Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Почему опять после пятидесятницы совершается память всех святых?





Воины обыкновенно после победы над врагами поднимают победные знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Таким же образом прилично и нам, после духовной брани во время поста и после победы воскресенья, поднять победный знак во время пятидесятницы и воспеть победительную песнь Христу, Которым победили. Но потом, по окончании пятидесятницы, прилично отдать (последний) долг и усопшим и, по окончании седьми дней, совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений. Но в Господские праздники не благочестиво поминать умерших и не благолепно совершать память мучеников. Ибо, когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани и к торжеству царя причислять доблесть рабов. Совершенно истинно и праведно к торжеству рабов присоединять доблесть владыки, награждающего победителей за подвиги, но соединять с торжеством в честь владыки и торжество в честь раба - безумно и дерзостно. Если это и делается в память святых, то разве за особенно высокие подвиги их добродетелей.

Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста (св. четыредесятницы). Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок - по примеру поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом восемь дней - из благоговения к Его спасительным страданиям. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к осьмому - непостижимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27). Но поелику четыредесятница состоит из четырех десятков, то и должно рассмотреть это число четыре, каковым оно оказывается как между единицами, так и между десятками. В священном Писании оно обыкновенно употребляется в случаях озлобления и наказания, а иногда означает окончание божественных дел: ибо после сорокадневного дождя, посланного Богом, великая вода покрыла землю (Быт. 7, 4 и 12); взирая на сей пример и проводя в сокрушении равное потому число дней, и мы изливаем потоки слез и чрез сие уничтожаем греховную скверну. Аврааму Бог возвестил (Бытия 15, 13), что род его в течение четырехсот лет будет в порабощении от Египтян и в озлоблении, и будет претерпевать бесчисленные бедствия, что и исполнилось на самом деле. В течение не более 40 дней великий Моисей, поразив Египет оными Богом посланными казнями, освободил Израиля от рабства Фараону. Получивший бесчисленные благодеяния (от Бога) в пустыне и бесчисленное множество раз показавший свою неблагодарность род (еврейский) в течение сорока лет весь был там же истреблен за свое упорство, ибо, пресытившись египетским многобожием, он наконец восстал и против своего благодетеля - Бога.

Великий Моисей во Второзаконии (25, 2, 3) повелевает наносить согрешившему не более сорока ударов, ибо прибавление удара вменялось в прибавление оскорбления наказываемому; почему и иудеями было принято наносить это число ударов без одного, дабы, восхотев исполнить число сорока и нанесши вследствие стремления руки излишний удар, - и против воли не причинить бесчестия наказываемому, о чем упоминает и великий Павел, говоря, что (от иудей) пять краты четыредесять (ран) разве единые приях (2 Кор. 11, 24). Закон намекал, что удары, наносимые согрешающим, имели действие до вочеловечения Христа и воскресения Его из мертвых, но не простирались далее (этого времени), когда Он даровал всем верующим в Него свободу от наказаний за грехи посредством крещения. Ибо мужи, причастные Духа, разделяя весь человеческий век на 5 времен, первым временем признают то, в которое Адам прибывал в раю; вторым - то, которое было при Ное; третьим - то, в которое Авраам сиял благочестием; пятым же и последним - то, когда последнее дарование благ, т. е. вочеловечение Спасителя подало всему миру обновление. В каждом из сих времен дан был подобающий закон; так, Адаму дан был закон естественный, закон совести, которым он пренебрег и подвергся наказаниям преступления; Ною - закон мясоястия и винопития; Аврааму - обрезания; писанный закон по божественному промышлению чрез Моисея дан для всех ревнующих о благочестии, по его повелению; наконец, Спаситель даровал нам Евангелие благодати и обильное подаяние Духа: это последнее время (прообразовательно) означается и тем, что сыны Израилевы в пятом роде вышли из Египта (Исх. 13, 18): ибо в это последнее время мы, освободившись от рабства демонам и страстям, получили спасение чрез Великую Жертву.

Думаю, что эти пять времен подразумевает и притча (Спасителя), заимствованная от нанимавшего делателей в виноградник свой хозяина, который выходил (на торжище) вместе с наступлением утра, около 3-го часа, 6-го, 9-го и 11-го часа (Мф. 19, 27-30; 21, 1-16), в который Христос нанял язычников, призванных к деланию духовных заповедей, когда и плата за дело отдана была сперва последним: ибо возрождение носим первые мы, за которых Христос пострадал и, воскресши, послал для обновления нашего Духа Святого. Итак, поелику Спаситель вочеловечился в пятый период времени, а воскрес - в осьмой день (ибо после седьмаго дня, т.е. субботы, - день воскресный есть, конечно, восьмой день), то, помножив 8-м на 5-ть, получишь 40, какового числа не превышало число ударов согрешающим; а если превышением числа ударов по закону (Второзак. 25, 3) причиняемо было бесчестие наказываемому, то поистине срамен и бесчестен есть наказываемый [ (телесными ударами, еще и после получения) благодати вышесказанного отпущения (грехов в таинстве крещения) ]: ибо таковый наказывается или как не уверовавший, или как впадший после отпущения в прежние грехи.

А что ты скажешь о жене, которая по закону естества по удовольствовании плотского вожделения зачинает во чреве и производит на свет зачатый в утробе плод? Разве менее чем на 40 дней она отлучается от общения с верными и от святых Таин? Никак: ибо Моисеев Закон (Лев. 12 глава) повелевает ей в течение такового количества дней очиститься и от прародительской скверны и от прежнего сластолюбия. Но забыл ли об этом числе сей великий Моисей в то время, когда случай наталкивал его на то (когда, т.е., он был призван на гору для принятия повелений от Господа)? Отнюдь нет: ибо в течение 40 дней плоть свою сделав тонкою, как бы некоторое облако, он доставил своему уму способность свободно принять божественные откровения, и гораздо лучше каменных скрижалей, которые он в праведном гневе разбил немного спустя по получении их от Бога; посему, прося и второе законоположение и стараясь избавить народ свой от гнева Божия, он постился не меньшее число дней, чем и прежде. Также и мы - поврежденные лукавством греха скрижали сердца, когда отвергли заповеди закона, тщимся сделать снова чистыми и начертать на них закон Божий посредством сорокадневного злострадания. Думаю, что это не далеко отстоит от примера, представляемого этим мужем. Ибо сей великий Моисей, проживший четыре сорокалетия, первое сорокалетие провел в Египте в злостраданиях по приобретению познаний; второе сорокалетие он провел в великих трудах любомудрого созерцания природы, во образе пастыря и, наконец, в последнее сорокалетие - в бесчисленных трудах по управлению народом.

А что может быть более удивительно, чем поступок пророка из Фесвы, бежавшего от Иезавели? Что другое было им признано в таких обстоятельствах самым надежным и вполне сообразным с достоинством пророка? Не надежнейшее ли врачество поста? Но он не почел справедливым оставить без внимания это самое число и после 40 дней удостоился великого онаго видения (3 Цар. гл. 19); посему и нам подобает убегать от Иезавели, как говорится, обеими ногами: ибо она, означая в толковании "силу скорби", принимается в значении греха, причиняющего нам сильную скорбь и угрожающего предать (нас) душевной смерти. Таким образом и изъясняющий в духовном смысле некоторые из историй не будет обездолен в наставлении относительно того, как должно устроять свой нрав. И Спаситель много радел об этом числе: ибо троякое наше рождение, т. е. первое - плотское, второе - посредством крещения и третье - посредством воскресения - и Сам Он, по особливому устроению приемля, каждое из сих рождений завершил по прошествии сорока дней. После неизреченного плотского рождения в сороковой день принесен был во святилище для освящения нашего очищения: ибо не имел нужды в нем Сам вземляй грех мира; после крещения, в течение сорока дней вооружившись постом, победил противника, ибо Он не хотел преступить рассмотренных выше пределов поста, которые были соблюдаемы и божественными оными мужами, дабы не подумали, что Он притворяется человеком. Чрез толикое же число дней после воскресения Он восходит в пренебесное святилище, представив в Себе Самом наше естество чистым Богу и Отцу. Но и бегство в Египет, т. е. мысленное злострадание как бы премудро завещав, Он возвращается оттуда четырехлетним по плоти. Вообще сказать, если всему этому придать символический смысл, что Бог, вручив человеку владычество над всею поднебесною и над обитающими в ней животными, не хотел, чтобы и созданный по образу Его (человек) имел одно только сие жилище, доступное и бессловесным; почему особо водружает для него после всего как бы царский чертог - божественный рай, поистине место сладости и обиталище, приличное душам боголюбивым, дабы человек, обитая в нем, оттуда, как бы некоторый бог, надлежаще распоряжался своими подчиненными; ибо для того он и составлен из двух весьма различных между собою по естеству существ, разумного и неразумного, - чтобы разумом он украшал земное, как ангельскими силами (украшается) небесное. Но так как данная заповедь, вместо исполнения ее, была им нарушена, а зло приразилось, то посему, изменившись в естестве и впадши в тление и бедственное скотское житие, он получил общее с бессловесными обиталище; а по изгнании из дарованного ему блаженного жилища, так как неприлично было обитать в месте, не принимающем тления, снявшему с себя светскую одежду нетления, - он по справедливости удален был в сложенный из частей и сродный ему мир, откуда прежде был взят, который, как сродный ему, соделав причастным своей испорченности, он подверг суете и сделал местом тления и озлобления; а сей последний (мир), в свою очередь, сделавшись таковым, справедливо воздает мщение первому, причинившему ему тление (человеку), поражая его сильнее бича заботами, скорбями и печалями житейскими: ибо как огонь, и червь, и ржавчина, появляющиеся на свет, причиняют вред первому тому, что их произвело, так и зло, вошедши в мир, первому причиняет вред человеку - виновнику зла. Итак, рассмотрение истории, представляя состоящий из четырех стихий и соделавшийся причастным нашего тления сей самый мир во всем враждебным нам, действием предписывает нам в течение четырех десятков дней злострадать, советуя и узаконяя, чтобы мы и против воли избегали этого мира просто как бича, а особенно душевной смерти, угрожающей тем, которые всегда привязаны к нему, и стремились восходить к истинному нашему отечеству, т.е. раю, который естеством далеко отстоит от седьмого сего и тленного века и соответствует вполне ожидающему нас после сего блаженству осьмого: ибо он насажден древами чудного естества, приносящими лучшие плоды, чем древа первого рая - хорошие для вида и еще лучшие для вкушения: ибо доброта их вида и сладости неизреченна.

Адам, живя здесь древле, как я сказал, благонадежен был бы, если соблюл бы заповедь до конца, и к получению наследия, уготованного ему царствия прежде сложения мира, ибо рай был как бы приготовлением к нему; но поелику (данной ему) заповеди он предпочел удовольствие, подвергшее его тлению, то не только лишился царствия, но был извергнут божественным судом и из рая (ибо тление не наследует нетления) и изгнан в сей самый, соименный седьмому дню, мир. Однако же он не обманулся совершенно в своей надежде: ибо наслаждение оными благами соблюдается в осьмом дне для людей боголюбезно и целомудренно поживших; посему и составленное из вещественной сей четверицы тело наше, неразумными пожеланиями коего мыслительная способность души быв очарована, нам и всей твари причинила вред тления, - должно для каждой из соединенных в нем стихий принять посредством жития, соединенного с трудом, совершенное очищение в продолжении полного числа десятка дней и, таким образом сбросив тяжкое бремя греха, облегчить душе свободное шествие к горнему, ибо поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется, по слову Апостола; напротив того, Ирод (означающий в толковании "плотянаго"), чрез которого изображается плотское мудрование, гордясь тетрархиею, т.е. составом нашей плоти, - которую впоследствии разделил своим сыновьям, - будучи не в силах отнять у нас правое учение догматов, не пощадил младенцев мужского пола, т.е. самого первого, именно, - ума и благородных стремлений к добродетели. Но может быть его тетрарх сын думает делать что-либо иное, а не то, что показывало бы его соответствующим отцу и нравом не менее, чем родом и званием? Отнюдь нет: ибо, несомненно, и он посечет проповедника правого учения, если представится удобный случай. Впрочем, и сей десяток, происходя их четверицы, и сам есть четверица, ибо будучи слагаема с следующими числами, она производит десяток, и посему, думаю, и он принимается в значении озлобления: ибо на десятый род наведен был всемирный потоп; десятью также казнями Моисей поразил Египет. Посему Господь наш, восхотев восстановить нас и обветшавшее тлением стихий всякое естество в прежнее состояние и снова человеколюбно даровать бессмертие и, употребив для сего соответствующие числу стихий орудия, признал необходимым, чтобы начало врачества положено было нами самими, чрез которых тление древле проникло во весь мир; ибо, почитая полезным сперва укрепить четыре естественные добродетели, он в противовес бездушным нашим помыслам противопоставил великие стихии для нового здания, т.е. четыре Евангелия; сии последние, хотя их четыре, содержат одно и то же: догматы, заповеди, обещания, угрозы, дабы верующим сим догматам и исполняющим сии заповеди даровано было обещанное блаженство сыноположения и с ними всей твари изменение в светлость нетления; а у тех, которые пренебрегли исполнением заповедей после страшного онаго домостроительства и до конца пребывали во зле, отнята всякая надежда второго воссоздания, и они тотчас наследуют те мучения, которыми им было угрожаемо. Но поелику пост, по слову святого Кирилла, служит средством очищения пяти чувств, чрез которые душа наша просветляется или оскверняется, а сие очищение обещает чаемое в осьмом дне блаженства, то, по умножении пяти на восемь, получается число сорок. По причине всего этого, как сказано, нам и повелено души наши, оскверненные грехом, обновлять сорокадневным постом в то именно время, когда посредством изменения на лучшее и весь мир ежегодно обновляется.

Закон

Семь дней пред Пасхою и столько же дней после Пасхи, день Рождества Христова, день святых Богоявлений, день страдания Апостолов и день Господень суть дни неделания, и в них не совершаются зрелища и не отправляется судопроизводство.

В течение предшествующих Пасхе 40 дней прекращается всякое исследование уголовных дел.

Глава 6-я. - о посте в среду

Ищи в 32-й (37-й) главе буквы K 15-е правило святого Петра Александрийского и в 4-й главе буквы N 69-е правило святых Апостолов.

Глава 7-я. - о том, что лихву брать воспрещено всякому клирику, и о лихве

44-е правило святых Апостолов повелевает, чтобы епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или престал, или был подвергнут извержению; потому что здесь представляется та особенно опасность, чтобы давшие обет жить по Евангелию не подвергались сугубому наказанию, сделавшись виновными в том, что воспретил и ветхий закон, ибо говорит: да не даст брату твоему в лихву сребра (Втор. 23, 19); и Иезекииль почитает величайшим злом брать лихву и избыток (Иез. 22, 12); скорбит и Исайя (чит. Иеремия), зря лихву на лихву и лесть на лесть (Иер. 9, 6); и Псалмопевец о городе, который изобиловал множеством беззаконий, говорит: не оскуде от стогне его лихва и лесть (Пс. 54, 12). И Господь говорит: хотящего от тебе заяти не отврати (Матф. 5, 42); и опять: взаим дадите, от них же не чаете восприяти (Лук. 6; 34 и 35): ибо милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19, 17); ибо это есть и дар и заем: дар, по безнадежности получить обратно, - заем, по великодаровитости Владыки, Который Сам за него заплатит щедрыми и великими воздаяниями.

17-е (правило) I Собора - всякого клирика и числящегося в списке, пренебрегающего священным изречением: сребра своего не даде в лихву (Пс. 14, 5), и преследующего наживу и постыдную корысть и требующего от должников сотенного или половинного роста, повелевает извергать. Многоразличны виды лихвы; но из них тяжелее других - сотенная, т.е. состоящая из 12-ти золотых монет со ста, которые обыкновенно вымогают ростовщики; ибо у нас в литре считается 72 "секстула", а у древних их считалось сто; а половинный рост составляет половину целого роста - в двенадцать монет, т.е. шесть. И у математиков есть обычай определять величину чисел по взаимному их отношению, как, например, число шесть есть полуторное числа 4, а число 4 составляет две трети 6-ти. А некоторые не делают сего открыто, чтобы не быть уличенными в беззаконии, придумывают другой оборот для сего дела и, вручая другим деньги, соглашаются прибыль делить пополам, а в убытке не участвовать. Итак, изобретающих подобные ухищрения или измышляющих другую какую-либо постыдную прибыль правило подвергает извержению и удаляет из клира. Впрочем, было бы более человеколюбиво (подвергать наказанию таковых) после увещания согласно вышесказанному Апостольскому правилу.

То же самое говорит и 10-е правило VI Собора и повелевает тем из клириков, которые занимаются ростовщичеством, или перестать, или подвергнуться извержению. Сим правилам следует и 4-е правило Лаодикийского собора.

А 5-е (пр.) Карфагенского собора говорит: никому не безызвестно, что любостяжание есть мать всех зол; посему должно совершенно уничтожить его, и ради постыдной корысти не преступать пределов отеческих и не позволять клирику брать рост от какой бы то ни было вещи: ибо дается в займы не только серебро, но и хлеб, и вино, и елей, когда занимающий соглашается, по истечении определенного времени, дать что-нибудь сверх данного ему: ибо о том, что постановили божественные отцы, "не мнения должно испытывати", но должно следовать без всякого противоречия или пустого любопытства. Итак, если сие навлекает укоризну и порицание на мирян, то тем более на клириков.

А Великий Василий в 14-м правиле говорит: клирик, "вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих и впредь от недуга любостяжания свободен быти, может принят быта в священство". И в другом месте говорит: "земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ростовщик и плоды берет и не прощает того, с чего получает рост; без земли сеет, не сеяв жнет. Посему, когда медь и золото и другое неспособное к рождению, - вопреки природе, рождает (земля), по природе способная к рождению становится бесплодною".

Закон

Хотя многими законодателями, бывшими прежде нас, и допущена плата процентов, может быть, по грубости и жестокости заимодавцев; но так как сие недостойно христианской жизни, то мы почитаем это дело мерзким, как воспрещенное божественным законоположением. Посему наша скромность повелевает, чтобы никому никаким образом не было дозволено ни в каком случае брать проценты, дабы, думая соблюсти закон гражданский, мы не нарушили закона Божия. А если кто сколько бы то ни было возьмет, - взятое должно быть вменено в долг.

А древний закон определяет известное количество процентов, различающееся по качеству лиц: так, заимодавцам повелевает брать от лиц знатных и высших до одной трети сотенного роста (т.е. 4%), и только; сребропродавцам и купцам - до двух третей сотенного рота (8%), а всем прочим - до половины сотенного роста (6%); а если заем будет для благочестивого дома, то до одной четверти сотенного роста (3%); а при корабельных займах, где занимающий подвергается опасности от моря, заимодавец не берет более законного роста, т.е. сотенного; а если заимодавец подвергается опасности от моря, то может брать и свыше законного роста; а на занимаемые плоды, на которые в древности позволялось требовать больший рост, по неизвестности предстоящего урожая, нынешнее постановление не позволяет требовать большего роста, разве только сотенного, именно, оно хочет, чтобы не был взимаем больший рост чрез удержание залогов, и чтобы судьи не присуждали к уплате большего роста под предлогом (местного) обычая; а если кто-нибудь возьмет больший рост, то он должен быть зачислен в уплату капитала. Сотенным ростом называется состоящий из двенадцати золотых монет, уплачиваемых на сто по прошествии каждого года; а так называемая наша литра - соразмерно заключает восемь монет, т.е. две трети (сотенного роста).

Проценты должны быть уплачиваемы соразмерно количеству занятого капитала; а если придется заплатить (процентов) больше, чем сколько их причитается на занятый капитал, в таком случае излишек зачисляется в капитал.

Назначающий проценты на проценты лишается гражданской чести: ибо никто не имеет права требовать процентов на проценты, хотя бы и понемногу уплачивалось.

Глава 8-я. - о Трисвятой песни

Ищи в 35-й главе буквы E 81-е правило VI Собора.

Глава 9-я. - о том, что волосы на голове не должно украшать

96-е правило VI Собора говорит: "Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его" и сохранять всякую невинность и целомудрие, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела с излишеством и мелочностию. Но что могло бы быть более излишним, как не то, чтобы об украшении волос на голове и бороде и красивом их расположении иметь заботу, а украшением всякою добродетелью внутреннего человека пренебрегать? Ибо Апостол говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14); и Моисей в книге Левит говорит: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших (Лев. 19, 27). Итак, правило повелевает сперва отечески наказывать делающих что-либо таковое, а упорных - отлучать. Таким же наказаниям подлежат и те, которые завивают волосы, чтобы были кудрявыми, или красят их, или намачивают водою и сушат на солнце, чтобы сделались русыми, или делают их золотистыми, или стараются, чтобы они были густыми, или накладывают поддельные волосы, или бреют бороду, или выжигают длинные волосы на ней раскаленным черепком, или щипцами искусно вырывают некоторые волосы, устрояя сие для мнимого благоприличия, чтобы казалось, что у них едва начинает пробиваться первый пушок на бороде. Это ныне особенно, как бы некоторая зараза, распространилось между христианами.

Глава 10-я. - о гробокопателях

66-е правило Великого Василия повелевает на десять лет отлучать от святого причащения раскапывающего гробы (т.е. того), кто открывает гробы и похищает то, что кладется с мертвыми.

А великий Григорий Нисский в 7-м правиле говорит: "Гробокопательство разделяется на простительное и непростительное. Ибо аще кто, щадя честь мертвых, и не касаясь сокрытого во гробе тела, да не явится пред солнцем неблагообразие естества, некоторые камни, на гробе положенные, употребит на какое-либо построение: сие, хотя и не похвально, впрочем, по обыкновению сделалось простительным, когда оное вещество будет обращено на нечто лучшее и общеполезнейшее. А истязывати прах тела, разрешившегося в землю, и подвигнуть кости в надежде приобрести некое украшение, закопанное с умершим, сие подлежит такому же суду, какому и простой блуд", - т.е. девятилетней епитимии, а если врачуемый покажет усердное обращение, то устрояющий врачевание его может сократить время епитимии, определенное правилами.

Законы

Похищающие материал от гробниц должны подлежать обвинению в святотатстве.

Если кто возьмет с гробницы камни, или колонны, или мрамор, или какое бы то ни было другое вещество, должен уплатить в казну двадцать литр золота.

Раскапывающие гробы и обнажающие тела умерших, если делают это с оружием, подвергаются смертной казни; а если без оружия, - ссылаются в рудники.

Раздевающие мертвых во гробах должны быть наказываемы отсечением рук.

Передвигающие останки или кости, - если простые люди, подвергаются крайнему наказанию, а если знатные, то заточаются или ссылаются в рудники.

Останки умерших не должно осязать или раздевать; а если положены на время, - позволяется переносить.

Никто не должен без царского повеления переносить человеческое тело в другое место.

Глава 11-я. - о том, что бить клирикам не дозволяется

27-е правило святых Апостолов говорит: "Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая не угрожал", и не щадящему правой щеки повелел подставить и левую (Матф. 5, 39). Ибо причиняющих обиду должно обличать иначе и обижаемым оказывать посильную помощь, как видно из послания великого Павла, заповедующего Тимофею - согрешающих пред всеми обличать, да и прочии страх имут (1 Тим. 5, 20); а за себя мстить клирикам возбраняется. Впрочем, умеренно наказывать своих учеников, согрешающих и после вразумления не исправляющихся, дозволено; потому что и Господь ударами бича изгнал из храма торгующих, так как они грешили против божественного [ Из толкования Вальсамона на правило 27-п св. Апостол. ]; а если какой-либо учитель, под влиянием гнева, ударит смертоносным орудием, - не должен остаться без наказания [ Из Вальсамона на правило 9-е двукратн. соб. ].

А 9-е правило так называемого первовторого Собора, упоминая о сем Апостольском правиле, определяет наказание тем, которые пытаются обходить сие правило и думают обвинять только биющих своеручно, но не и тех, которые бьют посредством повеления: ибо нерассудительно, говорит (правило), и чуждо мысли Апостольского правила, - того, кто ударит трижды или четырежды (своеручно), извергать, а бьющего до смерти чрез повеление оставлять без наказания: ибо священнику Божию должно неблагонравного вразумлять наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремляться на тела человеческие с бичами и ударами и не истязать их. Если же некоторые совершенно неисправимы, таковых никто не возбраняет вразумлять чрез местного гражданского начальника, как определяет 5-е правило собора Антиохийского; его и ищи в 12-й главе буквы S.

А 3-е правило собора, на котором председательствовал Фотий [ Т.е. собора бывшего в храме Премудрости Слова Божия. ], подвергает анафеме того, кто вообще дерзнет бить или заключить в темницу кого-либо из епископов, или без вины, или под вымышленною виною; а если будет и вполне благословная вина, то и в таком случае не может подвергать за нее наказанию даже и тот, кто имеет самую большую власть; но должно предоставить (суд) собору, которому одному только и позволяется судить и наказывать согрешивших епископов.

Законы

Закон запрещает епископам бить своими руками, а наказания не определил: ибо вообще определяет о всяком, кто бьет или причиняет обиду, давая право возбуждать против них самих за обиду иск и денежный и уголовный, и определяет, какая обида жестокая и какая легкая.

Дерзающий бить священника или в церкви или в публичном месте должен быть сослан.

Если будет повреждено свободное тело, то бывает присуждение к уплате издержек на лечение и за опущение работы, но не за увечье: ибо свободное тело не оценивается. А повредивший тело раба, кроме сказанного, подвергается ответственности и за уменьшение его ценности.

НАЧАЛО БУКВЫ U

Глава 1-я. - об обидах

Ищи 7-ю главу буквы B.

55-е пр. святых Апостолов, а также и 56-е говорят: клирик, причинивший обиду своему епископу, должен быть извержен: князю бо людей твоих да не речеши зла (Деян. 23, 5); это - изречение вождя Моисея (Исх. 22, 28); а причинивший обиду (клирик) пресвитеру или диакону должен быть отлучен: ибо обида, причиненная большему лицу, заслуживает и большего наказания, а обида, причиненная меньшему лицу, заслуживает и наказания меньшего; ибо епископ занимает в теле Церкви место главы, а пресвитеры и диаконы - рук и других служебных членов.

А 57-е (Апостольское же правило) говорит: кто хромому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен, будет ли то клирик или мирянин. Ибо к таковым должно иметь сострадание и подавать им руку помощи, а не делать их предметом поругания и смеха.

Законы

Жестокая обида определяется или лицом, или делом, или местом: лицом - когда будет причинена начальнику или патрону [ В подлиннике: "отцу". ]; местом - когда причинена на зрелище, в виду всех; делом - когда будет нанесена и рана или будет ранено лицо. Таковые, если они знатные, или на время ссылаются, или подвергаются некоторым лишениям; а если свободные, но простые, - то наказываются палочными ударами, а если рабы, - то наказываются плетьми и отдаются господину.

Если кто во время совершения божественных таинств или других святых служб, вошедши в святую церковь, причинит что-либо обидное епископу, или клирикам, или иным низшим служителям церкви, - повелеваем подвергать такого тяжелому наказанию и посылать в заточение; а если произведет замешательство в совершении и самых божественных таинств и службе, или воспрепятствует совершать их, в таком случае подвергать смертной казни; то же самое должно быть соблюдаемо и при общественных молитвах, при которых бывают епископы или клирики, чтобы, если кто-либо причинит только обиду, был подвергаем наказанию и ссылке, а если прервет молитву, был подвергаем смертной казни.

Глава 2-я. - об идропарастатах - еретиках

Ищи во 2-й главе буквы A и в 8-й гл. буквы K 32-е правило VI Собора.

Глава 3-я. - о усыновлении

Ищи в 8-й гл. буквы B.

Усыновляющий должен быть по возрасту старше усыновляемого 18-ю годами: ибо усыновление подражает естеству.

Глава 4-я. - о служителях или иподиаконах

21-е правило Лаодикийского собора говорит: не должно иподиаконам в так называемом диаконике касаться священных сосудов для совершения посредством их священнодействия над приносимым в жертву, т.е. хлебом и вином (здесь содержащим обозначается содержимое): ибо не позволяется им проходить диаконское служение. Прикасаться же к порожним священным сосудам, приготовлять их к священнодействию и прибирать после сего и полагать в честном месте иподиаконам приличествует более всего: ибо в этом собственно и состоит их служение.

А 25-е (пр. того же собора) не позволяет служителю, т.е. иподиакону, ни давать хлеб, ни благословлять чашу.

А 43-е правило (того же собора) повелевает иподиаконам не молиться за народ во время божественной Литургии, ни прикасаться к божественным Тайнам, ибо это дело одних только священников; но стоять у дверей святых церквей и не оставлять их и на малое время, дабы вводить и выводить оглашенных, находящихся в покаянии, и прочих. Это есть один из чинов церкви, т.е. чин служителей и так называемых ферапевтов и иподиаконов; он настолько выше мирского исполнения, настолько ниже чина священнослужителей.

Ищи еще в 9-й главе буквы A 15-е правило Сардикийскаго собора; в 9-й главе буквы E 22-е и 23-е правила Лаодикийскаго собора. Ищи также 30-ю гл. буквы E.

Глава 5-я. - о дарении по случаю брака

Новелла Льва Мудраго говорит: приданое должно иметь большее значение, чем дар, сделанный по случаю брака. Впрочем, в случае смерти мужа бездетного, если не было (особого) условия, жена получает и приданое и дар, сделанный по случаю брака, и больше ничего. А если смерть похитит жену, в таком случае наследники ее должны получить приданое, а муж не должен быть лишаем своего брачного дара.

НАЧАЛО БУКВЫ F

Глава 1-я. - о Фалкидии

Фалкидий есть закон, отнимающий от легатариев (т.е. получающих дар от кого либо по завещанию) третью часть отцовского имущества и передающий (ее) наследнику. Он установлен ради детей, чтобы природные наследники имели предпочтение, и состоит в следующем: если у отца один сын, или два, или три и даже до четырех, то, за вычетом прежде долгов, потом издержек на погребение и того, что расходуется с благочестивою целью, а также и цены отпущенных на свободу рабов, дети получают третью часть чистого имущества своего отца; а если детей у него будет пятеро и больше, то они получают половину имущества; а остальное отец дарит кому захочет, или одному из своих детей, или нескольким, или кому либо чужому; если бы даже захотел отец бросить, может быть, в пропасть, то и в таком случае никто не может подвергать его суду. А закон говорит: "Определяем, чтобы дары, оставляемые по завещанию с благочестивою целью, имели предпочтение даже и пред фалкидием".

Глава 2-я. - об отравителях и магах

Ищи 1-ю главу буквы M.

Глава 3-я. - о растлении дев

Ищи в 15-й главе буквы M 18-е и 60-е правило Василия Великого, 13-ю главу буквы A и буквы G главу 8-ю и 30-ю.

Глава 4-я. - о сребролюбии

Ищи 11-ю главу буквы P.

Глава 5-я. - об убийствах вольных и невольных

65-е (66-е) правило святых Апостолов говорит: кто в сваре, т.е. в споре, ударит кого-либо и убьет, нанесши хотя бы и один удар: если клирик, да будет извержен за продерзость свою, а если мирянин - да будет отлучен. Ибо посему и Господь повелевает не только не отмщать обидевшему, но подставлять и правую щеку биющему (Матф. 5, 39), так как ссора иногда оканчивается убийством.

А великий Григорий Нисский в 5-м правиле говорит: "Преступление убийства разделяется по различию убийства вольного и невольного. Вольное убийство, во-первых, есть то, на которое намеренно дерзнул решившийся на него; во-вторых, и то полагается между вольными убийствами, когда кто-либо в сопротивоборстве и в ссоре, бия и будучи бием, наносит рукою удар в некое опасное место. Ибо единожды яростью объятый и стремлению гнева предавшийся во время страсти не приемлет в уме ничего могущего пресещи зло. Итак, убийство, происшедшее от сопротивоборства, приписуется действию произвола, а не случаю. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло". Епитимия вольного убийства простирается на двадцать семь лет, разделяемых на три девятилетия, причем, в первое девятилетие запрещенный должен быть в совершенном отлучении, т.е. стоять вне церкви и плакать, а в остальные два девятилетия он должен прежде стоять вместе с слушающими, потом с припадающими и после сего приступать к причащению Таин. А если запрещенный великостию обращения и теплотою покаяния превосходит тех, кои в продолжительное время менее деятельно очищают себя, в таком случае должно быть сокращено для него продолжение епитимии, так что, вместо девяти на каждый степень покаяния положатся или восемь, или семь, или шесть, или только пять лет, по суду устрояющего Церковь. А невольное убийство признано достойным снисхождения, но и не похвальным; ибо оскверненного убийством, как сделавшегося нечистым, правило признало недостойным священнической благодати. Какое время назначено для очищения простого блуда (т.е. девять лет), такое же заблагорассуждено положить и для невольных убийц, притом с рассмотрением и здесь расположения кающегося, должно ли ему исполнить определенный срок (епитимии) или сокращенный.

Также определяет убийство вольное или невольное и Василий Великий в 8-м правиле, говоря: невольное убийство есть то, когда кто либо, бросив камень, чтобы защититься от зверя или сбить с дерева плод, нечаянно поразит до смерти проходящего человека; "невольное такоже и то,







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.