Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О том, что жене, разлучившейся от епископа, должно и постригаться





А в 48-м пр. (те же отцы VI Собора) разведшейся по общему согласию с тем, который имеет быть посажен у кормила епископства, вовсе не позволяют сожительствовать с ним, но повелевают вступать в монастырь, лежащий не по соседству епископского местопребывания; ибо невозможно, чтобы при непрестанном свидании друг с другом у них не воспламенилась любовь воспоминанием о прежней жизни, и там позволяют ей пользоваться содержанием от епископа, если будет иметь нужду; ибо если самому епископу не позволяется тратить сверх необходимого из принадлежащего епископии, то тем более не должно давать из церковных доходов той, которая у себя имеет средства к жизни, а если и жизнь ее будет честная, то возводится и в степень диакониссы. А в монастырь вступать повелевают для того, чтобы она без отказа постригалась. Ибо ей можно было до рукоположения не разводиться со своим мужем, вследствие чего было бы и рукоположение отклонено и пострижение; а когда на рукоположение согласилась, то должна утвердить развод пострижением. О сем было исследовано в царствование Исаака Ангела, в заседание трех патриархов - Вселенского, Антиохийского и Иерусалимского и около сорока митрополитов, которые и определили, что жена рукоположенного во епископа без отказа должна постригаться, назнаменовав и подтвердив сие определение синодальными грамотами. Отсюда видно, что непозволительно вступать во второй брак и женам священников.

А 30-е правило того же Собора божественными отцами высказано собственно относительно священников и диаконов, обретающихся в иноплеменнических Церквах, которые, под предлогом благочестия, соглашаются со своими женами, воздерживаются от общения друг с другом, - и сим, говорят, повелеваем - да не сожительствуют с оными, дабы сим образом явили они нам совершенное доказательство своего обета, и сие мы попустили им по причине грубого и странного их нрава, а также по причине слабости и нетвердости их в вере, и чтобы, живя вдали от прежних жен, более укреплялись в целомудрии, ибо сожительство с ними обыкновенно служит возбуждением к сообщению с ними.

Глава 18-я. - о том, посвященным должно воздерживаться от своих жен, когда намереваются священнодействовать

3-е правило Карфагенского собора говорит: получившим священство всегда и во всем должно соблюдать воздержание и целомудрие и всякую другую добродетель, дабы, приступая к чистому чистыми, получали просимое, будучи посредниками между Богом и людьми, чтобы ходатайствуя перед Богом, умилостивляли Его, насколько возможно, к людям и испрашивали мир миру; а особенно, когда время призывает их к священнодействию и причащению таинств, - им, долженствующим являть целомудрие делом, должно воздерживаться от сообщения со своими женами.

4-е же и 28-е (34-е) правила того же собора и к тому же еще 43-е (81-е), неясно сказанные и повелевающие прикасающимся к священным таинствам посвященным (лицам) воздерживаться от своих сожительниц, подали латинянам предлог требовать от имеющих быть посвященными, чтобы разлучались со своими женами. Итак, если эти правила имеют таковую мысль, то было бы гораздо справедливее - исключить их из числа священных правил, то есть апостольских и соборных, как учащие совершенно противному сим. Ибо сказанное во главе 2-й настоящей буквы 13-е правило VI Собора, гораздо лучше опровергающее сие, подвергает отлучению тех, кто так думает и делает. А чтобы во время священнодействия Божественных Таинств причисленные к клиру воздерживались от общения со своими женами, это считает делом приличным и святым и сие правило, следующее божественному Павлу, который говорит: "Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве" (1 Кор. 7, 5), и разумеющее под определенными временами, очевидно, время поста, когда кто-нибудь намеревается причаститься Св. Таин, и время напряженной с горячими слезами молитвы, к каковой, конечно, не принуждены мы приступать непрестанно; ибо говорит Апостол: "непрестанно молитеся" (1 Кор. 7, 4), и в древности иудеям, имевшим услышать Божественный глас на горе, было повелено в продолжении трех дней не входить к женам (Иск. 19, 15).

А 3-е правило священномученика Дионисия Александрийского посвященных считает достаточными себе самим судьями относительно воздержания от своих жен, когда имеют приступать к Страшным Тайнам, но с общего согласия, по гласу великого Павла, что муж своим телом не владеет и прочее (1 Кор. 7, 4).

А 5-е и 13-е правила Тимофея Александрийского воспрещают мужам и женам, совокупившимся телесно ночью, наутро, при совершении священнослужения, причащаться Божественных Таинств и (сей св. отец) привел, как непреложное свидетельство, вышесказанное изречение апостола (1 Кор. 7, 5), а особенно должно остерегаться, - говорит, - взаимного общения в субботу и день Господень, ибо тогда возносится священная жертва Господу.

Глава 19-я. - о епископах или клириках, которые имеют сожительствующих жен

3-е правило I Собора не позволяет епископу или кому-либо из клириков иметь сожительствующую жену, кроме матери, или сестры, или тетки, или тех только лиц, которые чужды всякого подозрения. А сожительствующими называет тех, которые решились сожительствовать с безженными священниками и служить им в необходимых нуждах.

И 5-е правило VI Собора, упоминая о сем (правиле), совсем запретило клирикам брать жену или рабыню, заботясь о том, чтобы им не дано было предлога к соблазну, а на преступающего навлекает извержение; (правило) прибавляет, что вполне необходимо беречься сего и евнухам, так как отсюда они навлекают на себя подозрение в нечистоте, а если не хотят, то клириков извергает, а мирян отлучает.

А 18-е правило VII Собора повелевает клирикам быть беспреткновенными, по Апостолу (1 Кор. 10, 32), не только для верных, но и для тех, у которых вовсе нет попечения о благочестии, и посему повелевает подвергать епитимии того, кто допускает до какого-либо служения в епископии или монастыре женщину-рабу или свободную, а закосневающего в том - извергать. Правило хочет, чтобы епископ или игумен, отправляющийся в загородный дом, где женщины проходят служение, принимали не от женщин служение, а от мужчин, а чтобы женщины находились в другом месте, доколе епископ или игумен не удалятся оттуда; а если бы им случилось остановиться в чужом загородном доме или в гостинице, то трудно, как я думаю, выполнить требование сего правила.

А Анкирское 19-е возбраняет женам, давшим обет девства, "соединяться жительством с некими, аки с братьями".

"Великая труба истины" Василий Великий, пославший о сем послание к некоему пресвитеру Григорию, когда он впал в таковую страсть, относится к сему гораздо строже: "Ибо не мы первые, - говорит, - и не одни мы законоположили, да не живут жены и мужи купно. Прочти правило, изложенное святыми отцами нашими на Никейском соборе, явно запрещающее иметь сожительствующих в доме жен. Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь общение с женским полом. Таким образом, аще кто, представляя себя девственником по имени, делом тожде творит, что и живущие с женами, тот являет о себе, яко домогается достоинства девства по имени, но безобразия сладострастия не оставил. Ибо я не полагаю, чтобы семидесятилетний жил с женою страстным образом; и не так, как бы за случившееся беззаконное дело определил то, что определил, но потому, что научился от Апостола не полагати претыкания брату или соблазна (Римл. 14, 13). Знаем же, яко некоторых действия чистые, для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следуя установлению святых отец, мы повелевали тебе отлучатися от оныя жены. Итак, удали ее из дома своего и определи в монастырь, да будет она с девами, а ты имей служителей мужского пола, да не хулится имя Божие. Доколе же сие творишь, тысячи оправданий, которые ты излагаешь в письме, не принесут тебе ни единыя пользы: но умрешь запрещённым в священнослужении и дашь Господу ответ за свое запрещение. Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия, то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви."

Из сего послания можно узнать, что не тотчас должно отлучать пресвитера, сожительствующего с чужою женою, но если после увещания не захочет отстать от нее.

Законы

Не позволяем совершенно епископу иметь какую-либо женщину или жить с нею, а если окажется это, то да извержется из епископства.

Никакой клирик, не имеющий жены, не должен иметь сожительствующей (женщины) в его доме, коме матери, дочери и сестры и вообще неподозрительных лиц. Если же не будет соблюдать сего и, по двукратном напоминании от епископа или соклириков не выгонит ее, или, быв обвинен, окажется нечестно живущим с ней, то должен быть извержен.

Ни епископ не должен жить с какой бы то ни было женщиной, ни диаконисса не должна жить вместе с мужем.

Глава 20-я. - о тех, которые моются вместе с женщинами

77-е правило VI Собора совершенно воспретило мужчинам мыться в банях вместе с женщинами, так как сие бывает причиной нарекания со стороны язычников, и клирикам, делающим это, определяет в наказание - извержение, а монашествующим или мирянам - отлучение. Это же правило есть тридцатое собора Лаодикийского, кроме епитимий. Ибо если встретившемуся с проходящею женщиной требуется большое усилие, чтобы не осквернить помысла вожделением к ней, то еще менее может уберечься от сладострастного помысла тот, кто смотрит на них, обнаженных в бане: ибо членами нашими враг пользуется как стрелами против нас.

Посему не есть ли самая постыдная мерзость - смотреть друг на друга нагим мужчинам и женщинам и воспламенять у себя страсть и возжигать огонь плоти? Ибо довольно для тела его собственного зла и его естественного волнения; и зачем пищею для глаз прибавлять огню вещества или зверю обильнейшей пищи, (как не затем), чтобы сделать более несдержанным и еще более усилить помысл? А в противном случае мы подадим повод к соблазну, мы, которым заповедано не полагать преткновения брату и быть беспреткновенными и иудеям и эллинам и Церкви Божией (1 Кор. 10, 32).

Глава 21-я. - о том, что жены пресвитеров не должны быть пресвитеридами

11-е правило собора Лаодикийского полагает, что не должны, по древнему обычаю, быть пресвитериды и председательствовать пред другими в Церкви женщинами, как бы имеющими в себе чин учителя; ибо слово Божие (1 Кор. XIV, 34 35; 1 Тим II, 11, 12) всем вообще женщинам повелело молчать и учиться, а не учить. Из сего слова я исключаю тех, которые в монастырях начальствуют над прочими женщинами: ибо соединение различных членов, имеющее образ единого тела, через единодушие прочих и подчинение ради Бога, дает им место главы.

Глава 22-я. - о том, что женщинам не должно входить в святой алтарь

44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения.

Ищи еще 11-ю главу настоящей буквы и 6-ю главу буквы B.

Глава 23-я. - о том, что женам в церкви должно молчать

70-е правило VI Собора повелевает женщинам хранить молчание, по гласу великого Павла (1 Кор. 14, 34, 35), не только во время литургии, но и при всяком собрании верных; "Аще же чесому научитися хотят: в дому своих мужей да вопрошают". Это и у внешних почиталось приличным; ибо говорит некто: "Женщина! Молчание дает женам украшение".

Глава 24-я. - о том, что не должно женщинам одеваться в мужскую одежду

13-е правило Гангрского собора не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, - говорит (Апостол Павел, 1 Кор. 7, 20), - в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает. А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели.

Ищи еще в главе 3-й буквы E правило 62-е VI Вселенского Собора.

Глава 25-я. - о том, что родильнице не необходимо соблюдать узаконенные посты

8-е правило Тимофея Александрийского - жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконенного поста, но подкреплять себя, насколько можно, и употреблением вина, и умеренной пищей: ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу.

Глава 26-я. - о том, кто имеет жену беснующуюся

Тимофей Александрийский в 15-м правиле говорит: "Кто не может целомудренно жить с женой, до такой степени беснующейся, что на нее налагаются железные узы, и захочет развестись с ней и взять другую, тот, по моему мнению, не свободен от вины прелюбодеяния. А иначе не умею сказать решительно относительно сего и почел за лучшее молчать".

Закон

А новеллою императора Льва Мудрого дано мужу жены, которая страдает непрерывным беснованием, право расторгать брак и сочетаваться с другой. Впрочем, она повелевает мужу ожидать трехлетие и в продолжение его не расторгать супружества с своей беснующейся женой - а жене не расторгать брака с своим беснующимся мужем, если не пройдет пятилетие. То же узаконяет и новелла царя Никифора Вонаниата, хотя закон и говорит, что неистовство препятствует браку, однако не расторгать брака, законно заключенного.

Глава 27-я. - о женщинах, находящихся в очищении

Ищи 16-ю главу буквы A.

Глава 28-я. - о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода

91-е правило VI Вселенского Собора повелевает подвергать наказанию убийцы тех из женщин, которые или принимают, или другим дают врачества для извержения плода. Ибо женщины, тайно совокупляясь с мужчинами и зачиная, из боязни, чтобы не быть уличенной в блуде родителями, может быть, или господами, ухищряются истребительным питьем повреждать зачатые плоды, или сдавливают живот тяжестью, отчего зачатые плоды выпадают мертвыми, и не только истребляют плод, но иногда, вместе с зародышем, губят и самих себя.

А 21-е правило собора Анкирского - хотя прежнее, говорит, определение принимающих детогубительные отравы удалило от общения до кончины, но мы, делая нечто более человеколюбивое, определили, что достаточно для них на покаяние десятилетнего времени.

И 2-е правило Василия Великого определяет таковым (женщинам) ту же меру десятилетия и полагает, что врачевание зависит не столько от времени, сколько от образа покаяния. А поелику Моисеев закон - когда извержен был плод, еще не получивший своего вида - требовал выкупа ценою, а при выкиде плода, уже образовавшегося, подвергал суду человекоубийцы, повелевая умерщвлять ударившего жену (Исх. XXI, 22, 23), то святой (отец), упомянув о сем, говорит: различения мы не имеем, получил ли определенный вид извергаемый плод или не получил, ибо мы не требуем выкупа, но судим как убийцу сделавшую это, с одной стороны, за истребление плода, с другой стороны -за пренебрежение собой, ибо случается, что иногда погибает и она вместе с плодом. Ибо семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, потом начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы. В конце же 8-го правила Василий Великий говорит: "И дающие, и принимающие детоубийственные отравы причисляются к вольным убийцам. Полагает же здесь таковым в епитимию десятилетие как за невольное убийство, я думаю, потому, что носимое в утробе еще не существует в природе, и потому, что она решилась на убийство не по бесчеловечному расположению, но по причине стыда или необыкновенного страха перед родителями, может быть, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью.

Законы

Намеренно извергшая временно ссылается.

А новелла императора Льва Мудрого дает право мужу расторгать брак со своей женой, намеренно извергающей его семя.

Давший питье, способствующее извержению плода, если он низкого состояния, осуждается на работу в рудниках; а если знатный, ссылается с временным лишением имущества, а крайнему наказанию (смертной казни) подвергается в том случае, если кто-либо умрет от сего извержению содействующего средства, хотя бы он дал и без злого умысла.

Глава 29-я. - о жене, нерадящей о (ново)рожденном или покидающей (его)

А 33-е правило Василия Великого, а также и 52-е полагают, что родившая при пути, если, при возможности спасти, она пренебрегла рожденным, должна подлежать наказанию убийства, хотя бы другой, взявши его, по человеколюбию сохранил ему жизнь, - между тем, как она, зачавшая от блуда, быть может, или от прелюбодеяния, "последовала совсем звериному и бесчеловечному помыслу", решившись таким образом скрыть свой грех. А если по причине недостатка в необходимом, или быв ведома как пленница, или укрываясь бегством от неприятелей, и опасаясь, чтобы не быть выданной плачем ребенка, не в силах была спасти саму себя вместе с рожденным, "то матерь особенно достойна снисхождения", по вниманию к угрожающей опасности. Потому и о тех, которые повергают своих младенцев у входа в храмы - несколько раз было рассуждение в священном синоде, и было решено, чтобы таковые подвергались наказанию как убийцы, хотя кто другой возьмет дитя и, приложив попечение, сохранит ему жизнь.

Закон

Убивает рожденное не тот только, кто душит, но и кто бросает, кто не кормит, и кто повергает в публичных местах, рассчитывая на милосердие, которого сам не имел.

Глава 30-я. - о тех, которые насилуют жен-девственниц

67-е правило святых Апостолов - насиловавшего деву необрученную повергает отлучать (ибо кто станет противоречить тому, что насиловавший обрученную должен быть наказан как прелюбодей?) и удержать ее, а не выгонять, хотя бы она была из беднейших и не соответствовала его роду.

Законы

Ибо закон говорит: имеющего наложницей честную женщину должно принуждать взять ее в обращение брака.

Посему, как кажется, и правило повелевает за насилие учинившего оное отлучать, а для спасения девицы принуждать его законно с нею сочетаться.

А закон о насилии определяет иначе.

Законы

Ибо говорит: насилующий девицу и растливший ее должен подлежать отсечению носа и отдать ей третью часть имущества.

Совокупляющийся с отроковицею девой с ее согласия, но при неведении о сем ее родителей, когда дело откроется, если захочет взять ее в жену и соглашаются родители, пусть состоится союз. А если родители одного лица не соглашаются на это, и если состоятелен учинивший растление, то должен отдать растленной девице одну литру золота; а если не состоятелен, то должен дать половину своего имущества; если же он совершенно бедный, то по телесном наказании и острижении волос должен быть сослан в ссылку.

Определенный для обвинения в прелюбодеянии пятилетний срок не имеет места по отношению к растлению, совершенному по насилию, ибо может быть возбуждаемо в неопределенный срок, когда насилие совершается и публично.

Глава 31-я. - о чародействе

Ищи 1-ю главу буквы M.

НАЧАЛО БУКВЫ D

Глава 1-я. - о беснующихся или притворяющихся беснующимися

А 79-е пр. св. Апостол беснующемуся не позволяет ни быть клириком, ни иметь общения с верными в молитве; а совершенно освободившемуся от демона (позволяет) вступать и в клир, если окажется достойным и по жизни: ибо страдающего с промежутками причислять к клиру безбожно, дабы во время беснования его не было поругаемо священство и не произносимо было хулы на Бога. [ Из толк. Вальс. на пр. 79 св. Апостол. ] Ибо как возможно чистый свет священства вверить душе, вселившей в себе, по причине склонности ко злу, проклятую тьму лукавой силы? И миро гнилому сосуду никто здравомыслящий не вверит: ибо душа, свободная от нечистых страстей и радующаяся о святости благих дел, почитается страшною для лукавого полчища демонов. А иначе беснующийся, лишенный разума и смысла и делающий что-нибудь злое и неприличное и испускающий демонические крики, будет смущать народ и препятствовать церковному псалмопению.

А 3-е пр. Тимофея Александрийского - одержимого беснованием не постоянно, а с промежутками, допускает до причащения Таин, если, разумеется, в то время, когда находится в здравом уме, не унижает божественного и не порицает таинства и не изрыгает хулы на веру, что сделал и Иуда, открывший иудеям то, чему научился, так как не верил тому, что было, и на Учителя смотрел, как на простого человека, а не Бога. [ Из толк. Вальсамона на 3 пр. Тим. Алекс. ]

А 14-е (пр.) если кто-нибудь, говорит, поистине неимеющий здравого ума, убил себя, то должен быть удостоен и приношения за него и обычной молитвы: ибо не должно такового лишать узаконенного священного обряда (погребения).

А 60-е (пр.) VI Соб. лицемерно беснующихся и таковый образ действий, по злости нравов, с корыстною целью [ Из толк. Вальс. и Зонар на это правило. ] притворно на себя приемлющих повелевает наказывать всяким образом и подвергать их таким же суровостям и трудам, каковым подвергаются и подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия. Ибо избравшему жизнь под Богом и пренебрегшему человеческими делами должно было избирать безопасный путь, которым шли божественные отцы, а не тот, который служит для многих причиною соблазна. Ибо таковым требуется неослабленное бдение, как говорит один из святых отцов, дабы как-нибудь обративши в шутку, не окончили поруганием над самим собою, хотя бы избрали сей путь и с прямым намерением. Ищи еще в 1-й гл. буквы B правило 45-е (54-е) [ Не имеющее, впрочем, по своему содержанию, отношения к настоящей главе. ] Карфагенского собора, Тимофея Александрийского 2-е и 4-е и в 12-й гл. буквы E правило 83-е (94-е) соб. Карфагенского, и 26-ю гл. буквы G.

Глава 2-я. - о заимодавцах, займе и закладах

Жена должна быть предпочитаема относительно приданого (т.е. права на приданое) прежним заимодавцам мужа, но не предпочитается им относительно предбрачного дара (т.е. права на предбрачный дар).

Жена предпочитается относительно приданого (т.е. права на приданое) казенному долгу, разве когда сей был давнейший.

Узаконение запрещает мужу отчуждать и закладывать вещи, взятые в приданое, хотя бы жена, дабы по слабости женской природы не погубить своих вещей, и согласилась на это; а если жена, видя, что муж закладывает ее собственность, нарочито умолчала, как бы желая обмануть того, кто имеет сделку с мужем, то не имеет помощи: ибо закон помогает тем женщинам, которых вводят в обман, а не коварным.

Если по причине обязательства мужа жена сама себя сделала причастною посторонней сделке, и своим состоянием хочет освободить его от обязательства, и старалась об этом, то, если, давши обещание, не внесла, не должна быть принуждаема к взносу; а если внесла, то не может требовать назад отданного, если, разумеется, имеет совершенный возраст.

Если какая-нибудь жена в заемном письме частным образом заключит сделку со своим мужем, или подпишет и свое состояние, или даст от себя обязательство, то ничто таковое не имеет силы или действия, хотя бы это случилось однажды или много раз из-за одной и той же вещи, частный ли будет долг или казенный; но должно быть так, как если бы не было написано, разве когда окажется явным, что деньги заняты были на собственные нужды самой жены.

Заимодавец, отрекшийся от своих показаний, должен отдать должнику, когда будет обличен, вдвойне то количество, которое в них (в показаниях) содержится.

Плоды, полученные от залога, зачисляются в уплату долга; и если их будет достаточно для погашения всего долга, то сделка прекращается и залог возвращается; а если плодов будет больше долга, то излишние возвращаются.

Плоды полевых угодий зачисляются в погашение долга, не только те, которые получил заимодавец, но и те, которые он мог получить; а если причинил вред полевому угодью, подвергается ответственности и за сие.

Если заимодавец не по своей вине потеряет залог, то не привлекается к суду; а требуется, чтобы он сам заявил о том, что потерял: "ибо случайные обстоятельства не причиняют убытка заимодавцу", - не случайно потерявший вещь имеет право требовать, чтобы ему уплачен был долг; а если между имеющими сделку было полюбовное условие, что потеря залога освободит должника от обязательства, то сие имеет силу.

Глава 3-я. - о расторжении (брака)

Ищи 13-ю главу буквы G.

Глава 4-я. - о завещании

40-е пр. св. Апостол повелевает епископу, приобретшему собственность до рукоположения, делать ее известною и не смешивать с принадлежащим церкви, дабы, умирая, имел власть оставить ее кому хочет и как хочет, впрочем, только православным христианам, [ Добавлено на основании 31-го прав, собора Карфагенского: "епископы и состоящие в клире да не усвояют ничего тем, кои не суть православные христиане. Хотя бы то были сродники". Сн. того же соб. пр. 92-е. ] и дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников, или рабов. "Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и Церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского, и чтобы епископ или его сродники не потерпели ущерба под предлогом принадлежащего Церкви", от лежащей, может быть, на ней тяжести долгов, и чтобы они, впадая в тяжбы, не рассорились из-за его кончины. А если не сделает известным свое имущество, какое имел до рукоположения, а равно перешедшее к нему законным путем после рукоположения, то рукоположенный после него удержит все его имущество, приняв, конечно, и уплату долгов. [ См. 35-е пр. собора Трульского. ]

А 32-е (41-е) Карф. соб. говорит: вступившие в епископство или клир и прежде сего жившие в нищете и бедности, а после сего разбогатевшие до того, что купили себе и земли и угодья, поелику может казаться, что приобрели это на церковное имущество, должны, из опасения обвинения в святотатстве, оставить это Церкви, а не кому другому, а если приобрели то, что есть, по дару или по наследству от родственников, а не иным каким-нибудь образом, как, напр., на выкуп пленных или на построение храмов, то должны сделать Церковь участницею и в этом имуществе; а в противном случае не должны быть признаны достойными священнической чести. [ Зонара на пр. 35. ] А по отношению к епископам это особенно должно иметь силу, потому что для них не существует, может быть, другого способа, посредством которого они могли бы приобретать имущество, а единственный способ - это от епископских прав. Ищи и во 2-й гл. буквы A правила того же Собора 22-е (31-е) и 81-е (92-е).

Закон

А 131-я Юстинианова новелла - запрещаем, говорит, преподобнейшим епископам передавать каким бы то ни было образом своим родственникам или кому иному перешедшее к ним каким бы то ни было образом после рукоположения во епископство - имущество движимое, или недвижимое, или самодвижимое, но употреблять оное на освобождение пленных и на пропитание нищих и на другие благочестивые дела, на пользу своей Церкви; ибо остающееся имущество после их смерти усвояет их Церковь. Но имеют право отчуждать то, что, окажется, они имели до рукоположения во епископство, и то, что по рукоположении во епископство перейдет к ним от их родственников, наследниками которых они могут быть без завещания до четвертой степени. Это же имеет силу и по отношению к другим строителям честных монастырей, а если епископ или клирик какой бы то ни было степени умрет без завещания и без законных наследников, то наследство сих закрепляется за тою церковию, к которой рукоположены.

Законы о завещании

Завещания есть законное выражение воли относительно того, какое хочет сделать расположение кто-либо после своей смерти.

Завещающий должен быть здрав умом, но не требуется, чтобы был здрав и телом.

Мужчина завещает по исполнении 14-ти летнего возраста, а женщина - по исполнении 12-летнего.

Если отец или мать отдадут в брак детище мужеского пола или женского, и детище умирает, то оно не имеет власти сделать завещание, приданое ли то или предбрачный дар, когда еще живы родители. А если одна половина из них умерла, то завещает относительного того, что приходится на долю умершей половины.

Ни подвластный, ни несовершеннолетний, ни неистовствующий, ни распутный не завещают; а немой и глухой иногда завещают.

Прежнее завещание уничтожается последующим, законным.

Завещание не должно быть уничтожаемо истечением десятилетия, разве когда сделано другое законное - писанное или неписанное, обнаруживающее противное намерение завещающего, при семи или пяти свидетелях.

Когда завещающий умирает и подтверждает клятвою, что ничего иного не имеет, кроме того, что заключается в завещании, - никакой наследник не имеет права разведывать и делать испытание рабам и требовать клятвы от свидетелей, обретающихся в этой записи, но и против воли должен увериться клятвою умершего, когда, разумеется, не будет обнаружено, что завещающий делает различные клятвенные показания об одной и той же вещи.

Неписанное завещание составляется, когда завещающий обнаружит свою волю при семи вместе находящихся свидетелях; а если в том месте, где кто-нибудь делает завещание неписьменно, семи не обретается, то может и при пяти свидетелях, не менее, делать явною свою волю.

Писец завещания законно свидетельствует в нем.

Завещание должно иметь семь свидетелей, а кодикелл - 5. Впрочем, раненный на войне, и находящийся в пути и приблизившийся к смерти может делать завещание не только при трех, но и при двух лицах, по причине случившегося обстоятельства.

А новелла императора Льва Мудрого говорит: определяем, чтобы во всяком селении и городе завещания утверждались и неучеными, если только свидетели по своей нравственности заслуживают доверия; определяем также, чтобы число (свидетелей) - не только до пяти, но в тех местах, в которых, как естественно, бывает недостаток в мужах, достойных приступать к свидетельству, - и до трех простирающееся было достаточно и чтобы свидетельство их не было отвергаемо. Ищи еще 38-ю гл. буквы K и законы в 16-й гл. буквы M.

Глава 5-я. - о диаконах

14-е пр. VI Соб., к тому же и 15-е, определяющие возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30 лет, особенно, если оказывается достойным и по жизни: ибо должно смотреть на первообразный пример - домостроительство Спасителя, Который, тридцатилетним приняв крещение, тотчас начал учить; диакон - 25 лет; диаконисса - 40 лет; а иподиакон чтобы имел не менее 20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают.

Те же самые лета возраста определяет для диакона и 16-е (22-е) пр. Соб. Карфагенского, а для диакониссы - 15-е пр. IV Собора. Ищи о диакониссах подробнее в 11-й гл. буквы G.

Неокесарийскаго собора 15-е пр. соответственно семи диаконам, поименованным в Деяниях, установило, чтобы было не более 7 диаконов, хотя бы город, имеющий церковь, был и из числа больших городов.

А 16-е пр. VI Соб., исправляя настоящее правило и изъясняя сказанное в книге Деяний, и приводя "Златого по языку" (св. Иоанна Златоустого), который обстоятельнее всякого толкует мысль сказанного, показывает, что Божественное Писание разумеет здесь не диаконов, служащих при божественных таинствах, ибо тогда, кроме одних Апостолов, не было еще ни епископов, ни пресвитеров, ни диаконов, - а тех, которые заботились о том, чтобы были питаемы собирающиеся около Апостолов и верующие, которые и для нас были образцом попечения о нуждающихся и раздаяния им потребного.

Посему это правило Неокесарийского собора, не точно изреченное, не соблюдалось и прежде VI Собора: ибо Юстиниан, живший прежде этого Собора, поставил для великой церкви шестьдесят пресвитеров, сто диаконов и 40 диаконисс. А Ираклий, живший также прежде VI Собора, умножил их число. [ О числе клириков великой церкви при Ираклии см. в его новелле ХХП-й, in Jure Graeco-Romano, Zach. pars III; число пресвитеров было увеличено при нем до 80-ти, диаконов до 150, иподиаконов до 70-ти, чтецов до 16; диаконисе оставлено то же число. ] То же бывало и в других церквах до времени издания Неокесарийского правила. [ Зонара на 16-е пр. VI Соб. ]

А 18-е пр. I Собора запрещает диаконам преподавать Евхаристию пресвитерам, потому что диаконам не позволено ни приносить Бескровную Жертву, ни касаться Евхаристии прежде епископов, ибо они наполняют чин служителей при епископах и пресвитерах; посему после них они должны приступать к божественным дарам, так как они преподают им; и не только, но и сидеть не позволяет диаконам в алтаре среди пресвитеров, - а того, который не повинуется, повелевает лишать диаконства; но мы часто видим, что диаконы, имеющие начальственные должности, в собраниях вне алтаря садятся выше священников, что, по моему мнению, [ Основанному на правилах: 7-м VI Соб. и 20-м Лаодикийского. ] вовсе не прилично им.

О чести хартофилакса

Ибо одному только хартофилаксу великой церкви на основании долгого обычая и письменного установления приснопамятного царя Мануила (чит. Алексия Комнина) дано право во внешних собраниях садиться выше и архиереев.

А 7-е VI Соб. того из диаконов, кто, сидя с пресвитерами вне алтаря, не садится на низшее место, а восхищает высшее, пренебрегая божественным гласом: яко всяк возносяйся смирится (Мф. 23, 12; Лук. 14, 12), - не извергать повелевает, а понижать в чести его начальственной должности. А быв послан своим архиереем в какой-либо город, чтобы занять его место, конечно, должен удержать и его седалище. То же самое должно быть и по отношению к прочим священным чинам, так чтобы никто, надмеваясь мирским достоинством или церковною должностию, не возвышался пред большим, - и иподиакон, например, пред диаконом, или пред иподиаконом - чтец. Если в мирских достоинствах не позволяется получившему меньшую честь преимуществовать честию пред тем, кто имеет высшее достоинство, то сколь опасно нам являть себя худшими тех, как не соблюдающими порядка в духовных достоинствах, которые гораздо превосходнее, нежели те.

То же самое определяет и 20-е соб. Лаодикийского - диакону не сидеть в присутствии пресвитера, разве с его позволения, ту же честь иметь иподиаконам [ В подлиннике: "Диаконам от иподиаконов и от всех причетников". ] от низших служителей и прочих причетников. Ищи и в 9-й гл. буквы E правило 22-е соб. Лаодикийского.

Глава 6-я. - о второбрачных

Ищи 4-ю гл. буквы G.

Глава 7-я. - как епископам и пресвитерам должно учить народ

58-е пр. св. Апостол епископам и пресвитерам повелевает учить подчиненных им догматам, приводящим к православию и честной жизни. Ибо Бог через пророка Иезекииля взывает к ним: если не возвестиши, не соглаголеши, беззаконик той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу (Иезек. 3, 18). А великий Павел не только епископу, но пресвитеру повелевает быть трезвенным, т.е. бодрствующим и неленивым, держащимся верного словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящыяся обличати (1 Тим. 1, 9). Ибо он назван надзирателем потому, что тщательно смотрит как бы с наблюдательного и возвышенного места за народом; посему в алтаре, на возвышенном месте, символически поставляется для архиерея кафедра, и пресвитерам дано право стоять там вместе с ним и вместе сидеть. Ибо у тех и других общее дело - усовершенствование народа. А тех, которые нерадиво относятся к учению народа, отлучать, остающихся же в сем нерадении наказывать и извержением повелевает правило. [ По Зонаре. ]

То же повелевает и 19-е правило VI Соб., которое и ищи в 11-й гл. буквы K.

А Карфагенского 121-е (135-е) говорит, что епископы, не радеющие о своих наставах и не учащие спасительным истинам, должны быть увещаваемы от соседних епископов, дабы оставили леность и приложили подобающее усердие, - по прошествии же шестимесячного срока, если продолжают оставаться в лености, страну и народ присоединять к ближайшему епископу, могущему и заботящемуся о направлении их через научение к лучш







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.