Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Об императорских преимуществах.





Новелла

Ибо царю дозволяется распоряжаться относительно церковных епархий и отнимать у некоторых преимущества, и опять епископии возводить в достоинство митрополий, и распоряжаться относительно поставления игуменов и делать иное что-либо подобное.

То же самое говорит и 38-е правило VI Собора, употребляя те же самые слова его (прав. 17-го IV Соб.) и мысли.

А император Алексий Комнин, с одной стороны, храня страх правил, а с другой - желая почтить некоторые из Церквей, хрисовуллом определяет не иначе епископию возводить в высший престол, как если император того времени по собственному побуждению без посредства неблаговидного человеческого угождения пожелает дать ей высшее достоинство, будучи расположен величием города, или побудившись верою во святую Церковь, или уважив добродетели ее предстоятеля. Ибо если по таковой благовидной причине император дарует предстоятельство какой-нибудь Церкви, и патриарх должен архиерею такой епископии, возводимому, т.е. в сан митрополита или архиепископа, дать соответствующую степень в подведомом ему синоде.

Глава 22-я. - о том, что епископы должны восстановлять епископии и монастыри, если они сделались обыкновенными жилищами

VII Собора правило 13-е обратившим в обыкновенные жилища какие-нибудь церкви, или епископии, или монастыри повелевает восстановлять их, чтобы они снова приняли прежний вид, а если не захотят, то клириков извергать, а мирян отлучать и предавать червю неумирающему и огню неугасающему (Марк. 9, 14), как делающих дом Божий домом купли (Иоан. 2, 16). Обратившие епископию в мирские жилища не могут ссылаться на давность времени, ибо промежуток времени не препятствует требующему их восстановления; что же касается монастырей, то они, по прошествии сорока лет, не легко восстановляются требующими их восстановления, хотя бы они перешли к тем и по нерадению прежде владевших ими.

О том, что мирским людям не возбраняется принимать монастыри

Требования сего правила не должны быть препятствием для мирских людей, принимающих монастыри, если у них есть усердие привести монастырь в лучшее состояние и увеличить его доходы: ибо сие дозволяет и постановление патриарха Сергия; но обращающих монастыри в мирские жилища правило удаляет от владения ими.

Глава 23-я. - о собственном имении епископа и как он должен распоряжаться имением церковным

40-е правило святых Апостолов повелевает епископу, приобретшему собственность до рукоположения, делать ее известною и не смешивать с принадлежащим церкви, дабы, умирая, имел власть оставить ее кому хочет и как захочет, впрочем, только православным христианам, и дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников, или рабов. "Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и церковь не претерпела некоего ущерба" по неизвестности имения епископского, и чтобы епископ или его сродники не потерпели ущерба под предлогом принадлежавшего церкви, от лежащей может быть, на ней тяжести долгов, и чтобы сии, впадая в тяжбы, не рассорились из-за его кончины. А если не сделает известным своего имущества, какое имел до рукоположения, а равно перешедшее к нему по благовидной причине после рукоположения, то рукоположенный после него удержит все его имущество, приняв, конечно, и уплату долгов [ См. это прав, буквально так же изложенное в глав. 4-й буквы D. ].

А 41-е (Апост. правило) повелевает епископу иметь власть над церковным имением и распоряжаться оным по своей воле, пользуясь из клириков диаконами, отличающимися добродетелию и доброй репутацией. Ибо если заповедано (епископу) управление драгоценными и бессмертными душами, то тем более должно быть вверено ему распоряжение вещественным и тленным, дабы подавал оное нуждающимся и странноприемлемым братиям и поставлял их вне всякой нужды, ибо епископу подобает быть и страннолюбиву к другим (I Тим. 3, 2). Позволяет (правило) епископу пользоваться имуществом церковным на необходимые свои нужды, т.е. на пищу и одеяние [ Ант. 25-е пр. ], по божественному Апостолу (1 Тим. 6, 8), но не на предметы роскоши и изнеженности и на излишние и безрассудные пожелания [ Зонара на пр. Ап. 41. ]. Ибо и закон постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются (1 Кор. 9, 13), как и воин никогда не захочет поднять оружие на врага на своем пропитании.

Следуя сим двум Апостольским правилам, то же самое заповедует епископам относительно церковного имущества 24-е и 25-е правила собора Антиохийского и прибавляют: если же епископ не захочет довольствоваться потребным для жизни и не только без ведома состоящих в клире будет получать церковные доходы и производить должное подаяние, но, поставив родственников распорядителями сего, будет употреблять большую часть (доходов) на собственные нужды, отчего, при небрежном обращении, происходят замешательства в счетах церковного имущества, в таком случае он должен представить отчет областному собору как счетчикам неподкупным. Если же опять на епископа и на состоящих при нем пресвитеров будет донос, что они тратят церковное имущество на самих себя и не на потребное, с утеснением убогих, не получающих потребного на нужды, с причинением бесславия на отчетность имущества и на распоряжающихся им, то сие должно подлежать приличному исправлению, по рассуждению святого собора. - Ищи еще 4-ю гл. буквы D.

Глава 24-я. - о том, что епископу должно иметь и эконома (для) церковного имущества

26-е правило IV Собора говорит: епископу, получившему церковь, должно управлять и иметь эконома, кроткого нравом и чуждого всякой корысти и захвата, из клира, а отнюдь не из мирян и не из близких к нему [ Ант. 25-е прав.; Зонар на пр. 26-е IV Вс. Соб. ], чтобы по его воле управлял как должно доходами той церкви и не корчемствовал приношением благодати: ибо если и дается епископу власть над всем, но управление церковным имуществом должно происходить не без свидетеля какого-либо, дабы не было подозрения в напрасной и тщетной трате принадлежащего бедным, с причинением отсюда и оскорбления священству, что якобы епископ незаконно пользуется сим; а поступающего не так подвергает (правило) епитимиям божественных правил [ VII Всел. Соб. прав. 11. См. Уст. Дух. Консисторий, ст. 104, 111. ].

То же самое заповедует и 11-е правило VII Собора и прибавляет, что если кто-нибудь из митрополитов сам по себе не захочет поставить эконома над имуществом из клира, в таком случае Константинопольский патриарх в подведомой ему митрополии, по преимуществу власти, должен произвести и эконома для ней; то же самое дозволяется делать и митрополиту по отношению к подведомым ему епископам; то же самое должно быть соблюдаемо и по монастырям.

А Феофил Александрийский в 9-м (10-м) и 10-м (11-м) своих правилах повелевает, чтобы эконом епископии был определяем по выбору всего священства, если и воля епископа будет согласна с выбором, для того, чтобы церковное имущество его попечением было расходуемо на что должно, а именно, уделяемо было вдовам, убогим и странным, и чтобы ничего из него не присвоял себе. Ибо служителю Божию должно быть несребролюбиву, и эконому - чужду того, что ему поручено.

Ищи законы в 8-й главе буквы E.

Закон

А 3-я Юстинианова новелла говорит: подобает святейшему патриарху того времени и благоговейнейшим экономам производить расходы из доходов церковных на дела благочестивые и Богу угодные и подавать поистине нуждающимся и не имеющим других средств к пропитанию (ибо сие угодно владыке Богу), но не людям, имеющим достаточные средства, чтобы не лишить чрез то необходимого бедных; ибо боголюбезнейшие экономы должны знать, что если они поступят вопреки сему постановлению, то будут наказаны Богом и должны будут из своего имущества возвратить святейшей церкви потраченное. Посему и подаяния братские и прочие вспомоществования, делаемые людям, имеющим достаточные средства и могущественным, не имеют законной силы, а вспомоществования нуждающимся во всяком случае тверды.

Глава 25-я. - о том, что не должно епископу созидать монастыря в ущерб имуществу своей церкви

7-е правило I и II Собора определяет: "Да не будет позволено никому из епископов созидати особенного для себя монастыря, к разорению своей епископии. Аще же кто обрящется дерзающий на сие, таковый да подвергнется приличной епитимии", а его новое построение, как долженствующее быть собственным стяжанием епископии, да причислится к ней, как будто бы не было и начала монастыря, ибо противозаконные дела не должны служить к разорению того, что делается согласно с правилами. И если вновь построенное находится в пределах самой епископии, то нет и слова, а если будет вне пределов, в таком случае владетельницею монастыря и принадлежащего ему долженствует быть та епископия, а местный епископ должен иметь только архиерейские права. Если же средства епископии не истощаются, или если кто-нибудь воздвигает монастырь от оснований или возобновляет от времени обветшавший, в таком случае тот достоин более похвал, чем порицания [ См. Вальсам. на прав. ].

Глава 26-я. - о том, что епископ из церковного имущества должен подавать нуждающимся из клириков

59-е правило святых Апостолов - епископа или пресвитера, не подающего из церковного имущества нуждающемуся клирику, но презирающего удручаемого бедностью, повелевает отлучать, а остающегося (таковым) извергать, как убившего брата, настолько то от него зависело, хотя бы по божественному Промыслу и получил тот потребное для пропитания из другого какого-нибудь места [ Добавление - из Зонары на правило ].

Глава 27-я. - о том, что по смерти епископа имущество его не должно быть похищаемо клириками его или митрополитом, но должно быть сохраняемо тому, кто будет рукоположен после него

35-е правило VI Собора говорит: да не будет позволено никому из митрополитов по смерти подведомого ему епископа отнимать или присвоять себе имущество его или его церкви; но оно должно быть охраняемо или клиром церкви того епископа, или, при недостатке клириков в той церкви, митрополит должен сохранять оное имеющему быть рукоположенным епископу, чтобы передать все в целости.

То же самое повелевает и 22-е правило IV Собора, что не позволяется ни клирикам по смерти своего епископа расхищать вещи ему принадлежащие, ни принимающим оные, но сохранять их без всякой потери имеющему быть рукоположенным [ Правило 35-е VI-го Всел. Собора. ]; а присвояющие себе что-либо из них "подвергаются опасности низложенными быти со своея степени".

Закон

Благочестивейший император Мануил, подтверждая сии правила, издал царский закон, чтобы правители казны не похищали принадлежащего епископам, переменяющим жизнь на смерть. Ищи еще 3-ю главу буквы C.

Глава 28-я. - о том, что не должно епископу нисходить на степень пресвитера

29-е правило IV Собора полагает, что епископа не должно низводить на степень пресвитера, ибо, говорит, сие есть решительное святотатство, потому что как бы похищается священство у того, кто несправедливо лишен онаго. Тому, кто явно впал в преступления, отнимающие у него священство, не должно быть даваемо и место священника, а свободный от преступлений не должен быть лишаем ни епископства, ни священства, ибо одно следует за другим.

Об отречении епископов

Согласно с сим определяет и святый Кирилл в 3-й главе своего послания к Домну, - ибо, говорит, с церковными правилами не согласно, чтобы священнодействующие отрекались от своих церквей: ибо достойные священнодействовать не должны отрекаться, а если недостойны, то должны выходить не по отречению, но по обнаруженным преступлениям.

Если же и случится кому-нибудь отречься от епископии и оставить вверенную паству, то несправедливо потом тому удерживать священнослужение: ибо неразумно, тяжело и трудно допустить, чтобы оказавшийся нерадивым относительно попечения о душах, от предстоятельства, т.е. от учительства и усовершенствования народа и от того, чтобы по силе препятствовать стремлению его к худшему, отрекался, а то, что доставляет честь и уважение, удерживал и присвоял себе.

И из 16-го правила так называемого I и II Собора обнаруживается крайнее безрассудство решающих таким образом, что якобы можно архиереям от епископии отрекаться, а священство удерживать и потом: ибо сие правило пробывшего в отлучке от своей епископии более шести месяцев и не задерживаемого каким-либо необходимым предлогом повелевает лишать и епископии и священства; а если меньше согрешивший так осуждается, то каким образом совершенно отрекшийся от епископии и пренебрегший в течении всей жизни заботою о стаде не только не подвергнется большему наказанию, как оставивший, насколько от него зависело, волкам вверенное ему от первого Пастыря Иисуса Христа священное стадо, но еще такому могут быть оставлены преимущества священства, как награда, о чем говорит и 10-е правило святого Дионисия [ Нужно читать: Св. Петра Александрийского. Заимствовано в виде перифраза из толкования Вальсамона дополнительного, всецело направленного против Музалона, Кипрского патр.; возведенного в этот сан после того, как он добровольно оставил свою египетскую кафедру на острове Кипр и в продолжение нескольких лет праздно проживал в Константинополе. Прав. Св. От. с толков. Изд. Москв. Общ. Любит. Дух. Просвещ. 1884 г. стр. 55, прим. ]. Ибо если сначала призываемых к предстоятельству над народом, в случае их неповиновения, правила [ Апост. 36; Ант. 17. ] повелевают отлучать, то кто из имеющих ум без опасения может принять отречение уже поставленных, а не подвергнет их, если будет иметь возможность, крайнему наказанию? К тому же и имя епископа обозначает (его) дело и деятельность, а прекративший добровольно деятельность лишается очевидно и названия, а кому не свойственно называться епископом, тот как может быть причастным священства? Как будет именоваться иерархом не имеющий подведомого себе клира и не начальствующий над посвященными? А кому не принадлежит имя иерархии, тем более не принадлежит тому деятельность, ее касающаяся, ибо не участвующий в имени тем более не участвует в деле [ Заимствовано в виде перифраза из толкования Зонары на послание III Всел. Соб. к священному собору Памфилийскому, о Евстафии, бывшем их митрополите. ]. Итак, не должно принимать просто отречения, разве кто признает сам себя недостойным священства, а по обнаружении сего отрекающийся, вместе с отречением, будет лишен и всякого священнического достоинства [ Пр. 3 Св. Кир.; Сард. пр. 4; Сн. толк. Вальс. на пр. 16-е соб. Двукр. ].

Послание III Собора к Памфилийским епископам

И из послания к Памфилийским епископам святого и Вселенского третьего Собора о некоем Евстафии понимающим правильно становится ясным, что отрекающиеся от церкви лишаются вместе и того и другого, и епископии и священства, к тому же и то, что полное отречение архиереев от епископии не почитается невинным: ибо сей Евстафий, епископ Памфилии, подвергшись бедствиям и отрекшись по малодушию и недеятельности (от епископии), представил письменное отречение от епископии, и хотя там был рукоположен другой (на его место), но он после сего со слезами пришел к священному собору и не требовал себе возвращения церкви и не заводил о ней спора с получившим ее, но просил только пользоваться именем и честью епископа. Отцы собора, тронутые слезами и глубокою старостию Евстафия, и опасаясь, чтобы от чрезмерной печали с ним чего не случилось, признали справедливым, чтобы он имел имя епископа и честь и общение, так чтобы мог входить внутрь алтаря и приобщаться, но чтобы сам не священнодействовал и не рукополагал, если не будет позволено от местного епископа. А определено было сие святыми отцами не на основании церковных правил, а по благоусмотрению и необычайному снисхождению, как это ясно найдет внимательно читающий послание [ Заимствовано из разных мест толкования Зонары на послание III Вс. Соб. к Памф. соб. ].

Глава 29-я. - о том, что епископ, постригшийся в монахи, лишается священства

2-е правило собора, на котором первенствовал патриарх Фотий [ Собора, бывшего во храме премудрости Слова Божия. ], не позволяет архиереям, надевшим монашеское одеяние, присвоять себе потом права архиерейства: ибо жизнь монашеская есть обет покаяния и постоянной скорби. Итак, каким образом ни во что вменившие высоту архиерейского достоинства в сравнении с смирением монашеским и оказавшие предпочтение чину кающихся и учащихся в сравнении с достоинством учительским - будут вправе возвращаться снова к тому, что сложили с себя самым делом? Но не должно архиерею, надевшему монашеское одеяние, потом принявшему великий и ангельский образ, присвоять себе прав и священства: ибо если малый образ, который есть залог совершенного (образа), может лишить архиерейства, то тем более совершенное пострижение. Но сие не должно быть препятствием для священников, ибо они не имеют места учителя и посему им и после пострижения не запрещается священнодействовать, так как правило по отношению к ним не имеет места [ Заимствовано в виде перифраза из толк. Вальсамона; содержание настоящей гл. составляет собою 90-е пр. Номоканона при Требнике. Нелишним считаем, в изъяснение настоящего правила, привести здесь толкование на него Иоанна, Епископа Смоленского: "Это правило в свое время относилось к тем епископам, которые вступали на епископские кафедры не из монашествующих, а из лиц безбрачных белого духовенства. Случилось, что в сане епископом они изъявляли желание принять монашество. По таким случаям возникал вопрос: могут ли такие епископы удерживать кафедры свои и права епископской власти, или должны отречься от них и уже низойти на поприще смиренных и уединенных подвигов иночества... Собор определил, чтобы с принятием монашества епископы уже оставляли свое начальствование в Церкви и отрекались от чести и власти епископству, а не монашеству принадлежащих: ибо иночество есть подвиг покаяния, и обеты его, как выражает правило Собора, заключают в себе долг послушания и ученичества духовного, а не учительства и начальствования. Сему не противоречит то, что в Православной Церкви от первых веков монашествующие по преимуществу были избираемы на епископство; ибо иное дело - монашество прежде епископства, иное - после принятия его. Епископство само по себе не уничтожает обетов монашества, и монашествующий, принимая сан святительский, не оставляет этих обетов, не отрекается от них: но монашество само по себе отрицает присвоение себе всякой внешней чести и власти, и т.обр. епископ, в свое сане принимавший обеты иночества, тем самым уже отрекался от высоких почестей и прав святительства. К настоящему времени правило собора может иметь приложение в том случае, когда бы кто из епископов пожелал принять строжайшие обеты высшей степени иночества или так называемой великой схимы "...Опыт Курса Церк. Законовед, том II, стр. 575-576. ].

Глава 30-я. - о том, что не должно быть епископу в малом городе или деревне

6-е правило Сардикийского собора полагает, что не должно рукополагать епископа в село или город весьма малый, для которого довольно будет и одного пресвитера, дабы епископское достоинство многими не было почитаемо за какое-нибудь низкое дело и достойное пренебрежения, но рукополагать только туда, где был древний обычай (иметь епископа). Если же какой-нибудь из городов, бывший прежде немноголюдным, впоследствии будет иметь многих жителей и будет признан достойным епископа, в таком случае он должен получить епископа, с согласия одного собора, по Апостольскому правилу [ 34-му. ], которое говорит, что без воли собора епископ не должен совершать ничего важного; его и ищи в 11-й гл. настоящей буквы; что же касается избрания епископов от народа городов и рукоположения их областными епископами, о чем сказано и в иных различных правилах [ I Всел. 4; IV Всел. 28; VII Всел. 3; I Всел. 6; Ант. 19; Карф. 3. ], то сие ныне не имеет действия, ибо рукополагающие епископов и избрания их производят чрез областных епископов [ Ап. 1; Карф. 60; I Всел. 4; VII Всел. 3; Лаод. 12: Ант. 19. ].

То же самое определяет и 57-е правило Лаодикийского собора, что в малых городах и селах не должно поставлять епископов, но периодевтов, которых мы называем и экзархами, так как они обходят и наставляют верных, а своей кафедры не имеют. Если же некоторые, говорит правило, поставлены здесь епископами прежде сего правила, то они ничего не должны делать без воли городского епископа, чрез которого и удостоились такой степени; также и пресвитеры (не должны ничего делать без воли епископа).

Согласно с сими (правилами) определяют и 58-е (67-е) и 98-е (111-е) правила собора Карфагенского, что не должно быть епископам в худых и малых приходах. А если и случится быть, то отнюдь не без воли епископов, владеющих ими, а поставленному в нем должно довольствоваться им одним и не простираться далее его и не стремиться к присвоению других приходов, будто ему принадлежащих; сохранение пределов епископии неизменными соблюдается и доныне, по всей строгости правил. А учреждать вновь епископии в приходах, подчиненных другим епископам, не было в обычае, разве позволял сие грамотами император; даже великому собору не позволяется учреждать новую епископию без императорского указа [ Из Вальсамона на правило 60-е (по изд. Миня) Карф. соб. ].

Глава 31-я. - о хорепископах

Итак, поелику божественные отцы не позволили поставлять епископа в бедном и малом городе, а рассудили, что должно поставлять в таковых хорепископов, то, думаю, не безвременно будет вкратце, как бы мимоходом, сказать здесь и о них, хотя теперь заповедано молчать о сей степени [ Гак как степень хорепископов совершенно упразднилаась. Вальс. на пр. 13-е Анкир. соб. Tom. 137, p. 1160. ].

Итак 14-е правило Неокесарийского собора говорит: хорепископы носят образ семидесяти Апостолов, как и епископы - образ двенадцати, которым Господь, дунув на них; сказал: приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им (Иоан. 20, 22-23) и следующее; они получили власть раздавать благодать Святаго Духа и другим, но сия власть не была дана семидесяти, как это видно из того, что повествует книга Деяний о Филиппе, одном из семи диаконов, что он сошел в Самарию и многих там находившихся крестил, но Духа Святаго им не было сообщено; посему-то от Апостолов были посланы Петр и Иоанн, которые, возложив руки на крещенных, преподали им благодать Святаго Духа, ибо Он еще не сошел на них. Итак, хорепископы, восполняющие образ семидесяти апостолов, не рукополагали ни пресвитеров, ни диаконов, как не могущие преподавать благодать Духа [ Анк. 13; Ант. 10; VII Всел. 14; Св. Вас. Велик. 89. ]. А почтены хорепископы, говорит правило, только тем, что могут приносить божественные дары, ради попечительного распределения бедным собираемого в церковь [ Почти буквально по Зонаре на правило. ].

О духовниках

Итак, если хорепископы, имеющие большие преимущества в сравнении с пресвитерами, не могли подавать ни отпущения грехов, ни (благодати) Святаго Духа, то тем более пресвитеры не могут ни принимать помыслов, ни решить и вязать грехи, если не получат сию власть от епископа [ Из Вальсамона в виде перифраза. ].

А 10-е правило соб. Ангиохийского повелевает, чтобы хорепископы рукополагались от городского епископа в село подчиненное ему, и чтобы ими не рукополагались ни пресвитер, ни диакон, разве только чтецы, иподиаконы и заклинатели, а преступающих сие правило лишает священства.

То же самое говорит и 13-е правило собора Анкирского, что хорепископ не рукополагает пресвитеров или диаконов. А если будет позволено грамотою епископа, в таком случае он может рукоположить пресвитера и в ином городе.

А Василий Великий предписывает (в правиле 89-м) подчиненным ему хорепископам не рукополагать без его воли служителей, т.е. иподиаконов, так как они без испытания возлагали руки на многих и из недостойных: "Иначе ведайте, говорит, яко принятый в церковнослужители без моего разрешения будет мирянином". А кто в состоянии по достоинству возлюбить и другое, содержащееся в послании?

Глава 32-я. - о клятвопреступлении

25-е правило святых Апостолов епископа, или пресвитера, или диакона, в клятвопреступлении, или блудодеянии, или в татьбе обличенного, повелевает извергать, но и не отлучать (вместе с тем); ибо не свойственно нам мстить дважды за едино. (Наум. 3, 9).

А 10-е правило Василия Великого - поклявшиеся, говорит, не принимать хиротонию не должны быть принуждаемы нарушать клятву. Ибо хотя, кажется, и есть правило [ См. Вас. Велик. 28, 18, 19. ], позволяющее опять разрешать себя от обета, который безрассудно наложили на самих себя, но по опыту знаем, что не благопоспешествуется поступившим против клятвы и они не благоугодны Богу. Впрочем, нужно рассматривать и образ клятвы, и слова, и расположение, с которым они клялись, и тонкие прибавления в словах, не по малодушию ли, например, а не по твердой воле были принуждены дать клятву; а когда не оказывается никакого извинения, должно оставлять таковых. А далее говорится следующее: у некоего Лонгина было село, называемое Миндала (Миндана), подчиненное Мисфийской епископии. Некто Севир, епископ Мисадский, рукоположил к находившемуся в этом селе храму пресвитера некоего Кириака, давшего клятву пребывать при храме и находиться в подчинении его епископии. Епископ же той страны запретил Кириаку, как рукоположенному другим (епископом), священнодействовать в принадлежащей ему церкви; а посему Кириак, оставив ее, ушел, а оскорбленный Лонгин грозил упразднить храм и разорить до основания. Итак, святый (отец), быв спрошен, повелевает - село, в которое был произведен Кириак, подчинить Мисадской епископии, хотя оно и принадлежало к другой области, а Кириаку снова возвратиться туда; ибо, таким образом, говорит святый отец, "и мы не возмнимся делати нечто противу правил, снисходя к Кириаку, и он не нарушит клятвы", так как к клятве не было присовокуплено, что он не оставит села даже на короткое время, и Лонгин не упразднит церкви и не причинит вреда своей душе. Смотри, каким образом святый из исследования слов уловил такой смысл, что давший клятву не представляется нарушителем ее. Что же касается Севира, обвиняемого в том, что рукоположил (пресвитера) вне своей области, и ссылающегося на забвение, то предоставляем, говорит святый, отмщение Богу, ведущему и испытующему тайное, а сами без сомнения принимаем его, давая прощение забвению - общечеловеческой немощи (ибо мы не судии сердец, но судим по тому, что слышим), хотя он многоразлично причинил оскорбление Церкви - тем, что рукоположил не по правилам, вне своей области, связал клятвою, вопреки Евангелию, перемещением пресвитера научил клятвопреступлению, а ныне лжет притворным забвением [ Из Вальсамона и Зонары, в виде перифраза. ].

А в 17-м правиле (того же святого отца) сие разъяснено: какой-то неверный, получивший начальство над Антиохийцами, устрашив угрозами некоторых из тамошних священников, насилием и принуждением довел до того, что они дали клятву оставить священство; один из сих, некто по имени Вианор, переселился в Иконию; - о нем Василий Великий на вопрос божественного Амфилохия и говорит, что я изложил общее определение и правило о всех пресвитерах, давших клятву в Антиохии, чтобы они устранялись от общих собраний, но частным образом совершали свойственное пресвитерам, дабы не сделались виновниками соблазна для тех, которые видели бы их священнодействующими после клятвы [ Объяснение причины - из Зонары. Сн. Вальсамон. ]. А сему Вианору тем более предоставляет право служения (святый отец), что он намерен священнодействовать не в Антиохии, а в Иконии. Итак он может быть принят: "Токмо твое благочестие да востребует от него раскаяние в поползновенности к клятве, которую он дал человеку неверному, не возмогши понести беспокойство от онаго малого бедствия".

Но в 64-м правиле - клятвопреступников из мирян неопределенно удаляет (тот же святый отец) от святых Таин на десятилетие; а в 82-м, употребив разделение, тех, которые по принуждению и насилию нарушили клятву, определил (св. отец) принимать после шестилетнего срока, а тех, которые без принуждения изменили своей вере (ибо клятвопреступление есть отречение от Бога), после одиннадцатого года удостаивает божественного причастия, если покажут достойное покаяние. Но таковым епитимиям подлежат те, которые добровольно посредством исповеди торжественно обнаружили грех и испросили врачевание, но не те, которые оказались клятвопреступниками по обличениям других: сии последние, кроме денежной пени, подвергаются большему наказанию и от Церкви; ибо обличение, как много раз сказано, удвояет тяжесть греха, подобно как и раскаяние смягчает строгость наказания [ VI Всел. 102; Гр. Нис. 2, 3, 4, 5; Вас. Велик. 34, 84, 74. ]. Грех клятвопреступления многообразен, а потому не легко и врачуется: ибо иначе врачуется тот, кто клялся по легкомыслию и нарушил клятву; иначе, кто (клялся) по принуждению; иначе, нежели сии, тот, кто раскаялся; иначе, кто клялся для предотвращения какой-нибудь опасности; а куда ты отнесешь того, кто сделал сие по коварству? А где должен быть вчинен нарушивший клятву, сделанную для чего-нибудь шуточного или дурного? А кто нарушил телесную клятву [ Телесною клятвою называется та, когда кто клянется своею головою, глазами, здоровьем и т. под. Прав. Св. Отец с толкованиями Изд. Моск. Общ. Любит. Духов. Просвещ. М. 1884 г. стр. 373, прим. ], а кто письменную: чего должен ожидать относительно сих? Итак, должно тщательно исследовать подобные случаи и по силе врачевать [ Почти буквально по Вальсамону. ].

А в 29-м правиле - тех из начальников, которые клянутся подвергать притеснениям некоторых из подчиненных, св. Василий Великий повелевает врачевать двояким образом: с одной стороны учить, чтобы не клялись поспешно, с другой - чтобы не приводили в исполнение злого и бесчеловечного намерения, но приносили покаяние в безрассудности клятвы и предлогом благоговения к клятве не утверждали себя в злобе, ибо не полезно было дорожить клятвою Ироду, который, соблюдая клятву, вовлечен был в убийство, предав мечу достойного во всем мире пророка. Вообще возбранена и осуждена всякая клятва, а тем более, без сомнения, та, которая дана на зло кому-нибудь. Посему давшему клятву должно раскаяться, а не усиливаться приводить в исполнение беззаконное намерение. Ибо если кто-нибудь поклянется выколоть глаза кому-нибудь, или убить, или нарушить какую бы то ни было из заповедей, тот пусть рассмотрит, что лучше, пренебречь ли клятвою, или привести в исполнение зло и нарушить заповедь? Кляхся, говорит Давид, и поставих не грех соделати, но сохранити судьбы правды Твоея [ Псалм. 48, 46. ]. "Как заповедь подобает утверждати непреложностию намерений, тако грех всячески должно низпровергати". Но и нарушивший без нужды законную клятву более наказывается, нежели потерпевший насилие; если же клятва незаконна и дана с тою целью, чтобы сделать кому-нибудь зло, или лишить чего-нибудь доброго, или, опять, если кто-нибудь поклянется таким предметом, который недостойно употреблять в клятве, тогда нарушение (клятвы) не подлежит наказанию, а получает умеренную епитимию от епископа [ Из Вальсамона на прав. 29-е св. Вас, Велик. Тот. 138, р. 684. ]. Но так как клятвопреступники наказываются, а те, которые дорожат клятвою, освобождаются (от наказания), и значит - давать клятвы позволяется, то может быть кто-нибудь скажет: а что мы будем делать с Евангельскою заповедью, повелевающею: не клятися всяко (Мф. 5, 34)? Но, по моему мнению, так как Евангелие заботится об искоренении перваго, так сказать, проявления грехов, то запретило и клятву, как дверь клятвопреступления, а иначе то же самое было бы и с достигшими совершенства, так как они (по завету Спасителя) должны продать свое имение и дать нищим (Лук. 18, 22), ибо если все обязаны продавать, то кто будет покупать? Такова и другая Евангельская заповедь, чтобы ударяемые по одной щеке не щадили и другой (Мф. 5, 39), и чтобы хотящему взять ризу отдать и срачицу (Мф. 5, 49), и другие Евангельские заповеди, которые не обязательны для тех, кому заповедуются, а предлагаются на произволение и которые соблюдающим их доставляют честь и награду, а не соблюдающим не причиняют никакой беды; а законная Евангельская клятва [ ей, ей: ни, ни (Мф. 5, 37) ] и не отвергается; а посему цари, облеченные порфирою благочестия, дозволили употребление законной клятвы, а противозаконную и нерассудительную совершенно запретили [ Хотя высказывает мнение от своего лица, но во мнении следует авторитету Вальсамона. См. его толкование на 29-е прав. Св. Вас. Велик. ].

А когда один из благородных людей дал клятву навсегда воздерживаться от мяса в третий день седмицы, думая тем почтить честнаго Предтечу, и когда было предложено на обсуждение собору, должно ли ему и в праздник Рождества Христова, случившийся тогда в третий день (седмицы) соблюдать клятву поста, то святейший оный патриарх Лука с подведомым ему синодом отвечал, что хотя хорошее дело пост и во всякое время, но не должно предпочитать таковую клятву Господскому празднику: ибо если Апостолы наказывают постящагося или преклоняющего колена в субботу или в день Господень, то кто может простить предпочитающего частную и самовольную клятву поста Господскому празднику и духовному веселию [ Указание на практ. разр. вопр. недоумен. взято из Вальсамона. ]. Ищи еще в 9-й главе буквы B правило 28-е того же святого отца и в главе 1-й буквы A правило 81-е.

94-е правило VI Собора, упоминая об этом (правиле), говорит: поелику "клянущихся клятвами языческими" (как-то: "клянусь солнцем" или чем-нибудь иным) правило 81-е Василия Великого епитимии подвергает, то и мы таковым отлучение определяем.

Законы

Епископам и клирикам до чтецов - клясться совсем запрещено: клятва для них заменяется письменным показанием.

Епископ, отказывающийся от своей подписи на избраниях архиереев и только в этом случае - извергается, а в иных случаях не извергается, но подвергается наказанию по законам.

А 72-я новелла императора Льва Мудрого говорит: всякая запись, на которой рукою составителя ее начертан образ честного и животворящего креста, должна иметь силу и неизменность, хотя бы и не была обеспечена пенею.

Никто, поклявшийся Богом, наказанию не подвергается, ибо Бог есть праведный каратель клятвы (ложной); а поклявшийся царем по некоторой ревности (по отношению к неприкосновенности царя) [ См. толк. cap. 44, tit. V, XXII lib. Basilic. "quodam calore"; tom. 11, p. 566. ] прощается; впрочем, поклявшийся царем в уплате долга и оказавшийся клятвопреступником дает пеню, лишается своего дела и лишается гражданской чести.

В сомнительных случаях судья обыкновенно предлагает клятву и таким образом решает дело.

Я имею право предложить тебе поклясться твоим спасением; ибо всякая дозволенная клятва по требованию (данная) соблюдается, а также та, которою кто поклянется по своему вероисповеданию; а клятва, данная по вероисповеданию, не признанному (законом), не соблюдается.

Принявший в церкви присягу пред святым Евангелием по судейскому решению или по требованию противника, и обличенный после сего в клятвопреступлении должен быть наказан отсечением языка; то же самое (должно быть соблюдаемо) и по отношению к свидетелям.

Клятва есть слово, само по себе удостоверяющее истину.

Глава 33-я. - об опекунах и попечителях

3-е правило IV Собора возбраняет клирикам или монашествующим брать на откуп чужие имения ради гнусного прибытка, что именно и значит - устроять мирские дела с небрежением о божественном служении, - разве токмо по законам призван будет кто-либо к неизбежному попечительству над несовершеннолетними, ибо малолетним даются опекуны, а несовершеннолетним - попечители. Малолетними же называются: мужчины, не достигшие 14 лет, и женщины, не достигшие 12 лет, а несовершеннолетними называются те, которые хотя и перешли этот возраст, но не достигли еще 25 лет, будут ли то мужчины или женщины. Может и епископ города поручить сказанным лицам иметь попечение о церковных делах или о сиротах и беспомощных вдовах, и особенно о тех, которым нужно оказать церковную помощь, ради страха Господня, как повествуется в Деяниях Апостольских, что







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.