Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О лишаемых наследства родителях





Установляем опять не позволять детям лишать своих родителей наследства в своих завещаниях, разве когда напишут в них нижеисчисляемые вины:

1) если родители дадут свое детище на погубление без вины, возводимой против величества;

2) если будет обнаружено, что отравами, или чародейством, или иным каким-либо образом злоумышляли на сына;

3) если отец смесится с своею снохою или с наложницею своего сына;

4, 5, 6, 7) равным образом и относительно воспрепятствования завещанию, а также и относительно неистовства, пленения и зловерия должно быть соблюдаемо и здесь все, как мы установили и относительно лишаемых наследства сыновьях. Но и имеющий родственника глухого, или немого, или безумного, или неистового, если не защищает заботливо их имущества, не может наследовать им. То же самое и относительно пленных.

Глава 13-я. - о том, что должны быть причисляемы к клиру и не происходящие из священнического рода, если будут достойны

33-е правило VI Собора говорит: у иудеев одно колено Левиино наследовало священство; из него избирались имеющие священствовать и именовались клириками, потому что во Второзаконии [ 18 глав. 2 ст. ] написано: да не будет левитом жребий в сынех Израилевых, Господь бо часть их и жребий; нам не следует обращать внимания на род имеющего вступить в клир, но, если будет достоин по определениям божественных правил, да причисляется к клиру, имеет ли он посвященных предков или нет; и на амвоне никто да не читает божественные книги, если не получит пострижение с благословением от своего епископа; а поступающий вопреки сему да будет отлучен.

Глава 14-я. - о том, что не должно клирикам перемещаться

Ищи в 9-й главе буквы A правило 4-е IV собора и другие.

Глава 15-я. - о том, что нуждающимся клирикам должно подавать из церковного имущества

Ищи 26-ю главу буквы E.

Глава 16-я. - о том, что не должно клирикам похищать имущество умершего епископа

Ищи 27-ю главу буквы E.

Глава 17-я. - о том, что не должно одному клирику быть в двух городах, или в одном городе служить в двух церквах

Ищи 14-ю главу буквы E.

Глава 18-я. - о том, что не должно клирикам делать что-либо без воли (своего) епископа

Святых Апостол правило 39-е повелевает - не позволять пресвитерам и диаконам без воли епископа делать то, что принадлежит только ему одному, принявшему предстоятельство над народом и имеющему дать ответ и отчет о душах их, т.е. вязать и решить грехи и уменьшать продолжительность епитимий [ Объяснение правила, согласно с Зонарою и Вальсамоном на правило 39-е святых Апостол ].

Глава 19-я. - о том, что и клирики не рукополагались отрешенно

[ Т.е. без определения к известному месту. В русском издании первое слово правила 6-го IV Вселенского Собора - переведено словом: "решительно", между тем как греч. - значит отрешенно, безотносительно, т.е. по смыслу правила - рукополагать кого-либо без определения к известному месту. Оп. К. Ц. Закон. Иоан. т. II. стр. 271, примеч. ].

6-е правило IV Собора полагает, что не должно ни священникам, ни диаконам, ни прочим из почисленных в клире - быть рукополагаемым отрешенно, так чтобы могли уходить, куда хотят, и совершать какое-либо священническое действие, но именно к церкви городской, или сельской, или к определенному мученическому храму, или к монастырю, как и епископы рукополагаются к определенной церкви; рукоположение же не так совершенное считать недействительным; но ныне это оставлено [ Замечание о силе правила - из Зонары. ].

Глава 20-я. - о том, что клирикам церквей и монастырей должно состоять под властию епископа

Восьмое правило IV Собора повелевает клирикам (находящимся) при богадельнях, монастырях и храмах мученических состоять в подчинении у городских епископов - называя богадельнями домы, назначенные для призрения бедных и попечения о них, т.е. домы для призрения престарелых и сиропитательные; а храмы мученические - это храмы, воздвигнутые во имя мученика; а тех монахов и клириков, которые по дерзости исторгаются из-под управления епископского, и мирян, внушающих им дерзость, отчуждает (правило) от общения верных [ Замечание об отчуждении от общения с верными мирян, внушающих клирикам смелость исторгаться из-под управления епископского, сделано на основании замечания Зонары в конце его толкования на это правило, - о причине упоминания правилом о мирянах. Таковое подстрекательство клириков к отложению от епископской власти со стороны мирян, о котором упоминает М. Властарь, могло происходить от того, что гражданскими греко-римскими законами основателям богоугодных заведений и их благотворителям иногда предоставляемо было право избирать для этих мест священно-церковно-служителей по своему усмотрению, также и увольнять их от службы; потому-то, как замечает Вальсамон в своем толковании на 8-е правило Собора Халкидонского, в предупреждение могущих отсюда произойти беспорядков, Собор всех клириков подчиняет местным епископам, присовокупляя, что и миряне, нарушающие это правило, подлежат церковному суду, - если бы, например, светское начальство какого-либо богоугодного заведения или домового клира захотело непосредственно, без отношения к епархиальной духовной власти, управлять своим клиром. ]

Глава 21-я. - о том, что клирик за прегрешение, если впадает в него, извергается, но не подвергается и отлучению (вместе с извержением)

Ищи 9-ю главу буквы D.

Глава 22-я. - о том, что клирики, не покоряющиеся занять высшую степень, лишаются и той, которую занимают

31-е (40-е) правило собора Карфагенского - клирика, причисленного к какой бы то ни было церковной степени, и своему епископу, призывающему (его) на высшую (степень), не покоряющегося и уклоняющегося, может быть, от труда, соединенного с нею, повелевает лишать и той степени, которую он не хотел оставить.

Глава 23-я. - о краже

Ищи в 32-й главе буквы E правило 25-е святых Апостол.

61-е правило Василия Великого говорит: "Украдший, если сам по себе, раскаясь, обнародует грех, на год должен быть удален от причастия только Святых Таин; если же обличен будет, то на два года. Время же сие должно быть разделено для него на припадание только и стояние с верными", но он не должен быть и с плачущими или слушающими [ Добавление - из Вальсамона. ].

А 6-е (правило) великого Григория Нисского - тайно, говорит, отнявший чужое, если не вооружился мечем, чтобы удобнее убить сопротивляющегося, и объяснивший чрез исповедь свой грех, должен врачевать недуг милостынею; если же ничего, кроме тела, не имеет, то должен врачевать страсть трудом, как говорит Апостол: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается. делая своими руками, да подаст требующему (Ефес. 4, 20).

А святый Григорий Чудотворец в 11-м (10-м и 11-м) правиле говорит: нашедшие какие-либо вещи на поле или в домах своих, чужие, брошенные врагами, если, по обвинении, будут обличены, да будут в числе припадающих; объявившие же сами о себе могут и молиться с верными; и исполнять сию заповедь должно без всякого скверностяжательства и совсем не требуя возмездия ни за указание, ни за сохранение, или как бы это ни называлось.

Законы

Крадущие в каком бы то ни было городе [ В подлиннике: государстве. ], свободные, но бедные и однажды сие сделавшие, должны быть наказаны (телесно), а если имеют достаточные средства, то к отдаче украденного должны дать двойное количество (украденного) потерпевшему кражу; а дважды пойманные (в краже) должны быть сосланы; если же трижды будут замечены в этом, то у них должны быть отрезаны руки.

Неумышленно взятое или нагло украденное, если будет продано, отбирается без возвращения данной за него цены.

Возвративший украденное не имеет права требовать данной за то цены.

Кто берет чужую брошенную вещь с целью присвоения, хотя бы и не знал, чья она, тот подлежит обвинению в краже, если только хозяин не покинул без попечения: ибо в таком случае, хотя бы кто взял ее и воровски, поелику она перестала быть собственностию хозяина, не подлежит упомянутому обвинению, так как нет кражи, когда нет потерпевшего кражу; а если кто счел оставленным без попечения то, что не было оставлено без попечения, тот не есть вор; если же взял с тем, чтобы отдать хозяину, то не подлежит обвинению в краже, хотя бы и взял вознаграждение за находку.

Крадущий в лагере оружие должен быть подвергнут телесному наказанию, а если коня, то у него должны быть отсечены руки.

Господин раба вора, если хочет иметь его слугою, должен удовлетворить потерпевшего кражу; а если не хочет, то должен отдать ему его в полное распоряжение.

Угоняющие чужие стада, сделавшие это однажды должны быть подвергнуты телесному наказанию; вторично (сделавшие) должны быть сосланы; если же и в третий раз будут замечены в этом, то у них должны быть отсечены руки, с возвращением, конечно, угнанного стада его владельцу.

О разбойниках

Разбойники известные казнятся чрез повешение в тех местах, в которых совершали преступления, дабы сим зрелищем устрашить решающихся на сие и доставить утешение родственникам убитых.

Губящие деревья и особенно виноградные лозы наказываются как разбойники и. хотя бы одно и то же дерево рубили многие, каждый из сих повинен заплатить за целое дерево, если не сознается, двойную цену его, а если сознается, только стоимость его.

Заведомо принимающий краденую вещь и соучастник в краже подвергаются одинаковому с вором наказанию.

Вор - тот, кто совершает преступление тайно и без оружия: такой не подвергается ни отсечению членов, ни смертной казни, а совершающий преступление насилием с оружием или без оружия в каком бы то ни было месте, подвергается наказаниям по законам [ Ср. Зак. Гос. Рос. в Улож. о наказ. изд. 1885 г. "О краже" ст. 1644 и друг. ]. Ищи еще иные законы в главе 12-й буквы A.

Глава 24-я. - о том, что не должно иметь общения с отлученным от общения

2-е правило Антиохийского собора заповедует нам всячески удаляться от общения с отлученными от общения и не участвовать с ними в молитве ни в доме, ни в церкви, хотя бы они принадлежали к другой епархии; ибо, хотя местом и разделяемся, но не различаемся друг от друга верою - мы христиане всей земли и все называемся и есмы единая Кафолическая Церковь [ Сн. Вальсам. на 2-е прав. Антиохийск. соб. ]; и кто из священного списка будет обличен в общении с отлученным от общения, тот и сам должен быть вне общения церковного как производящий замешательство в чине церковном. Ищи еще 18-ю гл. бук. A и во 2-й гл. той же буквы правила свв. Апостол 45, 46 и 64, Лаод. соб. 33, Тимофея Александрийского 9-е и в 15-й гл. бук. P пр. 1-е св. Григория Чудотворца.

Глава 25-я. - о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня

8-е и 9-е правила святых Апостолов, желая, чтобы все и всегда были готовы и достойны причащения божественных Таин, епископу, или пресвитеру, или диакону, при совершении священнодействия божественных Таин не причастившемуся, повелевает представить причину, и, если будет благовидна, извинять, а если нет, отлучать, ибо дает повод соблазна и подозрения народу на священника, принесшего бескровную жертву, яко бы де знают за ним какое-либо препятствие к священнослужению; и верных входящих и священные писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, отлучать (повелевает правило) как бесчинных.

Согласно с сим определяет и 2-е (прав. соб.) Антиохийского, ибо всех входящих в церковь и слушающих священные писания, но не участвующих в молитве вместе с народом, или отвращающихся от причащения святыя Евхаристии, по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению, повелевает отлучать от Церкви, доколе чрез исповедь не покажут плодов раскаяния и не получат прощения. А некоторые говорят [ Вальсамон, См. толкование на правило 8-е св. Апост. ], что сии правила постановлены относительно священнодействующих в то время в алтаре и мирян, не пребывающих до тех пор, пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае - отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира? Ибо довольно, если кто, презрев и отложив все прочее и задавшись одной сей целью, другому же никакому злейшему пожеланию не поработившись, может потом, с Божиею помощью, удостоиться этого, но я думаю, что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь, ибо нерадение и неправильность жизни так нас настроили, что даже и не верится, достигал ли кто из верных такой высоты добродетели.

Думаю [ Согласно с Вальсамоном, в его толковании на 2 пр. соб. Антиох. ], что без сомнения, по причине этой угрозы божественных правил придумано раздаяние антидора, чтобы те, которые не могут причащаться животворящих Таин, имели всю необходимость ожидать конца божественного священнодействия, дабы из рук священника получить его освящение.

Ищи еще в 7-й гл. буквы P правило 66-е VI собора.

А 80-е (прав.) того же (VI) Собора - пребывающих в граде епископов и пресвитеров и на три воскресные дня, в продолжение трех седмиц, оставивших свою церковь без настоятельной нужды, а также и мирян, не приходящих с верными в церковь и не имеющих общения в молитвах, но в течении трех воскресных дней лишившихся и их - клириков извергает, а мирян отлучает. Ищи еще в 9-й главе буквы A правила Сардикийского собора 11-е и 12-е.

Глава 26-я. - о том, что не должно давать причащение телам умерших

83-е правило VI Собора полагает, что не должно преподавать Евхаристию телам умерших, ибо, говорит, написано: приимите, ядите (Матф. 26, 26). А мертвыя тела ни принимать, не есть не могут. Ищи еще в 1-й главе буквы B правило 18-е (26-е) собора Карфагенского.

Глава 27-я. - о том, что имеющему причаститься не должно приступать к своей жене

Ищи 18-ю главу буквы G.

Глава 28-я. - о том, когда причащается осквернившийся во сне

Святый Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом, ибо по великому Павлу: аще яст сомняйся осуждается (Рим. 14, 23) [ Изложено по Зонаре и Вальсамону. ]?

То же самое посредством весьма многих доводов излагает и Великий Афанасий в послании к некоему Аммуну, доказывая, что ничто из созданного Богом не есть нечисто по своей природе; а дело рук Его и человек, подверженный естественным извержениям: ибо животному даны исходы, дабы посредством их каждый член выделял излишнее. Так, излишества головы - волосы и жидкости, выделяемые посредством ноздрей и рта; (излишества) чрева - извержения, всего тела - пот, семянных сосудов - семя. Сии извержения и испражнения приносят пользу животному, а когда задерживаются, обыкновенно причиняют вред; и для благомыслящих нет ничего нечистого по природе своей, а для оскверненных нет ничего чистого, так как осквернены их ум и совесть, конечно, грехом и тем, что не мыслят о сем, как должно. Да и врачи знают, что естество выгоняет семя, как излишнее: нет никакого греха, когда испражняется излишек.

А Великий Василий в сочинении о подвижничестве, быв спрошен, должно ли дерзать приступать к причащению осквернившемуся во сне, отвечал, что приступать кому-нибудь в нечистоте к святым тайнам - это такое дело, страшный суд за которое мы знаем и из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то, очевидно, еще большему страху научит нас Апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд яст и пиет (1 Кор. 11, 29); а нечистотою назвал святый отец не извержение семени, чего, я думаю [ Согласно с мнением Зонары, в его толковании на послание св. Афанасия Великого к Аммуну монаху. ], никто совершенно не избежит, разве только будет совершенно бесчувственным, а скверное пожелание, о котором Господь сказал: всяк иже воззрит на жену и т. далее (Матф. 5, 8), в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью, и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени.

О малакии

"А если так наказывается извержение семени, происходящее от услаждения похотью чрез ночное мечтание, то тем строжайшей епитимии должно быть подвергнуто извержение посредством малакии, так как оно бывает не во сне и не от грез" [ Почти буквально по Вальсамону, на послание св. Афанасия Великого к Аммуну монаху. ].

Ибо Иоанн Постник говорит: клирик, подвергшийся страсти малакии прежде (принятия) священства и не дерзающий принять священство, может быть, по сознанию, что за это только ему должно быть оно возбранено, после предварительной достаточной епитимии да удостоится священства; если же после принятия священства впадет в сию страсть, то, по удалении от священства, уцеломудрившись обычными епитимиями, да приступает к священству; а если, по сознании греха, дважды или трижды сделает это, то, по лишении священства, должен вступить в чин чтеца. А мирянин, соделавший постыдную страсть малакии, на 40 дней удаляется от общения, вкушая в них сухую пищу и творя на каждый день по 49-ти поклонов; а малакия, происходящая посредством смешения друг с другом, делает зло сугубым, так как оскверняются две души, и потому делающий ее принимает двойную епитимию, будучи удаляем на 80 дней от общения и меру поклонов простирая до 100 с соответствующим постом [ Есть в номоканоне Иоанна Постника в статье: Synt. ed. Rhalli et Potli, tom. IV. p. 437. Входящие сюда постановления Иоанна Постника составляют собою 59-61 статьи номоканона при большом Требнике (см. изд. номок. А.С.Павлова. Одесса, 1872 г. стр. 80-81) и статьи 57-59 "Из номоканона нужнейших правил изъявления", - печатаемого обыкновенно при малых Требниках и составляющего 42-ю главу его. Разница в изложении этих правил Иоанна Постника здесь и в указанных статьях номоканонов при Требниках - большом и малом - состоит в том, что вместо 49-ти поклонов, налагаемых в наказание за малакию мирянину, упоминаемых у Властаря - в указанных местах номоканонов при Требниках определяется 100; а вместо упоминаемых у Властаря 100 поклонов, определяемых при 80 дневном сухоядении - чрез смешение друг с другом производящим малакию, - в статьях номоканонов при Требниках назначается только 50; в подлиннике же номоканона Иоанна Постника, по изложению его в указанном месте у Ралли и Потли, за первый вид малакии полагается сорокадневный пост и сто поклонов на каждый день; а за второй - восьмидесятидневный пост без упоминания о числе поклонов. ].

Но об этом - только. А извержение семени, происходящее от болезни почек, какова болезнь семяистечения или болезнь каменная, совершенно не подлежит обвинению. Ибо хотя законом Моисея семяточивые признаваемы были за нечистых, но он образно чрез телесные страсти показывал душевные недуги и чрез невольные (грехи) преследовал вольные: ибо если естественное считается нечистым, то тем более похоть по сознанию, ибо сыновный закон телесными предметами предобучал иудеев как детей, дабы сделать их способными к восприятию духовных и более совершенных заповедей; но научает чрез это и нас, чтобы и мы избегали сообщения с таковыми, дабы не оскверняться нечистотою слов, исходящих из уст их. А это суть те, которые усиливаются собственную страсть распространить на всех наподобие заразительной болезни и иметь многих себе подобных, дабы в обществе злых избежать, как думают, укоризны обличений. Но наш закон и сих допускает не менее, чем здоровых, и, тогда как больные проказою у тех изгонялись из стана (Левит. гл. 13), как нечистые, - с нами участвуют в церковных собраниях и молитвах, не встречая в болезни никакого к тому препятствия.

А 12-е правило Тимофея Александрийского говорит, что если у того, кто имел нечистое сновидение, прежде этого явился похотливый помысл, который, утвердившись в его мысли, и произвел извержение семени, то причащение должно отложить, ибо предрасположение осквернило помысл; а если ничего такого не предшествовало, то ясным становится, что это - искушение диавола, ухищряющегося удалить его от божественного причащения: таковый, ничтоже сумняся, да приступает к причащению, ибо если удастся лукавому достигнуть, что он вследствие этого не участвует в таинстве, то не перестанет злоумышлять каждый раз, как узнает, что он готовится к Божественному Причащению [ Изложено по Вальсамону, в виде перифраза. ].

Глава 29-я. - о том, что за божественное причащение не должно брать что-либо

23-е правило VI Собора совершенно возбранило тем, которые преподают людям пречистое причастие, требовать от приемлющих (оное) денег или чего-нибудь другого, ибо, говорит, благодать не продается. Посему освящение должно быть преподаваемо не за деньги, но даром достойным. Если же кто-либо из причисленных к клиру усмотрен будет требующим что-либо от тех, которым преподает пречистое причастие, да будет извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства, ибо сей хотел за деньги купить благодать Духа (Деян. 8, 18-20).

Глава 30-я. - о тех, которые сомневаются причащаться от пресвитера женатого

Ищи в 9-й главе буквы B правило 4-е Гангрского собора.

Глава 31-я. - о благочинии в причащении пресвитеров и мирян

58-е правило VI Собора не позволяет мирянину преподавать самому себе Божественныя Таинства, когда присутствует епископ, или пресвитер, или диакон; а поступающего вопреки сему велит отлучать на одну седмицу, дабы научился смиряться и не браться за то, что выше его.

А 101-е (правило того же Собора) решительно не одобряет тех, которые, может быть, из благоговения и почтения к божественным дарам, принимают божественные дары через посредство сосудов, сделанных из золота, или серебра, или другого многоценного вещества, и таким образом причащаются; но (повелевает) складывать руки во образе креста и, принимая ими божественный дар, причащаться; ибо далеко предпочитается всему чувственному рукою Божиею созданная рука человека, почтенного образом божественным и названного телом Христа и храмом Божиим, по слову божественного Апостола (1 Кор. 3, 16; 12, 37); итак, всякий да принимает общение благодати, говорит (правило), рукою; ибо никто поистине не достоин божественного причащения, но все удостаиваемся сего по благодати, как благодатию мы и спасены, как негде говорит Апостол (Ефес. 2, 5); а предпочитающих бездушное вещество образу Божию и покушающихся приобщаться чрез посредство таких сосудов определяет (правило) отлучать. - Ищи еще в 5-й главе буквы D правило 18-е I Собора и 4-ю главу буквы Y.

Глава 32-я. - о том, что не должно принимать мирских попечений ни клирикам, ни монашествующим, разве по царскому повелению

6-е правило святых Апостолов повелевает епископу, пресвитеру и диакону не принимать на себя мирских попечений, а в противном случае извергать; ибо правило хочет, чтобы исчисленные (клирики) берегли себя от замешательства и народного волнения и беспрепятственно проходили божественное служение [ См. пр. Ап. 81-е и толкование Зонары на 6-е пр. Ап. ].

А 81-е (Апостольское правило), искусно объясняя сие (6-пр.), говорит: если не послушаются отстать от мирских попечений, тогда должны подвергнуться извержению; а если отстанут, так что больше не будут вмешиваться в народные управления, то за прежнее должны получить прощение [ Перифраз толкования Зонары. ].

А 83-е (Апост. прав.) епископа, или пресвитера, или диакона, облеченного священническою одеждою и упражняющегося в воинском деле, т.е. в распоряжении воинским имуществом (ибо правило здесь разумеет не действие оружием) [ Из Зонары. ], подвергает извержению, ибо никтоже может двема господинома работати, по слову Божию (Мф. 6, 24).

А IV Собора 7-е (правило) повелевает, чтобы однажды причисленные к клиру или монахи не вступали ни в воинскую службу, ни в мирский чин, сняв в себя священное одеяние и переодевшись по обычаю тех; иначе дерзнувших на сие и не раскаивающихся и не принимающих опять свойственной священному житию одежды, которую прежде избрали ради Бога, повелевает предавать анафеме: ибо дерзнувший на что-либо таковое уже не подвергается извержению, так как к сему он сам себя приговорил прежде осуждения, сложив с себя священническую одежду и сделавшись мирянином [ Объяснение правила по Зонаре и Вальсамону. ]. - Ищи еще 13-ю главу буквы E.

А глаголемого двукратного собора правило одиннадцатое, подтверждая сказанные правила и упоминая содержащееся в них, прибавляет, что если кто из священников, или диаконов, или вообще из причисленных к клиру вступит в мирские начальственные должности и попечения или примет звание управителя, такового изгонять из своего клира, ибо невозможно, как сказали, служить двум господам.

А 16-е (19-е) правило соб. Карфагенского заповедует, чтобы епископы, пресвитеры и диаконы не были откупателями чужих имений ни заведующими, т.е. попечителями и управителями, ни приобретали пропитания постыдным и бесчестным занятием: ибо никто же, (говорит), воин бывая, обязуется куплями житейскими (2 Тимоф. 2, 4) и далее. Так, постыдным занятием было бы содержание блудниц, а бесчестным занятием - заведовать корчемницею.

Святейший же патриарх Лука воспретил клирикам заведовать и мироваренными заведениями или банями, потому что они служат средством для постыдной корысти и подают повод к обманам.

О врачах

Он не дозволял и диаконам, занимающимся врачеством, быть руководителями врачей, говоря, что не прилично в стихарях совершающим святые таинства облекаться в мирския одежды и с мирскими людьми, т.е. с врачами, совершать процессии. Было также определение того же патриарха, подвергающее извержению тех клириков, которые занимаются мирскими и общенародными делами [ Все сии определения патриарха Луки напечатаны in Jure Graeco-Romaan. Leunclav lib. III, и составляют собою 13-й отдел его определения. Тот. 1, р. 226-227. Те же определения патр. Луки буквально изложены и в толковании Вальсамона на 16-е, по изд. Миня, правило собора Карфагенского ]; и другое определение патриарха Иоанна, не позволяющее диаконам или другим клирикам быть защитниками на суде [ Напечатано буквально в толк. Вальсамона на 16-е (по изд. Миня) пр. соб. Карф. ], а также определение патриарха Михаила Анхиала, заповедующее, чтобы клирики не принимали на себя мирских должностей, ни сборов податей, ни звания управителей [ Напечатано в том же толковании Вальсамона. Сущность сих постановлений всех трех патриархов изложена в номоканоне в XIV tit. tit. VIII, cap. 13. Synt. Rhalli et Potli. Tom. 1. p. 159-160. ].

Обычаи

А так как 4-е правило IV Собора, а также 4-е (правило) собора перво-второго (которые и ищи в 15-й гл. буквы M) не возбраняют епископам поручать иногда подведомым им монахам управление не только церковными делами, но и житейскими, т.е. гражданскими, то тем более должно быть предоставлено сие царям, которые по обычаю делают изменения в священных правилах, конечно, с благочестивым и боголюбезным намерением: ибо тогда как правила предоставляют избрания епископов епископам области, без участия мирского начальника, - цари и помимо избрания епископов назначают и патриархов и епископов [ Заимствованно из толкования Вальсамона на 16-е прав. (по изд. Миня) собора Карфагенского. ]. Итак, поэтому, вероятно, при царе Михаиле Дуке известный митрополит Сиды занимался государственными делами, и (митрополит) Неокесарийский писал светские законы [ Светские морские законы. См. толк. Вальсамона на 4-е пр. соб. Халкидонского, откуда и заимствовано это. ], и у нас митрополит Кизика Нифонт исполнял должность секретаря и всякие служения народные [ В славяно-русском переводе Синтагмы известного монаха Евфимия, против всего трактата, под заглавием: "обычаи" на поле сделана следующая заметка: "Сие в гречестей харатейней книзе вычернено все до зде". См. стран. 2892-2893. Рук. Моск. Синод. Библиотеки, № 126. ].

Законы

А 86-я новелла императора Льва постановляет, чтобы ни епископ и никто из клира не занимались ни защитою на суде, ни откупами, ни поручительством; делающего же что-либо таковое (повелевает) на некоторое время отлучать; а пребывающего в сем - извергать [ Сущность содерж. нов. Льва. В подлинном виде напечатано in jure Graeco-Roman. Zachariae. Tom. III, p. 182-183. Ср. Зак. Госуд. Российск. Т. IX, ст. 381, 399. Уст. гражд. судопр. ст. 45 в Суд. Уст. Императора Александра II по изд. 1883 г. и в Своде Законов т. XV, по изд. 1876 г. Инстр. благоч. 301. ]. А разумеет (новелла) защитников, учрежденных в гражданских судилищах, получающих царское жалованье, состоящих в ведении старших и утверждаемых (в должности) мирскими начальниками; к сим присоединяться клирикам возбранено [ Заимствовано почти буквально из толкования Вальсамона на 13-ю главу VIII tit. Номоканона в 14-titul. Synt. Rhalli et Potli. Tom. 1, p. 160. ]; впрочем, защищать друзей или вообще своих епископам и клирикам, по их изволению, не должно быть возбраняемо.

123-я Юстинианова новелла говорит: никто, оставляя свой клир, да не бывает мирянином, потому что таковый должен быть лишен и прежде ему принадлежавшего достоинства или воинской службы и должен быть отдан в распоряжение своего гражданского начальства (городского общества).

А 7-я и 8-я новеллы императора Льва повелевают, чтобы клирики и монахи, которые переменили одежду и сделались мирянами, были облекаемы в прежнюю одежду и против воли их.

Глава 33-я. - о попечителях

Ищи 33-ю главу буквы E.

Глава 34-я. - о судилищах, где должны быть судимы клирики и монахи, и об избранных судьях

Ищи 9-ю главу буквы D.

Глава 35-я. - о тех, которые предаются игре и пьянству

42-е и 43-е правила святых Апостол, а также и 50-е VI Собора повелевают епископу, или пресвитеру, или диакону, предающемуся игре и пьянству, или престать, или подвергать извержению, а иподиакона, или певца, или чтеца, или мирянина, если будут делать подобное, подвергать отлучению: ибо принадлежащие к клиру, служа для народа образцом всякой добродетели не только учением и наставлением, но наипаче безукоризненным образом жизни, должны призывать его к подвигу добродетели, а не возбуждать к греху небрежною жизнию; и миряне должны слушать слова Писания, заповедующего не пить вина до пьянства (Втор. XXVIII, 39; Притч. XXIII, 20) и не упиваться вином, в нем же есть блуд (Ефес. V, 18).

Различныя правила (которыя и ищи в 7-й гл. сей буквы) возбранили клирикам даже входить в корчемницу или заведовать ею [ Сущность содержания правила, с объяснениями по Зонаре на прав. 42-е и 43-е. ].

Законы

А 123-я Юстинианова новелла говорит: епископ или клирик, предающийся игре, или имеющий общение с играющими, или при сем присутствующий, или присутствующий на позорище, или травле зверей, отлучается от всякого священного служения на трехлетие и ввергается в монастырь; а показавшим достойное покаяние позволяется священнику уменьшить время епитимии. Прочти еще 83-ю (87-ю) новеллу императора Льва Мудрого.

Глава 36-я. - о том, что в день Господень преимущественно епископам должно учить народ

Ищи в 11-й главе буквы C (B) правило 19-е VI Собора; в 9-й главе той же (B) буквы правило св. Апостола 53-е и в 18-й главе буквы G правило 5-е Тимофея.

Глава 37-я. - о том, что в день Господень не должно поститься, ни преклонять колен, ни работать, ни бывать зрелищам

66-е (64-е) правило Апостолов постящегося в день Господень или в субботу, кроме великой, - клирика лишает священства, а мирянина предает отлучению; а те, которые ради подвига воздержания едят в определенные дни, в десятый, напр., или осьмый, - вовсе не подлежат обвинению: ибо весьма многие по благодати Божией число дней поста простирали даже до сорока [ Заимствовано в виде перифраза из Зонары на прав. 66-е (по изд. Миня), Апост. ]. А в одну только великую субботу повелевает (правило) поститься потому, что животворящее тело Господа лежало тогда бездыханным во гробе [ Заимствовано из толк. Вальсамона на то же правило. ].

А 55-е правило VI Собора приводит это самое Апостольское правило и повелевает обитающим во граде Риме не преступать (его) и не поститься в субботы святой четыредесятницы, по причине бывающего о всех святых приношения во всякую субботу, в которую Господь связал сильного и разрушил козни его, - хотя они не только не обращают внимания на это правило, а напротив, еще далее простирая зло, не отказываются поститься в субботы и всего года.

А 17-е (18-е) Гангрского собора предает анафеме тех, которые ради мнимого подвижничества постятся в день Господень: ибо тогда должно быть особенно веселыми и радостными по причине воскресения Господа и восстания смертной природы от греховного падения [ Сущность содерж. прав. с объясн. из Зонары. ], а не удручать себя постом и сетовать. [ Из Вальсамона. ].

А 15-е (пр.) св. Петра Александрийского "в среду мы прияли, - говорит, - поститься по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что в этот день Он пострадал за нас. Воскресный же день почитаем днем радости. В сей день и колена преклоняти мы не прияли".

Ищи о дне Господнем еще в 9-й главе буквы B (5 правило 53-е святых Апостолов и в 18-й главе буквы G правило 5-е Тимофея.

О святых Богоявлениях

А Феофил Александрийский в том случае, когда праздник святых Богоявлений, в который мы обыкновенно постимся до вечера, совпадет с днем воскресным, повелевает отдавать тому и другому должное, ибо говорит [ В первом правиле. См. "Провозглашение, при наступлении святых Богоявлений в неделю", в кн. правил. ]: "И обычай и долг требуют от нас чтити всякий воскресный день и праздновати оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в священном Писании, яко составляющий для нас начало жизни, и восьмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день бьгги посту пред Богоявлением, то рассудительно должны применяться к обоим случаям и употребив несколько фиников мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господня и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечернего собрания, которое совершается в сей день в час девятый".







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.