Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОВРЕМЕННОЕ ФЕХТОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ





 

В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода совет­ских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олим­пийских играх в международном фехтовании сохранялось устой­чивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем ору­жии — рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальян­ские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.

В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя фран­цузских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.

Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно закан­чивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.

Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в много­численных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став между­народным, регламентированным правилами спортом в XIX сто­летии, современное фехтование находится еще под сильным влия­нием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтова­ния.

Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструк­ции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систе­му, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.

Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые ме­ждународные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтоваль­ного оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпера­менту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.

Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и такти­ки фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсут­ствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авто­ритетом той или иной школы.

Существенным признаком начавшегося стирания искусствен­но еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны при­держивается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Фран­цузские саблисты, например, в подавляющем большинстве при­держиваются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.

Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.

Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).

Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой сте­пени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отме­тить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнова­ний электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.

Простая конструкция французской рапирной рукоятки и не­применение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держа­ние рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управ­ления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощуще­ния, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».

Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не впол­не профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посад­ки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневри­ровании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими за­труднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «фран­цузов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.

Тактическая характеристика современной французской шко­лы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневри­рование;

2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдей­ствий («атака с открытыми глазами»);

3) стремление к слож­ным завязкам посредством ложных атак;

4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;

5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;

6) широкое использование «чув­ства оружия» для ориентации в схватках боя.

Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет до­статочное количество последователей в различных странах. Сло­жившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существо­вавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.

 

 

Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают приме­нять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясня­ется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание ору­жия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.

Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.

Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие про­тивника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры пора­жаемого пространства. Типично почти исключительное пользо­вание для защиты нижних секторов второй защитой.

Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) стремление к заранее за­думанным скоростным с самого начала атакам;

2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;

3) склонность к примене­нию силовых приемов: действительных батманов и захватов;

4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;

5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.

Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к на­стоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа — передовое, прогрессивное яв­ление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские са­блисты — бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на.венгер­скую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твер­до укоренившихся старых технико-тактических положений. Воз­никнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.

Особенности сабельной венгерской школы:

1) глубокое овладе­ние темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;

2) полная естественность и непринуж­денность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опуска­нии вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;

3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным за­вершением;

4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехва­тыванием, держание оружия;

5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);

6) широкое применение атак броском (флеш-атак);

7) ярко выраженный наступательный стиль боя;

8) такти­ческая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.

Исключительно большое влияние оказало венгерское сабель­ное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народ­ной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чер­тами которого является дальнейшее развитие естественности бо­евых положений и движений, крайняя подвижность и тактиче­ская активность, основанная на быстроте передвижений.

В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сход­ные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа ору­жие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпа­жистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.

Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опы­том прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпа­жисты достигли большого командного успеха на XV Олимпий­ских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.

За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтова­ния, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеет­ся в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.

Таковы в общих чертах особенности существующих в настоя­щее время фехтовальных школ.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.