|
ТЕМА. Рынок факторов производстваСтр 1 из 2Следующая ⇒ КОНЕЦ 8 ТЕМЫ. Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения: 1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо; 2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево; 3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо; 4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево. Можно выявить влияние на равновесную цену и равновес- ное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и пред- ложения: 1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров; 2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров; 3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно- весной цены и увеличение равновесного количества товаров; 4) окращение предложения влечет за собой увеличение равновес- ной цены и уменьшение равновесного количества товаров. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения. В условиях свободной конкуренции под воздействием зако- нов рыночного ценообразования цена выравнивается автомати- чески. Однако рыночное ценообразование может быть наруше- но либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».
ТЕМА. Рынок факторов производства И распределения доходов Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная Плата, ее сущность, виды, формы, системы Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции Рынок земли. Рента. Цена земли
Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, виды, Формы, системы Среди рынков факторов производства рынок труда зани- мает особое место; объектом взаимоотношений здесь высту- пает труд — ресурс, неотделимый от человека, наделенного специфическими свойствами (психофизиологическими, со- циальными, культурными и др.). Эти особенности сущест- венно влияют на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда — заработной плате. Рынок труда — это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со сто- роны населения; сфера контакта продавцов и покупателей тру- довых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает рабо- тать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Субъекты рынка труда — наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство. Основные элементы рынка труда: спрос, предложение, равновесная цена (зарплата) и равновесный объем (занятость). Работники предлагают за плату свои трудо- вые способности, а работодатели предъявляют спрос на них и оплачивают их применение. Предложение рабочей силы — это количество рабочего вре- мени, которое работник готов предложить работодателю при каждом конкретном уровне заработной платы. Как и всякий то- вар, величина его предложения увеличивается по мере роста цены (заработной платы) и уменьшается при снижении, т.е. действует закон предложения. Предложение рабочей силы носит свободный характер: люди сами добровольно выбирают между занятостью и незаня- тостью, определяют профессию, вид деятельности, принимают решение о смене работы. Но эта свобода носит ограниченный характер. Факторы, ограничивающие свободу выбора: 1) имеющийся уровень образования, профессиональная специа- лизация. Штукатуру трудно предлагать себя учителем мате- матики, а юристу — специалистом по ремонту компьютеров; 2) физиологические возможности человека. Возраст, пол, со- стояние здоровья и другие индивидуальные характеристи- ки человека объективно сказываются на его возможностях выполнять ту или иную работу; 3) социальные условия. Место жительства, семейные обстоя- тельства также ограничивают возможности предложения труда на определенных рынках; 4) отсутствие опыта. Основные факторы, определяющие поведение работников на рынке труда: величина заработной платы, условия труда (физическая тяжесть, интенсивность, сменность, экология), удаленность работы от места жительства, престижность труда, приверженность профессии, степень самостоятельности и от- ветственности и пр. С другой стороны, на рынке труда выступает работодатель — тот, кто формирует спрос на труд. Спрос на труд формирует работодатель исходя из предель- ной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы). Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. Поведение работодателя на рынке труда имеет как объек- тивную, так и субъективную основу. Объективные характерис- тики в деятельности работодателя определяются положением предпринимателя, условиями его деятельности. Цель деятель- ности предпринимателя — получение прибыли. Субъективные элементы поведения работодателя: надеж- ность, преданность, лояльность работников, специальное об- разование, родственные связи, личные симпатии или антипа- тии и т.д. Координирующую роль в отношении спроса и предложения труда играет его цена (заработная плата) — сердцевина меха- низма рынка труда. Купля-продажа рабочей силы может проис- ходить в условиях совершенной и несовершенной конкурен- ции. Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равновесием условий купли-продажи ра- бочей силы: наличием полной информации о свободных рабо- чих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабо- чей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца. При повышении заработной платы предложение труда пре- вышает количество рабочих мест, которое могут предложить предприниматели, и возникает безработица. Важный элемент рынка труда— заработная плата, т.е. цена интеллектуальных и физических способностей человека созда- вать экономические блага и услуги. Существуют различные определения заработной платы. За- работная плата — денежное вознаграждение, выплата работо- дателем за выполненный работником труд. Трудовые отноше- ния регулируются трудовым доходом. В зависимости от того, кем является работодатель, или в за- висимости от характера оказываемых услуг заработная плата может называться по-разному: жалование (гражданских чинов- ников), денежное содержание (военнослужащих), должност- ной оклад (руководителей кадров), заработок (домашней при- слуги) и т.д. Заработная плата включает: затраты на воспроизводство ра- бочей силы (на личное потребление работника и его семьи); возмещение повышенных расходов качества рабочей силы (сложность, условия, интенсивность работы и др.); законода- тельные социальные гарантии работнику по отношениям тру- дового найма (работа ночью, сверхурочная, в регионах с осо- бым климатом и др.). Размер заработной платы определяется рядом факторов, из которых выделяются пять основных: 1) стоимость рабочей силы; 2) количество и качество труда; 3) рост производительности труда работников; 4) квалификация работника и характер труда; 5) конъюнктура на рынке труда. Существует два вида зарплаты: номинальная и реальная. Номинальная заработная плата — это сумма денег, по- лучаемая работниками в качестве платы за труд. Номи- нальная заработная плата (начисленная) включает еще не выплаченные налоги и не учитывает динамики цен. Поэтому по ней нельзя судить о действительном уровне потребления работника. Фактический же уровень потребления экономических благ за конк- ретный период наглядно отражает реальная заработная плата. Реальная заработная плата — это стоимостное выра- жение того количества товаров (включая услуги), которое приобретают работники на свою номинальную зарплату за вычетом налогов (при данном уровне). Она определяется: 1) величиной самой номинальной зарплаты; 2) размерами налогов; 3) уровнем потребительских цен. Различают две основные формы заработной платы: повре- менную и сдельную. Повременная заработная плата зависит от отработанного времени и квалификации работника. Эта форма зарплаты применяется в условиях регламентированных, заданных технологических режимов, поэтому в эпоху научно- технической революции она стала преобладающей. Сдельная заработная плата (или поштучная) является производной от повременной формы и устанавливается в за- висимости от объема и качества произведенной продукции. Каждая форма заработной платы имеет свои системы зара- ботной платы. Повременная форма заработной платы имеет две основ- ные системы. Простая повременная определяется только по- часовой ставкой и фактически отработанным временем в зави- симости от квалификации. Повременно-премиальная система предполагает еще и премию за достижение каких-либо повы- шенных показателей. Сдельная форма оплаты труда имеет четыре системы. Прямая сдельная — оплата труда производится по неизменным расценкам и независимо от степени выполнения нормы выработки. Сдельно-прогрессивная система предусматривает два уровня поштучных расценок: обычные (по продукции в пределах норм выработки) и повышенные (за выпуск изделий сверх норм). Сдельно-премиальная система оплаты по неизменным рас- ценкам предусматривает премирование за достижение опреде- ленных трудовых показателей. Аккордная оплата труда (от лат. accordo — «договор, со- глашение») — это зарплата по договору, которым устанавли- ваются общая сумма заработка за определенный объем, сроки и качество выполненных работ, кроме того, предусмотрено премирование за определенные показатели работы.
Рынок капитала. Его причины и последствия
Сущность и основные черты Предприятия (фирмы). Преимущества и недостатки Малые предприятия. Интеграции предприятий Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой ре- зультаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового националь- ного продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема. Роль малого предпринимательства в российской экономике трудно переоценить, оно производит 10-12% ВВП (валового внутреннего продукта) России, располагая всего 3,5% стоимости основных фондов экономики Российской Федерации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превы- шает следующих предельных уровней: в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-техни- ческой сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого пред- принимательства понимаются также физические лица, занимаю- щиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов дея- тельности (многопрофильные), относятся к таковым по крите- риям того вида деятельности, доля которого является наиболь- шей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Основные преимущества малого предпринимательства: 1) доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первона- чальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах; 2) повышенная мобильность, гибкость его, возможность быст- рого реагирования на изменения рыночного спроса; 3) решение проблемы создания новых рабочих мест; 4) низкие накладные расходы и меньший аппарат управления (по сравнению с крупными предприятиями); 5) широкое использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства. Особенность малых предприятий заключается в том, что они могут работать прибыльно даже на ограниченном рынке, находя для себя такие ниши, которые способны занять только малые фирмы. В настоящее время в России действуют два критерия пред- приятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и макси- мально допустимая численность работающих на предприятии. Таким образом, термин «малое предприятие» означает раз- мер предприятия по двум установленным критериям. Малым предприятием может быть предприятие любой организацион- но-правовой формы, в т.ч. кооператив. Причем в уставном ка- питале малого предприятия доля участия государства, общест- венных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%. Малое предприятие нуждается в поддержке государства (налоговых льготах, дешевых кредитах) и стабильных законах. Для поддержки малого бизнеса в России создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства. На современном этапе развития рыночных отношений в экономике нашей страны происходит структурная пере- стройка промышленного производства. Цель ее — создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в ми- ровую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоян- ной основе объединяют свои усилия. Этот процесс объедине- ния усилий предприятий принимает форму кооперации или концентрации. Кооперация предполагает принятие предприятиями совмест- ных решений для достижения совместных целей без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс про- ходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Интеграция предприятий на основе концентрации прово- дится с целью централизации и концентрации их хозяйствен- ных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово- хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприя- тия или вновь создаваемого общего органа управления. Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным, иметь различную организационную форму (картель, синдикат, трест, концерн, пул, холдинг).
КОНЕЦ 8 ТЕМЫ. Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения: 1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо; 2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево; 3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо; 4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево. Можно выявить влияние на равновесную цену и равновес- ное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и пред- ложения: 1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров; 2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров; 3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно- весной цены и увеличение равновесного количества товаров; 4) окращение предложения влечет за собой увеличение равновес- ной цены и уменьшение равновесного количества товаров. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения. В условиях свободной конкуренции под воздействием зако- нов рыночного ценообразования цена выравнивается автомати- чески. Однако рыночное ценообразование может быть наруше- но либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».
ТЕМА. Рынок факторов производства И распределения доходов Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|