Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 1.Основы денежно-кредитного регулирования экономики





ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

Тема 5. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования

Экономики

1. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования

2. Регулирование официальной учетной ставки - один из инструментов денежно-кредитного регулирования

3. Политика обязательных резервов и ее место в системе денежно-кредитного регулирования

4. Операции на открытом рынке: понятие, механизм проведения, виды операций

5. Практика денежного таргетирования.

 

Литература:

1. Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);

2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2001 года N 190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня»

3. Учебник «Банковское дело» // под ред. Г.Г. Коробовой-М.,2004

4. Долан Э. Дж.,Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбелл Розмари ДЖ. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика”, Пер. с англ. Л. 1996 г.

5. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.- М., 1999г и др.

 

1. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если госу­дарство через центральный банк способно воздействовать на масшта­бы, и характер операций коммерческих банков.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной по­литики Центральных банков различных стран, а также Национального Банка РК являются:

• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требо­вания) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики и представляют собой ме­ханизм регулирования общей ликвидности банковской системы, ис­пользуемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков.

• официальная ставка рефинансирования: Национальный Банк Казахстана устанавливает в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.

• ставки вознаграждения: Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным видам банковских операций в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики (путем установления коридора ставок: нижняя ставка- ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка-ставка по предоставлению кредитов. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Национальный Банк использует процентную политику для регулирования ры­ночных процентных ставок и укрепления курса национальной валюты.

• операции на открытом рынке (купля-продажа Национальным Банком государственных обязательств и прочих государ­ственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумага­ми с совершением позднее обратной сделки). Кроме этого Национальный Банк Казахстана в соответствии с целями денежно-кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот как в национальной, так и в иностранной валюте.

• валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики.

• прямые количественные ограничения по операциям банков. Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.

• установление ориентиров роста денежной массы. Национальный Банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показа­телей денежной массы исходя из основных направлений единой госу­дарственной денежно-кредитной политики;

• займы Национального Банка: порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.

Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.

 

2. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) служит важным инструментом регулирования денежного обращения

Ставка рефинансирования — это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.

Применение этого инструмента базируется на том, что коммерче­ские банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привле­чения средств центрального банка. Повышение ставки рефинансиро­вания, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое цент­ральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.

Этот инструмент монетарной политики — самый старый. В США он применяется с 1913 г. Используется он и в нашей стране, более того, на первых порах (в начальный период развития двухуровневой банковской системы в РК) это было единственное активно применяемое средст­во в деятельности Национального Банка. В то же время с точки зрения действенности изменения учетной ставки проигрывают по сравнению с операциями на открытом рынке.

Центральные банки регулируют уровень и структуру учетных ставок двумя способами.

1) через прямое установление ставок по кредитам централь­ного банка;

2) через контроль над отдельными ставками банков.

В первом случае влияние регулирующих мер носит более общий характер, так как, устанавливая, например, официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привле­чения ресурсов банками, в значительной мере формируя стои­мость денег. Чем выше учетная ставка, тем выше стоимость финансирования банковских операций, тем при прочих равных условиях ниже спрос на кредит и реальные масштабы денежной массы в обращении. Во втором случае влияние регулирующих мер носит достаточно узкий характер, так как с его помощью устанавливается стоимость отдельных видов кредитов или опера­ций отдельных кредитных учреждений.

На практике зависимость между ставками по кредитам цент­рального банка и банковских ставок по кредитам принимает форму достаточно устойчивого соотношения.

Кроме того учетная ставка (ставка рефинансирования) – процентная ставка, которую Центральный банка взимает в свою пользу при учете (покупке) ценных бумаг (например при учете векселей). Официальная учетная процента - важнейший элемент косвенного регулирования денежного кредитного рынков в стране.

 

3. К числу монетарных факторов, влияющих на абсолютный уровень инфляции, относятся минимальные резервные требования центральных банков к коммерческмим банкам.

Практически во всех европейских странах резервные требова­ния первоначально вводились прежде всего с целью увеличения степени ликвидности банковской системы, хотя в наше время ставится более утонченная цель — использовать этот фактор для денежно-кредитного регулирования долгосрочных проблем ста­билизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Роль резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможностях регули­рования кредитно-финансовой политики центральных банков.

Согласно банковскому законодательству РК минимальные резервные требования - это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно-конвертируемой валютах (резервные активы).

Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований - это доля в процентах от суммы обязательств банка.

Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату (см.Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года № 38 «Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях»)

Повышение резервной нормы на несколько процентных пунктов снижает величину избыточных резервов и значение банковского муль­типликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются.

Пример. При ставке минимальных резервов rr 20% (или 0,2) к сумме банковских де­позитов DD 100 тыс. тенге объем обязательных резервов RR составит 20 тыс. тенге., а объем избыточных резервов ER — 80 тыс. тенге. При допущении, что вся сумма избыточных ре­зервов используется банками для кредитования, величина денежного мультипликатора MMult будет равна 1: 0,2 = 5, а максимальное расширение денежной массы ^ MS в ре­зультате мультипликации текущих счетов составит 5 * 80 000 = 400 000 тенге.

^ MS = MMult * ER = 1/ 0,2 * 0,8 * 100 000 = 400 000 тенге.

При увеличении rr до 30% объем избыточных резервов сократится до 70 000 тенге., де­нежный мультипликатор уменьшится до 3,33, а максимальное расширение денежной массы ^MS составит только 233 333,33 тенге.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы XX в., и сразу после Второй мировой войны ее вне­дрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран.

Норма минимальных резервов может изменяться в зависимости как от конъюнктуры, так и от вида и величины вкладов.

Таким образом, манипулируя уровнем минимальных резервных требований, можно добиться «сжатия» денежной массы. Резервные требования, обеспечивая ликвидность банковской системы, служит одновременно задаче регулирования денежной массы или количества денег в обращении.

 

3. Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. В период высо­кой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно за­нимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредствен­ное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают част­ные лица или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкла­дов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возмож­ностей банков. В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что при­водит к увеличению MS.

Впервые этот инструмент начал применяться в США в 20-х годах XX в. В настоящее время операции на открытом рынке считаются ключевым средством контроля денежного предложения. Операции на от­крытом рынке более гибки чем минимальные резервы, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности.

Экономической основой действенности операций центрального банка на откры­том рынке является его монопольное положение в качестве созда­теля кредитных ресурсов для банковской системы в целом. При данном уровне спроса на ресурсы центрального банка именно его политика в отношении условий предоставления кредитов и опе­раций на открытом рынке определяет реальный объем предложе­ния банковских ресурсов. Операции на открытом рынке увеличи­вают (при покупке ценных бумаг) или уменьшают (в случае продажи ценных бумаг) объем собственных резервов банков и банковской системы в целом, что отражается по цепочке на стоимости кредита — объеме спроса — величине денежной мас­сы. Таким образом, антиинфляционный эффект операций на от­крытом рынке проявляется в случае продажи центральным бан­ком ценных бумаг.

Операции на открытом рынке используются центральными банками всех развитых капиталистических стран, но не в одина­ковых масштабах. Существует целый ряд препятствий их интен­сивному применению: неразвитость вторичного рынка ценных бумаг; недостаточность средств для проведения операций в нуж­ных масштабах.

5. Кроме традиционных методов регулирования денежного обращения центральные банки используют еще один метод - таргетирование.

Таргетирование- установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ог­раничиваются ли темпы прироста одного или нескольких де­нежных агрегатов.

Впервые публикацию целевых показателей денежных агрега­тов начала в 1974 г. ФРГ. Основа установления целевых по­казателей в ФРГ была заложена еще в 1967 г. Законом о со­действии стабильности, в рамках которого были определены ориентиры таких макроэкономических показателей, как уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. Распространению практики установления такого рода ориентиров для регулирования денеж­ного обращения способствовали в 70-е годы значительное ус­корение инфляции, обострившее проблему замедления темпов роста денежной массы, и введение режима плавающих валютных курсов, ослабившее влияние внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денеж­ной массы были установлены в США, в 1976 г.— во Франции, в 1977 г. — в Великобритании и Японии. В настоящее время целевые ориентиры публикуются во многих странах (в начале 80-х от них отказались центральные банки Японии и Ка­нады).

Таргерирование представляет собой ус­тановление прямых ограничений изменению денежной массы, но ограничений, носящих индикативный характер. Оно может «работать» даже в форме установления центральным банком не контрольных цифр, а простых прогнозов (как это было в Япо­нии в 1979 г.). Степень реализации такого рода контроля зависит от двух моментов:

1) от того, насколько соблюдение установленных ориентиров подкрепляется применением иных методов регулирования;

2) от того, насколько велико доверие рынка к потенциальной способности центрального банка применить находящиеся в его распоряжении методы регулирования для достижения этих ори­ентиров.

Тем самым действенность установления целевых ориентиров ставится в зависимость от эффективности применения прочих методов регулирования и состояния денежного обращения, во многом определяющего как твердость намерений центрального банка, так и реакцию рынка.

Существует и обратная связь между установлением ориен­тиров динамики денежной массы и действенностью других мето­дов регулирования денежного обращения, используемых цент­ральным банком. Она состоит в том, что наблюдение за соответ­ствием реальной динамики денежной массы установленным ориентирам позволяет достаточно точно определить, когда воз­никает необходимость вмешательства регулирующих органов.

Собственный механизм воздейст­вия целевых ориентиров заключается в изменении под влиянием намеченных ориентиров инфляционных ожиданий индивидуальных участни­ков денежного рынка и экономических контрагентов вообще. Возможно важнейшим дополнительным каналом воздействия политики денежных ориентиров, через который можно непосред­ственно уменьшить инфляционное давление, является воздейст­вие объявленных целей на инфляционные ожидания в обществе. Поскольку величина инфляционных ожиданий является одним из факторов, определяющих рыночную стратегию индивидуумов, последние корректируют собственные меры приспособления к инфляции в соответствии с целевыми ориентирами. Производи­тели разрабатывают с учетом инфляционных ожиданий не толь­ко возможный уровень цен на свою продукцию, но и стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций; потребители меня­ют в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции масштабы и структуру потребления, соотношение сберегаемой, потребляе­мой и инвестируемой частей доходов и т. д. Конкуренция и ры­ночный механизм формируют из индивидуальных денежных по­казателей их средний уровень, характеризующий общие для эко­номики темпы инфляции.

Специфика механизма воздействия целевых ориентиров на сос­тояние денежной сферы обусловливает невозможность исполь­зования этого метода регулирования в краткосрочном плане. Центральные банки применяют таргетирование исключительно в целях долгосрочной стабилизации денежного обращения. Сами показатели устанавливаются, как правило, в расчете на год, хотя могут подвергаться ежеквартальной корректировке. Долгосрочность воздействия целевых ориентиров на состояние денежной сферы предопределяет важность выработки стратегии исполь­зования этого метода регулирования, которая должна соответствовать и общим целям регулирования, и экономической конъю­нктуре, и особенностям развития денежного обращения. Извест­ные в теории стратегии сводятся к следующему:

• регулирование может быть направлено на достижение ста­бильных темпов прироста денежной массы;

• обеспечение умеренных темпов прироста денежной массы;

• снижение темпов прироста денежной массы;

• ограничение краткосрочных колебаний денежной массы.

Показателями, применяемыми при установлении целевых ориентиров роста денежной массы являются денежные агрегаты.

 

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

ТЕМА 1.Основы денежно-кредитного регулирования экономики

Введение в курс «Денежно-кредитное регулирование экономики»

  1. Денежный оборот и его структура
  2. Основные потоки денег в экономике
  3. Инфляция как социально-экономический процесс: понятие, причины, формы проявления

Антиинфляционная политика государства

  1. Банковская и денежная система РК как институциональные основы денежно-кредитного регулирования экономики

 

Литература:

1.Закон «О Национальном банке РК» от 30.03.1995 г. с изменениям и дополнениями

2.Закон РК «О банках и банковской деятельности» от 31.08.1995 г. с изменениям и дополнениями

3. Деньги, кредит, банки// под ред. Сейткасымова Г.С.-А.,1996 г.

4. Денежно-кредитное регулирование. Банки и рынок ценных бумаг //под Мажитова Д.М.-А.,1993

5. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.-М.,1999

Предметом курса “Денежно-кредитное регулирование” является действующая в Республике Казахстан система и практика денежно-кредитного регулирования экономики, а также перспективы ее дальнейшего развития в условиях рыночной экономики.

Курс «Денежно-кредитное регулирование» базируется на знании студентами основ макроэкономической теории и специального курса «Деньги, кредит, банка».

Основными задачами курса «Денежно-кредитное регулирование» являются:

- освоение студентами принципов, методов и инструментов денежно-кредитного регулирования экономики;

- приобретение студентами практических навыков в решении вопросов, связанных с денежно-кредитным регулированием.

 

1.Объективной основой государственного регулирования экономики является денежно-кредитное регулирование, проводником которого является Национальный банк РК. Центральной проблемой денежно-кредитного регулирования экономики является определение количества денег, необходимых в обращении.

Основными направлениями регулирования денежно-кредитной системы являются:

1. государственный контроль над банковской системы. Цель-укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, способности своевременно удовлетворять требования;

2. управление государственным долгом (покупка, продажа государственных ценных бумаг, изменение цен облигаций, условий их продажи; повышение их привлекательности для частных инвесторов;

3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

Основными объектами денежно-кредитного регулирования является денежная масса, денежный оборот.

В доперестроечный период было четкое разграничение между понятиями денежное обращение и денежный оборот. Денежное обращение включало только движение наличных денег. Денежный оборот включал и денежное обращение и безналичный оборот. В условиях рыночных отношений стерлись границы между понятиями денежное обращение и денежный оборот.

Таким образом, денежный оборот-это движение денег в наличной и безналичной формах. Денежное обращение – это движение наличных денег в процессе обращения товаров, оказания услуг и при осуществлении платежей.

Базой для денежного обращения является обращение товаров. Превращение товарной стоимости в денежную и последующее использование денег для приобретения новых товаров, создает возможность постоянного движения.

Схема товарно-денежного обращения: Т1-Д-Т2-Д-…

Однако денежное обращение имеет некоторые особенности и не является простым повторением товарного обращения. Все произведенные товары по реализации покидают сферу обращения и потребляются, деньги же не покидают сферу обращения. Объем совокупного денежного оборота значительно превышает сумму цен товаров, т.к. функционирование денег не ограничивается только рамками купли-продажи товаров, деньги используются для выдачи заработной платы, пенсий, оплаты процентов за кредит и т.д. Находясь в обращении деньги выполняют то функцию средства обращения, то средства платежа.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

-во-первых, отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, если нет такой отлаженности замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатеж;

-во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров. В решении этой задачи исключительное значение имеет правильное определение количества денег в обращении;

-в-третьих, характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию.

Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию, приводит к инфляции. Недостаток денег не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаиморасчеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы.

Виды денежного оборота:

1. В зависимости от формы функционирования в обращении денег различают:

- налично-денежное обращение- это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Налично-денежный оборот осуществляется посредством банкнот и монет.

- безналичный оборот-движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств о счетам в банках. Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек.

2. По характеру отношений, обслуживаемых деньгами:

- оборот по финансовым операциям – платежи в бюджет, внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

- оборот по товарным операциям - безналичные расчеты за товары и услуги;

3. В зависимости от субъектов денежного обращения:

-межбанковский;

-банковский (между банками и его клиентами);

-оборот между юридическими лицами;

-оборот между юридическими и физическими лицами;

-оборот между физическими лицами.

Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика.

 

2. Для характеристики роли денег в экономике следует рассмотреть денежные потоки, существующие в экономике.

1-ая модель: простое воспроизводство- кругооборот товаров и денег;

2-ая модель:- расширенное воспроизводство – появление сбережений, которые инвестируются в производство-аккумулирование свободных денежных средств финансово-кредитными учреждениями и выдача кредитов населению, выпуск ценных бумаг;

3-я модель: - экономика с государственным сектором - уплата налогов юридическими и физическими лицами; бюджетные ассигнования населению (з/п,пенсии и т.д.)

4-я модель- открытая экономическая система – приток капитала в страну за счет экспорта товаров и услуги отток капитала за счет импорта.

 

3. Одним из основных направлений денежно-кредитного регулирования является антиинфляционная политика государства.

Инфляция- это обесценение денег, проявляющееся в общем неравномерном росте цен на товары и услуги.

При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег. Обесценение денег вызывается следующими факторами:

1. внутренние факторы

- избыточный выпуск денег;

-потеря доверия к правительству;

-применения определенных налоговых форм и методов;

-объемы финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера;

-способы покрытия дефицита бюджета;

-спад производства;

-размеры государственной задолженности;

-кредитная экспансия-расширение банковского кредитования сверх потребностей экономики;

-инфляционные ожидания

2. внешние факторы

-неблагоприятный платежный баланс;

-рост цен на импортируемую и экспортируемую продукцию;

-обмен банками иностранной валюты на национальную;

-структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический) и т.д.

Существует два варианта действий государства при инфляции:

1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов, заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1.Уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично денежной эмиссии Центральным банком

2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

3. Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

4. Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.

Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи:

-во-первых, повысить уровень доходов государственного бюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицит;

-во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики — в сфере производства и обмена.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.

Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.

В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям.

4. Банковская система – это совокупность банков всех уровней, действующих

в соответствии с законодательством РК.

Банковская система РК - двухуровневая: Национальный банк и банки второго уровня (коммерческие банки).

Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денеж­ных отношений исторически шло параллельно и тесно переплета­лось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управ­ления. Через них происходит удовлетворение экономических инте­ресов участников воспроизводственного процесса. При этом банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозсубъектов, сбережения населения и другие свободные денежные средства, вы­свобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выда­ют их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономи­ки, тем самым непосредственно влияя неэффективность производ­ства и обращение общественного продукта.

Банки являются главными финансовыми посредниками в ры­ночной экономике. В процессе своей деятельности они создают но­вые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новые требова­ния к заемщику.

Организация банковской системы может носить одноуровневый и двухуровневый характер.

Одноуровневая банковская система может включать:

1)систему кредитных учреждений при отсутствии Центрального банка. Такой вариант соответствует ранним этапам развития банковского дела. Необходимость в Центральном банке - как органе регулирования деятельности коммерческих банков–появилась значительно позже.

2) есть только Центральный банк. Подобная ситуация наблюдалась в течении 60-ти лет, когда в СССР существовал только Госбанк и его разветвленная филиальная сеть.

Двухуровневая (современная) банковская система включает: эмиссионный (центральный) банк и неэмиссионные (коммерческие) банки.

В денежно-кредитном регулировании экономики особое место принадлежит центральному банку, который проводит денежно-кредитную политику с целью обеспечения стабильности национальной денежной системы, тем самым воздействуя на деятельность коммерческих банков.

Коммерческие банки в свою очередь выполняют важнейшие функции в области денежного обращения:

- мобилизация денежных ресурсов и превращение их в капитал;

-предоставление кредитов;

- посредничество в платежах (расчетно-кассовые операции);

-создание кредитных инструментов обращения (кредитных карточек, чеков).

Таким образом банки:

- это исходное звено денежного рынка;

-банк-институт универсального характера, осуществляющий всю совокупность банковских операций в отличии от парабанковской системы;

-банки в отличии от иных кредитных учреждений, могут снабжать денежный оборот платежными средствами и регулировать денежную массу (через депозитные и кредитные операции).

Следующим основным звеном денежно-кредитного регулирования экономики является денежная система.

Денежная система - регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения. В РК законодательными актами, регламентирующими денежную систему являются Закон РК «О денежной системе Республики Казахстан» от 13.12.1993 г., Закон «О Национальном банке РК» от 30.03.1995 г.

Денежная система включает следующие элементы:

- наименование денежной единицы. Денежной единицей Республики Казахстан является 1 тенге, состоящий из 100 тиын;

-виды денежных знаков. Денежные знаки Республики Казахстан состоят из банкнот и монет, которые обязательны к приему по их нарицательной стоимости во все виды платежей. Они являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами.

-порядок эмиссии. Выпуск наличных денег, организация их размещения и изъятия из обращения осуществляются исключительно Национальным банком в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалент;

-виды денег, являющихся законным платежным средством: бумажные, металлические монеты и кредитные деньги;

-валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны;

-эмиссионная система - Национальный Банк

7. Институты денежной системы, регулирующие денежное обращение- Национальный Банк, Министерство Финансов.

В последние десятилетия в мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии современной денежной системы:

1. Из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги). Иными словами, завершился процесс демонетизации золота. В настоящее время ни в одной стране мира нет в обращении золота в качестве платежного средства.

2. Из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять так называемые денежные агрегаты.

3. С дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (н-р, евро).

4. В денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам. Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих, распространение электронных денег позволит ос







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.