Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Драгоценность человеческой жизни





 

Сначала вам необходимо осознать драгоценность [14] своей жизни, и тогда вы поймете ее смысл. Не понимая истинного смысла своей жизни, вы будете думать, что главная цель – иметь одежду и деньги, разъезжать туда-сюда, ходить на пляж, загорать до черноты. Но как только вы осознаете драгоценность своей жизни, то увидите, что она имеет гораздо более глубокий смысл.

 

Затем вам следует понять значимость [15] драгоценной человеческой жизни. Осознав ее значимость, вы познаете смысл жизни более глубоко. Третье положение, которое здесь объясняется, – редкость драгоценной человеческой жизни. Оно помогает вам осознать, что ваша человеческая жизнь не только драгоценна и значима, но и очень редка, поэтому не стоит злоупотреблять ею.

 

В результате человеческого рождения пока вы свободны от страданий низших миров. Если вы не устраните омрачения, то опять попадете в низшие уделы. Вы получили визу в мир людей как приз, на короткое время.

 

Зная это, всеведущий Будда привел такой пример: на дне океана живет слепая черепаха. В течение всей жизни она сидит на дне океана и раз в сто лет всплывает на поверхность. Океан – это сансара. На его поверхности плавает золотое ярмо, которое символизирует драгоценную человеческую жизнь. Черепаха, слепота которой – неведение, всплыв на поверхность, попадает головой в золотое ярмо. Из-за неведения большую часть времени вы создаете неблагую карму и очень мало создаете благой кармы, причин счастья. Из-за этого так же редко, подобно слепой черепахе, всплывающей на поверхность раз в сто лет, вы получаете человеческое рождение. Всплыть наверх – значит получить человеческое рождение. Но мы получили не просто человеческое рождение, а драгоценную человеческую жизнь, которую так же трудно обрести, как черепахе – попасть головой в золотое ярмо, плавающее на поверхности океана.

 

В своей медитации вы можете постичь драгоценность человеческой жизни, размышляя над примером о слепом и безногом человеке, который спал на скале и во сне упал со скалы вниз. Упав, он приземлился прямо на спину дикому оленю, схватился за его шею, и дикий олень поскакал прочь. Когда слепой понял, что он скачет на спине дикого оленя, он сказал: «Сегодня случилось невероятное: я, слепой и безногий, скачу на спине дикого оленя! Если сейчас я не спою песню, когда же еще мне петь!?»

 

Точно так же вы в действительности безноги, потому что у вас мало заслуг. Если у вас много заслуг, образно говоря – хорошие ноги, вы можете ходить на этих ногах куда угодно. Сейчас вам редко удается получить желаемое, потому что у вас не хватает заслуг, соответственно, нет духовных ног. Откровенно говоря, вы все безноги, потому что заслуг у вас очень мало. У вас, конечно, есть ноги из плоти и костей, но настоящих ног у вас нет. Кроме того, вы слепы. Хотя у вас есть эти два глаза, но настоящего глаза – глаза мудрости – у вас нет.

 

Итак, вы – безногие и слепые – спите на скале сансары и падаете с нее. Сейчас, упав, вы случайно приземлились на спину дикому оленю драгоценной человеческой жизни. Осознав случившееся, скажите себе: «Сегодня со мной произошло просто невозможное: я, слепой и безногий, благодаря доброте Духовного Наставника и Будды скачу на диком олене драгоценной человеческой жизни. Если сегодня я не буду практиковать Дхарму, когда же еще мне удастся ее практиковать!?» Если вы будете размышлять об этом, у вас появится энтузиазм. Основная цель медитации о драгоценной человеческой жизни – породить энтузиазм к духовной практике.

 

Непостоянство и смерть

 

Третья тема тренировки начального уровня мотивации – это медитация на непостоянство и смерть, ведущая к осознанию трех реальных ситуаций вашей жизни. Ваше положение похоже на ситуацию старой женщины, живущей в арендованном доме. Она без устали украшает свой дом, ухаживает за ним, ремонтирует, обставляет красивыми вещами. Поскольку она сильно привязана к дому и саду, она часто сердится на детей, которые срывают цветы в ее садике перед домом, и завидует соседям, у которых дома красивее и больше.

 

Однажды к ней пришел мудрый человек и сказал: «Я расскажу тебе о трех твоих проблемах, о которых ты не знаешь. Во-первых, дом не принадлежит тебе, во-вторых, хозяин дома эгоист и может выгнать тебя в любой момент, в-третьих, ты много сил тратишь на содержание и украшение этого дома, но когда тебя выгонят, ничего из того, что делаешь, ты не сможешь забрать с собой. Но если у тебя будут деньги, которых сейчас нет, тогда ты сможешь купить новый дом, даже лучше прежнего. Подумай над этим». Она стала думать и, осознав свое истинное положение, сказала себе: «Надо же, сколько драгоценного времени я потеряла впустую!»

 

Когда на следующее утро дети сорвали цветы в ее садике, она сказала: «Сорвите еще сколько хотите». У нее исчезла зависть к соседям, их цветам и домам. Она стала жалеть их, потому что те тоже не знали, в какой ситуации они находятся.

 

Когда вы испытываете зависть к соседу, который купил машину, вы похожи на эту женщину. Вы все находитесь в подобной же ситуации, поэтому не думайте, что старая женщина из этой истории просто глупа. Дом в этом примере – ваше тело. Вы думаете, что оно принадлежит вам, но это не так. Вы просто взяли это тело в аренду на деньги своей кармы. Когда кармические деньги кончатся, вам придется это тело покинуть. Тем более, если даже ваше собственное тело вам не принадлежит, неправильно считать своими машину, дачу, жену и прочее. Невозможно по-настоящему обладать чем-то материальным, вы просто временно заботитесь об этом, а потом все ваше имущество переходит к другим людям. Никто не был собственником нашего мира в прошлом, не является им сейчас и не будет в будущем. Величайшие завоеватели покоряли империи и страны, а сейчас от них осталось только имя, не осталось даже их тел, поскольку тела им не принадлежали.

 

Когда вы познаете реальность – непостоянство (что, в общем, не сложно), вы не будете стремиться обладать собственностью. Но временно вы являетесь владельцем этого мира. Вы должны понимать, что это временно ваш мир, ваша Земля. Так как эта Земля произведена и вашей кармой, вы частично и временно владеете этой планетой. Все, что есть на ней, временно ваше, но постоянно вы, как и кто-либо в мире, ничем завладеть не можете. В этом смысле между вами и Березовским нет разницы. Но у вас перед ним есть одно преимущество – вы можете спать спокойно, а он не может.

 

Вернемся к примеру с той женщиной. Как хозяин может выгнать ее в любой момент, так и смерть в любой момент может выгнать вас из дома вашего тела. Это может случиться завтра или послезавтра. Таково истинное положение вещей. Точно так же, как старая женщина при выселении не возьмет с собой ни чистоту дома, ни домашний уют, так и мы ничего не сможем унести с собой в момент смерти. Как этой женщине для покупки нового дома нужны деньги, так и нам необходимы кармические деньги для обретения высшего рождения.

 

Итак, первая ситуация – это осознание того, что дом вашего тела вам не принадлежит. Вы всего лишь взяли его в аренду и платите за него кармическими деньгами. Раз это тело не ваше, когда-нибудь вам придется расстаться с ним. Такова природа вещей. Это первое основное положение: смерть неизбежна.

 

Надо думать так: «Через пятьдесят или шестьдесят лет меня уже точно не будет в этом мире. Каким бы популярным я ни стал, вся моя слава – пустой звук. Через некоторое время от меня останется только имя, поэтому какая польза от известности и репутации?»

 

В Америке говорят: «Невозможно убежать от смерти и от налогов». А в России от налогов, может быть, еще и можно укрыться, но от смерти точно не скроешься. Так в любой стране: от смерти не убежишь, а от налогов, в принципе, можно. Но американцы так говорят, поскольку в их стране налоги практически так же неизбежны, как смерть. Итак, вы должны понимать, что рано или поздно умрете.

 

Вторая реальная ситуация состоит в том, что время смерти неизвестно. Смерть может нагрянуть в любой момент, и это важно знать. Многие люди знают о том, что рано или поздно умрут, но мало кто понимает, что смерть может случиться с ними в любой момент. Мало кто задумывается об этом. Инстинктивно люди думают: «Я проживу еще долго. Другие люди, может, и умрут, но я точно буду жить еще долго». Несмотря на то что люди постоянно сталкиваются со смертью молодых парней и девушек, даже детей, их это не наводит на размышления. Они не понимают, что и они тоже могут умереть через год или два. Это называется концепция постоянства. Она обманывает нас. Именно из-за концепции постоянства мы зациклены на сансаре и целиком увлечены этой жизнью. Мы совершенно не понимаем ценности вещей, которые принесут нам счастье в будущих жизнях.

 

Например, если вы выпали из самолета, летящего на большой высоте, вы падаете и с каждым мгновением приближаетесь к земле. Понимая эту ситуацию, вы не будете придавать ценности никаким другим вещам, кроме одной – парашюта. Если вы приземлитесь с парашютом Дхармы, ваше приземление не станет катастрофой. Итак, важно думать о том, что время смерти неизвестно.

 

Смерть не станет ждать, когда вы закончите свои дела. С другой стороны, она не приходит так уж внезапно, она предупреждает о своем скором приходе. Смерть периодически посылает вам приглашения, но вы не обращаете на них внимания. Например, когда ваши волосы становятся седыми, это приглашение смерти. Но, получив приглашение, что мы делаем? Мы начинаем красить волосы. Затем смерть посылает еще одно приглашение – морщины. Тогда вы делаете пластическую операцию. Так вы постоянно обманываете себя.

 

Когда ваши волосы поседеют, не закрашивайте седину, скажите: «Смерть, я получил твое приглашение и буду готовиться». Надо быть всегда готовым, потому что время смерти неизвестно. Мастера традиции Кадам перед сном всегда переворачивали свою чашку вверх дном, напоминая себе, что завтра она может им не понадобиться. Если однажды перед сном вы перевернете свою чашку и скажете себе: «Может быть, завтра я буду жив, а может, и нет», тогда ваш сон будет спокойным и позитивным. Вы же, засыпая, никогда не задумываетесь о непостоянстве и смерти. Перспектива заболеть или умереть завтра кажется вам очень пугающей. Но вы никогда не задумываетесь над тем, как будет хорошо, если завтра вы останетесь живы!

 

Существует такая аналогия: в тюрьме тысяча заключенных, и каждое утро надзиратель убивает пятьдесят человек. Нельзя сказать, кто останется жив на следующий день, попадете ли вы в их число. Сумасшедший надзиратель закрывает глаза и стреляет наугад. Если утром вы вернулись живым в камеру, как вы будете себя чувствовать? Невероятно, сколько было у вас в это утро возможностей получить пулю, но вам повезло! Мы не думаем об этом, мы обнаглели по отношению к смерти, к ее приглашениям. Наш ум – как плохой калькулятор.

 

А мастера традиции Кадампа, встав утром, переворачивали свою чашку обратно и говорили: «Как мне повезло! В этот день я смогу наполнить свою жизнь смыслом».

 

Если вы живете таким образом, ваша практика Дхармы с каждым днем становится чище. Размышляя о непостоянстве, вы защищаетесь как от рождения в низших мирах, так и – в повседневной жизни – от депрессии, отчаяния, горестных ощущений. Когда у вас наступает депрессия, подступают проблемы, финансовые или семейные, в этот момент подумайте о концепции непостоянства. Тогда мирские проблемы начинают разрушаться и разрешаться. Итак, лучшая защита в начале практики – придерживаться концепции непостоянства и смерти.

 

Третье основное положение – размышление о том, что пригодится вам в момент смерти. На этот счет существует подробное учение. Говоря кратко, в момент смерти полезна только Дхарма. Это означает, что в этот момент вам пригодятся только ваши духовные качества, только их вы можете взять с собой из этой жизни в следующую.

 

Формировать концепцию непостоянства не значит постоянно твердить, что вы умираете. Здравомыслие: нет ничего постоянного, и нет гарантии, что завтра вы будете живы, – пойдет вам только на пользу.

 

Из теории вероятностей вытекает, что умереть завтра гораздо вероятнее, чем выжить. Это реальность, а не способ вас запугать. Ведь для того чтобы прервалась ваша жизнь, есть очень много условий, а для того чтобы она продолжилась, нет ни одного. Мы состоим из четырех элементов, и если нарушится баланс между ними, то наступит смерть. Есть очень много смертельных болезней, природные катаклизмы, транспорт и много чего еще. Помимо этого, само наше тело очень хрупкое. Человек может умереть даже во сне от остановки сердца. Мы все время думаем, что такое может случиться с другими, а не с нами, но это может случиться с нами в любой момент. Когда это случится, уже будет слишком поздно что-то менять.

 

Наше тело – это не современный «Мерседес», это очень старые «Жигули». Когда мы едем на старой машине, у нас в багажнике есть запчасти, и, когда достигаем цели поездки без поломок, мы говорим: «Слава богу, добрались». Поэтому каждый день, проснувшись, говорите себе: «Слава богу, я проснулся живым». Эта концепция очень полезна и проста.

 

Вы знаете актрису Шерон Стоун? У нее были проблемы с мужем. Муж хотел развестись и требовал восемьдесят процентов ее состояния. Она очень испугалась и от испуга впала в кому. Долгое время она была начинающей буддисткой, практиковала поверхностно. Когда она вышла из комы, то вспомнила учение о непостоянстве. Она начала думать над этим и в результате так поменяла свою оценку существующего мира, что эти восемьдесят процентов перестали представлять для нее какую-либо ценность. Она сказала себе: «Счастье в том, что я просыпаюсь каждый день и вижу вокруг близких и знакомых людей и что они живы и здоровы». Оттого что она реализовала концепцию непостоянства, она не потеряла эти восемьдесят процентов, а отдала их в помощь нуждающимся.

 

Концепция непостоянства, если ее придерживаться, поможет вам в этой жизни и в будущих. И наоборот, концепция постоянства ничего не принесет вам, кроме расстройств. Подъем цен, изменение условий – все это будет расстраивать вас.

 

Иногда человек ведет себя хуже собаки. У собаки нет дома, она не думает, что будет есть завтра, и при этом спит спокойно, потому что у нее нет концепции постоянства. Она думает, что, когда наступит завтра, тогда найдется еда и кров. А у человека очень сильна концепция постоянства. Если у него даже есть что-то в запасе на один день, ему этого мало, ему надо, чтобы запас был на год, на два, на десять, пятьдесят или сто лет. Это мешает вам, не дает спать спокойно, потому что все время в голове существует концепция постоянства. Она мешает вам даже в этой жизни.

 

Если вглядеться, то очень много жизненных ошибок возникает из-за дебютной ошибки под названием концепция постоянства. Точно так же в шахматной игре: человек, который плохо играет, придерживается концепции постоянства, думая, что после его хода противник сделает такой-то ход, далее такой-то и в конце концов проиграет. Вы думаете, что противник не станет менять сложившуюся ситуацию и будет играть так же, как раньше, не будет делать невыгодные вам ходы. На самом деле нет ничего постоянного. Хороший шахматист знает, что все может поменяться в любой момент, нужно быть готовым ко всему. В ответ на наш сегодняшний ход завтра противник может сделать не тот ход, на который мы рассчитываем.

 

Если противник делает не тот ход, который мы ожидаем, ничего страшного. Настоящий шахматист выигрывает, потому что знает, что в этой ситуации все может измениться. У вас в жизни нет четкого сценария, определенного порядка событий, нет постоянства. Зная это, вы не будете напуганы неожиданным поворотом событий.

 

Буддизм говорит, что у концепции постоянства есть пять недостатков. Первый недостаток заключается в том, что вы не памятуете о Дхарме и полностью теряетесь в нынешней жизни. О такой драгоценности, которая является источником счастья жизнь за жизнью, вы даже не думаете. Дхарма в этой ситуации – как парашют для нас, выпавших из самолета. А когда человек думает, что он не падает, то отказывается от парашюта. Вместо этого он просит поставить себе большой трон, садится на него и считает это счастьем. Непамятование о Дхарме – это самообман, катастрофа.

 

Тема непостоянства сама по себе не сложна, но осознать непостоянство очень сложно. Те, кто раньше получал это учение, думали, что оно совсем простое. А сейчас, когда начали размышлять над ним, понимают, что оно очень глубокое. Оно доходит до вашего сердца, проникает внутрь. Вы чувствуете, переживаете и после этого начинаете меняться. Хорошо, когда происходит так. Если вы сейчас не проникаетесь этим, то дальнейшее занятие медитацией на эту тему вам не пойдет на пользу, не изменит вас.

 

Второй недостаток опоры на концепцию постоянства: даже если вы памятуете о Дхарме, вы не практикуете, откладывая практику на потом. Это похоже на то, что вы падаете из самолета и Учитель протягивает вам парашют, но вы считаете, что сейчас вам он пока не нужен, что он понадобится позже. Среди моих учеников очень много таких. Они говорят: «Спасибо, но сейчас его очень неудобно таскать. Открывать его неудобно, очень много дел надо сделать. Потом я надену его и открою». Но «потом» никогда не наступит.

 

Есть такая шутка: один учитель все время заставлял своего ученика работать. Однажды ученик спросил учителя: «Когда же мы будем отдыхать, когда пойдем на пикник?» Учитель ответил: «Когда ты закончишь эту работу, тогда у нас будет пикник, мы пойдем отдыхать». Но потом он так же говорил о каждой новой работе. Работа никогда не заканчивалась, и ученик сильно устал. Однажды они с учителем вышли на улицу и встретили четырех человек, несших на носилках труп. Так как учитель был старый и плохо видел, он спросил ученика: «Что там происходит, кого несут?» Ученик ответил ему: «Несут человека, который закончил свою работу и отправился на пикник». Таково же ваше намерение закончить свои дела и потом приступить к практике. Скорее всего, это будет на кладбище, когда окажется слишком поздно. Никогда не откладывайте практику. Откладывание происходит из-за концепции постоянства.

 

Третий недостаток, обусловленный концепцией постоянства: даже если вы вспомнили о Дхарме и заставили себя заниматься буддийской практикой, ваша практика не будет чистой. Восьмой Кармапа говорил: «Если утром я не вспомню о непостоянстве и смерти, то вся утренняя практика становится пустой. Если днем не буду помнить об этом, то и дневная практика пройдет впустую. Если не памятовать о непостоянстве и смерти, девяносто девять процентов вашей практики будет направлено на достижение радости и счастья в этой жизни. Вы как будто занимаетесь практикой, читаете молитвы, мантры, но при этом думаете: «Сегодня я сделал то-то, завтра буду делать это и то». Такая практика становится временем планирования ваших мирских дел. Эти недостатки возникают из-за привязанности к концепции постоянства.

 

Четвертый недостаток: из-за цепляния за концепцию постоянства все другие омрачения – гнев, привязанность и т. п. – увеличиваются день за днем. Когда кто-то нагрубил вам, вы, побуждаемые цеплянием за постоянство, думаете, что если вы ему сейчас не ответите, то завтра, послезавтра и через неделю он будет снова и снова так говорить о вас. А если у вас есть реализация непостоянства, вы отнесетесь к этому равнодушно: может быть, завтра вы не увидите этого человека. Вероятно, умрете вы или умрет он. Цепляние за постоянство заключает вас в тюрьму, тогда как концепция непостоянства освобождает вас.

 

Пятый недостаток: в момент смерти вас будет сопровождать чувство великого сожаления, потому что время драгоценной человеческой жизни было растрачено впустую.

 

Прибежище

 

Размышляя о непостоянстве и смерти, вы приходите к пониманию того, что после смерти вам придется переродиться в одном из шести миров сансары. Эти шесть миров состоят из трех благих уделов и трех дурных уделов. Если мы не будем создавать благую карму и все время будем создавать негативную карму, негативная карма приведет к нашему рождению в одном из трех низших миров. Здесь также необходимо понимание страданий в трех низших мирах. Осознав все вышеперечисленное, вы всем сердцем обратитесь за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе.

 

Сначала мы должны понять, что рождение в низших мирах или рождение человеком зависит не от нашего желания, а от причин, которые мы создаем. Надо исследовать, сколько вреда мы нанесли живым существам не только в этой, но и в предыдущих жизнях. С другой стороны, сколько пользы мы принесли другим существам, насколько мы были нравственными, как мы соблюдали обеты и соблюдали ли их вообще. Это будет настоящая диагностика самих себя. Тогда вы поймете, что девяносто процентов причин в вашем уме ведут к рождению в низших мирах и только десять – к миру людей.

 

Ваше прибежище недостаточно сильно, потому что вы не знаете, в какой опасной ситуации вы находитесь. Завтра вы можете умереть и родиться в низших мирах. У вас больше шансов для неблагого перерождения, и этого стоит бояться. Это полезный страх, которого у вас пока нет. Вместе с тем у вас много глупых, бесполезных видов страха, которых у практикующего быть не должно.

 

Страх больного человека, что его болезнь может усугубиться, – это полезный страх, побуждающий вовремя принимать лекарство. Поэтому врачи очень строги: они говорят, что ваша ситуация неблагоприятна и, если вы не начнете принимать лекарство, потом будет поздно. Например, у вас болит печень или желудок. Если вы будете есть острое, вам станет еще хуже. Врач говорит это не для того, чтобы испугать вас. Он хочет вам помочь. После его слов у вас появляется страх: «Я болен, и мне нужно быть осторожным, иначе ситуация может усугубиться». Потом вы принимаете нужные лекарства, соблюдаете диету, и ваше здоровье постепенно восстанавливается.

 

Так действует полезный страх, в том числе и тот, который побуждает вас принять прибежище в Трех Драгоценностях. Первая причина прибежища – это страх, сначала[16] перед рождением в низших мирах. Нагарджуна говорил: «Трижды в день вспоминайте о страданиях низших миров».

 

Вторая причина достижения реализации прибежища – это неколебимая вера в Будду, Дхарму и Сангху. Почему Будда является подходящим объектом прибежища? Есть четыре причины: первая состоит в том, что Будда сам освободился от сансары. Те, кто находится в сансаре, не могут нам помочь. Лишь освободившийся достаточно надежен.

 

Во-вторых, Будда обладает великим состраданием. Тот, кто освободился от сансары, но не имеет сострадания, вряд ли станет вам помогать. У Будды есть возможность вам помочь, потому что он обладает великим состраданием. В-третьих, он обладает искусными методами для того, чтобы помогать. Если мы принимаем прибежище в Будде, он может помочь нам самыми разными методами.

 

В-четвертых, Будда имеет равностное отношение ко всем живущим. Существо, не обладающее равностным умом, сегодня может любить вас, а завтра забыть или возненавидеть. Будда имеет настолько равностное отношение, что, если с одной стороны человек ублажает его тело и восхваляет его, а с другой стороны человек хулит его и отрезает ему руку, он одинаково хорошо относится к обоим. Он смотрит на них как на страдающих болезнью омрачений, поэтому одинаково сострадателен к обоим. Он смотрит на них как на двух нищих, которым не хватает счастья. Так он смотрит на всех нас. Какое другое существо может быть более надежной опорой?

 

Небуддисты ищут прибежища в своих богах. Они говорят, что боги подходят для принятия прибежища, потому что они далеко видят. Ашвагхоша говорил, что в таком случае можно принять прибежище и в орлах, потому что они видят дальше, чем мы. Поэтому когда вы смотрите на тех, кто принимает прибежище в других богах, то видите, что у них нет четырех причин. Некоторые принимают прибежище в своем боге, потому что, по их словам, он их любит. Но этого недостаточно. Ведь тогда можно принять прибежище в своей матери, которая тоже очень любит вас.

 

Одной лишь любви недостаточно. Не забывайте, что все, кто вас любит, также пребывают в сансаре. У вашей мамы тоже есть омрачения, поэтому ее любовь лишена здравомыслия. Если же она свободна от сансары, она очень близка к состоянию будды и тоже является надежным прибежищем.

 

Вирус омрачений заставляет вас страдать не только в этой жизни, но и во множестве других жизней на протяжении кальп. Страдания в этой жизни – ничто по сравнению со страданиями в адах. Размышление об этом поможет вам найти прибежище в Будде. Вам не захочется махамудры и дзогчена, захочется лишь избавиться от рождения в низших мирах, и вы с этой просьбой обратитесь к Будде. А когда вы уже разовьете сильное сострадание ко всем живым существам, тогда вам и понадобятся махамудра и дзогчен.

 

Вопрос: Вы говорили, что Будда, Дхарма, Сангха – это объекты прибежища, которые никогда не оставят нас. Но ведь бывают черные кальпы, когда нет учения Будды. Как же они защитят нас в этом случае?

Ответ: Во время черных кальп будды существуют, но не являются в этот мир в качестве Высшей Нирманакаи, которая осуществляет двенадцать деяний будды. Поэтому такие кальпы называются черными. Но когда вы принимаете прибежище в Будде, Дхарме, Сангхе, Три Драгоценности становятся неотделимы от вас. Они всегда будут с вами, где бы вы ни родились.

 

Карма

 

Необходимо не только принять прибежище в Трех Драгоценностях, но и понять, что все действия в будущем принесут соответствующие результаты. А потому нужно практиковать отказ от десяти недобродетелей – негативных карм[17], которые являются причиной всех ваших страданий, и создавать позитивную карму. Итак, учитесь жить согласно закону кармы.

 

Если бы можно было получать благо от каких-то действий других людей, ничего не делая самому, будды и бодхисаттвы уже давным-давно сделали бы это для вас, их даже не пришлось бы об этом просить. Если бы это было вообще возможно, они бы уже освободили вас. Но поскольку мы сами, со своей стороны, ничего не делаем, мы не меняемся к лучшему. Если вы больны и просите другого человека выпить за вас лекарство, как вам может помочь то, что человек выполнит вашу просьбу? Вы можете создать какую-то благую карму, попросив его о молитве. Но основное действие этого лекарства испытаете не вы.

 

Итак, в буддизме говорится, что основная ответственность за ваше благополучие лежит на вас. Вам нет необходимости расспрашивать ясновидящих о своем будущем. В сутре Будда сделал точное пророчество: «Действия, которые вы совершаете в настоящем, определят то, какие плоды вы пожнете в будущем. Кем вы были в прошлой жизни, вы сможете понять по своему нынешнему состоянию». Посмотрите на себя сейчас и поймете, какими вы были в прошлой жизни. Но основное пророчество заключается в том, что ваши нынешние действия определят ваше будущее, сформируют его, окажут на него влияние.

 

Так что не стоит слишком беспокоиться о будущем. Главное – не ошибайтесь в настоящем, совершайте правильные действия. Думайте следующим образом: «Если я сейчас не буду очищать негативную карму и создавать благую карму, то, когда накопленная негативная карма проявится, я рискую попасть в низшие миры». Это мое пророчество. Я не могу сказать со стопроцентной вероятностью, но могу утверждать, что на восемьдесят процентов вам грозит опасность родиться в низших мирах.

 

Пока вы слепы в отношении закона кармы, у вас нет стопроцентной уверенности в нем, при этом вы говорите: «Убийство – это негативная карма». Но для вас это просто слова. Если я скажу, чтобы вас проверить: «Убей это насекомое, или я ударю тебя палкой по голове», то вы, наверное, убьете его. Вы сможете убить насекомое, чтобы защититься от удара палкой по голове, поскольку у вас нет внутренней убежденности в законе кармы.

 

После оккупации Тибета китайские власти угрожали монахам смертью, если они не будут критиковать Далай-ламу, и некоторые монахи, имевшие степень геше, поддавшись угрозам, начинали критиковать его. Они видели опасность в угрозах китайцев, а в том, чтобы говорить критические слова в адрес Далай-ламы, они опасности не видели. Это происходило потому, что у них не было глубокого понимания закона кармы, они просто говорили красивые слова о Дхарме.

 

Но были другие случаи, когда монахи, имевшие небольшие теоретические знания, но сильную внутреннюю убежденность, говорили: «Вы можете меня убить, но я не скажу ни одного плохого слова о своем Учителе. Я не хочу умирать, но против своего Учителя никогда не пойду». Они говорили так и были спокойны, потому что знали закон кармы. Они думали так: «Если я сейчас умру – это не конец, я буду перерождаться и жить дальше». Они не боялись смерти. Это говорит о глубине их понимания закона кармы. Поэтому, когда человек говорит красивые слова, неизвестно, понял он учение или нет. Внутренняя убежденность – это настоящее понимание.

 

Если человек по-настоящему понимает закон кармы, он чувствует себя счастливым и никого не боится: ни китайцев, ни злых духов. Когда это тело умрет, вы, имея много отпечатков благой кармы, получите в следующей жизни более совершенное тело. Если у вас отобрали однокомнатную квартиру, но у вас в банке лежит много денег, это не страшно: можно купить двухкомнатную или даже трехкомнатную квартиру. Это не катастрофа. Поэтому вам необходимо развить сильную убежденность в законе кармы, в том, что благая причина определенно дает желаемый результат, а вред, причиняемый другим существам, всегда дает только негативный результат. Это закон природы, поэтому он не изменится.

 

Подумайте о четырех характеристиках кармы[18] – тогда вы будете меняться изнутри, и ваша практика станет очень простой, вы научитесь жить согласно закону кармы. Вы можете есть и пить, петь песни со счастливым состоянием ума. Почему нет? Но не нужно совершать дурных поступков, не нужно никому вредить. Что в этом трудного? Иметь даже небольшое понимание закона кармы – значит жить в соответствии с ним. Это и есть духовная практика. Эту практику можно выполнять в течение двадцати четырех часов.

 

Однажды я спросил моего Учителя Пенанга Ринпоче, который провел тридцать пять лет в медитации в горах: «Сколько сессий мне нужно проводить в течение суток?» Он подумал и ответил: «Зачем сессии? Надо практиковать двадцать четыре часа в сутки». Мой Учитель был немногословным: не объяснив подробно, что он имел в виду, он опять погрузился в медитацию. Я задумался: «Как я могу практиковать двадцать четыре часа?»

 

Потом я понял, что сначала нужно сделать упор на законе кармы, породить сильную убежденность в нем. Если ваша убежденность будет сильна, тогда двадцать четыре часа в сутки ваша практика будет состоять в создании позитивной кармы, воздержании от негативной кармы и очищении негативной кармы, созданной ранее. Если вы не можете двадцать четыре часа в сутки накапливать позитивную карму, тогда убедитесь, что все это время вы не создаете негативную карму, а также очищаете негативную карму.

 

Исследуйте, сколько негативной ввергающей кармы вы создали. Также посмотрите, сколько у вас может быть позитивной ввергающей кармы. Проанализируйте свое нынешнее состояние ума: к чему вы больше привыкли – к позитивному мышлению или к негативному? Взвесьте все эти факторы, посчитайте (буддизм в этом плане – как математика), и вы поймете, что у вас сейчас гораздо больше вероятности родиться в низших мирах. Произведя все эти расчеты, вы почувствуете страх перед рождением в низших мирах. Вам захочется изменить свою ситуацию. Пока еще нет ничего предопределенного, все можно изменить.

 

Даже во сне нужно стремиться к тому, чтобы не создавать негативную карму. У вас должно быть твердое намерение: «Даже во сне я никому не буду причинять вреда». Такая у вашей практики должна быть сила. Тогда поток негативной кармы – причины рождения в низших мирах – будет становиться все меньше, и вероятность рождения в низших мирах тоже будет уменьшаться.

 

Благодаря освоению всех этих тем Ламрима ваш ум будет ознакомлен с практикой прибежища, с законом кармы. Вы станете жить согласно закону кармы. При этом у вас будет уменьшаться концепция постоянства, вы осознаете драгоценность человеческой жизни, разовьете сильную преданность Учителю. Тогда ваша повседневная жизнь будет протекать мирно, спокойно, вы никому не навредите. Говоря кратко, практика начального уровня – это практика непричинения вреда.

 

На начальном уровне практики вы уделяете основное внимание стремлению обрести более благополучное рождение в будущей жизни и застраховать себя от рождения в низших мирах. Но вы не должны довольствоваться только начальным уровнем практики. На основе начального уровня вам нужно осваивать и промежуточный, или средний, уровень практики. Иными словами, старайтесь понять: где бы вы ни рождались в сансаре, везде вы будете неотделимы от страдания, поскольку природа всей сансары – страдание.

 

 


Часть 2. Практика средней личности. Комментарий ко II тому «Ламрим Ченмо» Дже Цонкапы

 

Мы начинаем обсуждение этапа духовного развития средней личности на основе труда Дже Цонкапы «Ламрим, или этапы пути к Пробуждению».

 

Изучая учение о четырех благородных истинах, сначала нужно понять, что такое сансара и нирвана. Затем, получив подробное объяснение благородной истины о страдании, следует размышлять о природе страдания, присущей сансаре. Тогда вы поймете, что, даже оказавшись в самом благоприятном мире сансары – обители мирских богов, вы и там не выйдете за пределы сансарного бытия. Как только ваша благая карма истощится, вы попадете в низшие миры. Сансара подобна большому колесу обозрения, «чертовому колесу», в которое вы садитесь, и оно постоянно крутится: сначала вы взмываете вверх, потом медленно опускаетесь вниз. В сансаре вы точно так же колесите по шести мирам – то вверх, то вниз, то вверх, то вниз.

 

Существование в сансаре полностью иллюзорно, поэтому нет большой разницы, в каком из ее миров рождаться. Это как танцевать на втором этаже дома, первый этаж которого объят пламенем. Если вы не осознаете свою истинную ситуацию, что второй этаж дома вот-вот рухнет, и если не задумаетесь о спасении, то погибнете в этом пожаре. Человек, который понимает, что находится в горящем доме, что, если он сейчас не спасется, второй этаж тоже обвалится, не станет танцевать, а начнет искать пути к спасению. Он не будет наслаждаться: «О, какая чудесная музыка!» Когда он поймет свое реальное положение, музыка перестанет его интересовать, она превратится лишь в набор высоких и низких звуков. Его больше не будут привлекать прекрасные люди в ярких нарядах, он будет только жалеть их, думая: «Они все упадут в этот огонь, если не будут осторожны!» С таким осознанием единственной заботой станут поиски пути к спасению из горящего дома.

 

Сансара в точности подобна этому дому. До тех пор пока вы не поймете природу страдания, пронизывающую сансару, у вас не появится желание сбежать, освободиться из этого горящего дома. Поэтому лама Цонкапа и сказал: «До тех пор пока живые существа не поймут природу страдания, присущую сансаре, у них не породится желание освободиться от нее». С этой целью Дже Цонкапа подробно описывал все виды страдания, присущие сансаре, и на все эти темы нам следует медитировать. Лама Цонкапа сказал, что без размышлений о природе сансарических страданий мы не сможем породить отречение, то есть желание освободиться.

 

Если мы не будем размышлять над благородной истиной об источнике, то есть о том, каким образом, в силу чего мы вращаемся в сансаре, мы не узнаем, как подсечь сансару под корень. Поэтому тщательные размышления над истинам







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.