Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Безработица: причины, виды, последствия





Следующим признаком макроэкономической нестабильности является существование и периодический рост в обществе безработицы, т. е. такого положения, когда часть трудоспособного населения не находит работы. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

В России существуют определенные критерии, по которым человека официально относят к категории безработных: он должен проживать на территории РФ более 6 мес., не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе. Безработный имеет право на пособие и бесплатное обучение профессии. Статус безработного может получить и выпускник вуза.
Безработица — это незанятость в сфере народного хозяйства трудоспособного населения, желающего иметь работу. Трудоспособными считают тех, кто по возрасту и состоянию здоровья способен работать в народном хозяйстве (мужчины в возрасте 14 — 59 лет и женщины в возрасте 14 — 54 года).
Безработица является результатом несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Потерять работу и не найти возможности для применения своего труда — это бедствие не только для наемного работника, но и для общества в целом.
Безработица стала непременным спутником рыночной экономики. Уровень ее непостоянен и меняется по ряду причин, но никогда не снижается до нуля.
Причинами безработицы являются:
• структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы;
• экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребности в рабочей силе;
• политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу;
• сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
• изменения в демографической структуре населения, т.е. с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы.
По форме проявления безработица может быть:
• фрикционной, т.е. связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. В подобной ситуации всегда находится определенная часть людей, поэтому этот тип безработицы существует постоянно;
• структурной, связанной с переменами в технологии, появлением новых и отмиранием старых профессий и целых отраслей, перестройкой экономики регионов, что вызывает увольнение части рабочей силы. Должно пройти время, прежде чем «структурные» безработные переквалифицируются и найдут себе новые места работы. Структурная безработица также неизбежна и существует в обществе всегда;
• циклической, порождаемой циклическим развитием рыночной экономики, т. е. чередованием периодов подъема и спада производства. Это самый «неприятный» тип безработицы — часто массовый и болезненный;
• сезонной, которая вызывается колебаниями спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях (сельское хозяйство, строительство);
• скрытой, когда рабочая сила используется не полностью, люди формально работают, но фактически занимают лишние рабочие места, находятся в неоплачиваемых отпусках, увольняются.
Безработица в России имеет определенное своеобразие. При падении производства на 50% многие официально не работающие безработными не являются и не обращаются за помощью в службу занятости. Отчасти это объясняется тем, что для определенной категории населения распродажа ресурсов превратилась в источник дохода.
Немало людей, не имеющих официальной работы и официального источника дохода, занято в теневом бизнесе. Закон о занятости населения в РФ дает право гражданам на выезд на работу за границу.
Фрикционная и структурная безработица являются неизбежными и составляют естественный уровень безработицы, который обусловлен «переливанием» рабочей силы в поисках наиболее подходящих мест, необходимостью освоения новых специальностей. Естественная безработица свидетельствует о наличии прогрессивных процессов в обществе.
Вызывающей тревогу является только циклическая безработица. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы и предполагает отсутствие только циклической безработицы. Но при полной занятости существует фрикционная и структурная безработица.
Полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы (процент безработных в общей численности трудоспособного населения).
Уровень безработицы, %, определяется по формуле:

Уб = (Б/РС) • 100,

где Б — численность безработных, чел.; PC — общая численность работоспособных, чел.
Например (цифры условные), если в стране Xиз 96 млн трудоспособных 9,6 млн не имеют и ищут работу, то уровень безработицы в ней достигает 10%.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы.
Негативными последствиями безработицы являются:
• снижение объема ВНП (по сравнению с тем, который могли бы произвести);
• падение покупательского спроса;
• сокращение сбережений;
• торможение инвестиционного процесса;
• снижение предложения;
• спад производства;
• потеря квалификации высвободившихся работников;
• криминализация общества;
• усиление политической нестабильности.
Среди негативных последствий безработицы главным является недовыпуск продукции (потеря части ВНП), для определения которого используют закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП.
Согласно закону Оукена, ежегодный прирост реального ВНП на 2,7 % позволяет поддерживать численность безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2,5% прироста реального ВНП уменьшают численность безработных на 1 %. Аналогичным образом каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост безработицы на 1 %. Например, при естественной безработице 6% и фактической — 9% потеря ВНП (%) составит (9 — 6) • 2,5 = 7,5.
Этот закон состоит из двух частей.

1.Определенный рост ВНП необходим только для того, чтобы не дать увеличиться безработице. Численность рабочей силы с каждым годом возрастает, а ее использование при этом становится более производительным. По этим причинам от 2,5 до 3 % ежегодного прироста реального ВНП необходимо для создания новых рабочих мест, способных удержать безработицу на прежнем уровне.

2. Рост ВНП снижает уровень безработицы, тогда как относительное падение темпов роста увеличивает долю безработных. Если темпы прироста увеличиваются, например с 3 до 5%, доля безработных уменьшается приблизительно на 1 %.
Вторая часть закона Оукена содержит правило 2:1, с помощью которого можно определить, каким должен быть экономический рост для решения проблемы безработицы. Предположим, что доля безработных равна 8%, а задача правительства — снизить уровень безработицы до 6%. Это означает, что необходимо добиться более высоких темпов роста экономики путем налогового стимулирования и денежной политики.
В России действует закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 № 154. Он определил сущность государственной политики занятости, которая состоит в содействии обеспечения «прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость». Государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими и законодательными методами:
• экономическими — когда государство способствует сохранению, развитию, созданию рабочих мест с помощью финансовокредитной, инвестиционной и налоговой политики;
• законодательными — путем разработки и принятия различных законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство. Основную часть работы по регулированию рынка труда ведут специалисты государственных органов по труду и занятости.
Зако́н О́укена — эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и темпом роста безработицы, предполагающая, что снижение темпа роста ВВП на 2% приводит к повышению уровня безработицы на 1 %. При этом точкой отсчета берется темп рост ВВП в 3% в год.[1]

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:{\displaystyle {\frac {Y_{1}-Y_{0}}{Y_{0}}}=-{\frac {B(u_{1}-u_{0})}{1-Bu_{0}}}}

· {\displaystyle Y_{1},u_{1}} — ВНП и уровень безработицы в текущем периоде

· {\displaystyle Y_{0},u_{0}} — ВНП и уровень безработицы в базовом периоде

Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.

Количественно выраженная зависимость между колебаниями уровня безработицы и колебаниями ВВП сформулирована в законе Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, впервые ее обнаружившего. В соответствии с законом Оукена отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или:

Закон Оукена

где V - фактический ВВП;
V* - потенциальный ВВП;
U - фактический уровень безработицы;
Un - естественный уровень безработицы;
β - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Политика занятости.

 

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Политика занятости государства должна решать два основных вопроса:

· во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;

· во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей.

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Политика занятости рассматривается в узком и широком понимании. В узком понимании политика занятости направлена на максимальное вовлечение экономически активного населения в трудовую деятельность. В этом случае объектом государственного воздействия является безработное население, а целью политики – минимизация безработицы и смягчение ее последствий. В широком понимании политика занятости представляет собой относительно самостоятельную часть социально-экономической политики, направленную на: расширение возможностей занятости посредством содействия созданию достойных рабочих мест; формирование рабочей силы определенного качества в соответствии с требованиями и перспективами развития экономики; рациональное распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и регионам; эффективное использование рабочей силы. Объектом политики занятости в этом случае является все трудоспособное население, а целью – реализация права не только на свободно избранную и полную, но и продуктивную занятость, сопряженную с высоким уровнем социальной защиты граждан.

Политика занятости – органическая часть экономической политики. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде.

Основу для формирования методологических подходов к оценке государственной политики занятости составляет определение целей и задач необходимых преобразований на рынке труда. В условиях плановой системы управления трудом государство выступало в качестве единственного субъекта политики занятости. В рыночной экономике большая часть рабочих мест создается в негосударственном секторе. Прямое влияние на состояние занятости со стороны правительства ограничено. Государственная политика занятости превращается в политику содействия занятости.

Методы проведения государственной политики содействия занятости можно разделить на две группы: методы регулирования, направленные на снижение уровня циклической безработицы и методы, направленные на снижение естественного уровня безработицы.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк (1)

где СЭПЗ — эффективность политики занятости в течение календарного периода;

ЧПСУ — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;

ЧБк — численность безработных на конец календарного периода

Таким образом, показатель социальной эффективности политики занятости безразмерен и имеет однозначную трактовку. Умножение фактического уровня безработицы в регионе на увеличенный на единицу показатель социальной эффективности политики занятости позволит определить тот уровень безработицы, который был бы зафиксирован в регионе, если бы органы службы занятости вообще не снимали безработных с учета. Чем больше значение рассчитанного по формуле (1) показателя, тем выше социальная эффективность политики занятости.

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.

Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.

В-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.