да и характер работы требует большой отдачи интеллекта и души.

Энергетический потенциал — это не просто склонность к активному поведению, это способность включения всех средств интеллектуальной де­ятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобили­зация сил.

Существуют и возрастные требования. В синектическую группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного диапазона возрастных значений. Чаще всего это от 25 лет до 50.

Важным фактором является также потенциал профессионализма. Он проявляется в опыте профессиональной деятельности, глубоком практичес­ком знании управления. Это накопленный, успешный опыт разработки и принятия типовых, текущих, оперативных, нормативных решений. Можно сказать, что потенциал профессионализма — это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью.

Здесь также можно указать и на фактор психологической основы творче­ской деятельности индивида. Есть люди, которые склонны к творческой дея­тельности и желают работать в группе. Но их психологическими особеннос­тями является ярко выраженная интровертируемость поведения. Она прояв­ляется в повышенной критичности к чужим мыслям, в стремлении к самоут­верждению через противопоставление себя группе, амбициозности, болез­ненном самолюбии, зависти и пр Такое поведение может нарушать гармо­ничность совместной интеллектуальной деятельности, рождать атмосферу неуверенности у других участников. Ему группа нужна не для поиска исти­ны, а для самоутверждения, наслаждения лидерством, чаще всего мнимым.

Это факторы отбора членов группы, которые действуют на первом этапе. Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой дея­тельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие.

1. Способность к образному восприятию и метафорическому мышле­нию. Эти способности легко можно выявить специальным тестирова­нием, в процессе собеседования, при решении специальных кроссвор­дов.

2. Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности удив­ляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или си­туацию, но при этом проявлять способность к конструктивному дей­ствию Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую ак­тивность

3. Способность к риску также характеризует одно из важных качеств кандидата в синектическуго группу. В любой деятельности есть риск, но каждый человек по-разному относится к риску. Один стремится его обойти, переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценкам "бредовых" идеи со стороны других участников работы, опасение вы­звать негодование и пр.

4. Большое значение имеет также способность кандидата к обобщению, тип мышления, позволяющий видеть целое, составлять из разрознен­ных фактов целостную картину, обобщать факты или мысли, выде­лять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследо­вания. Эти способности также можно проверить и установить. Суще­ствуют специальные тесты. Человеку даются три-четыре факта, по ко­торым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синекти-ческои группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристи­ки.

1. Кинестатические позиции, или реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной. Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успеш­ной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Ино­гда некоординируемость действии может быть следствием внутренней неуверенности, скованности.

2. Очень важным качеством является ответственность. Может ли человек отождествить свою деятельность с общими результатами работы, ощу­тить их как собственные удачу или неудачу, объективно оценить свою деятельность и роль в группе, признать порицание или одобрение. От­ветственность проявляется в обязательности.

3. Кандидату должна быть присуща также мотивация поддержки. В рабо­те группы он не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свою роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельнос­ти, проявлять активность. И это должно быть органической склоннос­тью в его поведении, в его отношении к группе. Не отрицать и сомне­ваться, критиковать и самоутверждаться, а поддерживать и дополнять, развивать и воодушевлять своим отношением других. Это способ инте­грации в группу, достижения авторитета растворения и собственной самобытности. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное, отрицать при острой необходимости через утверждение, аль­тернативность, инновационное обогащение идеи.

4. Важную роль в формировании синектической группы играет и статус разнообразия, который может быть присущ кандидату в совместной работе. Синектический эффект в значительной степени зависит от ти­пологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы.

Сформировать группу еще недостаточно для того, чтобы она могла про­дуктивно работать. Ее надо ввести в работу и обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способству­ет как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких не­дель до нескольких месяцев. Главное — сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем иссле­довательского типа, освоение роли каждого в синектической группе. Глав­ными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и ус­тановочные проблемные лекции. Их цель систематизация имеющихся зна­ний, мотивирование интересов. Тематика лекций весьма разнообразна по областям знаний.

Наконец, заключительный этап представляет собой организацию продук­тивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведе­ние исследовательской работы.

Вопросы







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.