Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Шестнадцать аспектов четырех благородных истин





 

Тема шестнадцати аспектов четырех благородных истин подробно рассматривается в «Абхисамаяаланкаре». Это важнейшая тема медитации для того, кто с пути накопления хочет перейти на путь подготовки. Без этой медитации невозможно достичь высших реализаций. Когда такие практикующие детально анализируют шестнадцать аспектов четырех благородных истин, они рассматривают сто семьдесят три аспекта трех матерей мудрости. В «Абхисамаяаланкаре» речь идет о трех матерях мудрости, которые имеют сто семьдесят три аспекта. Если вы будете знать это более подробно, ваша медитация будет более эффективна.

 

«Абхисамаяаланкара» – это учение Будды Майтреи, в этом трактате в сжатом виде представлены все 84000 учений Будды. А если сжать саму «Абхисамаяаланкару» так, чтобы обычные люди могли ее понять, вы получите учение Ламрим. В настоящий момент основа наших познаний очень слаба, поэтому, если мы будем читать «Абхисамаяаланкару», мы ее не поймем. А если вы будете читать сутры, вы не сможете извлечь из них смысл, потому что в сутрах он излагается достаточно сложно.

 

Сейчас я объясню шестнадцать аспектов четырех истин. В прошлом все великие мастера выполняли аналитические медитации на шестнадцать аспектов четырех благородных истин и обретали реализации. В настоящем это также справедливо: не медитируя на шестнадцать аспектов четырех благородных истин, вы будете думать, что добиваетесь какого-то результата, но на самом деле вы никуда не придете. Четыре благородные истины имеют по четыре аспекта, так вместе получается шестнадцать аспектов.

 

Эти шестнадцать аспектов суть основа для выработки правильного образа мышления. Представления, противоположные шестнадцати аспектам, – основа для неправильного образа мышления, на базе которого наш ум становится ненормальным. У всех нас есть эти шестнадцать неправильных аспектов. Мы их не узнаем, но это как вирус, он присутствует в латентном, скрытом состоянии и, когда появляются условия, тут же проявляется. А на основе этих неправильных аспектов моментально возникают омрачения.

 

Наши сансарические загрязненные скандхи[27] и место, где мы вращаемся в сансаре, окружающая среда – все это имеет четыре аспекта. Итак, первые четыре аспекта благородной истины о страдании:

· непостоянство;

· страдание;

· пустота;

· бессамостность.

 

У вас есть четыре неправильных понимания ваших загрязненных скандх, которые вы должны заменить правильными. Первое – иллюзия постоянства вашего тела и ума.

 

Первый аспект благородной истины о страдании – непостоянство – имеет две формы: грубое и тонкое, поэтому о непостоянстве говорится с двух точек зрения. Поскольку наши сансарические скандхи зависят от причины, они непостоянны. Что же является их причиной? Их основная причина ядовита, потому что это омрачения. Мы перерождаемся именно под влиянием негативной кармы и омрачений, поэтому наши скандхи, или психофизические совокупности, являются страданием по своей природе.

 

Что такое пять скандх?

 

Первая – совокупность формы – это наше тело. Мы обретаем тело после зачатия в материнской утробе, куда мы попадаем, движимые нашими омрачениями, вынужденно, неуправляемо.

 

Вторая скандха – это ощущения. Приятные, неприятные ощущения – все относятся ко второй скандхе. Все ощущения относятся к категории вторичных видов ума, не первичного, не основного ума.

 

Третья скандха – это совокупность различения. Наша способность отличать одно от другого: он калмык, она русская и так далее. Подобное различение относится тоже к вторичному уму. В настоящий момент третья наша скандха также омрачена.

 

Четвертая – так называемая скамскара-скандха, или скандха волевых импульсов. К этой скандхе относятся, например, наши кармические отпечатки. Все то, что не относится ни к форме, ни к сознанию, как раз и составляет скамскара-скандху, или скандху волевых импульсов. Кармические отпечатки, которые остаются в нашем уме, не являются ни сознанием, ни формой. Это так называемые волевые импульсы. Они непостоянны, но способны выполнять функции. К скамскара-скандхе также относится ваше «я». «Я» не является ни телом, ни сознанием. Но при этом «я» может ходить, сидеть, есть, думать. Таким образом, «я» попадает в категорию скамскара-скандхи, скандхи волевых импульсов.

 

Пятая скандха – это совокупность сознания. Кроме ощущения и различения, все остальные ментальные факторы и первичный ум – это пятая скандха. Ощущения и различения очень активны, они присутствуют все время, поэтому их рассматривают отдельно.

 

Итак, грубое непостоянство означает, что с момента рождения мы ежесекундно приближаемся к смерти, и поэтому рано или поздно расстанемся с нашими нынешними скандхами. Это грубая форма непостоянства – первого аспекта благородной истины о страдании.

 

Рассмотрим четыре вида грубого непостоянства наших тела, речи и ума. Будда объяснял это во множестве текстов. Здесь идет речь о четырех завершениях. Все, что возникло в силу причин и условий, заканчивается одним из этих четырех способов. Первое завершение – любое рождение заканчивается смертью. Думая об этом, вы понимаете, что, в конце концов, вы умрете, ведь любое рождение заканчивается смертью. Зачем привязываться к этой жизни? Когда я родился, это можно сравнить с тем, что я выпал из самолета и с каждым мигом приближаюсь к земле. Это подлинный аспект нашей реальности.

 

У вас есть внутреннее врожденное чувство, что вы проживете как минимум пятьдесят лет. Даже если вам уже шестьдесят, вы думаете, что точно проживете хотя бы лет сорок. Почти невозможно прожить сто лет, но концепция постоянства заставляет вас верить в это. Конечно, вы не думаете, что никогда не умрете, вы не настолько глупы. Некоторые, самые глупые, вообще не думают, что когда-то умрут. Значит, они полагают, что будут жить вечно.

 

Один йогин сидел под деревом, когда к нему подошел человек и спросил: «Где живет мой друг? Где-то в этой деревне его дом. Подскажите мне его адрес». Йогин сказал: «Пройди прямо по этой улице, в конце поверни направо, и там будет его дом». Человек пошел путем, указанным йогином, и пришел на кладбище. Он рассердился и вернулся к йогину. «Зачем ты меня обманул?» – спросил он. «Я не обманул тебя, – ответил тот. – Я сказал тебе его постоянный адрес. Это не только его, но и твой, и мой постоянный адрес. Временный адрес твоего друга я не знаю. Возможно, он и сам его толком не знает, потому что ездит туда-сюда».

 

Вы должны понимать, что и наш постоянный адрес – кладбище. Каждый однажды попадет туда. Человек осознал глубокий смысл слов йогина, сделал простирания и попросил наставлений. На самом деле этот йогин в предыдущей жизни был Духовным Наставником того человека. Когда у вас сильная связь с Духовным Наставником, даже если вы потеряетесь в круговороте сансары и придете просто спросить адрес, он вам ответит так, чтобы ответ принес вам пользу, чтобы открылся ваш ум.

 

Второе завершение – любая встреча заканчивается расставанием. Вы встречаетесь со своими родственниками, друзьями, но в итоге вы обязательно расстаетесь. Пока вы вместе, не слишком привязывайтесь друг к другу и не слишком злитесь на своих близких. Зачем ссориться? Все равно рано или поздно, нравится вам это или нет, вы расстанетесь и долго не увидитесь снова. Поэтому, будучи вместе, важно жить в гармонии. Даже если вы потеряете что-то от этого, ничего страшного, потому что вы знаете, что скоро расстанетесь.

 

Почему в семьях возникает дисгармония даже между братьями и сестрами? Порой в маленькой деревне люди не могут ужиться друг с другом, думая, что в этой семье им предстоит жить всегда. Как мы поступаем обычно, когда у нас есть концепция постоянства? Когда мы вместе, мы начинаем друг с другом спорить, отстаивать свои интересы. Потом кто-то из нас умирает. В этот момент ушедший человек становится для нас святым. Должно быть наоборот: когда мы вместе, мы друг для друга святые и уважаем друг друга. Когда человек уходит из жизни – это нормально, потому что конец встречи – расставание.

 

Кто знает, может быть, мы расстанемся завтра. Или муж расстанется с женой, или жена – с мужем. Все может случиться. Почему же, пока мы вместе, я не могу потерпеть небольшое поражение, отдать победу моему спутнику? Почему я не могу пожертвовать своей небольшой радостью ради него?

 

Когда к мудрому человеку приходят в дом гости, он не расстраивается, что гости заберут лучший кусок хлеба, потому что знает – они скоро уйдут. Если вы будете думать, что все люди являются гостями в вашем доме, то отношение к окружающим у вас изменится. Чему мы учимся у этого завершения? Мы учимся, будучи вместе с кем-то, не питать чрезмерной привязанности или ненависти. Также мы учимся отдавать свою победу другим и принимать на себя их поражение, потому что в конце концов мы все расстанемся. Мы встречаемся лишь на короткое время.

 

Итак, любое рождение заканчивается смертью. Неизвестно, когда наступит смерть. Она может прийти в любой момент, поэтому не имеет смысла привязываться к этой жизни. Это легко говорить другим, но очень трудно применять к себе.

 

Однажды монах встретил человека, который плакал из-за того, что у него умерла мать. Монах красноречиво объяснил ему, что все непостоянно, поэтому плакать незачем: «Твоя мать непостоянна, все мы непостоянны. Нужно думать о непостоянстве и не огорчаться». Затем монах ушел. Через неделю человек увидел этого монаха плачущим. «Почему ты плачешь?» – спросил он монаха. «Умерла моя корова», – ответил тот. Человек удивился: ведь монах сам учил, что его мать непостоянна, он сам непостоянен – все непостоянно. Он спросил, почему монах не думает, что и его корова тоже была непостоянна? Монах ответил, что, когда умирает кто-то чужой, так думать нетрудно. Но теперь у него нет коровы: где он найдет себе молоко на завтрак?

 

Не нужно вести себя так. Мы, люди, легко раздаем окружающим советы о непостоянстве, но сами не можем вынести даже смерти своей коровы. Рассуждая о чужих потерях, вы вспоминаете о том, что все непостоянно. Сами же переживаете, даже если потеряли сто рублей. Поступайте наоборот: не слишком много советуйте другим людям, но про себя думайте о непостоянстве, сансаре, а также о том, что на сансарические вещи нельзя положиться, потому что все ненадежно.

 

Третье завершение: любое накопление заканчивается растратой. Чему это учит нас? Не стремитесь к накоплению, потому что все равно вы растратите все накопленное. Невозможно стать богатым за счет накопления. Есть ясные примеры тому в нашем мире: люди копят деньги, не делятся с другими, не используют их сами, но инфляция уничтожает все их накопления, и деньги превращаются в простые бумажки. В конце концов у них ничего не остается. Если вы вкладываете свои деньги куда-то, инфляция на вас не отразится: ваши деньги будут постоянно приносить вам прибыль. Мирские теории говорят, что инвестиции – лучший способ сохранить и приумножить свой капитал.

 

Однако мирские инвестиции также ненадежны: многие богатые люди вкладывали деньги, но в итоге теряли их. Сначала они думали, что экономическая теория очень надежна, что можно инвестировать и получать еще больше. Потом они поняли, что это тоже ненадежно. Буддизм давно открыл ненадежность банков. Банки ненадежны так же, как все остальное.

 

Например, наша должность кажется нам прочной, вечной, поскольку у нас сильна концепция постоянства. Наши желания тоже кажутся нам неизменными. В этом нас убеждает и телереклама, которая говорит, что вещи, которые нам показывают, прочны и надежны. Это привлекает нас, порождает желание купить эти вещи. Если бы нам сказали, что они постоянно меняются и разрушаются, у вас не возникло бы желания их иметь.

 

Один американский бизнесмен был очень богат. Однажды врач, обследуя его, сказал, что ему осталось жить совсем мало и врачи уже не смогут ничего сделать. Тогда этот американец сказал: «Возьмите все мое богатство, только спасите мою жизнь». Он всю жизнь копил деньги. Мы думаем, что копим то, что потребуется нам в самый критический момент. Момент смерти – самый критический, и в этот момент деньги – ничто. Если эти вещи бесполезны в критический момент, тогда зачем их копить?

 

Не держитесь за свое богатство. Попытку удержать богатство можно сравнить с тем, что вы держите в ладони кусок льда. Когда вы раскроете свою руку, в ней ничего не останется. Практикуйте щедрость. Когда кому-то нужна еда, помогите ему. Не бойтесь, что вы отдадите все и вам ничего не достанется. К вам сами будут приходить работа, деньги и так далее. Если вы создаете позитивную карму, вам не нужно будет за чем-то гнаться. Деньги придут к вам сами.

 

Четвертое грубое непостоянство, или четвертое завершение, – любой взлет заканчивается падением. Это действительно так. Не привязывайтесь к статусу, репутации, все это пустые слова. В конце концов вы упадете. Чем выше подниметесь, тем дольше вам падать. В сансаре лучшее место – на земле. Не поднимайтесь слишком высоко, потому что все равно упадете. Скажите себе, что вы больны и вам лучше сидеть на земле: «Мой ум болен, в нем так много омрачений. Если я начну летать, то упаду». В уме нет баланса, поэтому падение неизбежно. Это положение учит вас не привязываться к статусу, к репутации, занимать низшее положение и оставаться скромным.

 

Противоположности четырех завершений – это четыре аспекта концепции постоянства. Так, цепляясь за обманчивое постоянство жизни, мы думаем, что будем жить долго. Второй обман заключается в том, что мы долго не расстанемся со своими близкими. Третий обман возникает от мысли о том, что чем больше мы будем копить, тем богаче станем. Четвертый – мысль о том, что чем выше статус, тем дольше мы сможем в нем находиться.

 

Каждый человек цепляется за эти четыре аспекта. Но, поскольку у людей разные виды цепляния, у каждого превалирует один из аспектов. У пожилых людей цепляние за аспект долгой жизни меньше, а у молодых – сильнее. На самом деле неясно, кто умрет раньше – бабушка или внук. Бабушки знают, что скоро умрут, поэтому у них четки в руках. А молодежь думает, что смерть еще далеко, поэтому не готовится. Но бабушки, которые сейчас держат четки в руках, когда были молодыми, не держали в руках четок, потому что в тот момент у них было сильно представление о долгой жизни. Когда человек становится пожилым, цепляние за этот аспект постоянства становится слабее, поэтому пожилые чаще обращаются к духовности.

 

А, например, у бизнесменов другое цепляние: они думают, что чем больше накапливают, тем больше становится их богатство. Цепляясь за этот аспект постоянства, они становятся рабами накопления.

 

Миларепа говорил: «Когда я вижу умерших богачей, я не нахожу никакой ценности в богатстве». Самый трудный момент в нашей жизни – это смерть, и в этот момент богатство ничем не может помочь.

 

У большинства политиков сильно цепляние за постоянство высокого положения. Они учатся достигать цели и устранять конкурентов. Но, достигнув высокого положения, они убеждаются, что и оно непрочно, и в конце концов падают оттуда. Итак, нет прочного высокого положения, поэтому лучшее место – внизу. Если вы сидите на земле, вам некуда падать. Когда вы сидите на высоком месте, вы боитесь упасть и переживаете, слушая, кто и что о вас говорит. Вместо того чтобы думать и готовиться к будущей жизни, которая может начаться уже завтра, вы пытаетесь укрепить свое нынешнее положение и доказать, что вы хороший человек. Все это – бесполезная деятельность. Достигнув высокого положения, вы становитесь высокомерным, потому что считаете свое положение прочным.

 

Я расскажу вам шутку. Одна обезьяна сидела на высокой ветке дерева. Увидев, что в яму под деревом упал лев, она подумала, что наверху очень хорошо и что она будет все время сидеть на ветке. Она начала насмехаться надо львом: «Хорошо, что ты попал в яму! Сейчас придут охотники и снимут с тебя шкуру». Но теория оказалась верной – высокое положение заканчивается падением. Ветка сломалась, и обезьяна очутилась в яме вместе со львом. «Левушка, – сказала обезьяна, – ты не поверишь, я пришла извиниться перед тобой». Иногда вы поступаете точно так же.

 

Поскольку взлеты и падения, белые и черные полосы случаются в жизни каждого, когда у вас высокое положение, не думайте, что это навсегда, и не смотрите на людей свысока. Когда-нибудь вы обязательно упадете, поэтому надо быть готовым к падению. Когда вашим делам сопутствует успех, не надо летать, гордиться. Когда успех закончится, вам будет больнее, чем людям, на которых вы смотрели пренебрежительно. Многие бизнесмены, политики ведут себя как та обезьяна: смотрят на людей свысока, унижают их. А когда сами падают, им становится стыдно.

 

Умный человек, когда у него что-то есть, помогает людям без всякого высокомерия. Он скромен, поскольку знает, что однажды он может потерять все. Когда он теряет свое состояние или положение, он готов к этому и стыдиться ему не за что. Осознав, что конец высокого положения есть падение, перестаньте за него цепляться.

 

Это четыре весьма важных совета. Когда вы думаете о них, ваша решимость становится еще сильнее. Каждый день напоминайте себе аспекты непостоянства: рождение заканчивается смертью, встреча – расставанием, все накопления будут растрачены, конец высокого положения есть падение.

 

А тонкая форма непостоянства состоит в том, что мы ежесекундно разрушаемся. Наши скандхи не остаются в статичном положении. Когда мы говорим, что они ежесекундно разрушаются, под словом «разрушение» мы подразумеваем изменение: они не стоят на месте, они ежесекундно меняются.

 

Разрушение не зависит от какой-то посторонней причины – то, что производит, само является причиной разрушения, поэтому каждый миг произведенные феномены разрушаются. Этот довод служит доказательством того, что все функциональные объекты разрушаются каждый миг. Если вы хорошо владеете логикой, этого обоснования для вас достаточно, чтобы прийти к твердому убеждению в тонком непостоянстве всего производного.

 

Если бы причина возникновения не являлась причиной разрушения, то разрушение зависело бы от другой причины и можно было бы сказать, что объект не разрушается в течение какого-то времени, пока не встретится с такой-то причиной.

 

Но с первого же момента существования все производное начинает разрушаться. Поэтому мы говорим, что наши скандхи разрушаются ежесекундно. Как в буддизме доказывается, что совокупности разрушаются каждый миг? Как в таком случае мы можем говорить о возникновении, пребывании и разрушении? Если что-то возникает и сразу разрушается, значит оно не пребывает. Как тогда можно говорить о существовании? Если нечто возникает и пребывает, это значит, что оно не разрушается каждый миг. Если же нечто разрушается каждый миг, оно возникает и сразу разрушается, то есть оно не пребывает. Если объект не пребывает, у него нет момента существования. Или ничего не существует, или объекты не разрушаются каждый момент. Как вы ответите на этот вопрос?

 

Из зала: О пребывании можно говорить с точки зрения существования в виде продолжающегося потока.

 

Правильно. Когда мы говорим о возникновении, пребывании и разрушении, здесь идет речь о потоке. Например, огонь при горении газа. Когда поджигается газ – загорается огонь. Вы говорите: «Огонь возник, и теперь он пребывает». Когда выключается газ, вы думаете, что огонь разрушается. До тех пор пока континуум огня остается, мы говорим, что огонь пребывает. В действительности огонь, существующий в один момент, уже не существует в другой момент. В первый миг сгорает одна порция газа, а в другой миг – другая порция. Все сгораемые порции выглядят одинаково, но в действительности первый момент огня является результатом первой порции газа, а второй момент огня – это результат второй порции газа. Это совсем другой огонь, но горение кажется непрерывным процессом. В действительности такого пребывающего огня нет, но с мирской точки зрения мы говорим: «Огонь существует, а потом исчезает».

 

Точно так же вы говорите, что когда-то родились на свет, а теперь пребываете. В действительности каждый миг вы разрушаетесь, но поток вашей личности продолжает существовать, поэтому вы говорите: «Я пребываю». Вы привыкли считать разрушением своей личности лишь момент смерти. В действительности континуум «я» разрушается каждый миг. Частицы нашего тела постоянно меняются.

 

Мудрость арьев и будд тоже непостоянна, она каждый миг разрушается. Почему же она стабильна? Почему, разрушаясь каждый миг, она не деградирует? Потому что не существует неведения, которое бы мешало этой мудрости. Нет препятствий для ясного видения. Для мудрости не нужно особых причин, достаточно отсутствия препятствий.

 

Не только скандхи, но и все то, к чему мы привязаны в сансаре, чем мы здесь пользуемся, непостоянно по своей природе. Но мы не понимаем этого. Мы считаем постоянными сансарические объекты, относящиеся к благородной истине о страдании. Мы полагаем, что они статичны, неизменны, и из-за этого чувствуем к ним привязанность. Когда мы анализируем тот или иной объект, мы понимаем, что он непостоянен, меняется, разрушается. Но когда мы к чему-то сильно привязаны, мы не думаем о том, что объект нашей привязанности разрушается. Именно потому, что непостоянное считаем постоянным, мы обманываем сами себя. Грязное мы считаем чистым и опять же обманываемся. В сансаре нет ни одного чистого объекта – все грязное по природе. Уродство мы считаем красотой. Все это обман.

 

Когда на основе шестнадцати аспектов четырех благородных истин человек медитирует на непостоянство с помощью шаматхи (однонаправленного сосредоточения) и аналитической медитации на непостоянство, тогда он воспринимает непостоянство гораздо ярче. Он познает его напрямую, йогическим познанием. Непостоянство невозможно познать с помощью зрения, а только с помощью ментального, йогического познания. Когда вы познаете непостоянство напрямую, результат этого – гарантия, что вы не будете обмануты концепцией постоянства.

 

А сейчас мы вращаемся в сансаре из-за цепляния за концепцию постоянства, а также за то, что противоположно шестнадцати аспектам четырех благородных истин, точнее, правильному их восприятию. Из-за этого все наши омрачения проявляются сами по себе. Все негативные качества ума проявляются у человека, во-первых, из-за неведения, во-вторых, из-за неправильной основы – действий, вступающих в противоречие с шестнадцатью аспектами четырех благородных истин.

 

Шестнадцать ложных представлений, противоположных шестнадцати аспектам четырех благородных истин, находятся в нашем уме как болезнь, как вирус, и мы этого не замечаем. Сначала их нужно распознать, а затем применить противоядие для избавления от них.

 

Второй аспект благородной истины о страдании – страдание. Это означает, что до тех пор, пока у вас остается объект благородной истины о страдании, вы будете страдать. Поскольку вы не свободны от омрачений, вы обречены на страдания. Поэтому все, что относится к благородной истине о страдании, несет в себе природу страдания.

 

О том, что частично сансара действительно плоха, мы знаем. Мы думаем, что в природе этой части в самом деле лежит страдание. Но о некоторой части сансары мы думаем, что там очень хорошо, и мы привязываемся к той части, которая представляется нам привлекательной. Мы не видим всю сансару как обладающую недостатками, вытекающими из ее страдательной природы, потому что мы не знаем, что страдания содержатся в природе сансары. Мы считаем, что в сансаре есть что-то хорошее, чего стоит добиваться, к чему стоит привязываться.

 

Понимание природы страданий, т. е. вашей природы, может помочь вам взрастить некоторый уровень отречения. Поэтому сейчас вы, как человек, знающий о своей болезни, не должны сильно радоваться. У вас нет времени для наслаждений, потому что ваш ум занят лишь поиском лекарства и излечением.

 

Как мы воспринимаем себя сейчас? Мы не воспринимаем свои тело и ум как страдание. Мы думаем, что наше тело – объект наслаждения, основа для радости и счастья, поэтому мы сильно заботимся о нем. Какую только одежду мы ни надеваем на тело, какой только крем мы ни наносим на это лицо, работаем днями и ночами, чтобы украсить свое тело. Это желание у нас врожденное. Ведь мы не думаем, что эти тело и ум и есть сансара. Для нас сансара – где-то там. Как только мы начинаем испытывать какие-то страдания, так сразу начинаем считать, что это место и есть сансара. Если уйти или уехать отсюда, то проблемы исчезнут, и мы станем счастливыми. Или тот, кто много раз вам помогал, сказал вам что-то плохое, и вы сразу забываете все хорошее и говорите, что все сансара и этот человек есть основа страданий, а затем идете искать нового друга. Это врожденное чувство, что кто-то приносит вам страдания. Поэтому мы часто меняем друзей и врагов.

 

Мы думаем, что наши тело, речь и ум – это источник нашего счастья, поэтому слишком сильно заботимся о них: каждое утро мы умываем лицо, накладываем косметику. Но какую бы одежду и косметику мы ни использовали, наше тело – это не только основа страданий, это собрание тридцати шести нечистых субстанций. Каждый день мы пытаемся сделать его красивее, но с каждым днем оно становится все менее привлекательным. От этого мы приходим в отчаяние, а следовало бы приходить в отчаяние от своих омрачений.

 

Буддизм говорит: мы боимся того, чего не следует бояться, и не боимся того, чего бояться действительно стоит. Вы стареете и становитесь некрасивыми – зачем бояться этого? С момента, когда вы зародились в чреве матери, вы были некрасивыми – простой плотью. С этого момента вы начали стареть. Красота – это просто концепция. Вы думаете, что этот отросток посреди вашего лица, который вы называете носом, красив, но обитатели других планет сочли бы это уродством. Наше воображение придает красоту этому образованию на лице. Вы даже пытаетесь изменить его форму с помощью операции.

 

Если, например, волосы на вашей голове лежат чуть-чуть не так, это становится кошмаром, а если прическа красивая, то это счастье. Вы смотрите в зеркало и говорите: «Как хорошо, мои волосы уложены правильно!» Но исследуйте свои волосы – и вы не найдете в них никакой красоты. Ваше тело – это кожа, мясо и кости. Нет смысла слишком много заботиться о внешности.

 

Вы думаете, что ваша красота – источник вашего счастья. Но ваша красота является причиной ваших страданий, потому что скоро она превратится в уродство. Ваша кратковременная красота ненадолго делает вас счастливыми, но затем, когда она превращается в уродство, это причиняет вам очень большие страдания. Эти страдания намного превышают счастье, которое приносила вам красота. Потом вы не захотите смотреться в зеркало. Утром, открыв глаза и увидев зеркало, вы расстраиваетесь. Человек, который с самого начала был некрасивым, не страдает так от своего старения. Увидев уродство в зеркале, он думает, что уже давно такой, и не расстраивается. Если вы в молодости были красивы, а сейчас смотритесь в зеркало и вспоминаете, каким были раньше, это причиняет вам сильную боль.

 

Природа нашего тела – это уродство, которое мы расцениваем как красоту. Уродливы не только мы, другие по природе тоже уродливы. Когда мы видим кого-то красивым, это обман, результат неправильного анализа. Находясь на большом расстоянии от объекта, вы не увидите красоту. Если посмотрите на объект очень близко, тоже никакой красоты не увидите. Рассматривая лицо под микроскопом, вы увидите на нем много бактерий.

 

Когда вы находитесь от объекта не слишком далеко и не слишком близко, то можете увидеть что-то красивое. Если человек будет слишком сильно смеяться, его лицо не покажется вам красивым. Когда глаза закрыты, красота лица не воспринимается. Красота зависит от многих обстоятельств. Поэтому модели на фотосъемках принимают множество различных поз. Из множества снимков выбирается тот, на котором девушка оказалась не слишком близко и не слишком далеко, глаза полностью открыты, нос и рот находятся в нормальном положении. Это тщательно выбранное фото и есть ваша красота. Но этот снимок – один из множества забракованных кадров. Вы добиваетесь красивого эффекта при помощи специального освещения, компьютерной графики.

 

В первую очередь необходимо думать об уродстве собственного тела. В вас нет ничего красивого, это правда. У вас внутри мясо, сердце, легкие. Все это жидкое, что в этом красивого? Наше тело на 80% состоит из воды. В Байкале тоже много воды. Тело – это вода. Если вы уберете воду из тела, останется песок, в котором красоты тоже нет. Думая так, вы перестанете привязываться к собственному телу.

 

Привязанность к себе – словно тяжелый груз. Если вы не привязаны к собственному телу, то не будете привязываться и к телам других. Понимание этого факта сократит привязанность к сансаре.

 

Аспект уродства представляет собой часть страдательной природы сансары. Тело не только имеет природу страданий, оно также имеет уродливую природу.

 

Когда уменьшается привязанность, вы как будто освобождаетесь из тюрьмы. Тогда, что бы ни случилось с вашим телом, вы не будете испытывать боли, ведь оно с самого начала было уродливым, зачем же много размышлять над этим? У вас не будет депрессии. Когда врач сообщит вам о какой-либо болезни, у вас не будет шока. Ваше тело имеет природу страдания и в конце концов обречено умереть. Однажды вы непременно заболеете, потому что это тело – основа для страданий. Болезнь не должна быть для вас шоком. Если врач скажет, что у вас рак, вы должны ответить, что давно ожидали этого. В конце концов, вы заболеете раком или какой-нибудь другой болезнью и умрете из-за этого. Вы будете рады, что у вас есть еще год или полгода до смерти, потому что сможете за это время подготовиться к ней. Вы не будете считать свою болезнь кошмаром.

 

В прошлой жизни вы допустили ошибку: вы не применяли никаких противоядий от омрачений, поэтому родились под их контролем. Это тело – результат омрачений и загрязненной кармы. Что вы можете ожидать от такой плохой причины? Какова причина, таков и результат. Нет ничего удивительного во всех дурных новостях, потому что причина плохая. Вас должны шокировать хорошие новости, потому что вы не создавали хороших причин и это произошло по благословению Будды.

 

Не надо называть себя буддистом или йогином. Но размышляйте над реальностью, которая нас окружает. Думайте о страданиях прошлого, и, если вы не будете осторожны, страдания прошлого и настоящего станут страданиями будущего.

 

Если вы не будете лечить болезнь омрачений, то вас ждут страдания. Болезни тела – ерунда по сравнению с ними. Что-то болит – можно выпить таблетку, принять лекарство или, в конце концов, умереть – и все прекратится. А в результате омрачений ваша болезнь такова, что от нее невозможно выпить лекарство.

 

Из-за этой болезни вы получаете рождение в сансаре, в одном из шести миров. Первый – мир ада. В прошлом в течение многих эонов мы испытывали страдания в аду. Сейчас мы получили человеческое рождение и забыли о них. А ведь когда-то мы страдали в мире ада и молились о получении человеческого рождения и о встрече с Дхармой для достижения совершенного счастья. Вы получили человеческое рождение, но забыли, зачем вы его получили. Обретя его, вы решили, что будете жить здесь вечно.

 

Памятование о страданиях в низших мирах поможет вам взрастить отречение и прибежище, поможет избавиться от отчаяния и страданий нынешней жизни. Когда у нас возникают маленькие проблемы, вы паникуете. Но тем самым вы создаете причину для рождения в низших мирах, а там – настоящая беда. Человек, который памятует о рождении в низших мирах, какие бы проблемы у него ни возникали в этой жизни, не испытывает отчаяния. Получив человеческое рождение, вполне можно пережить какие-то трудности. Но мы ведем себя как избалованные дети, которые плачут, занозив пальчик.

 

Если от мужчины женщина ушла к другому, он говорит, что у него случилась беда, и не хочет жить. Это не беда, это глупый детский ум.

 

Если по совету Нагарджуны вы будете думать о страданиях в низших мирах, вам не будет нужен никакой психолог. Психоаналитики сами запутались в своих проблемах, поэтому они запутают вас еще больше. Когда у вас нездоровый образ мыслей, тогда ваш ум сам себе создает проблемы. Даже если ваше тело здорово, ваш ум будет говорить, что, может быть, у вас есть болезнь. Каждое недомогание он будет превращать в болезнь. Вы начинаете так думать, и вам кажется, что здесь начинает чесаться и там тоже. Когда вы начинаете думать о болезнях, ваше тело откликается и начинает болеть. Человеческий ум заставляет вас испытывать то, что кажется ему существующим.

 

Думайте о болезнях омрачений. Вы очень боитесь болезней тела, но самое страшное – это болезнь омрачений. Когда вы думаете о страдательной природе себя и других, любое страдание будет подводить вас к мысли, что самое важное – излечить свой ум от болезни омрачений.

 

Итак, первый аспект – непостоянство – поможет вам не потеряться в этой жизни, повернуться к Дхарме. Второй аспект поможет вам стать настоящим буддистом, взрастив в уме истинное отречение, а затем и подлинную бодхичитту[28].

 

Третий аспект первой благородной истины – пустота. Это значит, что все наши сансарические скандхи, а также все окружающие объекты пусты от самобытия. Но мы думаем, что все это существует истинно, и из-за этого вращаемся в сансаре. Итак, вы должны понять, что страдание пусто от самобытия.

 

Например, нет никакого объективного цвета. Он существует только с точки зрения обывателей, просто как имя, необходимое нам для коммуникации. Ведь на самом деле внутри вещества нет ничего желтого, желтый спектр света отразился от поверхности предмета, а не остался внутри него. Но мы называем эту объектную основу «желтым». Желтый существует, но только для мирского общения, это не абсолютная истина. Точно так же нет ни одной частички, которую мы могли бы назвать «нашим телом». Такого тела, о котором вы думаете, – красивого, стройного – в абсолютном смысле нет. В этом ощущении нужно находиться как можно дольше, размышлять об этом, не боясь потерять свое тело.

 

Зачем нужно находиться в таком ощущении? Чтобы уменьшить цепляние за истинное существование тела и ума. Чем больше мы будем размышлять об этом, тем ближе будем подходить к пониманию пустоты. Это первая ступень, ведущая к пониманию пустоты.

 

Некоторые люди боятся выглядеть некрасивыми и худеют, чтобы стать привлекательными. На самом деле у понятий «красивый», «некрасивый», «привлекательный», «непривлекательный» нет основы. Есть объектная основа, которую ваш ум начинает интерпретировать, преобразовывать под свои концепции. Он накладывает особые определения на некое собрание дхарм.

 

Как понять, что являющееся перед вами подобно иллюзии, а объективно этого нет? Если вы начнете исследовать красивый объект, например искать под микроскопом, где находится его красота, там вы ее не найдете, разве что увидите несколько бактерий. Но, может, красота находится внутри объекта? К примеру, что находится внутри красивого человека? Фабрика по производству дерьма. Таким образом, поймите: в вашем теле нет никакой красоты, и в телах других людей, которых вы считаете красивыми, красоты тоже нет.

 

Далее исследуйте, что есть ваше тело. Оно, как и цвет, имеет только номинальное существование. Голова, руки, ноги, живот имеют общее название «тело». Конечно, это не размышление о пустоте, но оно помогает прийти к такому размышлению, понять, что тело не существует истинно. Это помогает вам уменьшить цепляние за истинное сущест<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.