Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отличительные признаки креативного образования





Креативное образование имеет ряд отличительных признаков. Их можно рассмотреть в следующей последовательности и связи.

1. Системологическое построение образовательного процесса. Воз­можность и потребность творчества появляется только тогда, когда получае­мые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответст­вуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их соче­тание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и разви­тие индивидуальных способностей. Именно поиск. Ведь не всегда человек знает о своих способностях и очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему вскрыть свои способности, понять и почувствовать свою индивидуальность. Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего об­разовательного процесса или когда главной установкой является запомина­ние обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаме­нов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относитель­но индивидуальной деятельности человека. Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реали­зации творческих способностей, вредит этому. Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практиче­ской информации без осмысления причин успеха, тенденций развития, про­гнозов, влияния изменений в макросреде и пр.

Сегодня учебный план образовательного процесса строится все еще при­митивно. Что является главными исходными принципами построения учеб­ного плана? Чаще всего это просто априорный перечень дисциплин, произ­вольное, субъективное установление их объемов, и случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, не­делям, месяцам и пр.).

Существует в нашей практике понятие "образовательная программа", но им оперируют иногда как синонимом понятия "учебный план". Иногда хоть и видят компоненты образовательной программы (такие как цель образова­тельного процесса, педагогический потенциал, методическое обеспечение, технологические возможности, знания и навыки), но рассматривают их как независимые или суммативно дополняющие друг друга.

Системологическое построение образовательного процесса предусматри­вает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов обра­зовательной программы. Основой такого сочетания является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний. Такая потребность возникает при соединении различных дисциплин определенным образом. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Это не трудно доказать практически, труднее это реализовывать в нашей сегодняш­ней практике(схема 67).



Существует и такое еще мнение, что проблема композиции несущест­венна. Главное — побольше дать специальных знаний, конкретики, прагма­тики, знаний сиюминутного эффекта. Мало кто сейчас обращает внимание на конфигурацию знаний, их взаимодействие, технологию освоения. А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые вариан­ты программы МВА. Она возникла не как жесткая программа, имеющая ус­тановленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки со­временного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин, но при этом ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на развитие способностей в предприни­мательской деятельности, развитие искусства менеджмента. На это направлены и методики представления знаний и их освоения в данной программе.

Но не всегда программы МВА являются именно такими. Во многих своих модификациях, особенно в современной практике нашей страны, они не яв­ляются эталоном образовательной программы, ориентированной на развитие творчества, на креативный менеджмент.

2. Технология образовательного процесса также оказывает существен­ное влияние наразвитие творческих способностей менеджера. Можно провести простой практический эксперимент. Взять две группы с одинако­вым потенциалом знаний, опытом практической деятельности (если это вто­рое или дополнительное образование), идентичными личностными характе­ристиками. Далее одной группе давать знания в одной последовательности, а другой группе — в иной. Потом при помощи тестирования оценить всю со­вокупность изменений, которые произошли при получении одинакового объ­ема знаний, одними и теми же преподавателями, но по разным технологическим схемам. Результаты будут существенно различаться.

Технология образовательного процесса определяет возникновение в со­знании человека определенных связей и взаимодействий знаний, их ранжирования относительно установок профессиональной деятельности, их прак­тической значимости в конкретных ситуациях(схема 68).

Вспомним, сколько различных подходов предлагалось в прошлом по тех­нологическим схемам образовательного процесса. Это и непрерывная (рас­тянутая) математическая или гуманитарная подготовка, и последовательная в другом варианте. Был опыт начинать учебный процесс специальной подго­товкой прямо с первых курсов, введением в специальность; далее весь срок обучения — специальные дисциплины, и они являются главным стержнем образовательного процесса (все гуманитарные, естественнонаучные и фун­даментальные дисциплины рассматривались как сопутствующие и дополня­ющие). Были предложения минимизировать лекционные занятия в общем объеме дисциплин; индивидуализировать образовательный процесс посредст­вом усиления и расширения самостоятельной работы. Все это технологичес­кие характеристики, изучение которых в отдельности не дает эффекта, если не связано с вполне определенной, контролируемой целью и не рассчитано по конкретным критериям.

Сегодня нам необходимо изменение технологии образования в полном комплексе ее характеристик и ориентированной на цели формирования творческого потенциала менеджера.

3. Известно, что существуетмножество разнообразных методов полу­чения знаний. Эффективность этих методов относительно творческих спо­собностей человека различна. Одни методы ориентируют его на механичес­кое и количественное накопление знаний, другие — на творческое опериро­вание ими в решении практических проблем, на развитие самостоятельного мышления. Здесь, может быть, самым главным является не изучение опера­ций профессиональной деятельности, а изучение себя в совокупности опе­раций профессиональной деятельности. В соответствии с этим особое значе­ние приобретает разнообразие методических приемов, используемых в обра­зовательном процессе. Их комплекс позволяет студенту или слушателю най­ти индивидуальные комбинации, это дает ощутимый эффект в области креа­тивного менеджмента.

Методическое обеспечение образовательного процесса сегодня строится главным образом на учебниках и учебных пособиях. Но представление о том, каким должен быть учебник, явно устаревшее. Сегодня уже очень мно­го выпущено учебников по менеджменту. Они различны по структуре, ак­центированию материала, стилю изложения, объемам, но совершенно одина­ковы по характеристикам креативного потенциала, иначе говоря, не дают возможности творческого осмысления знаний, погружения в проблематику. Они не имеют компьютерных программ, которые сопровождая учебник, способны усилить восприятие концепции, представить ее в ином технологичес­ком ключе, "проиграть знания", сделать самооценку и самоанализ понима­ния материала.

Современная компьютерная техника должна работать па креативное об­разование.

Сегодня в нашем образовании и особенно в бизнес-образовании, подго­товке менеджеров большое распространение получило обучение по кейсам. Это, безусловно, хорошая тенденция, которая соответствует целям креатив­ного образования. Кейсы учат мыслить самостоятельно и творчески, при­ближают обучение к конкретным практическим ситуациям, способствуют овладению инструментарием практического анализа. Но при этом следует помнить, что сведение всего образовательного процесса к кейсам, а именно такие тенденции могут возникнуть, может быть, не менее опасно с точки зрения эффективности образования, как и сведение всего образовательного процесса к монологовым лекциям преподавателя.

Творческий потенциал формируется на основе разнообразия, выбора, оценки альтернатив, осознания цели. Все это необходимо предусматривать в технологии образования.

4. Важным фактором креативного образования являетсядостаточная фундаментальная подготовка. Нередко в современном образовании на­блюдается своеобразная борьба двух тенденций. С одной стороны, существу­ет стремление к теоретизации образования, математическому обобщению и абстрагированию, с другой — к прагматизации, детализации, предельной практической конкретности. И то, и другое в преувеличенном виде не дает ощутимого эффекта. Абстрактность стимулирует привычки не замечать ча­стности, не обращать на них внимания. Есть замечательная пословица:

"Дьявол кроется в мелочах". В работе менеджера иногда именно мелочи яв­ляются непреодолимым препятствием в решении проблемы.

Но и излишняя детальная конкретность не является благом. Она притуп­ляет стремление видеть, наряду полным составом своих профессиональных дел, и внешнюю среду профессиональной деятельности, она не стимулирует развитие перспективного мышления, глубины понимания проблем, ощуще­ние "фактора времени".

Большой проблемой в современном образовании является оптимальное сочетание теоретического и практического освоения профессиональной дея­тельности. Но проблема глубже. Фундаментальное образование — это не только освоение теории, как это нередко представляется. И теории бывают различными. Фундаментальное образование нельзя полностью отождествлять с теоретическим. Фундаментальное образование — это такое, которое обладает систематизирующим эффектом, что, может быть, и является фундамен­том последовательного и практически эффективного наращивания знаний в профессиональной деятельности, что способствует непрерывному образова­нию и стимулирует его, это перспективное образование, позволяющее пред­видеть будущее, оценивать тенденции развития.

5. Креативное образование — это образование проблемное не только по методическим его характеристикам, но и по структурно-предметным. Как сегодня строится структура учебных дисциплин, по каким принципам они выделяются? Главными среди них являются сложившиеся области зна­ний, в соответствии с которыми происходит дифференциация наук, дейст­вующие традиции, возможности и специализация преподавателей. Такой подход слабо стимулирует развитие проблемного мышления, иногда вообще расходится со структурой реальных проблем(схема 69).

Вообще в креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является проблема. Нам очень важно сегодня это осознать. Ведьдеятельность менеджера — это решение проблем, и только в решении он использует знания и видит их необходимость и ценность. У нас стало традицией в системе высшего образования, что образовательный процесс начинается с дисциплин гуманитарной и естественнонаучной подго­товки, далее продолжается по дисциплинам общепрофессиональной и спе­циальной подготовки, а в заключение идут дисциплины специализации. За­думаемся, оправданно ли это? Некоторые уверенно ответят: да. И аргумен­тируют, что существует разное назначение этих циклов подготовки в струк­туре профессионального сознания. Одни определяют общий уровень образо­вания и культуры, методологию мышления, другие — специальные знания и навыки.Профессия — это сплав культуры, характера мыслительной дея­тельности и специальных знаний и навыков. Это верно, с этим невозможно спорить. Но как, и всегда ли мы достигаем этого сплава? В современном об­разовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы находятся в про­тиворечии, в отчужденности друг с другом. И главное, источником этого от­чуждения иногда бывают сами преподаватели или руководители образова­тельных учреждений.

В одном из технических вузов в порыве демократизации образования решили вообще отказаться от цикла гуманитарных дисциплин, сочтя их из­лишними, засоряющими учебный процесс. Конечно, в последующем они сами убедились в необходимости гуманитарного цикла. Сегодня он находится под защитой государства, вводится требованием Государственного образовательного стандарта. Но вот что интересно, многие вузы, не имея возможности полностью отказаться от дисциплин гуманитарного цикла, стараются свести их к миниму­му, варьируя объемные характеристики. Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т. е. их сочетанием, сопряжением, структурой.

Но проблемность проявляется не в только структуре дисциплин, по и в методике их представления. Можно давать знания в виде устоявшихся, об­щепринятых положений, апробированных рекомендаций, бесспорных трак­товок и т. д., но можно (и это в большей мере соответствует задачам креа­тивного образования) в виде не застывших истин, а непрерывного цикличес­кого процесса развития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения. Это методика генезиса знаний, методика представления их через проблему, всегда являющуюся источником как возникновения и оформления знании, так и их эффективного и творческого освоения в обра­зовательном процессе(схема 70).

б. Современное креативное образование невозможно представить без его соответствующей организации.

Главным в организации креативного образования является возможность выбора дисциплин, формирование образовательных групп, учебная нагрузка слушателей или студентов, формы, количество и распределение контроль­ных мероприятий. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Выбор дисциплин, возможность самостоятельного формирования образо­вательной программы или участия в ее формировании имеет большое значе­ние в креативном образовании. Сегодня студент или слушатель лишен воз­можности выбора дисциплин по собственной инициативе. Это лишает его возможности и мотивирования более глубокого осмысления своих способно­стей, образовательных потребностей и своей деловой карьеры. Сегодня су­ществует диктат образовательного учреждения. Это часто объясняют Госу­дарственным стандартом, который тоже довольно жестко устанавливает на­бор обязательных дисциплин — 70% от общего количества учебной нагруз­ки. Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. Но готовы ли вузы к обучению дисциплинам по свободному выбору?

В системе дополнительного образования, где не действуют государствен­ные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогатый. Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения по индивидуальным образовательным программам. Это величина группы, квалификация и нагрузка преподавателя, финансовые возможности, исполь­зование аудиторий.

Но ведькреативное образование это новый тип образования, кото­рый невозможно достигнуть только организационной перестройкой. Он тре­бует и финансовых вложений, и повышениям квалификации преподавателей и мотивирования творчества в их работе, и создания условий для инновацион­ной деятельности. Можно и плату за обучение дифференцировать по коли­честву и качеству предлагаемых учебных курсов, а также реальному квали-

фикационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответ­ствующих тестов.

Формирование образовательных групп важный момент в креативном образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление со­циально-психологической атмосферы поиска, творчества, сотрудничества, интеграции интеллектуальных потенциалов. Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка и слушателя, и преподавателя, может быть ориен­тирована либо па получение или передачу знаний, либо на формирование профессионального, творческого сознания, которое предполагает усвоение знаний с позиций своей индивидуальности, перспектив дальнейшего разви­тия, понимания профессии, системы ценностей.

Именно это предполагает реализацию определенной интенсивности осво­ения курсов, погружения в их проблематику, ритма учебного процесса, практического мотивирования глубины знаний и понимания их проблемное™.

На творчество должен быть ориентирован и контроль знаний. Надо оце­нивать lie их объем, а полноту, системность, устойчивость, инструментальность (возможность использовать), глубину. Формы контроля могут и долж­ны быть разнообразными: письменные работы, тестирование, собеседование, экзаменационные испытания, проектирование и др.

7. Важным признаком креативного образования является егомотивация. Каждый из видов образования опирается на определенные мотивационные факторы. Ими могут быть: профессиональный статус, подтвержденный дип­ломом, потребность интеллектуального развития, реализация индивидуаль­ных способностей, обогащающее общение со специалистами, профессио­нальные амбиции, потребность в знаниях и навыках современной професси­ональной деятельности (знание языка, владение компьютером и пр.), "жажда открытий", "мода" па образование.

Конечно, все эти факторы действуют в совокупности. Но так или иначе в реальной действительности реальный человек всегда отдает чему-то предпо­чтение, какой-либо из этих факторов является приоритетным, доминантным, ярко выраженным.

Действием факторов мотивирования можно управлять в образовательных процессах, опираясь па них таким образом, который соответствует сути и содержанию креативного образования. Например, можно проводить обуче­ние без выдачи диплома, проверять не знания, а тип профессионального мыш­ления, оценивать не точку зрения, а ее аргументированпость, поощрять не правильность выводов (решений), а их практическую эффективность.

Креативное образование является важнейшим условием и критери­ем качества подготовки современного менеджера.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.