|
Ментальные колебания АткинсонаСреди других видных деятелей «Новой мысли» Уильям Уокер Аткинсон выделялся обширностью и разнообразием своего литературного творчества. Подписываясь разными псевдонимами, Аткинсон сочинял книги на такие темы, как йога, ясновидение при помощи хрустального шара, животный магнетизм, искусство быть медиумом, восточный оккультизм. Кроме того, он писал многочисленные статьи для журналов, издаваемых под эгидой «Новой мысли». В 1906 году Уильям Уокер Аткинсон опубликовал, среди прочего, книгу «Закон привлечения и сила мысли»33, о которой Ронда Берн не упоминает, но которая, несомненно, была важным первоисточником — прямым или косвенным — «Тайны». В этой книге Аткинсон выдвигает фундаментальный принцип закона притяжения, провозглашая, что «в мире мыслей подобное тянется к подобному». Он также утверждает, что мысли, так же как свет, представляют собой колебания (вибрации) энергии, обладающие определенной частотой. Ровно 100 лет спустя Ронда Берн, не утруждая себя доказательствами, как и ее духовный предок, повторила те же самые принципы в своей «Тайне». Она пренебрегла тем прогрессом, который произошел в науке за время, разделяющее эти две книги.
Упрощенный Энел, Куэ и позитивное мышление Чарльз Энел, обильно цитируемый в «Тайне», тоже был важным источником вдохновения для Ронды Берн. В своей книге «Система Мастер-ключ»34, впервые увидевшей свет в 1912 году, Энел приводит все важнейшие ингредиенты «Тайны»: мысли, являющиеся энергетическими колебаниями, существование «вселенского разума», закон притяжения, приносящий человеку богатство и формирующий всю его жизнь посредством мыслей, веры, использования аналогии с гравитацией, а также визуализации для получения желаемого и т. д. И в точности так же, как Ронда Берн и ее соавторы, провозглашает свои ничем не доказываемые постулаты научными истинами. При этом в книге Энела затрагиваются и более сложные концепции, не использованные Рондой Берн, в частности теория подсознания, локализация подсознания в теле человека и его гипотетическая связь с «вселенским разумом». Почему это было опущено? Вероятно, потому, что выглядело слишком уж «эзотерическим» для книги, ориентированной на широкую аудиторию. И в самом деле, включение этих аспектов существенно усложнило бы метод, призванный быть настолько же простым, насколько просто потереть лампу, а затем дать задание джинну. К этим авторам — приверженцам «Новой мысли» можно добавить еще Эмиля Куэ и пропагандистов позитивного мышления, перенявших его идеи. Пионер теории и практики самовнушения, Куэ считал, что здоровье можно значительно укрепить, если использовать силу воображения, силу воли и постоянно повторять про себя позитивные утверждения (аффирмации), такие как его знаменитая фраза: «Каждый день во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». По примеру некоторых организаций «Новой мысли», которые используют в своей практике «позитивные молитвы», Ронда Берн рекомендует читателям провоцировать, стимулировать наступление желаемого события повторением позитивных деклараций, как в том неправдоподобном пассаже из «Тайны», где самовнушение призвано притянуть богатство: «Если с ваших губ все же сорвались слова: "Я не могу себе этого позволить", в вашей власти изменить это сейчас. Замените их на другие: «Я могу себе это позволить! Я могу это купить! Повторяйте их снова и снова, как попугай». Ронда Берн и ее гуру, а также некоторые другие авторы, проповедующие позитивное мышление, слишком широко экстраполировали область применения самовнушения по сравнению с тем, что предполагал Куэ в своей книге «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой»35. «Тайна» идет гораздо дальше, утверждая, что мысли трансформируются не просто в действия, но даже в спонтанные события и материальные объекты36.
Родственные узы, связывающие «Тайну» с «Новой мыслью», являются, однако, наиболее прямыми и явными. В этом, наверное, и кроется причина того, что Ронда Берн чересчур обильно использует в своей книге цитаты из трудов, относящихся к золотому веку этого движения. Возможно, она надеется таким образом подкрепить свои шаткие тезисы. Громкий успех «Тайны» в США сослужил также хорошую службу «Новой мысли», став инструментом ее саморекламы. Например, руководитель «Первой церкви единства» в Сент-Питерсберге, штат Флорида, заявил в интервью газете «USA Тоdау»37, что использует книгу Ронды Берн как «инструмент просвещения» паствы, и констатировал, что приобщение к «Тайне» увеличило силу воздействия его воскресных проповедей. В порядке резюме можно сказать, что метафизическая идеология «Новой мысли» заложила фундамент «Тайны», но Ронда Берн подсократила и упростила эту идеологию, отбросив ее чисто религиозные и моральные принципы. За это ее, кстати, критиковал Томас Шеперд — профессор теологии в Институте единства, учебном заведении, относящемся к движению «Новая мысль», — писавший на сайте газеты «Christian Science Monitor»: «По моему мнению, эта идея — что вы можете управлять миром посредством своих мыслей, вместо того чтобы предаться в руки Господа, который позаботится о вас, — слишком уходит в область магии»38. Как мы увидим в следующей главе, Томас Шеперд действительно был очень близок к истине, когда провел параллель между «Тайной» и магией... но речь там идет вовсе не об иллюзионистах. ГЛАВА 6 «ТАЙНА» КОЛДОВСТВА
Добро пожаловать в магическую реальность жизни Ронда Берн, «Тайна»
доисторические времена люди украшали стены пещер изображениями животных. По мнению антропологов, эта наскальная живопись могла использоваться во время магических ритуалов, помогавших охотникам ощутить свою власть над изображенным животным. Примерно 15 тысяч лет спустя наставники «Тайны» используют доски визуализации, призванные помочь им в достижении поставленных целей. Прикалывая к доскам картинки или фотографии, иллюстрирующие их желания, эти специалисты по самопровозглашенному закону притяжения верят в это как в средство притянуть желаемое к себе. Какая связь между доисторической наскальной живописью и досками визуализации из «Тайны»? В обоих случаях используется одна и та же логика мышления: изображение предмета дает человеку некую власть над этим предметом. В качестве известного примера можно упомянуть культ вуду, где колдуны, прокалывая иглами куклу, пытаются воздействовать на человека, которого эта кукла изображает. Этот принцип, называемый принципом подобия, представляет собой один из «законов» симпатической магии.
Провозглашая тезис о том, что «подобное притягивает подобное», Ронда Берн безо всякого стеснения напрямую использует этот тысячелетний принцип магического воздействия. С точки зрения австралийки, принцип подобия является базовым механизмом действия закона притяжения. Она ссылается на него как на единственную опору для своего утверждения, что мысли, излучаемые мозгом, притягивают к себе «подобные мысли», и вообще использует его как обоснование тезиса о материализации мыслей. Дескать, будучи отображением желаемого, мысль притягивает к себе подобные объекты и события. В данном случае заявление Ронды Берн о том, что этот принцип закона притяжения имеет тысячелетнюю историю, в отличие от большинства других ее деклараций, также вполне справедлив. На самом деле корни ее закона притяжения гораздо древнее, чем она полагает, ссылаясь на Изумрудную скрижаль Гермеса Трисмегиста. Впрочем, даже если бы она об этом знала, возводить происхождение «Тайны» к доисторической наскальной живописи, с точки зрения маркетинга, представляется гораздо менее выигрышным вариантом, чем ссылаться на документ, весьма почитаемый в эзотерических кругах.
Магическая практика Поближе к нашему времени, в Древней Греции, магические верования были систематизированы и разделены на три типа практической работы: магия, позволяющая посвященному проникнуть в «божественные тайны», фармакопея, то есть использование целебных трав, и колдовство, наделяющее посвященного способностью воздействовать на окружающий мир и других людей. По всей очевидности, именно эта последняя практика и образует параллель с законом притяжения Ронды Берн. В своей книге «Секреты белой магии»40 Бернар Бюэм — теоретик и практик магии — раскрывает методы магии, обнаруживающие поразительно близкое сходство с методикой применения «тайны», описываемой Рондой Берн. Так, если вы хотите добиться чего-то, поучает Бернар Бюэм будущих магов, нужно заклинать свои желания, адресуя эти заклинания объекту ваших желаний, будь то человек, которого вы хотите охмурить, или неодушевленный предмет, или некое состояние. Однако то же самое предлагает делать «Тайна» желающим разбогатеть: заклинать банкноты, повторяя снова и снова: «У меня куча денег, и они сами стекаются ко мне», «Я — денежный магнит», «Я люблю деньги, и деньги любят меня». Бюэм далее уточняет, что маг должен затем как можно детальнее визуализировать, чего он хочет. У Ронды Берн эта визуализация названа «могущественным методом» получения желаемого через посредство закона притяжения, и «Тайна» тоже подчеркивает важность предельно четкого осмысления желаний: «Вам нужно не только выбрать, чего вы хотите, но и иметь ясное представление об этом. [...] Если вы сами не понимаете, чего хотите, то закон притяжения не сможет дать вам желаемого». Затем Бернар де Бюэм рекомендует начинающему магу притвориться, что желанный объект ему как будто уже принадлежит или что он уже любим, если речь идет о привороте. И опять мы находим те же методы белой магии в «Тайне». Ронда Берн весьма настойчиво повторяет о необходимости делать вид, что желание уже исполнено, и дает своим адептам такие советы: «Представьте то, что вы хотите, как свершившийся факт, абсолютно непреложный в своем существовании. Так вы материализуете его со скоростью света». В «Тайне» речь идет преимущественно о мысленной симуляции, однако Ронда Берн уточняет, что иногда бывает полезно подкреплять ее конкретными действиями, как это делается и в белой магии. В качестве примера, будто списанного у Бюэма, Ронда Берн рассказывает историю женщины, желавшей «притянуть» в свою жизнь идеального мужчину, который, однако, все никак не появлялся. Тогда эта женщина освободила в гараже место для машины своего будущего мужчины, стала спать не посредине кровати, а на краю, и навела порядок в шкафу, чтобы там могла поместиться одежда суженого. Бернар Бюэм настаивает на том, что маги должны радоваться жизни и от чистого сердца благодарить гипотетическую «оккультную силу», исполняющую их желания. Точно так же и Ронда Берн твердит о «благодарности», которую адепты должны постоянно испытывать, если хотят «притягивать» к себе какие бы то ни было жизненные блага: «Если вы запомните из всего учения Тайны только одно, пусть это будет благодарность, и пусть она станет вашим образом жизни». Прямые аналогии с «Тайной» можно обнаружить не только в белой магии, но также, например, и в языческом культе Викка, имеющем кельтские корни и тоже тесно связанном с магией. Практикующий этот культ Скотт Каннингем приводит конкретные примеры своей деятельности в книге «Викка, белая магия и искусство жизни»41: «Занимаясь магией, я способен пробуждать энергию и одновременно фиксировать в своих мыслях образ того, что мне нужно, — нового автомобиля, к примеру. Я «визуализирую» эту машину, я «вижу», как подписываю договор о покупке, как выезжаю на ней на дорогу, как разгоняюсь до максимальной скорости, как плачу потом ежемесячные взносы по кредиту. Я направляю всю свою энергию на то, чтобы визуализируемый образ обрел силу — чтобы он материализовался». Фильм «Тайна» схожим образом объясняет процесс визуализации, демонстрируя человека, который, сидя в обычном кресле, представляет себя за рулем спортивного автомобиля своей мечты, причем так живо, что даже чувствует, как волосы шевелятся на ветру. Между принципами магии и гипотетическими механизмами закона притяжения точек пересечения очень много. Самые явные из них вкратце приведены в таблице 1.
Таблица 1:
Как следует понимать все эти аналогии? Кто-то, может быть, скажет, что как раз эти сходства и доказывают наличие истины и в основах магии, и в основах «Тайны». Может, эти методы действительно работают? Однако никакие объективные опыты не смогли продемонстрировать существование этих гипотетических эффектов за границами воображения «практикующих магов», будь то доисторические колдуны, «маги» Древней Греции или, ближе к нам, «специалисты» в области закона притяжения. Если непосредственным источником «закона притяжения» является «Новая мысль», стоит вспомнить, что некоторые влиятельные деятели этого движения весьма увлекались древними верованиями, особенно восточными традициями, такими как индуизм. В конечном счете, все эти принципы магии, корни которых теряются в глубине времен, являются лишь отражением донаучного образа мышления, свойственного, как мы видели, детям раннего возраста. По всей очевидности, этот образ мышления сохраняется у некоторых людей, достигших периода зрелости. Вне всякого сомнения, именно в этом причина тех разительных сходств, которые мы обнаруживаем, сравнивая идеологии, порой отделенные друг от друга гигантскими временными и пространственными расстояниями.
ГЛАВА 7 И ВСЁ-ТАКИ «ТАЙНА» КАК БУДТО БЫ РАБОТАЕТ
Удовольствие может опираться на иллюзии, Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|