Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос. Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала ХIХ века





 

В конце 18 века Белоруссия вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли. Воссоединение с Россией создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся довольно широко известными благодаря тому, что в школах Белоруссии начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги.

В учебных заведениях вводилось обучение на русском языке. Важными радикальными в области просвещения явились школьные реформы 1773г. в Речи Посполитой и в 1786г. в России. Юридическое оформление первой реформы было связано с образованием Эдукационной комиссии, а второй –с созданием комиссии по организации народных училищ. Обе реформы ставили прогрессивные цели, но небыли результативными, т. к. многое из этих реформ было не выполнено. Особенности первой реформы. Устав первой реформы предусматривал:

· постепенное изгнание из школ схоластики, зубрежки, применение таких методов обучения, которые содействовали бы развитию мышления;

· введение в обучение наук естественного цикла;

· постепенное освобождение школы от влияния церкви (священник должен выполнять свои функции в церкви и только в выходные и праздничные дни);

· обучать детей в учебных заведениях независимо от сословий.

Этот Устав действовал более 20 лет, в целом носил прогрессивный характер, но многое из Устава не удалось реализовать (бессословное образование, из-за нехватки средств на содержание многие школы опять перешли в руки священников). Не хватало учителей, учебников, наглядных пособий. Такое положение влияло на качество и сроки обучения. Многие школы прекратили свое существование.

К этому периоду в России назревает необходимость реформирования школы. Российская реформа способствовала и развитию образования в Беларуси. Утверждается "Устав народных училищ", который предусматривает:

· открытие главных училищ (с 5-летним сроком обучения) во всех губернских городах и малых (2-х. летним сроком обучения в земских, поветских городах (Полоцк, Могилев, Витебск и др.) В училищах учились дети всех слоев населения, мальчики и девочки.

· учебные заведения стали лучше снабжаться учебниками, пособиями (гербарии коллекции, карты);

· по-новому подошли к подготовке педагогических кадров (готовили учителей уроженцев тех мест, где нуждались в кадрах);

В конце 90-х. 18 ст. в русских светских училищах училось 10,9% – детей крестьян (началась ликвидация сословности обучения), 11% в училищах были девочки. Значительное место в системе школьного образования продолжали занимать униатские, католические учебные заведения с преподаванием на польском языке. Католическая церковь оказывала сопротивление новой реформе в Беларуси. Русский царизм особо не пресекал эти явления, не противился католической церкви, т. к. использовал униатов, иезуитов для того чтобы привлечь на свою сторону местную шляхту и вести борьбу против " идей о переворотах и революциях".

К 1804г. к началу следующей русской реформы в области образования в Беларуси сложилась запутанная сеть учебных заведений, лишенная единого руководства, отсутствовала последовательность в школьных программах и в принципах обучения. Изменению ситуации поспособствовал Устав 1804г. принятый в России (перестройка образования в Беларуси проходила в соответствии с политикой правительства России в области образования. По указу русского императора (Алексанр 1) Виленский университет стал центром просвещения в Западном крае (Беларусь, Литва) и оказывал сильное влияние на просвещение. Это был центр культуры и науки, по многим вопросам занимавший в то время передовые позиции в Европе.

 


 

Вопрос. Общественно-педагогическое движение второй половины ХIХ века и его причины

Конец 50-х – начало 60-х годов XIX века вошли в историю России как период революционной ситуации, первого демократического подъёма, который совпал со смертью царя Николая I и окончанием Крымской войны. В этот период на арену социально-политической борьбы выходят разночинцы – выходцы из чиновников, мещан, купечества, крестьянства, которые стали главными деятелями освободительного движения. Путь к освобождению народа они видели главным образом в его просвещении, поэтому считали просвещение одной из важнейших целей общественной деятельности, составной частью общего социально- политического движения. Представители либерального движения требовали перемен в образовании и поддерживали реформы, произошедшие в России в 60 – 70-е годы. Однако их требование улучшить положение в просвещении было вызвано собственными экономическими интересами, а не положением народа. Буржуазные демократы (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, позднее И.Н. Ульянов, П.Ф. Лесгафт и мн. др.), наоборот, искренне стремились к развитию народной школы, выступали за равноправие всех граждан на образование и освобождение школы от полицейской и чиновничьей опеки. Они многое сделали, чтобы добиться этого от правительства.В отличие от либералов и демократов, которые хотели «освободить Россию сверху», не разрушая ни монархии, ни власти помещиков, побуждая их только к уступкам «духу времени», представители революционно- демократического направления видели путь преобразования общественно- политического устройства в революции. Резко критикуя политику самодержавия в области просвещения, казённую школу и официальную теорию воспитания, представители революционно- демократического направления (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.) предлагали свою демократическую систему образования, определили новые цели и задачи воспитания, которые связывали не с существующим государственным строем, а с новым социалистическим обществом.

 


 

Вопрос. Педагогические взгляды и деятельность

Н.И. Пирогова

Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии вПетербурге.

В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе сорганизованной им общиной «сестер милосердия».

Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.

В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам иучителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Когда в 1861 году Пирогов был уволен сдолжности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в «Колоколе», что увольнение Пирогова – это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель ипедагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

Педагогические взгляды И. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания

В статье «Вопросы жизни» ив других своих педагогических сочинениях И. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание»,– писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний спецнализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,– восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование.

Статья «Вопросы жизни», главной идеей которой была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общуственности. Ее приветствовала как буржуазно-либеральная, так и буржуазно-демократическая и революционно-демократическая пресса. Однако революционеры-демократы под высоконравственным, культурным человеком понимали стойкого революционера – борца с крепостничеством и царизмом; идеал человека, как его понимал Пирогов, сформулирован в духе абстрактного гуманизма.

Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы – прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов – с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Школьная система, проект которой составил Пирогов, может быть представлена следующей схемой:

Высшие специальные учебные заведения Реальная гимназия (3 года).

Университет или высшие специальные учебные заведения Классическая гимназия (срок обучения 5 лет.

Классическая прогимназия (4 года) Реальная прогимназия (4 года).

Элементарная (начальная) школа (2 года).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии – 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса – греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы.

Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения.

Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

Проблемы дисциплины учащихся. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены.

Однако он не был до конца последовательным в этом вопросе. В следующем 1859 году Пирогов опубликовал циркуляр по Киевскому учебному округу «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, принципиально отвергая розгу, на практике считал, однако, невозможным обойтись без нее и лишь советовал применять ее в гимназиях как исключительную меру и только не постановлению педагогического совета.

Когда Н.А. Добролюбов выступил со справедливой критикой этой позиции и двойственности Пирогова, тот опубликовал «Отчет о следствиях введения по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаниях учеников гимназий». Он ссылался на то, что эти правила были выработаны совещанием директоров Киевского учебного округа, и он, попечитель округа, не считал себя вправе отменять или исправлять коллегиальное решение. Пирогов указывал, что в результате введения «Правил» число случаев применения телесных наказаний за год снизилось в несколько раз по сравнению с предыдущими годами.

Добролюбов ответил новой статьей, бичующей примиренчество Пирогова и отказ его от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.

 

Педагогические идеи Пирогова:

· выдвигал идею воспитывающего обучения,

· усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором,

· выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке,

· ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин,

· среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям,

· поддерживал автономию университетов,

· разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

Применять новые методы: надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.


 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.