Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О македонианах и полуарианах





Македониане, здраво мысля о Сыне, хульно учат о Святом Духе, называя Его тварию и чуждым Божества, почему и назывались полуарианами (это же самое название получили и другие из богомерзких ересей). Они почитали Сына и Духа Святаго не тварями, как Арий, и не единосущными Отцу, но, по некоторому странному обороту речи, "подобосущными Отцу", ибо боялись, как утверждали, чтобы чрез рождение не было приписано страдание Отцу.

О Навате

Нават, который, будучи пресвитером древнего Рима, положил начало ереси так называемых кафаров, - собственно раскольник, а не еретик; ибо он отличался от верных не во мнении относительно чего-либо в правых догматах, но тем, что отвергал покаяние падших и идоложертвовавших во время гонения, и не имел общения с двубрачными; а посему, хотя он и не погрешал по отношению к вере, - за немилосердие и братоненавидение был отлучен и предан анафеме на римском соборе, бывшем в царствование Декия, при папе Корнилии, как повествует Евсевий Памфил.

О Савватии

Савватиане суть те, главою коих был некоторый пресвитер Савватий; он принадлежал к помянутой ереси Навата, но, по ревности к более худшему, почитал, по иудейскому обычаю, субботу, проводя ее в посте, и иные подобные обычаи их, как и нынешние латиняне.

Об аристерах

Они же называются и аристерами (левыми), потому, что гнушаются левою рукою и не осмеливаются принимать ею что-либо.

О четыренадесятидневниках

Четыренадесятидневники - суть те, кои совершают Пасху не в воскресный день, согласно священным уставам Церкви, но в тот день, в который луне придется быть четырнадцатидневною, что свойственно иудейской религии.

О тетрадитах

Они же называются и тетрадитами, потому что празднуя Пасху, они не разрешают поста, но постятся как и мы, по средам; подражают иудеям также и в том, что после Пасхи употребляют в пищу опресноки и горькие травы.

Об Аполлинарии

Аполлинаристы - те, главою коих был злочестивый Аполлинарий, по Божию попущению возведенный на престол Лаодикии Сирийской. Он явно хульно учил о домостроительстве спасения, говоря, что Сын Божий хотя и воспринял от Святой Девы одушевленное тело, но совершенно не причастное ума, так как Божество заменяло ум, а о душе Господа мыслил, будто она не имеет разума; кроме того, учил, будто у Господа одно естество.

Все сии, совершенно отрекшиеся от своих ересей, причисляются к питомцам Церкви через помазание одним миром.

Примечай, кто и каковы те, которых божественные отцы повелевают перекрещивать.

Евномиане суть еретики, главою которых был Евномий. Галатянин (родом), он был епископом Кизика, а мыслил гораздо худшее, чем Арий; ибо учил, что Сын изменяем и служебен, и по всему не подобен Отцу. Присоединявшихся к его заблуждению он богомерзкий крестил в едино погружение, погружая их вниз головою, а ноги их обращая вверх.

Кроме того, о будущих наказаниях он нелепо говорил, будто это не истинно, а сказано в виде угрозы, для устрашения.

О Монтане Фригийском

Монтанисты, получившие название от некоего Монтана, назывались и фригийцами или потому, что начальник их ереси был фригиец, или потому, что эта ересь первоначально появилась из Фригии. Этот самый Монтан называл себя утешителем, а двух женщин - Прискиллу и Максимиллу, которых водил за собою, называл пророчицами.

О пепузианах

Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали божественным местом Пепузу, селение во Фригии, и именовали ее Иерусалимом. Они приказывали расторгать браки, учили воздерживаться от некоторых снедей, извращали Пасху, святую Троицу соединяли и сливали в одно лицо, - и кровь прободенного младенца, смешав с мукою и сделав из этого хлеб, приносили и от него причащались.

О Савеллии

Савеллиане получили наименование от Савеллия ливийского, который, будучи епископом Птолемаиды пентапольской, проповедывал в отношении к Святой Троице смешение и слияние; соединяя и сливая в одно лице три ипостаси одного существа и божества, он называл Его триименным, - являющимся иногда как Отец, иногда как Сын, иногда как Дух Святый, - в разные времена преобразующимся и принимающим различный вид; так что таким неслыханным разделением, или слиянием, по Григорию Богослову, скорее доказывал не то, что все ипостаси - одно лице, как то, что каждое лицо есть ничто, ибо вещи перестают быть тем, что они есть, когда они взаимно перемешиваются, оставляя лишь голые имена.

О бывших павлианами

19-е правило первого собора повелевает: "бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви" перекрещивать. Но должно обращать внимание, кого правило повелевает перекрещивать, сделавшихся ли павлианами из православных, или изначала принадлежавших к их ереси. Если которые из них, говорит правило, были причислены к клиру, по незнанию, может быть, рукоположивших их об их нечестии, таковые, не получив никакой пользы от рукоположения, по дознании, должны быть перекрещиваемы; и если после крещения по жизни окажутся безукоризненными, то рукополагаются епископом той Церкви, к которой прибегли, а в противном случае извергаются из клира.

О павликианах

Павликианами после названы были манихеи от двух некоторых братьев - Павла и Иоанна, пришедших из Самосат, - сыновей жены манихеянки, по имени Каллизики, воспитавшей детей своих злочестием больше, чем молоком. Они проповедывали, что один Бог и один и гот же называется Отцем, Сыном и Святым Духом. Ибо, говорит, один есть Бог и Сын Его в Нем, как слово в человеке. Это Слово, пришедши на землю, вселилось в человека, именуемого Иисусом и, исполнив домостроительство, взошло к Отцу; а сей Иисус был низший, получивший начало от Марии. От сих то двух, Павла и Иоанна, ученикам их дано прозвище павликиан, грубо составленное, ибо вместо: "павлоиоанны" они называются "павликиане". Ересь эту обстоятельно изобличает Фотий, бывший патриарх Константинопольский.

95-е правило VI Собора, соединяя оба вышесказанные правила - 7-е II Собора и 19-е I, и, выражаясь почти буквально их словами, - присовокупляет, что должно перекрещивать и манихеев, и валентиниан, и маркионитов, а несториане должны давать рукописания, то есть грамоты, порицающие их ересь, и передавать поименно проклятию не только Нестория, но и Евтихия, и Диоскора, и Севира, изобретших другое, противоположное Несториеву, злочестивое учение.

О Нестории пока еще не будем говорить, а об Евтихии и Диоскоре должно быть сказано сейчас.

О Диоскоре и Евтихии

Итак, Диоскор нечестиво управлял священным кормилом славного города Александрии, а Евтихий был архимандритом священных обителей в царствующем граде (Константинополе). Они признавали, что Господь наш Иисус Христос единосущен Отцу, но богохульствовали относительно вочеловечения Его и, избегая, может быть, разделения Нестория, который вводил двух сынов, низверглись в другую противоположную пропасть. Ибо злочестиво учили, что два естества в Господе - божеское и человеческое, - по соединении слились совершенно в единство и сделались одним естеством, так что отсюда и Божеству усвояемы были те божественные страдания, которые Он терпел по человечеству. Сверх того, говорили, что и плоть Господь принял не единосущную нам, не из девственных кровей образовавшуюся, но вымышляли, что Он воплотился каким-то неизреченным и божественнейшим образом. Их низложил Халкидонский IV Вселенский Собор 630-ти отцов.

О Севире

Севир был антиохийский епископ, в нечестии нисколько не уступавший Диоскору и Евтихию, и потому, быв изгнан православными с престола, и вместе из города, он прибыл в Александрию, где сочинил книгу, полную всякого злочестия, в которой порицает Халкидонский - IV (Вселенский) Собор и пытается защищать ересь, которая проповедует, что в Господе, по соединении, одно естество. Книгу эту, особенно возлюбленную отцу лжи, он надписал: и ее севириане, от него получившие свое название, почитают выше Евангелия. Они же называются: "безглавные", потому что не только имели многих родоначальников и предводителей ереси, но и разделялись на различные толки, вовсе не согласующиеся между собою.

О манихеях

Манихеями называются почитающие бредни Манеса. А этот Манес называл себя параклитом; Христа называл привидением и призраком; вводил два начала - злое и доброе, то есть Бога и вещество; порицал Ветхий Завет; заповедывал поклоняться луне и звездам, как богам; отрицал воскресение плоти; учил о переселении душ, признавая травы, воду и дерева одушевленными существами.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.