Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О валентинианах, или евхитах, богомилах и массалианах





Валентиниане, - это во времена Валентина и Валента возникшая ересь богомилов, или массалиан; а сие на греческом языке значит: "молитвенники"; ибо у них имя молитвы столь важно, что для многих они делают ее непроизносимою; они же, по действию, называются и "ентузиастами", ибо принимая действие демона, они принимают его за действие Духа Святаго. Те, которые совершенно подверглись этому недугу, отвращаются делания рук, как злого, и, предаваясь большею частию сну, сонные мечтания называют вдохновением; говорят, что зло происходит от естества и что в каждом человеке обитает некоторый божественный дух и демон, - что рождающиеся дети ведут от праотца Адама как естество, так и рабство демонам и что каждый из них носит демона, существенно соединенного с ним, с ним вместе живущего и им обладающего, - что даже и крещение не может изгнать его, или исторгнуть корни грехов, но что одна только усиленная молитва и демона изгоняет и очищает грехи, - что на тех, кои после победы над страстями сделались более совершенными, сходит видимым образом Святый Дух и освобождает тело от движения страстей, так что после сего не требуется ни пост, удручающий тело, ни учение, обуздывающее его и наставляющее не поступать безчинно. Сверх того, утверждают, что они ощущают общение небесного жениха, как жена - общение мужа и что они чувственными очами видят Святую Троицу, ибо только одним им она является видимою, и что посему они предвидят будущее. Узаконяют, что не должно подавать (милостыню) просящим, а только себе самим; - называют себя самих нищими духом, которых назвал блаженными Господь; расторгают браки, безбоязненно клянутся и преступают клятву, и в другом весьма многом поступают странно и противозаконно, о чем неприлично и передавать слуху благочестивых.

О богомилах

Ересь богомилов составилась немного прежде нашего поколения; она есть часть ереси массалиан и во многом согласна с их лжеучением; - но, кроме того, измыслила и другое и увеличила пагубу. А богомил, на языке Мисов, значит "привлекающий милость Божию"... Они отвергают книги Ветхаго и Новаго Завета, вместе с изображенным в них Богом, как написанные по вдохновению сатаны, кроме семи, в числе которых есть и Евангелие; но и эти книги перетолковывают хульными и мерзкими измышлениями применительно к своему мнению; безчестят божественный крест, как убийцу Господа, - называя к тому же страшное священнодействие Господнего тела и крови жертвою обитающих в храмах демонов; ибо они говорят, что во всех священных храмах обитают демоны; наше крещение называют Иоанновым, а свое - Спасовым, произносят одну только молитву: "Отче наш", а прочия отвергают, называя пустословием; называют богородителями приобретших себе в обитателя Святаго Духа, как бы рождающих слово во время учения; говорят, что видят не только во сне, но и наяву, - Отца, как старца, довольно отрастившаго бороду, - Сына - похожим на миновавшего только что возраст первого пуха на бороде и Духа Святаго, как юношу с совершенно голыми ланитами. Так демоны прельщают их и научают, что, по различию сих видов, не равна Святая Троица. Но и еще большее, относящееся до злочестия их и массалиан, да опустится мною, дабы не терзать еще более слуха читающих; а кто в подробности хочет знать их бредни, тот пусть раскроет книгу, повествующую о них, и узнает яснее.

7-е правило, а также и 8-е Лаодикийского собора - обращающихся от вышеупомянутых [ В 7-м пр. II всел. Соб. ] фригов, хотя бы они считались клириками и именовались у них величайшими, как имевшие преимущество пред прочими и исполнявшие у них чин учителей, - повелевают перекрещивать.

Кратко сказать, всех, крестившихся в едино погружение от инославных и приходящих к Кафолической Церкви, -божественные правила повелевают крестить вновь. И вышесказанное, в главе о православной вере, 1-е правило II Всел. соб. подвергает анафеме ересь евномиан, или евдоксиан, - полуариан, или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и аполлинаристов.

Об евномианах уже сказано. Они же назывались и евдоксианами от разделявшего ересь евномиеву - некоего Евдоксия, который, быв епископом Константинопольским, поставил Евномия архиереем Кизика.

Они же именовались и аномеями, потому что говорили, будто Сын и Святый Дух не имеют никакого подобия со Отцем.

Ересь маркеллиан имела ересеначальником некоего Маркелла, который происходил из Анкиры галатийской и был ее епископом, а учил одинаково с вышеупомянутым Савеллием.

Фотиниане получили название от Фотина, который происходил из Сирмия и там епископствовал, а мыслил одинаково с вышеупомянутым Павлом самосатским.

Как должно принимать наватиан?

8-е правило I собора повелевает, чтобы Чистые (кафары) или наватиане, о которых мы сказали прежде, приходящие к Кафолической Церкви, письменно исповедывали, что они будут точно соблюдать все ее догматы, будут принимать отвергшихся Христа и (снова) обращающихся, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших, и что будут в церковном общении с двубрачными. И если согласятся на сие, то состоявшим в клире - повелевает вновь получать свои степени, которые они прежде оставили, будучи, напр., пресвитерами, или диаконами; даже и бывшим епископами повелевает вновь устрояться в своих епископиях, если тем временем не заняли их другие.

Как должно принимать донатистов?

57-е (68) и 68-е (79) правила Карфагенского собора повелевают, чтобы приходящие к православной вере от ереси донатистов миряне не были перекрещиваемы, а клирики удерживали свои священнические степени - дабы таким образом большее число (донатистов) присоединялось к кафолической вере.

О Донате

Ересеначальником этих (донатистов) был некто по имени Донат, который учил, что не иначе должно причащаться Божественных Таин, как если кто, держа в руке человеческую кость, поцелует ее наперед, и таким образом причастится.

Об ангелитах

35-е правило Лаодикийского собора говорит: оставляющий Церковь Божию, именующий ангелов и призывающий, устрояющий в честь их собрания и упражняющийся в таковом тайном идолослужении "да будет анафема", не потому, чтобы почитание ангелов было идолослужение, но потому, что это была тогда хитрость лукавого, который внушал - обращаться к одним только ангелам и не призывать Христа, дабы мало помалу и незаметно ввергнуть поддавшихся ему в бездну идолослужения (ибо лукавый обыкновенно любит похищать из десных); ибо посвященные в тайны этого заблуждения говорили, что не должно призывать Христа в помощь, или для приведения к Богу, но ангелов, потому, будто бы, что призывание в этих случаях Христа - выше нас. Об этой ереси (ибо она была древняя) упоминает и божественный Апостол в послании к Колоссаям, когда говорит: никто же вас да прельщает смиренномудрием и службою Ангелов, яже не увиди уча (2, 18), т.е., никто не должен искушать вас, превозмогающих к непорочной вере и жизни, и не должен лишать награды, увлекая вас в странные предания, - то есть от правой веры в служение ангелам, по причине смиренномудрия, как будто бы выше нас было - призывать Господа и иметь Его приводящим к Отцу Его. А слово catabpabtueinзначит - давать награду не победителю, а другому, с обидою для победителя [ Так объясняет значение сего слова св. Иоанн Златоуст. "Слово catabpabtuein", - говорит он в беседе 7-й на посл. св. Ап. Павла к Колоссянам, - "употребляется в том случае, когда один одержит победу, а другой получит награду, - когда победитель бывает обманут". См. в русск. перев. С.П.Б. 1859, стр. 104. ]. Как повествует снятый Епифаний в книге Panarion, была другая так называемая ересь ангеликов, которые так называли себя или потому, что считали себя жившими по-ангельски, или думали, что от ангелов они научились божественному.

О Максиме цинике

4-е правило II Собора отвергает некого Максима, объявляя, что ни он не был и не есть епископ, - потому что рукоположен был незаконно, - ни рукоположенные им не суть клирики. О нем упоминает и Григорий Богослов в одном из своих слов, не читаемых в Церкви. Этот Максим был египтянин, фолософ-циник.

Циниками эти философы назывались за их наглость и дерзость. Пришедши к великому отцу Григорию и быв оглашен, он крестился, потом был причислен и к клиру и с сим великим отцем и пищу имел вместе. Но, возжелав архиерейского престола в царствующем граде (Константинополе), он посылает деньги в Александрию и оттуда призывает епископов, которые должны были рукоположить его при содействии одного из близких к Богослову [ Вероятно Петра Александрийского, у которого Максим выпросил рекомендательные письма в Константинополь. См. Опыт курса Церк. Зак. Иоанна Смол. Т. 1. стр. 502. ]. Когда они были уже в церкви, верные об этом узнали прежде совершения посвящения и прогнали их; но они не успокоились и этим, а, удалившись в дом одного музыканта, там рукоположили Максима, хотя он не извлек никакой выгоды из этого злодеяния, ибо не мог совершенно ничего и совершить; напоследок, когда открылось, что он держится аполлинариевых мнений, он был предан анафеме.

III-го Собора 1-е и 2-е правило, а также и 3-е, 4-е и 5-е -лишают священства епископов, или клириков, мыслящих одинаково с Несторием и единомышленником его Целестием [ Правила: 4-е, 1-е и 2-е. ]; тем, которых Несторий лишил священства за несогласие с его зловерием, - повелевают снова принимать свои степени [ Правило 3-е. ]; а всем обличенным Собором, или собственными их епископами в неприличных делах и подвергшимся извержению, которых Несторий, вопреки церковным правилам, приняв в общение, восстановит в своих степенях, - тем не менее быть изверженными (повелевает правило) [ Правило 5-е. ].

О Нестории

Этот Несторий, будучи патриархом Константинопольским, говорил, что Христос простой человек и что Сын Божий соединился с ним по благоволению к нему, почему и Пресвятую Деву называл не Богородицею, а Христородицею. Он был извержен по определению святых отцов, собравшихся в Ефесе под представительством святаго Кирилла папы Александрийского, который занимал и место Целестина, папы древнего Рима, при содействии и Мемнона, епископа ефесского.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.