Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая схема выполнения лабораторной работы





Л.А. САВВАТЕЕВА, В.А.МИКЛУШ

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лабораторный практикум

(2-е издание)

 

 

Для специальности

075600 – Информационная безопасность телекоммуникационных систем

 

Санкт-Петербург


 

УДК 004.2(075.32)

 

 

Савватеева Л.А., Миклуш В.А. Лабораторный практикум по дисциплине «Информационные технологии». СП-б.: изд. РГГМУ, 2007. –88с.

 

 

Рецензент: Юрков А.В.

д-р физ.-мат. наук,

проф. кафедры информационных систем в экономике

Санкт-Петербургского государственного университета

 

В лабораторный практикум по дисциплине «Информационные технологии» включены лабораторные работы, которые выполняют студенты второго курса гидрометеорологического университета, обучающиеся по специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

Практикум рассчитан на освоение практических навыков применения современных компьютерных технологий. Курс включает 9 лабораторных работ, в которых рассматриваются технологии работы с текстовыми документами, технологии обработки данных наблюдений, технологии описания проектов с использованием терминологии бизнес-процессов, основы построения баз данных, а также принципы подготовки документов для размещения в сети Интернет.

В начале каждой лабораторной работы приводятся краткие сведения по изучаемым темам, так что данный материал может использоваться и для самостоятельного обучения. В каждой работе приведены варианты заданий для самостоятельного выполнения и примеры выполнения типовых заданий.

 

© Савватеева Л.А., Миклуш В.А. 2007

© Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2007

Предисловие

Сегодня персональный компьютер воспринимается как стандартный рабочий инструмент, владение которым является неотъемлемым требованием, предъявляемым к современному специалисту. Особенно ценно при этом умение грамотно поставить, спроектировать и решить профессиональную задачу. Для этих целей в курсе информационных технологий студентов знакомят с технологиями использования компьютера для решения различных практических задач.

Данная книга является вторым изданием учебного практикума, выпущенного в 2002 году. По сравнению с первым изданием в практикум включена лабораторная работа по освоению пакета MS Project, расширен круг вопросов, изучаемых в лабораторных работах, увеличен объем теоретических сведений по каждой изучаемой теме.

Лабораторный практикум предназначен в первую очередь для знакомства с основными направлениями развития информационных технологий, во вторую очередь – для получения представления о возникающих при этом задачах и существующих технологиях их решения, и в третью очередь – освоения программных средств, обеспечивающих их решение.

Курс состоит из 9 работ. В каждой лабораторной работе рассматривается определенное направление использования информационных технологий, а также закрепляются ранее рассмотренные вопросы.

В лабораторных работах изучаются следующие темы:

· "Подготовка и оформление текстовых документов".

· "Сервисные функции текстовых редакторов".

· "Электронные таблицы MS Excel".

· “Обработка данных наблюдений средствами MS EXCEL”.

· "Подготовка проекта с использованием терминологии бизнес-процессов".

· "Подготовка и оформление демонстрационных материалов (роликов, электронных показов слайдов)".

· "Проектирование баз данных".

· "Подготовка WEB-страниц".

 

В начале каждой лабораторной работы приводятся краткие теоретические сведения по изучаемой теме, так что данный материал может использоваться и для самостоятельного обучения. В каждой работе приведены примеры решении типовых заданий, а также варианты заданий для самостоятельного выполнения.

Общая схема выполнения лабораторной работы

Студенты выполняют индивидуальные задания во время плановых занятий по дисциплине “Информационные технологии”. Каждый студент выполняет индивидуальный вариант задания в соответствии со своим номером в журнале группы. По этому номеру студент выбирает строку в списке вариантов заданий. Результаты работы каждый студент предъявляет преподавателю. Если за отведенное преподавателем время студент не справился с заданием, то он завершает работу в часы самостоятельной работы в компьютерных классах. В этом случае на титульном листе отчета должно быть записано полное имя файла и номер лабораторной работы, выполненной студентом.

При наличии всех лабораторных работ, утвержденных преподавателем, студент допускается к сдаче зачета.

Зачет включает в себя два элемента. Во-первых, каждый студент пишет ответ на один из лекционных вопросов. Во-вторых, проводится собеседование по одной из лабораторных работ. Оценка “Зачтено” выставляется при успешных ответах по обоим элементам

Лабораторная работа № 1

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Цели работы: научиться использовать текстовый редактор MS Word для подготовки и оформления текстовых документов.

Общие пояснения

Практически у каждого появляется необходимость подготовки текстовых или иных документов. С помощью компьютера можно организовать экранный диалог по размещению текста, исправлению ошибок, оформлению текста (выбор видов шрифтов, подготовка к печати и т.д.). Все эти работы выполняют редакторы. Редактором называется прикладная программа, служащая для создания и изменения какого-либо документа. При этом созданный документ записывается в файл на диске для последующей работы с ним. Современные редакторы обладают удобным пользовательским интерфейсом и позволяют отображать требуемую часть обрабатываемого документа на экране дисплея. В понятие документа входят такие объекты: исходные программы на каком-либо зыке программирования, произвольные тексты, формулы, таблицы, диаграммы, чертежи, различные графические изображения – всё то, что может содержаться в типографских изданиях.

Редакторы, в зависимости от вида обрабатываемого документа, подразделяются на простейшие, способные работать с простыми текстовыми документами; и текстовые процессоры – программные средства для автоматизированной обработки текстов. Они могут работать с диаграммами, формулами, чертежами и т.п. Кроме того, текстовые процессоры позволяют выполнять в автоматических режимах большое количество функций по созданию, хранению, редактированию и печати самых различных документов

Текстовые редакторы могут выполнять следующие группы функций:

1. Редактирование текста:

1.1. удаление, вставка и пересылка символов, последовательностей символов, строк и целых фрагментов текста (работа с блоками);

1.2. поиск и замена цепочек символов;

1.3. запись текстов в файл;

1.4. одновременная обработка различных фрагментов одного или нескольких файлов в различных окнах;

1.5. создание и использование собственных макрокоманд для обработки текста;

1.6. проверка орфографии.

2. Форматирование текста:

2.1. оформление текста с использованием различных шрифтов;

2.2. управление делением текста на абзацы;

2.3. автоматический перенос слов;

2.4. выравнивание текста по правой/левой границе;

2.5. структуризация текста;

2.6. многоколонковый набор.

3. Слияние файлов, т.е. импорт файлов различных форматов.

4. Экспорт файлов, т.е. перезапись их в другие форматы.

5. Подготовка текста к печати:

5.1. деление на страницы;

5.2. включение в текст иллюстраций;

5.3. предварительный просмотр страниц печати;

5.4. вычерчивание линий;

5.5. подготовка оглавления, сносок и индексов.

6. Печать текстов на различных типах принтеров в различных режимах.

Наиболее удобными среди текстовых процессоров являются такие, которые обеспечивают режим WYSIWIG (What You See Is Whot You Get), например, Microsoft Word, получивший в нашей стране и за рубежом наибольшее распространение. Простым однооконным текстовым редактором, входящим в комплект стандартной системы Windows, является программа Notepad (блокнот). Этот редактор позволяет подготавливать простые тексты документов, возможности форматирования – минимальные, зато и требования к системе очень низкие. Доступная физическая память – около 140 Кбайт. Еще один простой редактор, работающий в системе Windows - WordPad. Он позволяет работать с более длинными текстами, чем Notepad, возможности форматирования в этом редакторе также невелики. Он совместим с редакторами Word, Write, а также позволяет сохранять подготовленные тексты в формате rtf. «Легким» и удобным простым текстовым редактором является редактор Bred, он позволяет легко переключать отображение кодировки документов (ASCII/ANSI), управлять печатью и имеет ряд дополнительных сервисных функций.

Вопросы, изучаемые в работе

· Создание текстовых документов

· Форматирование текстов

· Использование нумерованных и маркированных списков

· Построение и оформление таблиц

· Вставка графических объектов

· Установка параметров страниц

Задание

Подготовить текстовый документ, содержащий:

1. список дисциплин, изучаемых в 4-м семестре, включив в него наименования предметов, форму занятий (лекция/практика), фамилии преподавателей, форму итогового контроля (экзамен/зачет);

2. таблицу «Расписание учебных занятий» Вашей группы, включив в нее дни недели, часы занятий, наименования предметов, фамилии преподавателей;

3. отформатировать фрагмент текста по заданию преподавателя в виде таблиц, маркированных и нумерованных списков по заданному образцу.

Порядок выполнения работы

Организация рабочего места

1. Создайте на рабочем столе папку «ИТ_лабораторная работа №1»[1].

2. В созданной папке создайте ярлыки к программам Блокнот, Paint, MS Word, MS Excel, MS Access, MS FrontPage.

3. Создайте на сетевом диске в папке «Информационные технологии» папку Вашей группы. В дальнейшем созданные документы размещать ТОЛЬКО в папках своей группы, документы называть, начиная со своей фамилии, например,
Иванов_отчет_по_лабораторной_работе1.doc.

Примеры

Список дисциплин, изучаемых в 4-м семестре

1. Вычислительная математика

· Лекции: Павлова Л.В.

· Практика: Страздин

2. Дискретная математика

· Лекции: Воронов М.В.

· Практика: Воронов М.В.

3. Информационные технологии

· Лекции: Савватеева Л.А.

· Практика: Комова В.А.

4. Основы электроники

· Лекции: Шапаренко Ю.М.

· Лабораторные работы: Шапаренко Ю.М.

5. Теория вероятности и математическая статистика

· Лекции: Павлова Л.В.

· Практика: Павлова Л.В.

6. Теория колебаний и волн

· Лекции: Рябухов И.Р.

· Лабораторные работы: Будранов Д.А.

· Практика: Рябухов И.Р.

7. Теория электрических цепей

· Лекции: Бычков Ю.А

· Лабораторные работы: Бердовский Н.Н.

· Практика: Бычков Ю.А.

8. Физика

· Лекции: Дьяченко Н.В.

· Лабораторные работы: Косцов

· Практика: Хлябич П.П.

9. Физическая подготовка

10. Философия

Расписание учебныхзанятий

  9:30-11:05 11:15-12:50 13:30-15:05 15:15-16:50 17:00-18:35
Понедельник ТЭЦ л. Вычисл. Матем. пр. Философия сем. ТЭЦ пр.  
Теория кол. и волн. лб. ТЭЦ лб.  
Вторник Философия л. Теория вер. и мат. стат. л.      
Теория вер. пр.
Среда   Информ. тех. пр. Основы электроники л. Физическая подготовка  
Дискретная матем. л. Дискретная матем. пр.
Четверг Теория кол. и волн. пр. Теория кол. и волн. л. Физика л.    
  Информ. тех. пр. Основы электроники пр.
Пятница ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Суббота Вычисл. Матем. л. Физическая подготовка Информ. тех. л. Физика лб.  

Лабораторная работа № 2

Общие пояснения

При подготовке документа в текстовом редакторе, нередко требуется дополнить текстовую информацию различными схемами, формулами или рисунками. Программа Word позволяет вставлять в документ такие объекты. Для этого можно использовать команды меню «Вставка» или же воспользоваться стандартным приемом копирования объектов через буфер обмена Windows. Кроме того, программа Word имеет специальные средства, доступ к которым осуществляется через панели инструментов. Отобразить/скрыть нужную панель инструментов можно, щелкнув правой кнопкой «мыши» в области строки меню. В панели инструментов можно по своему желанию добавлять необходимые инструменты. Для этого следует выбрать команду меню «Вид» -> «Панели инструментов» -> «Настройка» и далее – выбрать нужный инструмент из списка и буксировать его на панель.

Работа с макросами.

Часто при подготовке текстов возникает необходимость выполнять какие-то группы одинаковых операций (копирование, форматирование, вставку и т.д.). Эти действия могут быть записаны как группа команд, объединенных под одним именем – макрос. В дальнейшем макрос может быть запущен комбинацией клавиш, которая была назначена при его создании.

Письма и рассылки.

Создание однотипных документов, предназначенных разным адресатам (документов на бланке, наклеек, типовых писем и др.) – еще одна из удобных сервисных функций программы Word. При этом список рассылки может быть как таблицей, созданной в программе Word, так и таблицы программы Excel.

Стили и шаблоны документов.

Шаблоны, наряду со стилями, являются средством автоматизации оформления однотипных документов. Шаблон представляет собой набор стилей, параметров форматирования, кнопок панелей инструментов и макросов, хранящихся в файле с расширением .dot. По существу, шаблон является моделью документа, общей формой однотипных документов, каждый раз наполняемой особым содержанием при создании документа на основе шаблона.

Все документы создаются на основе шаблонов. По умолчанию, для создания документа выбирается шаблон Обычный (Normal.dot) на вкладке «Общие» диалогового окна «Создание документа», отображаемого командой меню «Файл»-> «Создать».

Вопросы, изучаемые в работе

· Настройка панелей управления

· Создание рисунков, схем

· Использование редактора формул

· Создание макросов

· Подготовка однотипных документов на бланке

· Создание шаблона «Резюме»

· Создание документа на базе шаблона

Задание

Выполнить индивидуальные задания и включить в отчет описание выполненных заданий. В отчет следует включить:

· Рисунок созданной панели управления

· Подготовленную схему

· Формулу

· Макрос

· Бланк и документы рассылки, полученные в результате слияния бланка и списка получателей

· Документ на базе шаблона (отдельным разделом).

Порядок выполнения работы

· Создание панели управления

Добавление, удаление элементов в существующих панелях управления выполняется выбором в меню Вид\Панели инструментов\Настройка.

Для создания новой панели в появившемся диалоговом окне следует перейти на закладку «Панели инструментов» и нажать кнопку «Создать», задать новой панели имя, и далее методом буксировки поместить на эту панель необходимые кнопки.

В панель управления включите кнопки быстрого доступа форматирования символов (шрифт, размер, увеличить/уменьшить, верхний/нижний индексы, увеличить/уменьшить отступ абзаца, вставка редактора формул, вставка рамки, форматирование размещения строк в таблице – по верхнему краю, по центру, по нижнему краю).[2]

Для копирования рисунка созданной панели в Ваш отчет скопируйте ее в буфер обмена (комбинацией клавиш alt+PrintScreen) и вставьте в документ Вашего отчета.

· создание рисунков, схем [3]

Отобразите панель инструментов «Рисование».

Пользуясь элементами панели инструментов «Рисование», нарисуйте схему по заданию вашего варианта.

· вставка формулы

Отобразите панель инструментов редактора формул (Меню; Вставка\Объект\MicrosoftEquation)

Вставьте в Ваш документ формулу вычисления:

 

1. Среднего значения
2. Дисперсии  
3. Стандартного отклонения  
4. Среднего отклонения  
5. Квадратического отклонения  
6. Сложения двух матриц A = B + C  
7. Произведения двух матриц A=B*C  
8. Суммы квадратов разности двух матриц

 

 

· Создание макросов в программе Microsoft Word [4]

Запись макросов

1. Выбрать команду «Сервис – макросы – начать запись»

2. В диалоговом окне «Запись макроса» дать имя макросу и назначить ему новую кнопку на созданной панели инструментов, поместив эту кнопку на панель инструментов, созданную Вами в предыдущем задании.

3. Перейти в Ваш документ и выполнить «вручную» последовательно все действия, которые должен выполнять Ваш макрос.

При создании макросов пользуйтесь комбинациями клавиш:

Ctrl + -> - выделить слово;

Shift + -> выделить символ;

Ctrl + Insert – скопировать выделенный фрагмент в буфер обмена;

Shift + Insert - вставить из буфера обмена в документ.

4. По окончании работы нажмите ¢ на панели "Остановить макрос"

5. Когда макрос будет написан, отредактируйте его текст, согласно заданию (Команда «Сервис – макрос – макросы – изменить)

6. Оформите кнопку запуска Вашего макроса на панели инструментов (сначала следует открыть диалоговое окно настройки панели инструментов – команда «Вид – Панели инструментов», а потом уже изменять что-либо на самих панелях) - измените значок кнопки и надпись на ней

7. Запустите созданный макрос можно в режиме редактирования, нажав кнопку „, или в пошаговом режиме, нажимая клавишу F8.

8. Скопируйте созданный макрос в текст Вашего отчета (выделить, поместить в буфер обмена, перейти в документ отчета и вставить из буфера обмена).

9. После редактирования сохранить документ и выйти из режима редактирования макроса.

 

· Подготовка однотипных документов на бланке [5]

Порядок подготовки однотипных писем.

1. Подготовьте основной документ (бланк) с текстом, согласно Вашему заданию. Оформите его параметры страницы, отступы и интервалы.

2. Подготовьте источник данных для рассылки - таблицу с фамилиями и оценками. Этот документ должен быть расположен в отдельном файле и ЗАПИСАН на диске. Сохраните его в папке «Информационные технологии\Рабочие файлы» и назовите «Успеваемость студентов.doc»

3. Выберите команду меню «Сервис – слияние» и на экране появится диалог «Слияние».

4. Нажмите кнопку «Создать» и в появившемся списке выбрать тип документа «Документы на бланке»

5. В качестве основного документа следует выбрать Активное окно (Подготовленный Вами документ для рассылки)

6. После этого вернуться с диалог «Слияние» и выбрать кнопку «Получить данные».

7. Далее выбрать «Открыть источник данных» и указать в качестве источника данных Вашу таблицу со списком студентов

8. В появившемся окне нажать кнопку «Правка основного документа»

9. После этого в левом верхнем углу Вашего основного документа появится панель «Добавить поле слияния», в котором отображаются поля (названия столбцов таблицы – источника данных), которые Вы можете вставлять в нужном месте Вашего основного документа.

10. Вставьте нужные поля в основной документ.

11. Сохраните бланк документа.

12. На панели «Слияние» стали активными кнопки «Объединить» и «Отбор записей».

13. Выполните отбор заданной категории студентов

14. Выполните слияние документов для заданной категории студентов

15. Сохраните документ, полученный в результате слияния

16. Используя файл «Успеваемость студентов.doc» составьте документы и подготовьте их для рассылки соответствующим адресатам.

17. Организуйте на панели инструментов кнопку, подготавливающую составленную рассылку.

 

· Создание шаблона

Для создания шаблона документа следует:

1. выбрать команду меню Файл\Создать, в диалоговом окне «Создание документа» установить переключатель Создать в положение Шаблон и щелкнуть по кнопке OK;

2. в открывшемся окне создаваемого шаблона ввести все необходимые текстовые и графические фрагменты;

3. установить требуемые параметры форматирования символов, абзацев, страниц и разделов, определить стили и макросы, которые будут храниться в шаблоне;

4. сохранить созданный шаблон командой меню Файл\Сохранить (в диалоговом окне «Сохранение документа» в поле Тип файла будет выбран тип Шаблон документа, и поле будет недоступно). Пир сохранении создаваемого шаблона Word автоматически переходит в папку Шаблоны, позволяя пользователю сохранить шаблон в соответственном месте.

 

Создаваемые пользователем шаблоны могут быть сохранены в любом месте. Однако для их отображении в диалоговом окне «Создание документа» их необходимо сохранять в специальной папке C:\Windows\Application Data\Мicrosoft\Шаблоны.

Вставка полей

Поля позволяют автоматически добавлять в документ определенную информацию и представляют собой набор инструкций, вставляемых в документ в виде кода поля. В самом документе отображается результат выполнения инструкций.

Поле позволяет выполнять следующие операции:

1. нумеровать страницы документа (Вставка\Номер страницы);

2. выполнять вычисления по формуле с отображением результата (Таблица\Формула);

3. вставлять текущую дату и время в документ (Вставка\Дата и время);

4. создавать оглавление документа с возможностью обновления и быстрого перехода к нужному разделу (Вставка\Оглавление и указатели);

5. добавлять в документ элементы автотекста (Вставка\Автотекст);

6. запрашивать у пользователя вид необходимой информации.

 

Для вставки поля в документ, следует:

1. установить курсор в то место документа, где должен отображаться результат обработки поля, и выбрать команду меню Вставка\Поле (поля могут быть вставлены в любое место документа или колонтитулов, а отдельные даже в пределах надписей);

2. в диалогов окне «Поле» в списке Категория выбрать требуемую категорию полей, а в списке Поля – имя поля. В области Код поля будет отображено имя выбранного поля, выбранные инструкции для выбранного поля, а также ключи. Ключи и инструкции, заключенные в квадратные скобки, являются необязательными;

3. при необходимости добавления ключей и задания других параметров поля щелкнуть по кнопке Параметры для отображения диалогового окна «параметры поля»;

4. щелкнуть по кнопке ОК.

Некоторые поля требуют дополнительных действий со стороны пользователя, прежде чем результат может быть отображен в документе (так называемы «поля действия»). Примером такого поля может служить поле Fill-in из категории Слияние: {FILLIN[“Приглашение”][ключи]}.

Это поле позволяет создавать диалоговые окна с запросом на пользовательский ввод. Такое диалоговое окно отображается непосредственно после вставки поля в документ, а также при обновлении поля (клавиша F9 или командой контексного меню Обновить поле). Диалоговое окно содержит текст, информирующий пользователя о требуемых действиях (задается при вставке поля после имени поля как Приглашение), а также поле для ввода текстовой текста. При вставке поля Fill-in в документ можно указать с помощью ключа \d текст, используемы по умолчанию в том случае, если пользователь ничего не введет в диалоговом окне (текст в кавычках вводится после ключа).

Иногда возникает необходимость в отображении кодов полей (например, для изменения ключей или текста инструкций). Для включения режима отображения кода поля необходимо поместить курсор в пределах поля и нажать комбинацию клавиш Shift+F9. Можно также выбрать из контекстного меню команду Коды\значения полей. Для включения режима отображения всех полей в документе следует установить флажок Коды полей на вкладуке Вид диалогового окна «Параметры», отображаемого командой меню Сервис\Параметры.

Для визуального отображения полей используется режим затенения. Можно выбрать один из трех вариантов затенения: всегда, при выделении или никогда (Сервис\Параметры\Вид).После вставки поля в документ его можно выделять, копировать, перемещать, вырезавть, вставлять, форматировать как обычный текст.

Для быстрого перемещения от одного поля документа к следующему используется клавиша F11, к предидущему – Shift+F11.

Если возникает необходимость запретить обновление поля, его следует выделить и заблокировать комбинацией клавиш Ctrl+F11 или Ctrl+3 (при этом команда контекстного меню Обновить поле будет недоступной). Для разблокировки поля используют комбинацию клавиш Ctrl+Shift+F11. Если поле не подлежит дальнейшему изменению, его можно преобразовать в текст комбинацией клавиш Ctrl+Shift+F9 или Ctrl+6.

 

1. Создайте шаблон резюме (см образец).

2. вверхней строке вставьте поле Fill-in для ввода адреса и телефона с указанием текста, информирующего автора резюме о требуемых действиях, и текста, выводимого по умолчанию;

3. примените постоянное затенение полей;

4. ниже вставьте поле Fill-in для ввода фамилии, имени и отчества автора резюме;

5. используйте приведенный в образце текст для информации автора резюме о содержании сведений, которые ему необходимо указать;

6. вставьте в последней строке поле Fill-in с текстом, предлагающим автору указать вопрос, который он хотел бы осветить в резюме дополнительно;

7. сохраните шаблон резюме с именем РезюмеNew и закройте его.

 

Откройте шаблон «РезюмеNew» и создайте собственное резюме. Дополнительно:

1. преобразуйте в текст поле раздела, освещаемого автором резюме по своему усмотрению;

2. заблокируйте обновление полей адреса и телефона автора резюме.

 

Оформление отчета

1. Установите для Вашего документа: параметры страницы, поля: верхнее – 2,5; нижнее – 2,5; левое – 3; правое – 1,5.

2. Установите для документа (кроме титульного листа) параметры абзацев: выравнивание – по ширине страницы; первая строка – отступ 1,5; междустрочный интервал – полуторный.

3. Установите шрифт: Times New Roman; начертание – обычный; размер – 12.

4. Задайте стили для названия и основных разделов отчета (документ созданный на базе шаблона является отдельным разделом отчета).

5. Вставьте оглавление на последней странице отчета.

6. Вставьте нумерацию страниц в нижнем правом углу отчета.

7. Вставьте в верхний колонтитул со свою фамилию,
например, «Иванов отчет по лабораторной работе №2».

8. Сохраните оформленный документ.

9. Закройте программу MS Word.

Примеры

План 2-го этажа

 

 

Пример шаблона


Варианты заданий

Таблица 1. Индивидуальные задания к лабораторной работе №2

 

№ вар Схема Макрос Документ на бланке
  ... расположения помещений первого этажа первого учебного корпуса РГГМУ … исправляющий текст текущего слова, набираемый на латинской раскладке Уведомление об академической задолженности – студентам, имеющим двойки хотя бы по одному экзамену
  ... расположения помещений второго этажа первого учебного корпуса РГГМУ … исправляющий текст текущего слова, набираемый на русской раскладке Поздравление с отлично сданной сессией – студентам, имеющим все пятерки
  ... расположения помещений третьего этажа первого учебного корпуса РГГМУ … переводящий символы слова, стоящего перед курсором, в прописные Напоминание об очередном экзамене – всем студентам, имеющим зачет
  ... расположения помещений первого этажа второго учебного корпуса РГГМУ … переводящий символы текущего абзаца в прописные Сообщение о начислении стипендии – студентам, сдавшим экзамен без троек
  ... расположения помещений второго этажа второго учебного корпуса РГГМУ … сортирующий выделенный текст по возрастанию терминов, записанных курсивом Выдачу направления на первый экзамен – студентам, имеющим двойку или пропуск первого экзамена
  ... расположения помещений третьего этажа второго учебного корпуса РГГМУ … сортирующий выделенный текст по убыванию терминов, записанных жирным шрифтом Выдачу направления на второй экзамен – студентам, имеющим двойку за второй экзамена и сдавшим первый экзамен
  ... размещения компьютеров в учебном классе … переводящий текст, записанный русскими буквами на их латинские аналоги (Б – B, Ф – F, и т.д) Выдачу направления на третий экзамен – студентам, имеющим двойку за третий экзамен и сдавшим хотя бы один экзамен
  ... размещения мебели в Вашей рабочей комнате … переводящий текст, записанный латинскими буквами на их русские аналоги (B - Б, F - F, и т.д). Замечание: начните с букв русского языка, которые изображаются в латинице двумя и более символами, напр. sch – ш, Предупреждение об отчислении – студентам, имеющим более двух двоек
  ... электропроводки в Вашей квартире … преобразующий текст текущего абзаца в таблицу из трех столбцов, причем в каждую клетку таблицы попадает одно слово. Приглашение зайти в деканат – студентам, не сдавшим курсовую работу
  ... дороги от метро к первому корпусу РГГМУ … преобразующий текст текущего абзаца в таблицу из пяти столбцов, причем в каждую клетку таблицы попадает одно слово Поздравление с Днем защитника Отечества – всем юношам
  ... дороги от метро ко второму корпусу РГГМУ … исправляющий текст текущего слова, набираемый на латинской раскладке Поздравление с 8 марта – всем девушкам
  ... дороги от Вашего дома до ближайшей станции метро … исправляющий текст текущего слова, набираемый на русской раскладке Предупреждение о наличии задолженности по предмету
  … план помещений кафедры МИТ … переводящий символы слова, стоящего перед курсором, в прописные Предупреждение о наличии задолженности по двум предметам
  … план столовой I корпуса … переводящий символы текущего абзаца в прописные Напоминание о сдаче паспортных данных
  … план столовой II корпуса … сортирующий выделенный текст по возрастанию терминов, записанных курсивом Приглашение на Олимпиаду по информатике
  … план Вашего рабочего кабинета … сортирующий выделенный текст по убыванию терминов, записанных жирным шрифтом Поздравление с победой в Олимпиаде по информатике

Лабораторная работа № 3

Общие пояснения

Широкое распространение получил класс программ, называемых электронными таблицами. Электронная таблица – это специальная программа, предназначенная для математической обработки данных, организованных в виде таблицы, записи исходных параметров и результатов обработки на диск и выдача их на устройство вывода в виде отчётных докладов. Область применения:

· бухгалтерский учёт;

· планирование и распределение ресурсов;

· небольшие проектные расчёты;

· инженерно-технические расчёты.

ЭТ на экране дисплея представляется в виде таблицы, состоящей из ячеек расположенных на пресечении строк и столбцов. В каждую ячейку можно заносить различную информацию: текст, числа, формулы. Последнее является наиболее важным, т.к. имеется возможность изменения в процессе расчёта значений любой ячейки с помощью формул, записанных в эти ячейки. Расчёт содержимого ячеек может быть повторён при изменении исходной информации. Современные таблицы имеют достаточно высокий набор общих математических функций обработки таблицы, так что можно решать задачи прямого счёта, построения несложных операционных вычислений и проводить процессы на основе несложных математических моделей. В программу включены режимы сортировки и поиска, режим деловой графики. Имеется возможность автоматизировать процесс вычислений путем использования макросов, в которых содержатся наборы команд формирования и обработки данных, записанных в таблице. Электронные таблицы строятся, как правило, на общих принципах, поэтому работа с пакетами различных фирм внешне очень похожа. Отличия заключаются в количестве используемых команд и особенностях интерфейса. Наиболее распространены ЭТ SuperCalc 5.0, Lotus 1-2-3 (Lotus), Quattro Pro 5.0 (Borland) (DOS), Excel (MicroSoft) - Windows,

Вопросы, изучаемые в работе

· Создание электронных таблиц

· Оформление рабочих листов

· Организация вычислений в электронной таблице

· Использование функций

· Построение диаграмм

Задание

1. Подготовить электронную таблицу, в которой вычисляются значения функции Y=F(X)

2. Записать формулы вычисления статистических характеристик полученной функции (Среднее, дисперсия, максимум, минимум и др).

3. Построить график функции.

4. Повторить п.п. 1-3 для функции, заданной параметрически:
X=F1(t), Y=F2(t)

Общие рекомендации по подготовке и обработке данных в электронных таблицах Microsoft Excel

Выделение блока ячеек

При работе с электронной таблицей одной из наиболее часто используемых операций является выделение блока ячеек. Вы­деление блока ячеек служит для обозначения ячеек, к которым должна относится следующая команда или функция. Например, блок выделяется при копировании формул, форматировании таб­лицы, создании графиков и др.

Для выделения (маркировки) блока ячеек с помощью клавиа­туры необходимо разместить указатель ячейки на одной из угло­вых ячеек маркируемой области, нажать клавишу [Shift], после чего передвинуть указатель ячейки с помощью клавиш управле­ния курсором. После того, как блок ячеек будет выделен, отпус­тить клавишу [Shift].

С помощью мыши выделение интервала выполняется путем нажатия левой кнопки на угловой ячейке и перетаскивания ука­зателя мыши по остальным ячейкам интервала.

Для выделения несмежных диапазонов ячеек необходимо вначале мышью выделить первый блок ячеек, затем нажать кла­вишу [Ctrl] и, удерживая нажатой клавишу [Ctrl], мышью выде­лить другие блоки ячеек.

При выделении блока ячеек происхо







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.