Этика и экологический кризис
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этика и экологический кризис





Человек не воспринимает себя частью большого организма, называемого биосферой, поэтому он пренебрегает этическими принципами в отношениях с природой. Попирая принцип уважения,человек загрязняет окружающую среду отходами, которые возвращаются к нам через воздух, воду и растения (не случайно так много заболеваний суставов, дыхательной и пищеварительной систем, которые обусловлены чисто экологическими причинами). Нарушение принципа терпимостипо отношению к природе проявляется в борьбе с «вредными» насекомыми и сорняками. Поэтому мы едим гербицидную и пестицидную пищу, хотя биологи давно уже разработали биологические методы защиты урожая. Мы не помогаем природе в её бедах, чем сводим на нет принцип сотрудничества.Мы не заботимся о том состоянии природы, которое нам досталось от предков, чем не выполняем принцип преемственности.Мы не улучшаем условий существования природы, значит не соблюдаем принцип открытости.Нарушение принципов соответствияи соизмеримостипроявляется в том, что мы не отдаём природе столько же, сколько берём у неё, и не предоставляем ей возможности восстановить то, что у неё забрали. Неудивительно, что ежегодно вымирают десятки видов животных и растений, исчезают лесные массивы, мелеют реки, происходит широкомасштабная эрозия почвы, меняется климат, нарушается глобальная экология планеты – и всё это результат нарушений этических принципов в отношениях с природой. Но нельзя рубить сук, на котором сидишь.

Сегодняшнее потепление климата, обусловленное парниковым эффектом от выделения в атмосферу планеты углекислого газа антропогенного происхождения способствует всё большему поглощению солнечной энергии. Эта энергия идёт на испарение, что интенсифицирует влагооборот планеты и увеличивает количество ветров, из-за чего растёт число стихийных бедствий и катастроф, мощность которых с каждым годом становится всё более угрожающей. Поступающая в атмосферу дополнительная влага тоже, как известно, усиливает парниковый эффект. Поэтому при продолжающемся росте количества углекислого газа, вырабатываемого цивилизацией, и сокращении лесных массивов в результате вырубок, приближается критическая точка, когда разогревание планеты и интенсификация влагооборота вызовут общепланетную экологическую катастрофу, известную из древности как всемирный потоп. В течение первых двух месяцев после начала ливневых дождей, выпадет около 5 метров осадков, которые уничтожат все строения и коммуникации цивилизации, смоют всю почву. Перераспределение водных масс с океана на континенты вызовет напряжения в земной коре, что станет причиной многочисленных землетрясений и извержений вулканов, в результате чего наступит резкое похолодание и зима будет длиться около трёх лет, пока вся вулканическая пыль не осядет на землю. Время регенерации почвы на планете составляет 600–1000 лет, поэтому без сельского хозяйства Человечество снова будет отброшено в каменный век, поскольку сможет заниматься только собирательством, и через 20–40 поколений потомки растеряют и забудут все достижения нашей цивилизации.



Для предотвращения этого грозного явления Россия должна решительно взяться за восстановление многоярусных лесов и отказаться от столь безрассудной вырубки, количество вырубаемого леса должно быть меньше его ежегодного прироста.

Многоярусные леса препятствуют парниковому эффекту и задерживают проникновение холодных воздушных масс с севера, чем смягчают климат. В местах произрастания лесов почти не бывает землетрясений. Удерживая влагу, они препятствуют обмелению рек (только в одной Малороссии в результате вырубки лесов исчезло уже 4000 рек) и в то же время не дают разыграться наводнениям, поскольку замедляют процесс таяния снега.

По оценке специалистов, начиная с 1986 года, биосфера планеты вошла в зону неустойчивости атмосферных параметров, а это означает, что теперь каждый год лавинообразно нарастает количество и сила стихийных бедствий. Если не будет предпринято экстренных мер, то любой последующий год в жизни Человечества может стать последним.

Следует обратиться к помощи представителей древних религий, которые владеют методами воздействия на стихии.

Необходимо создать ещё один Всемирный экологический комитет, который бы участвовал в регулировании использования странами природных ресурсов (прежде всего лесных).

Все правительства мира и учёные планеты, кому не безразлична судьба Человечества, не имеют права скрывать новые экологические данные. Совместными усилиями должна быть выработана экологическая программа, упреждающая надвигающуюся глобальную всемирную катастрофу.

Многомерная экономика

История изобилует примерами, когда народ, уповая на политического лидера, помогает ему прийти к власти, а тот не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Россия не составляет исключения из этого правила. Перестроечное правительство, например, полностью скомпрометировало идею демократии. Интеллигенция, на плечах которой сегодняшние демократы пришли к власти, ими же поставлена на грань вырождения и гибели. У неё есть лишь два выхода: переродиться в зарождающееся сословие «новых русских бизнесменов» или, влача жалкое существование, превратиться в постперестроечных бомжей. В любом случае, при сложившихся обстоятельствах, если не будет предпринято соответствующих мер, интеллигенция рано или поздно исчезнет, как в своё время исчезло дворянское сословие. Возникшее и всё усиливающееся противостояние слоев общества делает всё более реальной возможность расчленения страны.

Новые партии и общественные союзы, не имея никакой теоретической и практической базы, раскалываются на всё более мелкие организации и с лёгкостью сулят народу решение всех его новых и старых проблем. Реально, что можно сегодня сделать – вытащить из прорыва производство, остановить инфляцию и только потом заниматься вопросами социального обеспечения.

Как же всё-таки народу застраховаться от невыполнения обещаний лидерами, которых он выбирает? Как сделать, чтобы выполнение обещанного не зависело от прихоти пришедшего к власти? Для этого необходимо, чтобы государством управляли законы, основанные на этике, а возможность произвола чиновника была сведена к минимуму. Когда власть, пусть даже небольшая, вручается в руки отдельного человека, то, хочет он этого или не хочет, у него появляется возможность импровизации, граничащей подчас с произволом. Если в государстве до автоматизма отлажено законодательство, то тогда отпадает необходимость, чтобы обществом управлял человек – функция власти становится наблюдательной. Но автоматизм предполагает наличие обратных связей, т.е. государство и общество должны стать живыми системами.

Некоторые российские политические партии одним из основных способов выхода из экономического кризиса считают внедрение в производство наиболее ценных изобретений, которых у нас в стране достаточно. Но реализация прогрессивных разработок зачастую оборачивается кризисом перепроизводства. Это видно на примере других стран. Машинизация труда, приходящаяся на начало нашего века, привела в развитых странах к массовым увольнениям рабочих, снижению покупательной способности населения и невиданному экономическому кризису. Освоение обществом дорогостоящих программ: повсеместное строительство автомобильных дорог в США, осуществление полёта на Луну и подобных им по размаху приводило к оттоку средств из народного хозяйства, дефициту товаров с соответствующим ростом цен. Результат тот же – экономический спад, грозящий перерасти в кризис.

Именно поэтому даже благие намерения пришедшего к власти лидера заканчиваются неприятностями и для него, и для народа. Например, увеличение бюджетных зарплат, пенсий, выплата всевозможных компенсаций у нас в стране вызвали придумывание новых налогов и пр.

Чем же всё-таки объяснить, что благие намерения и прогресс приводят к экономическим кризисам? Что же надо сделать, чтобы социально-технический прогресс не вызывал в обществе кризисов? И какие меры нужно принять, чтобы внедрение изобретений и большие государственные программы не останавливали производств, не создавали дефицита, а поднимали благосостояние народа?

Мы уже начинаем привыкать к настойчиво повторяемой мысли, что возникающие кризисные явления кому-то выгодны. Но дело в том, что они не просто кому-то выгодны, а происходят из-за нарушения принципа соответствия между производственной и непроизводственной сферами. Как только по инициативе государства происходит отток людей и средств из производственной сферы в непроизводственную, начинает уменьшаться производство продуктов питания и товаров народного потребления, а непроизводственная сфера, наоборот, увеличивает их потребление. При достаточно сильном перекосе в развитии непроизводственной сферы экономический кризис неизбежен.

Деньги стали всеобщим эквивалентом, хотя в действительности таковым не должны быть. Они вторглись из области материальных отношений во все сферы человеческих взаимодействий, где до сих пор отсутствуют свои эквиваленты. На деньги сегодня можно купить если не всё, то очень многое: власть, любовь, идеи, права, привилегии... Но ведь каждый из нас знает, что вместо любви покупается лишь её эрзац, а настоящее чувство можно получить лишь как ответ на свою любовь, да и то не всегда; или взамен своей любви. Каждый из нас может; догадаться, что ценные идеи никто никогда за деньги продавать не будет. Очевидно, что настоящим эквивалентном в любой сфере является сам объект обмена: любовь обменивается на любовь, права на права, идеи на идеи, власть на власть, сырьё на сырьё. С чувствами, правда, вопрос сложнее...

Человеку, добывающему себе пропитание в поте лица своего, нужны не деньги, а пища, восстанавливающая его силы, т.е. в данном случае эквивалентом человеческого труда является энергия пищи. Деньги – всего лишь посредники. При промышленном производстве предметов станку нужна техническая энергия, а не деньги. Получается, что в сфере обращения товаров нужны два вида эквивалента: первый – человеческая энергия, второй – техническая энергия, которая имеется в добываемом сырье. Но если в производимом предмете скрыты какие-то идеи и услуги, то появляется необходимость третьего вида эквивалента, охватывающего всю непроизводственную сферу. Этот эквивалент тоже энергетический, только он выражает потенциальную энергию, сэкономленную при производстве предмета благодаря применению идей.

Таким образом, цена любого предмета состоит из трёх стоимостей:

1) энергии человека;

2) энергии машин, затраченной на производство этого предмета;

3) сэкономленной энергии в результате применения идей при его изготовлении. Сэкономленная энергия закладывается в производимый предмет в тех же энергетических единицах.

Трём стоимостям, которые проявляются в любом предмете и в любой услуге, должны соответствовать три вида денег, не конвертируемых между собой, которые будут образовывать три независимых круговорота. Как только произойдёт разделение всех трёх каналов на независимые круговороты энергии, можно будет говорить о возникновении многомерной экономики.

Сравнивая общество с живым организмом, мы видим, что в организме существуют несколько несмешиваемых каналов, по которым происходит круговорот вещества и энергии. Первый канал – кровообращение, где распределяются питательные вещества, второй канал – пищеварение, здесь пища превращается в питательные вещества крови. И третий – нервный канал, по которому идёт поступление и переработка информации, обеспечивающей добычу организмом пищи. В обществе все эти три канала совмещены в один канал – товарно-денежного обращения, потому что на одни и те же деньги, ставшие всеобщим эквивалентом, можно купить пищу, сырьё, товары народного потребления, природные богатства и информацию. Невозможно представить себе организм, у которого кровообращение, пищевой и нервный каналы совмещены. Такой организм или крайне примитивен, или смертельно болен. Поэтому-то в каждом из нас существует тенденция к самостоятельному, независимому существованию, которая в социальном плане приводит к новым автономиям и суверенитетам.

О первых двух круговоротах уже было сказано, к третьему круговороту следует отнести идеи, а также услуги (потому что услуга несёт в себе идею). С другой стороны, всякое изобретение-идея приносит обществу или предприятию, где оно используется, постоянный доход, в то время как сегодняшний изобретатель получает лишь единовременное пособие за свою разработку. Патенты и учёные степени должны приносить их владельцам ежемесячный доход, пока они внедрены и используются предприятиями. И платить надо не за одну учёную степень, а за все, какие человек приобрёл. Тогда изобретатели и научные работники не прятали бы свои изобретения, разработки и открытия и не пытались бы продать их в другие страны, где за них обещают высокую плату. Нельзя забывать и про авторов открытий и эпохальных изобретений. Изобретатели, использующие их в своих разработках должны отчислять 3% от полученной прибыли в пользу первооткрывателей.

Одним из главных препятствий в развитии науки и творчества является тенденция возводить существующие научные и социальные парадигмы в ранг государственной идеологии. Проявляется это в поддержке государством тех или иных научных концепций. Так, немецкий врач и химик Самуэль Ганеман никогда не смог бы утвердить свою гомеопатию, если бы не имел поддержку правительственных кругов. Российские медицинские дипломы, как и некоторые другие, не признавались и не признаются в развитых странах – ни до Октябрьской революции, ни после неё. Исключение составляет Израиль, где одно время наши врачи пользовались популярностью, во всяком случае, их не заставляли переучиваться, как это происходило в развитых странах, в том числе и в США, где по конституции ни одна идеология не может стать государственной.

Тем не менее в странах с развитой конкуренцией существуют научные и медицинские школы, стремящиеся подавить все другие конкурирующие школы. Сколько при этом губится прекрасных достижений! Россия должна прекратить эту практику. Каждый ученый должен иметь право и возможность независимо от государства создать свою научную школу, открыть свой институт. Запрещение возводить научные и социальные концепции в ранг государственной идеологии снимет тормоза с научно-технического и социального прогресса.

Наибольшую ценность для нации и цивилизации представляют социальные изобретения, потому что благодаря им становится возможно творчество во всех областях науки и техники. Но именно этот вид изобретений до сих пор не подлежит патентованию, хотя именно он даёт человеку наибольшее количество свобод для самовыражения и творчества. А это ведёт к процветанию нации. Если же у народа нет таких свобод, культура импортируется из более развитых стран.

Непроизводственная сфера имеет ещё один независимый круговорот – круговорот прав и способностей. Кроме неотъемлемых прав – на жизнь, здоровье, труд, жильё и т.д. – есть ещё приобретаемые человеком права (права по праву): на привилегии, на вознаграждение за инициативу и пр. «Права по праву» должны быть заработаны человеком путём развития своих интеллектуальных, психофизических способностей, морально-нравственных устоев или своими социально значимыми действиями. Этот четвёртый круговорот заставляет человека двигаться по пути эволюции. Когда развитие человека становится целью государства, то его (человека) эволюция перестаёт быть случайной и неуправляемой. Человек сознательно и целенаправленно будет работать над собой. И тогда духовные искры, с таким трудом находимые, а затем с таким легкомыслием теряемые, будут копиться в общечеловеческой копилке, и из неё уже ничто не пропадёт.

Этот круговорот позволяет упорядочить распределение власти. До сих пор власть захватывалась, наследовалась, вручалась по назначению, но она никогда не подлежала обмену на способности человека. Ещё Маркс отмечал в «Капитале», что мерилом всех богатств общества является развитость индивида. Это повторяет известную восточную мудрость, что все ценности лежат внутри человека, и если вы не нашли богатство в себе, то куда вы пойдёте его искать? Для человека, принявшего эту точку зрения, будет важно, какой он навык приобретёт и какую способность отшлифует при том или ином труде.

Необходимо ввести четыре различных эквивалента, каждый из которых создаст свой собственный, независимый от других, круговорот. Первый – денежный круговорот человеческой энергии (работы) и пищи, второй – круговорот товаров (машинной энергии) и минерального сырья (а также вторсырья), третий – круговорот услуг и идей, и четвёртый – круговорот прав и способностей.

Четыре вида круговорота соответствуют четырём видам труда:

1) индивидуально-необходимый труд, т.е. труд, поддерживающий жизнь индивида – это круговорот человеческой энергии и продуктов питания;

2) общественно-необходимый труд, который поддерживает жизнь государства и общества – это круговорот товаров и машинной энергии;

3) общественно-полезный труд – это круговорот идей и услуг;

4) индивидуально-полезный труд, заключающийся в развитии своих способностей, самосовершенствовании, учёбе – это круговорот прав и способностей.

Таким образом, мы видим, что при существовании лишь одного денежного эквивалента и одного круговорота товаров и энергии невозможно развитие общества. Для такого общества болезненны любые реформы и любое развитие производства.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.