|
В помощь логопедам и родителямЗ. Е. Агранович В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007 В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма. Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний. Адресована родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора....................................................................................................................................... 3 Тема № 1. Звук и буква У.......................................................................................................... 8 Тема № 2. Звук и буква А........................................................................................................ 12 Тема № 3. Звук и буква И........................................................................................................ 17 Тема № 4. Звук и буква О........................................................................................................ 20 Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О].......................................................................................... 24 Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М................................................................ 27 Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д']. Буква Д................................................................... 33 Тема № 8. Звук и буква Ы....................................................................................................... 38 Тема № 9. Звуки и буквы Ы — И........................................................................................... 41 Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т................................................................... 43 Тема № 11. Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].............................................................................. 49 Тема № 12. Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б................................................................... 52 Тема № 13. Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П................................................................ 57 Тема № 14. Звуки [Б] — [П]; [Б'] — [П'].............................................................................. 61 Тема № 15. Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В................................................................. 65 Тема № 16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф............................................................... 70 Тема № 17. Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф']............................................................................. 74 Тема № 18. Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н................................................................ 78 Тема № 19. Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К................................................................. 83 Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г.................................................................... 88 Тема № 21. Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X................................................................ 92 Тема №22. Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X']...................................... 98 Тема № 23. Звуки [П] — [Т] — [К]..................................................................................... 102 Тема № 24. Звук и буква Э................................................................................................... 106 Тема №25. Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С................................................................ 109 Тема №26. Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З................................................................... 115 Тема №27. Звуки [С] — [З], [С'] — [З'].............................................................................. 121 Тема № 28. Звук и буква Ц................................................................................................... 125 Тема № 29. Звуки [Ц] — [С]................................................................................................. 129 Тема № 30. Звук и буква Ш.................................................................................................. 131 Тема №31. Звук и буква Ж................................................................................................... 135 Тема № 32. Звуки [Ш] — [Ж].............................................................................................. 139 Тема № 33. Звуки [С] — [Ш]............................................................................................... 142 Тема № 34. Звуки [З] — [Ж]................................................................................................ 144 Тема № 35. Звук и буква Ч................................................................................................... 147 Тема № 36. Звуки [Ч] — [Т']................................................................................................ 151 Тема № 37. Звук и буква Щ.................................................................................................. 153 Тема № 38. Звуки [Ч] — [Щ]............................................................................................... 157 Тема №39. Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ.................................................................. 159 Тема № 40. Звуки [Щ] — [С']............................................................................................... 161 Тема № 41. Звук и буква Й................................................................................................... 163 Тема № 42. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь...................................................................................... 167 Тема №43. Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й]. Буква Л.......................................... 170 Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р................................................................... 176 Тема №45. Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р']............................................................................. 181 АЛФАВИТ................................................................................................................................ 186 От автора Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] — [В'], [Б] — [П], [З] — [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии). В данном пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].) Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки. Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков (см. цветную вклейку). Карточка и кружки могут быть использованы следующим образом. Сначала взрослый показывает ребенку карточку и объясняет, где расположено начало, где — середина, а где — конец слова. ёёё6 Нахождение места звука [А] в словах с помощью карточки и красного кружка: АИСТ МАК РУКА ёёё7 Составление схемы слова КОЖА с помощью кружков: 1 — синий кружок (звук [К] — согласный, твердый, глухой). 2, 4 — красные кружки (звуки [О], [А] — гласные). 3 — синий кружок с колокольчиком (звук [Ж] — согласный, твердый, звонкий). Повышению эффективности занятий будет способствовать и использование материалов, представленных в разделах: «Веселая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений» и на цветной вклейке, которые помогут уточнить представления ребенка о звуках и буквах; помогут ребенку лучше усвоить значение предлогов и определить их место в предложении; научиться соблюдать границы предложения при письме; познакомят с правилами правописания слов в предложении. При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения. (Для выполнения письменных работ рекомендуется завести тетрадь в крупную клетку.) Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребенок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после букв Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии. В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор надеется, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий. В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила: 1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку. 2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). 3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут. 4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике. 5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях. Целью данного пособия является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников. Предложенный дидактический материал может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте. Тема № 1. Звук и буква У Тема № 2. Звук и буква А Тема № 3. Звук и буква И Тема № 4. Звук и буква О Тема № 8. Звук и буква Ы АЛФАВИТ
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]: — губки свободны; — кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу; — горлышко «молчит». Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Задание 4. Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква...». Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»: к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука… Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово): м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о. Задание 7. Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок). Задание 8. Найди лишнее слово в ряду: — определив место звука [К] в словах: корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель; — определив количество звуков [К] в словах: кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка. Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами. Посреди двора стоит копна — Спереди вилы, сзади метла. (Корова) Мягкие лапки, А в лапках — царапки. (Кошка) Сто одежек, Все — без застежек. (Капуста) Не огонь, а жжется. (Крапива) Не зверь, не птица, Носок, как спица, Летит — пищит, Сядет — молчит. (Комар) Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет, А он не знает. (Крот) Задание 10. Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце. Задание 11. Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось? Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра... Задание 12. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них: Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка. Задание 13. Выучить чистоговорки и скороговорку: Ка-ка-ка — бежит река. Ко-ко-ко — вижу далеко. Ку-ку-ку — кукушка на суку. Ак-ак-ак — у реки рыбак. Около кола бьют в колокола. Задание 14. Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях. Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от. Задание 15. Взрослый просит ребенка договорить предложения: Я иду к... Я иду от... Задание 16. Знакомство со звуком [К']. Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К']»: кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул. Задание 18. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К'], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок). Задание 19. Дифференциация звуков [К] — [К']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К']»: к, кь, кь... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-... Повторить за взрослым слоговой ряд: ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя. Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']): капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст. Подобрать слово по первому слогу: ка... (-ша), ко... (-сы), ку... (-ры), ки... (-но), ке... (-ды). Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К'] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки». Задание 20. Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог. Кот Копеек накопил, Кошке Козочку Купил, А козе — Капустки, Кочанчики хрустки. Будет козочка Крепка, Кошке даст Молока. В. Лунин Задание 21. Знакомство с буквой К. Клюв раскрыла буква К — Хочет скушать паука. В. Ковшиков На что еще похожа буква К? Игры с буквой. Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами: мак, кот, ток, маки, кино. После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки...). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук. Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г Тема № 24. Звук и буква Э Тема № 28. Звук и буква Ц Тема № 30. Звук и буква Ш Тема №31. Звук и буква Ж Тема № 35. Звук и буква Ч Тема № 37. Звук и буква Щ Тема № 41. Звук и буква Й Тема № 42. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь АЛФАВИТ
АЛФАВИТ
[1] Автоматизированные речевые ряды — речевые действия, реализуемые без непосредственно участия сознания (например, порядковый счет). [2] Праксис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленный на организацию целостного двигательного акта. [3] Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти. З. Е. Агранович В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007 В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма. Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний. Адресована родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора....................................................................................................................................... 3 Тема № 1. Звук и буква У.......................................................................................................... 8 Тема № 2. Звук и буква А........................................................................................................ 12 Тема № 3. Звук и буква И........................................................................................................ 17 Тема № 4. Звук и буква О........................................................................................................ 20 Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О].......................................................................................... 24 Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М................................................................ 27 Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д']. Буква Д................................................................... 33 Тема № 8. Звук и буква Ы....................................................................................................... 38 Тема № 9. Звуки и буквы Ы — И........................................................................................... 41 Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т................................................................... 43 Тема № 11. Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].............................................................................. 49 Тема № 12. Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б................................................................... 52 Тема № 13. Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П................................................................ 57 Тема № 14. Звуки [Б] — [П]; [Б'] — [П'].............................................................................. 61 Тема № 15. Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В................................................................. 65 Тема № 16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф............................................................... 70 Тема № 17. Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф']............................................................................. 74 Тема № 18. Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н................................................................ 78 Тема № 19. Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К................................................................. 83 Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г.................................................................... 88 Тема № 21. Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X................................................................ 92 Тема №22. Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X']...................................... 98 Тема № 23. Звуки [П] — [Т] — [К]..................................................................................... 102 Тема № 24. Звук и буква Э................................................................................................... 106 Тема №25. Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С................................................................ 109 Тема №26. Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З................................................................... 115 Тема №27. Звуки [С] — [З], [С'] — [З'].............................................................................. 121 Тема № 28. Звук и буква Ц................................................................................................... 125 Тема № 29. Звуки [Ц] — [С]................................................................................................. 129 Тема № 30. Звук и буква Ш.................................................................................................. 131 Тема №31. Звук и буква Ж................................................................................................... 135 Тема № 32. Звуки [Ш] — [Ж].............................................................................................. 139 Тема № 33. Звуки [С] — [Ш]............................................................................................... 142 Тема № 34. Звуки [З] — [Ж]................................................................................................ 144 Тема № 35. Звук и буква Ч................................................................................................... 147 Тема № 36. Звуки [Ч] — [Т']................................................................................................ 151 Тема № 37. Звук и буква Щ.................................................................................................. 153 Тема № 38. Звуки [Ч] — [Щ]............................................................................................... 157 Тема №39. Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ.................................................................. 159 Тема № 40. Звуки [Щ] — [С']............................................................................................... 161 Тема № 41. Звук и буква Й................................................................................................... 163 Тема № 42. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь...................................................................................... 167 Тема №43. Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й]. Буква Л.......................................... 170 Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р................................................................... 176 Тема №45. Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р']............................................................................. 181 АЛФАВИТ................................................................................................................................ 186 От автора Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] — [В'], [Б] — [П], [З] — [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии). В данном пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].) Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки. Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков (см. цветную вклейку). Карточка и кружки могут быть использованы следующим образом. Сначала взрослый показывает ребенку карточку и объясняет, где расположено начало, где — середина, а где — конец слова. ёёё6 Нахождение места звука [А] в словах с помощью карточки и красного кружка: АИСТ МАК РУКА ёёё7 Составление схемы слова КОЖА с помощью кружков: 1 — синий кружок (звук [К] — согласный, твердый, глухой). 2, 4 — красные кружки (звуки [О], [А] — гласные). 3 — синий кружок с колокольчиком (звук [Ж] — согласный, твердый, звонкий). Повышению эффективности занятий будет способствовать и использование материалов, представленных в разделах: «Веселая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений» и на цветной вклейке, которые помогут уточнить представления ребенка о звуках и буквах; помогут ребенку лучше усвоить значение предлогов и определить их место в предложении; научиться соблюдать границы предложения при письме; познакомят с правилами правописания слов в предложении. При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения. (Для выполнения письменных работ рекомендуется завести тетрадь в крупную клетку.) Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребенок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после букв Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии. В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор надеется, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий. В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила: 1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку. 2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). 3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут. 4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике. 5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях. Целью данного пособия является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников. Предложенный дидактический материал может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте. Тема № 1. Звук и буква У ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|