Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава IX. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКА





МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

 

Задачами обучения фехтовальщика являются: 1) овладение техникой и тактикой фехтования; 2) укрепление здоровья и раз­витие физических качеств; 3) развитие моральных и волевых качеств; 4) сообщение знаний по основным вопросам теории и методики фехтования; 5) содействие воспитанию коммунистических черт характера фехтовальщика — гражданина СССР.

Обучение фехтованию представляет сложный педагогический процесс, в котором используются разные средства и методы физического воспитания вообще и самого фехтования в частно­сти. Правильно организованный и систематически проводимый процесс обучения создает предпосылки к дальнейшему совер­шенствованию и достижению высоких спортивных результатов.

Методика обучения должна охватывать все стороны учебно-воспитательной работы. Чем совершеннее методика обучения, чем выше педагогическое мастерство преподавателя, тем скорее фехтовальщик сможет перейти от познания основ техники и тактики фехтования к спортивному совершенствованию и си­стематической специальной тренировке.

 

 

Организационно-методические формы обучения и тренировки

Групповой урок

 

Основной организационной формой учебно-тренировочной работы яо фехтованию является групповой урок (рис 227), который должен:

1) иметь ясную цель и тему с конкретным содержанием, намечаемые преподавателем в соответствии с общими целями фи­зического воспитания и частными задачами овладения фехтованием;

2) передавать обучаемым знания на высоком уровне педа­гогического мастерства и содействовать воспитанию квалифи­цированных спортсменов в духе коммунистической морали и со­ветского патриотизма;

3) обеспечивать сознательное и прочное овладение специ­альными навыками и умениями;

4) последовательно и постепенно углублять и расширять навыки и знания по фехтованию и воспитывать стремление к дальнейшему совершенствованию;

5) закреплять навыки и знания, полученные на предшество­вавших уроках,,и предусматривать приобретение новых навы­ков и знаний (поэтому в каждый урок включаются все основ­ные приемы фехтования, уже знакомые обучаемым, часть пройденного учебного материала из предыдущего урока и но­вый материал, который будет составлять предмет повторения на следующем уроке);

6) использовать разнообразные средства и методические приемы физических упражнений и фехтования.

 

Типы уроков

 

В зависимости от конкретных задач обучения и тренировки уроки фехтования могут быть четырех типов:

Учебные уроки, решающие задачи начального обучения основным приемам фехтования, дающие представление о фех­товальных положениях и действиях оружием (держание ору­жия, боевая стойка, передвижения, выпад, укол и основные удары, позиции, защиты, основные понятия о фехтовальных правилах и пр.).

В учебных уроках разрешаются также воспитательные зада­чи: ознакомление с дисциплиной строя, правилами поведения, гигиеническими требованиями, взаимопомощь и т. п. Эти уроки составляют небольшую часть времени учебно-тренировочного процесса в начале обучения (два-четыре первых занятия). Они могут иметь основное место в случаях, когда проводятся курсы, семинары и другие мероприятия, направленные на сообщение hobaix знаний по фехтованию.

Учебно-тренировочные уроки, решающие зада­чи обучения, закрепления и совершенствования спортивно-тех­нических навыков и умений, приобретения знаний по фехтова­нию и другим дисциплинам, способствующим спортивному росту фехтовальщиков (гигиена, физиология, анатомия, история, пе­дагогика, врачебный контроль, массаж и др.). Учебно-трениро­вочные уроки должны решать также задачи и общей физической подготовки, развития физических и психических качеств фехто­вальщиков. Они представляют основной тип занятий по фехтованию и занимают главное место в обучении и трени­ровке.

Тренировочные уроки, разрешающие задачи совер­шенствования спортивно-технических навыков и умений и до­стижения высшего уровня состояния спортивной формы. В тре­нировочных уроках решаются также задачи углубления знаний фехтовальщика по тактике и индивидуальной технике, выраба­тывается манера боя, ведется тренировка фехтовальщика в на­иболее излюбленных приемах, достигается развитие специфиче­ской выносливости, осуществляется морально-волевая подго­товка, необходимая для успешного выступления в соревнова­ниях. Эти уроки проводятся в непосредственной бли­зости к предстоящим соревнованиям и в периоде сохранения спортивной формы.

Контрольные уроки, разрешающие задачи проверки усвоения спортивно-технических приемов и знаний по фехтова­нию на определенной стадии обучения или тренировки. Они мо­гут также служить проверке подготовленности фехтовальщиков к спортивному бою и соревнованию. В зависимости от педаго­гических задач и плана контрольные уроки могут занимать все занятие или часть его.

Деление уроков на указанные типы является относительным, так как в каждом из них, в большей или меньшей мере, реша­ются задачи совершенствования, закрепления и контроля. Вме­сте с тем деление уроков на типы в зависимости от главных педагогических задач дает возможность более правильно установить задачи уроков в каждый период обучения и тренировки, а также конкретизировать методические приемы и средства для решения этих задач.

 

Структура урока

 

В типовом уроке предусматриваются три логически связан­ные части, каждая из которых имеет основное назначе­ние, частные задачи и главные средства.

1. Вводная часть. Основное назначение — организа­ция группы; общее повышение эмоционального состояния; вве­дение в работу; специальная подготовка к выполнению основной работы.

Частные задачи — организованно начать урок, сосре­доточить внимание; ознакомить с темой и задачами данного урока; провести упражнения, направленные на улучшение физи­ческого состояния; провести специально подготовительные уп­ражнения для успешного выполнения основной работы (общая и специальная разминки).

Главные средства — строевые упражнения; фигурная маршировка; упражнения во время ходьбы; бег разной интен­сивности с изменением направлений и добавочными движения­ми рук, туловища, ног; упражнения, выполняемые по внезапной команде или условному знаку, состоящие из принятия фехтовальных положений и выполнения фехтовальных движений; гимнастические упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах для развития разных мышечных групп, амплитуды; силы, быстроты, гибкости, координации движений; упражнения с предметами (гимнастическими палками, булавами, набивны­ми и теннисными мячами); элементы акробатики; упражнения с партнером с разного вида сопротивлениями и элементарной борьбой; легкоатлетические упражнения (прыжки, бег из разных стартовых положений — низкий и высокий старт, сидя спиной к направлению бега, положение боевой фехтовальной стойки и пр.); упражнения фехтовального характера (с оружием и без оружия) в расслаблении мускулатуры, переключении от рас­слабления к напряжению, на чучелах и мишенях, перед зерка­лом и т. п.

2. Основная часть. Основное назначение — овладе­ние техникой и тактикой фехтования и совершенствование в них, повышение тренированности и достижение высокого уровня спортивной формы.

Частные задачи — изучение и совершенствование оп­ределенных приемов и действий фехтования, повышение их ка­чества путем многократных повторений и применения в изме­няющейся обстановке, специальная подготовка к напряженной работе в условиях соревнований, приобретение конкретных зна­ний по теории фехтования.

Главные средства — упражнения в приемах и дей­ствиях фехтования, проводимые по команде и самостоятельно, с партнером по заданию тренера-преподавателя («контрю с ограничением и без ограничения приемов нападения и защиты различной сложности); учебные и тренировочные индивидуаль­ные уроки преподавателя; взаимные индивидуальные уроки по заданию преподавателя; учебные соревнования для совершен­ствования техники и тактики по определенному заданию и с предоставлением самостоятельности ученикам; соревнователь­ные бои с разными условиями проведения (на счет уколов, на время, на выбывание, командные и личные, с гандикапом и пр.); практика в организации и судействе соревнований, в инструк­торских навыках; сообщение знаний по вопросам техники, так­тики, методики, организации и планирования обучения и тре­нировки, оборудования и инвентаря, гигиеническому режиму, самоконтролю, истории и теории фехтования и другим предме­там.

3. Заключительная часть. Основное назначение — снижение возбуждения и напряжения центральной нервной си­стемы, образовавшихся при выполнении основной работы; раз­витие и совершенствование физических качеств; организованное окончание занятия.

Частные задачи — разбор наиболее характерных поло­жений данного урока и подведение его итогов; развитие кон­кретных физических качеств по плану данного урока (сила, гибкость, быстрота, прыгучесть, выносливость, координация или ловкость и т. п.); установление заданий для самостоятель­ной работы над совершенствованием тех или иных приемов и качеств.

Главные средства — упражнения по совершенствова­нию физических качеств; ходьба и бег; расслабление мускула­туры, принимавшей деятельное участие в фехтовальных движе­ниях; упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах; специальные индивидуальные упражнения для развития и со­вершенствования отстающих физических качеств; краткие бесе­ды по теоретическим вопросам; назначение индивидуальных заданий для самостоятельной работы; организационные зада­ния и объявления.

После урока рекомендуются водные процедуры (теплый душ или ванна), самомассаж и массаж.

 

Примерный план-конспект урока по фехтованию на саблях

 

Исходные данные: количество занимающихся 16—20 чело­век; фехтованием на саблях занимаются 3 месяца; в основном овладели простыми атаками на голову, правый бок, левый бок, на руку сверху и снаружи, защитами третьей, четвертой и пятой и ответами после них; имеют навыки выполнения контррипостов после указанных атак и схваток; ознакомлены с атаками с обманом. Занятие обеспечено должным количест­вом фехтовального инвентаря и оборудования, чтобы проводить упражнения со всеми занимающимися одновременно.

Тема: совершенствование пройденных приемов и действий; овладение атаками с обманом со средней и дальней дистанции, защитами от них и ответными ударами.

 

Части урока Содержание занятия Дозировка Методические указания
Ввод- ная 25 мин. Общая разминка
1. Построение, рапорт, пере­кличка    
2. Упражнения в движении шагом: ходьба обычная, на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, на внешнем и внутреннем крае ступни с положением рук «за голову», «на поясе», «к плечам» 2—3 мин. Упражнения во время ходьбы и бега проводятся потоком, следуя одно за другим без остановок
3. Ходьба «широким» шагом со свободными попеременными взмахами руками вверх-назад с небольшими наклонами тела в такт движениям рук. 30—40 сек. Преподаватель счетом и интонацией голоса акцентирует нужные моменты движений
4. Ходьба полувыпадами, постепенно увеличивая амплитуду движения руками и переходя на движения пол­ным выпадом 30-40 сек. Замечания по выполнению делаются попутно с движениями
5. Ходьба полувыпадамя и выпадами со взмахами рук вправо и влево из положения руки перед грудью 30—40 сек. Темп движений убыстряется, амплитуда увеличивается
6. Бег «семенящий», обычный, доставая пятками заднюю поверхность бедра; вынося прямые ноги вперед, пра­вым, левым боком и спи­ной вперед с высоким под­ниманием бедра, переход на «семенящий» бег и обычную ходьбу 1—2 мин. Нужно все время следить за правильной, непринужденной осанкой
7. Ходьба со взмахами рук, на каждый шаг одновременно, делая последовательно взмахи в стороны — вниз — вверх — вниз с полной ам­плитудой движений в пле­чевых суставах 20—30 сек.
8. Передвижение поочередно правым и левым боком вперед приставными шагами, имея положение йог, сходное с боевой стойкой 20—30 сек. Быстрые короткие приставные шаги, изменяя положение по резкой команде или по сигналу

 

Части урока Содержание занятия Дозировка Методические указания
  9. Постепенно переход на обычный бег, на медленный «семенящий» бег и на обыч­ную ходьбу 1 мин. Движение идет все время в одном направ­лении
1. И. п. — ноги на ширине плеч, руки вверх-влево — взмахи руками через низ до положения рук взерх-вправо с соответствующим поворотом тела и обратно, ноги пружинно сгибаются в коленях, сопровождая дви­жение руками 8—10 раз
2. И. п. — ноги на ширина плеч, руки на поясе — кру­говые движения в тазо­бедренных суставах по 4 раза влево и вправо по­переменно, сохраняя по воз­можности горизонтальное положение плеч 8—10 раз
3. И. п. — то же — попере­менные смещения в тазо­бедренных суставах влево и вправо 12—16 раз
4. И. п. — ноги на ширине плеч, ступни параллельно — пружинные приседания на полной ступне со свобод­ным выносом рук вперед при приседе: на три счета — пружинно присесть, на чет­вертый выпрямиться в ис­ходное положение 6—8 раз
5. И. п. — ноги широко врозь, руки в стороны — попере­менные наклоны влево и вправо, сгибая ногу (про­тивоположную наклону) и сопровождая наклоны взмахами рук: при наклоне вправо левая рука идет вверх, правая за спину и наоборот 6—8 раз
6. И. п. — основная стойка— на счет «раз» поднять руки вверх, на «два-три» пружинные наклоны вниз, не сгибая колен и доставая ла­донями пол, на счет «четы­ре» выпрямиться в исходное положение 4—6 раз
7. И. п. — ноги вместе, руки в стороны, ладони вверх— круги руками назад и впе­ред попеременно по 4 кру­га в каждую сторону с из­менением амплитуды от полной до минимальной 6-8 раз    
8. И. п. — боксерская стой­ка — попеременно удары прямо, с боку, снизу — по 4 раза каждый удар под­ряд 6—8 раз
9. И. п. — ноги широко врозь, руки вниз — на два счета пружинно присесть на пра­вой ноге, на «три» поднять­ся в исходное положение. То же на другой ноге по­переменно; руки при присе­даниях выносятся вперед к полу к противоположной прямой ноге По 8 раз на каждую ногу
10. И. п. — ноги врозь, руки в стороны — попеременные смещения плечевого пояса вправо и влево, как бы тя­гой руки в соответствую­щую сторону 16-20 раз Стараться сохранять горизонтальную линию плеч и неподвижность ног и таза
11. И. п. — левая рука впере­ди, правая нога отставлена на носок назад. Взмахи но­гой вверх до касания ле­вой ладони. То же другой ногой По 8 раз
12. И. п. — высокий старт — движение руками, как при беге с разной скоростью, переходя от широких мед­ленных движений к ускорениям и об­ратно 1—2 мин.
13. И. п. — выпад правой вперед — покачивание в выпаде; после 4 покачиваний поворотом сменять положе­ние и сделать то же на другой ноге 4—6 раз в каждую сторону
14. «Семенящий» бег по кругу с расслаблением плеч и ног и различными подскоками 1 мин
Специальная разминка с оружием
1. Легкие безостановочные шаги вперед и назад в бое- вой стойке 1 мин. Обращать внимание на мягкость передвижений на сохранение горизонтальной линии плеч и на соблюдение правильной линии в позиции оружия
2. Шаги вперед и назад попеременно с изменением позиции при каждом шаге из 3-й в 4-ю, 5-ю; из 5-й в 3-ю, 4-ю; из 4-й в 3-ю, 5-ю и др. 2 мин.

 

Части урока Содержание занятия Дозировка Методические указания
  3. Шаги вперед и назад с принятием защитных поло- жений оружием на обозначение удара в разные линии, делаемые преподавателем 1 мин. Стоя перед шеренгой, преподаватель передвигается и делает с полувыпадами ударные движения в разные линии, следя за правильной реакцией защитных движений учеников
4. Передвижения шагами вперед и назад, сопровождае­мое движением сабли: при шаге вперед оружие мягко выдвигается как на удар по голове, при шаге назад оружие убирается в 3-ю за­щиту 1 мин.
5. Передвижения шагами раз­ной величины: маленький шаг вперед и затем боль­шой шаг вперед; большой шаг вперед и сразу же ма­ленький шаг вперед; шаг вперед и два быстрых ша­га назад; шаг вперед — шаг назад и сразу же ска­чок назад; скачок назад и два шага вперед и т. п. 1—2 мин.
6. Выпады разной величины с ударами в разные линии, при возвращении в боевую стойку берутся различные позиции 30-40 сек.
7. Из 3-й позиции: обозначе­ние обманного движения удара на голову и удар по правому боку с выпадом; обозначение обмана на пра­вый бок и удар по голове с выпадом; обозначение обмана на ле- вый бок и удар по голове с выпадом 2 мин. Сначала имитация ата­ки с обманом выполняет­ся по команде, а затем на изменение позиции преподавателя. Затем преподаватель дает зада- ние адресовать обман и удар в зависимости от его первоначальной пози- ции и реакции на обман
8. То же, но выполняя обманное движение с небольшим шагом вперед 1 мин.
9. Выполнение атак с движе­нием флеши из неподвиж­ного положения, из движе­ния шага назад, из движе­ния шага вперед 1—2 мин.
10. «Бой с тенью» с выполнением различных передвижений, защит, ответов с выпадами, шагами и выпадами, с флеш-атаками (по усмотрению учеников) 2 раза по 1 мин. Во время «боя с тенью» требуется беспрерывное движение фехто-вальщика и логичные действия, показывающие, что ученики действительно представляют воображаемого противника
11. «Семенящий» бег, держа саблю в левой руке, выпол­няя различные движения для расслабления плеч и ног 1 мин.
Основ- ная 65-70 мин. Упражнения в парах
1. Стоя на дальней дистанции вне соединения, передвижения с сохранением дистанции 1—2 мин. Поочередно, один из партнеров передвигается и открывает разные линии для атаки, куда второй должен на­нести удар (укол). При выполнении атак с ша­гом вызывающий откры­вает линию после шага партнера
2. Совершенствование простых атак с выпадом со средней дистанции, а затем с шагом и выпадом — с дальней дистанции на вызов партнера переменой позиции 4—6 мин.
3. Совершенствование защитных действий на месте, а затем с шагом назад 2—3 мин. По назначению преподавателя – поочередно выполнять роль атакующего, следя за четкостью своего обозначения удара и за правильностью реакции партнера
4. Совершенствование защит и ответов после них. Сначала на месте, а затем с шагом назад 4—6 мин.
5. Упражнения в боевых схватках после атакующих движений: после атаки на правый бок, оставаясь на выпаде, защититься от ответа и дать контрответ; то же после атак в другие ли­нии 6—8 мин. Сначала преподаватель командует действиями, а затем ставит задание и следит за тем, как оно выполняется самостоятельно
6. Упражнения в боевых схватках из защитных дей- ствий: на удар по голове взять 5-ю защиту и ответить на правый бок, на контрответ партнера на голову — взять еще раз 5-ю и ответить на голову; на атаку на правый бок взять 3-ю и ответить на голову; на контрответ партнера на правый бок еще раз взять 3-ю и ответить на голову; на удар по левому боку взять 4-ю и ответить на голову; на контрответ партнера по голове взять 5-ю и ответить на правый бок и т. п. 6-8 мин. Сначала преподаватель точно обусловливает каждое движение защит, ответов, контрответов и повторных ответов, а затем предоставляет ученикам самостоятельность, давая указания в отношении темпа действий и их усложнений. Следует поставить задание на проверку правильности выполнения первых движений. Для этого нужно не каждый раз развивать схватку

 

Части урока Содержание занятия Дозировка Методические указания
  7. Освоение атак с обманом: Поочередное выполнение атак со средней и дальней дистанций; обман на голову и удар по правому боку; обман на правый бок и удар по голове; обман на левый бок и удар по голо­ве; обман на голову и удар по левому боку (без прорезания) 10—15 мин. Сначала выполнять по команде преподавателя, а после уяснения механизма и смысла самостоятель-но с помощью партнера, который делает вызовы, реагирует на обман и «пропускает» удар
8. Освоение защитных действий от атак с обманом: выполнение двух защитных движений на заданную обманную атаку; выполнение защит на необусловленную атаку с обманом; выполне­ние защит от атаки с об­маном и ответные удары после них 8—10 мин. Поочередно партнеры выполняют роль атакующего и обороняющего- ся сначала по команде, а затем по назначению, но самостоятельно
9. Построение схватки после обманной атаки и после за­щит от обманной атаки (как и при совершенство­вании простых действий) 4—6 мин.
10. Контры на простые атаки со средней дистанции по заданию, а затем с самостоятельным выбором линии атаки 3—4 мин. Поочередно выполняют по 10 атак, сначала оговорив условия, а затем без обусловливания
11. Контры на простые атаки с дальней дистанции 3—4 мин.
12. Контры на выполнение атак по выбору атакующе­го (с дальней дистанции) 5—6 мин.
13. Учебный бой в замедленном темпе в виде «рипостной игры» 8—10 мин. Главное внимание обращается на обыгрывание действий противника ведением клинка в открытую линию
14. Соревновательные бои на три удара 4—5 мин.
15. Повторение простых атак в разные линии по команде с фиксацией конечного положения 10—15 атак
Заклю- читель- ная 25-30 мин. 1. Медленный бег с переходом на «семенящий» бег с подскоками на одной и двух ногах с расслаблением мышц: ног, плечевого пояса и тела 2—3 мин. Все упражнения направляются на отвлечение от фехтовальных на- пряжений и эмоций и на развитие физических качеств фехтовальщиков
2. Упражнения для развития гибкости: наклоны вперед, назад, в стороны, стоя и сидя на полу, на гимнастической скамье, «шпагат» и т.п. 8—10 мин. Постепенно темп снижается, и переходят к упражнениям, способствующим развитию внимания и организованности
3. Прыжки в высоту с разбе­гу через препятствие на вы­соте 100—120 см, прыжки через два последовательно поставленных препятствия на расстоянии 5—6 м; прыжки в длину с места в виде соревнования 5—8 мин.
4. Сгибание рук в положении упора лежа за руками 1—2 мин.
5. Упражнения в расслабле­нии мышц плечевого пояса и рук 2—3 мин.
6. Игра «Делай так, делай этак» с выбыванием за ошибку 2—3 мин.
7. Ходьба с выполнением обу­словленных строевых при­емов на внезапные сигналы (зрительные или звуковые) 1—2 мин.
8. Подведение итогов урока с замечаниями и объявлени­ями 5 мин.
9. Окончание занятия: про­щальное приветствие, душ или обмывание  

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.