Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос. Н. К. Крупская как историк педагогики, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования





Н. К. Крупская как историк педагогики. Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н.К. Крупская творчество К.Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике».

Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование и демократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло.

В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н.К. Крупская, противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик – лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя – средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии – еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции.

Рассматривая критически современную ей школу США, Н.К. Крупская ясно понимала ее классовый характер и противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американского империализма прогрессивные взгляды американского буржуазнодемократического педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров.

Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу.

Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране.

 

Н.К. Крупская – государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936 г.), почетный член Академии наук СССР (1931 г.). Окончила женскую гимназию княгини A. A. Оболенской с золотой медалью (1886 г.), а затем педагогический класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889 г.), которые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воскресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 г. написала статьи "Общественная сторона педагогических вопросов" и "Школа и жизнь".

По окончании ссылки (1901 г.) уехала за границу. В эмиграции изучала зарубежную и отечественную литературу по вопросам теории и истории педагогики, педагогической психологии, организации и состояния народного образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и опыт учебных заведений. Выступала со статьями (1909 – 1917 гг.) в педагогических журналах "Свободное воспитание и свободная школа", "Русская школа", "Просвещение". В обобщающей работе "Народное образование и демократия" (изданной в 1917 г. и в течение 10 лет остававшейся единственным советским пособием по истории школы и педагогики, написанным с марксистских позиций) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и современные подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила американскую систему образования и педагогические идеи немецких социал-демократов. Однако в анализе Крупской деятельности Г. Кершенштейнера и некоторых других педагогов проявилась гипертрофия значения классового подхода, были проигнорированы позитивные педагогические процессы в России 1913 – 1917 гг.

После возвращения в Россию (апрель 1917 г.) занималась созданием организации пролетарской молодёжи, составила проект Устава союза рабочей молодёжи. С ноября 1917 г. работала в Народного комиссариата просвещения; была заместителем народного комиссара, председателем Главного политико-просветительного комитета Республики (Главполитпросвета) (1920 – 1930 гг.), председателем научно-педагогической секции Государственного ученого совета (1921 – 1931 гг.).

В 1917 – 1920 гг. участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: "Положения о единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы" (1918 г.). Отстаивала идеи отечественных педагогов о демократизации управления народным образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по народному образованию для привлечения общественности к делу народного образования. По мнению Крупской, последовательная демократизация должна вести к гуманизации школьной жизни, ориентации на интересы и потребности общества и личности, к полному раскрепощению школы. Она отказалась от принципа "автономии школы" и развивала идею школы как государственно-общественного учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться государством при самом активном участии трудящихся. В условиях Гражданской войны эти требования не были реализованы.

В 1920-е гг. Крупская привлекла к научной деятельности педагогов П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского, Н.В. Чехова, С.Т. Шацкого и др. Созданная под её руководством научно-педагогическая секция ГУСа стала теоретическим центром советской школы и педагогики.

Крупская особо подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы общественного устройства.

Под общим руководством Крупской коллективом научно-педагогической секции ГУСа были разработаны программы, позволившие советской школе уже к началу 1930-х гг. обеспечить широкий общественно-политический кругозор и общее развитие учащихся. Школьное образование рассматривалось как единая система знаний, умений и навыков, тесно связанных с потребностями социально-политического и культурного развития страны. При активном участии Крупской были проведены в 1920-х – начале 1930-х гг. многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. Редактировала педагогический журнал "На путях к новой школе" (1922 – 1933 гг.), публиковалась в "Народном просвещении", "Народном учителе", "Внешкольнике" и других изданиях. В 1931 – 1935 гг. возглавляла Общество педагогов-марксистов. Выступления Крупской отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и доходчивостью. Статьи Крупской, посвящённые взглядам В. И. Ленина на просвещение, положили начало педагогической Лениниане.

Изучая проблемы школьного образования на рубеже 1920 – 1930-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение научных основ производства, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.

С особым вниманием Крупская относилась к разработке теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В брошюре "РКСМ и бойскаутизм" (1922 г.) показала позитивные стороны методики скаутинга и возможности её использования детскими коммунистическими группами. В 1-й половине 1920-х гг. определила важнейшие принципы построения пионерской организации: пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в общественной активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.

С Крупской связано становление теории и практики дошкольного воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным педагогическим принципам образования взрослых Крупская относила единство и взаимосвязь воспитательных влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств воспитательного воздействия.

В подготовке учителя Крупская считала основным связь педагогической теории и практики, ориентацию на политехническое обучение и трудовое воспитание учащихся.

Мировоззрению Крупской в 1920-е гг. были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке педагогических явлений, нетерпимость к педагогическому инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. Вначале 1930-х гг. Крупская пыталась противодействовать административно-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в учебных заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители которых были репрессированы. В 1-й половине 1930-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению Крупской из Наркомпроса. Крупская была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й половине 1930-х гг. продолжала пропагандировать ленинское наследие в области народного образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936 – 1939 гг.), в которых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно-полезной работы учащихся. Педагогическое наследие Крупской не изучено в полной мере.


 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.