Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О женах, вступающих во второй брак





А в 41-м правиле говорит (Вас. Вел.): если вдова лишилась "и близких родственников" [ В объяснение слов подлинника: Зонара говорит, что отец или дед могут расторгать союз брачный. ], то не запрещается ей добровольно вступать во второе сожитие. Ибо Апостол говорит: аще умрет муж, свободна есть, за него же хощет посягнути, точию о Господе [ Римл. VII. 2; I Кор. VII. 39. ], - т.е. совокупиться с верным мужем. А если родители, которым она подвластна, живы, и не согласны, то могут расторгнуть брачный союз.

Законы

Ибо закон говорит: полновластная, имеющая менее 25 лет, желающая вступить во второй брак, пусть вступает в брак с согласия отца.

Вдова должна обождать траурный год по причине смешения семени, что по отношению к мужу не имеет места. А вступившая в брак прежде, чем исполнится год после смерти мужа, лишается гражданской чести [ См. гражд. зак. в гл. 8-й, прим. 4. ] и не может давать больше трети имущества своего второму мужу, или оставить по завещанию, когда, конечно, не имеет детей; и сама ничего не может получить ни по наследству, ни по завещанию, ни mortis causa, т.е. предсмертного дара, но сие получают наследники оставившего. И если что оставил ей первый муж, получают постепенно десять лиц, т.е. восходящие, нисходящие и боковые до второй степени [ По толкованию схолиаста к титулу 14-му 28-й кн. Василик - следующия лица: сын, дочь, внук, внука, отец, мать, дед, баба, брат, сестра. См. Basil. ed. Heimb. tom. III, p. 321. ]; а без завещания наследуют ее родственники до третьей степени; кроме того, лишается всякого достоинства и того, что ей досталось от первого мужа или по предбрачному договору, или по воле скончавшегося.

По повелению же царя жена в траурное время может вводить к себе второго жениха.

А родившая в траурное время может немедленно вступить в брак. Ищи касающееся сего и в 8-й гл. буквы B.

Никто из состоящих под управлением римлян не может в одно и то же время иметь двух жен.

Имеющий в одно и то же время двух жен подвергается телесному наказанию; а привведенная жена изгоняется с детьми, от нее родившимися.

О троебрачных

Великий Василий в 4-м правиле - о троебрачных, говорит: мы приняли обычай - отлучать на пять лет, не расторгая, конечно, брака; а называют таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом, т.е. не безразличным, но сдержанным и ограниченным одною женою [ Добавл. к правилу взято из толков. Вальсамона и Зонары на 14-е пр. Св. Вас. Вел. ]. Посему и Господь самаряныне, переменившей пять мужей, глаголет: его же ныне имаши, несть ти муж (Иоан, гл. IV, ст. 18), показуя тем, что преступившие предел второбрачия уже не достойны называться именами мужа или жены. Впрочем, не должно, говорит, совсем заграждать им вход в церковь, но определять им наказания в одних местах с слушающими и купностоящими, но отнюдь и не с плачущими.

И опять в 50-м (правиле) говорит: на троебрачие нет закона, т.е. церковного. На таковые дела взираем, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшее, нежели распутное любодеяние. Ибо мы не осуждаем сего дела настолько, чтобы расторгать (брак), но, по "тому единения", о котором сейчас будет сказано, и по его разграничению и определению, приемлем таковые (браки).

А Великий Григорий Богослов говорит: первое сожительство закон, второе - попущение, третье - беззаконие, а что сверх сего - свинское житие, имеющее не многие подобные примеры порока.

О томе единения

Итак древними законами уже признавались три брака; а император Лев Мудрый вступил и в четвертое сожительство, и (потому) был подвергнут отлучению патриархом Николаем [ (Мистиком) (896-907; 912-930 г.) ]; император просил его об освобождении от уз (отлучения); но так как патриарх был неумолим, то император изверг его из Церкви, и Евфимия Синкелла, мужа священного, поставил патриархом, который, когда император хотел узаконить, чтобы желающим позволено было вступать и в четвертый брак, - всячески возбранял, доказывая со многими архиереями, что не только четверобрачие, но и троебрачие противозаконно. [ Таким образом, противодействующим дозволению четвертого брака здесь признается вновь возведенный патриарх Евфимий; между тем в подлиннике, откуда заимствованы Властарем исторические сведения об обстоятельствах происхождения "тома единения", - при патр. Евфимии на соборе 908 г., состоявшем из епископов императорской партии и низложившем патр. Николая и возведшем на патриаршую кафедру Евфимия, вступление во многие браки было дозволено; честь же восстановления принципов Церкви относительно третьего и четвертого брака принадлежит патр. Николаю Мистику, употребившему все свои к тому усилия по восстановлении своем (собором 912-913 гг., собранным преемником Льва VI, его братом импер. Александром) на патриаршей кафедре и достигшему своей цели в июле 920 года, в царствование Константина и Романа, когда был составлен собор, издавший так называемый "том единения". Vid. Imperat. Constant. Porphyrogeniti nov. 1 (tomus unionis de nuptiis, quartis praesertim et tertiis; pr.) in Jure Graeco-Romano ed. Zachar. pars III, p. 227-228; см. у Прот. Горчакова в "тайне супружества" стр. 186-188. ]. Вследствие этого в Церкви произошел раскол и смятение в Церкви продолжалось до царствования сына его Константина (VII) Порфирородного (913-959) и Романа - тестя его. Тогда и был издан так называемый "том единения" - в 6428 [ т.е. в 920 г. от Р. Хр. ] году, в котором изъясняется, когда и кому должно позволять третий брак, через что на сластолюбцев наложена крепкая узда. Этот том единения ежегодно в июле месяце читается с амвона; в конце он говорит следующее: дожившим до сорокового года и ввергающим себя в третий брак, так как таковые считаются нечистотою Церкви, - определяем быть отлученными от общения до истечения пятилетия и, по прошествии этого времени, однажды в год приступать к причащению, в честный день спасительной Пасхи, очистив себя (покаянием), насколько возможно, в течение предшествующего поста; а священник, дерзающий удостоить кого-либо из таковых Божественного Причащения, вопреки учиненному определению, подвергается опасности потерять свою степень. Но это мы говорим на тот случай, когда у вступающих в третий брак нет детей от прежних браков; а если есть (дети), третий брак для них не будет дозволен; а кто, будучи тридцати лет и имея преемство своего рода от предшествовавших браков, по необузданности плотского вожделения, соединится с третьею женою, таковый должен быть удален от общения на четырехлетие и потом таким образом (т.е. по истечении срока епитимий) должен причащаться трижды в год: в воскресный день Пасхи, в Успение Пречистой Богородицы и в праздник Рождества Господня, так как предшествующие этим дням посты признаются средством очищения большей части присущей ему скверны; если же таковый бездетен, то удостоивается снисхождения, как по причине желания деторождения избирающий третий брак, и должен быть врачуем обычною епитимиею, будучи удаляем на три года от причащения.

О многобрачных

Третье правило собора Неокесарийского говорит: время покаяния, определенное для тех, кои впали в многобрачие, так что зашли за троебрачие, известно; хотя на самом деле и не известно, так как никто из древнейших не объяснил. [ Добавление к правилу - из толкования Зонары. ]; впрочем, говорит, вера и обращение кающихся сокращает время (т.е. покаяния).

А мудрый во всем Василий в 80-м пр. говорит: многобрачие отцы покрыли мраком молчания, как дело скотское и чуждое человеческой жизни. Нам же представляется, т.е. кажется по нашему мнению и суду, (что его должно) более наказывать, нежели блуд. А многобрачие есть не безразличное смешение со многими, но сожительство со многими одного и того же, хотя и не в одно и тоже время. Ибо брак не в том только состоит, чтобы, по простонародному выражению, совокупиться с женою, но он есть союз мужа и жены, общий жребий на всю жизнь и общение права божественного и человеческого, как определяют законы; ибо он познается не по совокуплению только, но и по расположению сочетающихся. А умолчали, по словам отцов, потому, что троебрачие признается законным [ См. пр. 50 св. Василия Великого. ], а многобрачие и законами и правилами отвергается. Ибо всякий союз, превышающий пределы троебрачия, ясно называется многобрачием, и сказал, что он хуже блуда, и весьма справедливо: ибо кто любодействует, причиняет вред только себе самому, добровольно повергая себя в пропасть невоздержания, а сопрягающий себя 4-м и даже 5-м браком выходит из повиновения возбраняющим сие божественным правилам, и делает обиду своим родным детям, присоединяя к ним и незаконно рожденных. Посему, (таковых), по оставлении (ими) беззакония и по искреннем раскаянии, повелевает более наказывать, нежели сотворивших блуд, ибо, если тщательно вникнешь в определения святого, сим определяет семилетнюю епитимию, а тем восьмилетнюю; ибо если, упомянув только о двух местах покаяния, определил пройти в них четыре года, то, конечно, и в других двух, о которых, как известных, для краткости умолчал, должно провести другие четыре года, прежде причащения Св. Таин. [ Перифраз толкования Вальсамона на прав. 50-е св. Василия Великого. ]

Закон

А закон говорит: да будет известно всем то, что если бы кто дерзнул приступить к четвертому браку, который не есть брак, то и не только таковый, считающийся за брак, ни во что вменится, но и рожденные от него дети не будут признаны законными, и таковые, по предварительном разлучении друг от друга, подвергнутся наказанию одинаковому с осквернившимися блудом.

Глава 5-я. - о жене, желающей вступить во второй брак, когда муж ее пропал без вести в путешествии или на войне

31-е правило Василия Великого говорит: жена мужа отлучившегося и находящегося в неизвестности, ни возвращения (его) не дождавшаяся, ни опять не разузнавшая от тех, кои хорошо о нем знают, действительно ли он умер, и вступающая в брак с другим, подлежит суду прелюбодеяния.

А 36-е (пр. того же св. отца) говорит, что и жены воинов, надолго отлучающихся, подлежат тому же обвинению в прелюбодеянии [ В случае, т.е. вступления в новый брак. ], но имеют некоторое снисхождение, потому что всегда могут предполагать о времени смерти воинов, жизнь которых проходит среди битв, опасностей и кровопролитий.

И VI (Вселенский) Собор, соглашаясь с сими двумя правилами Василия, положил девяносто третье свое правило, употребив те же самые слова святого, и прибавляет, что воин, возвратившийся из временной отлучки, если захочет, может взять свою жену, а ей и законно сочетавшемуся с нею мужу дается снисхождение, ибо за неведение не наказывают. А жена, не дождавшаяся возвращения мужа, не состоящего в военной службе, не заслуживает снисхождения. Если же жена не соглашается на сожительство с возвратившимся воином, то не будет позволено ей сожительство со вторым мужем, хотя бы она и желала; ибо если решительно захочет по возвращении первого мужа все-таки сожительствовать со вторым, хотя бы тот и не допускал ее (к себе), она должна быть наказана, как прелюбодейца, и брак немедленно должен быть расторгнут, ибо, по словам отцов, тем дается прощение, которые с готовностью оставили второе супружество и сознаются в грехе неведения, но отнюдь не тем, которые противятся и предпочитают прелюбодеяние.

Законы

Если воин находится в экспедиции, т.е. в военных занятиях, для народа полезных, то, сколько бы лет ни прошло, жена его должна ожидать его, хотя бы и не получала от него писем. А если и услышит о его смерти, не должна тотчас вступать в брак, если прежде не спросит хартулариев, действительно ли он умер, и они пред святым Евангелием клятвою не удостоверят смерть его; да и после того опять должна обождать год и тогда может законно вступать в брак. Если же вопреки сему определению вступит в брак, то и она, и взявший ее будут наказаны, как прелюбодеи. А если окажется, что засвидетельствовавшие (о смерти) солгали, то они лишаются службы в войске, а возвратившийся воин имеет право взять, если захочет, свою жену.

Относительно взятых в плен новелла Льва Мудрого определяет, чтобы ни брак не был расторгаем под предлогом пленения, ни свободной половине не было позволяемо приступать к другому сожитию; а если и вступит в брак (свободная половина) с другим, то половина, возвратившаяся из плена, имеет право призвать свой член и второй брак расторгнуть.

Глава 6-я. - о том, что с двоеженцем не должно пиршествовать пресвитеру, благословившему (брак)

7-е пр. соб. Неокесарийского полагает, что пресвитеру не должно пиршествовать на браке двоеженца, ибо как можно с тем, на кого он должен наложить епитимию и отлучить на год от божественного причащения [ По правилу 4-му св. Василия Великого. ], принимать участие в трапезе и посему казаться содействующим такому делу? После же брака есть вместе с тем не должно быть запрещено.

Глава 7-я. - о том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм

53-е пр. Лаодикийского собора повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих. А теперь определением сего правила пренебрегают [ Свидетельство о пренебрежении требованием правила согласно с толкованием Вальсамона на это правило: "это правило ясно; а поелику оно упразднилось совершенно, то не нуждается и в толковании. См. Пр. Св. Пом. Соб. с толков. Москва 1880 г. стр. 271. ].

Ищи еще в гл. 1-й буквы Q 54-е правило того же (собора) и 24-е пр. VI Всел. Собора.

Глава 8-я. - о девах, без согласия своих родителей вступающих в брак

38-е пр. Василия Великого - подвластных отроковиц, которые без согласия своих отцов отдали себя в общение брака своим любовникам, осуждает как блудниц. Впрочем, говорит, если родители примирятся с ним и согласятся на сожительство их с любовником и растлителем, то дело беззаконное по началу - последующим согласием родителей "мнится имети врачевание". Впрочем, и тогда, ради прежнего беззакония, таковые (женщины) должны быть удостоены общения после трех лет (епитимии). Но тогда брак был заключаем по одному соглашению, а у нас не может состояться без молитвословия.

Но и 40-е и 42-е (того же св. отца) определяют считать ничем, не лучше блудницы ту рабу, которая вступает в брак без согласия своего господина, ибо условия находящихся в полновластии других не имеют ничего твердого; а посему и браки (заключаемые) без согласия владеющих считаются блудодеянием. А если господин ее после того, как таковой брак сделался явным, или дал согласие на него, или даровал свободу, то брак должен считаться невинным, а первый грех, как блудодеяние, по справедливости должен быть наказан епитимиею.

А раба, сочетавшаяся брачным союзом с свободным, когда господин знал и не противоречил, не должна считаться блудницею, ибо молчание его по необходимости дарует ей освобождение и избавляет от греха [ Добавление к правилам относительно рабы, вступившей в брак с свободным, заимствованные из толкования Вальсамона на 40-е пр. св. Василия Вел., имеет основание в гл. 8-й XXII нов. Юстин. (см. Corp. jur. civ. vol. II, р. 67; Basil. lib. XXVIII. tit. IV, cap. 45, tom. III, p. 189). ].

Закон

Подвластная или подвластный не могут вступать в законный брак, если не будет согласен и тот, кто имеет их под своею властию, за исключением разве того случая, если бы отец предоставил своей дочери, по достижении ею 25 летнего возраста, сочетаться с мужем: ибо тогда ей и самой не запрещается вступать в брак с свободным. Ищи еще 30-ю гл. настоящей буквы.

Глава 9-я. - о противозаконных и недозволенных родственных браках

Из незаконных браков одни называются беззаконными, как напр., брак с родственниками, или еретиками; другие - противозаконными, как напр., брак с состоящею под опекою; третьи - осужденными, как напр., брак с посвященною Богу: божественные правила определяют таковые (браки) только расторгать, а законы, кроме того, отбирать в казну имущество у смешавшихся и изгонять (их), а простых людей к тому же и наказывать. А по-латыни противозаконный брак называется nexarius (непристойный), осужденный - damnatus, беззаконный - incestus (кровосмесный).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.