Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Признайте благородную истину о страдании (диагноз сансары)





 

Будда давал учение о четырех благородных истинах следующим образом:

 

Признайте благородную истину о страдании.

Отбросьте благородную истину об источнике.

Осуществите благородную истину о пресечении.

Медитируйте на благородную истину о пути.

 

Будда учил медитировать на благородную истину о пути только в последней строфе. Потому что, не распознав благородную истину о страдании, вы не поймете, что такое сансара. Страдания вам будут казаться счастьем, и вы будете без конца искать счастья в страдании. То, что нам сейчас кажется счастьем, на самом деле представляет собой страдание. Но мы не можем распознать это страдание как страдание. Мы распознаем лишь какие-то грубые уровни страдания и пытаемся избавиться от него. Не только люди, но даже насекомые знакомы с грубым уровнем страдания, поэтому они все время стремятся от него избавиться.

 

Если вы знаете только симптомы туберкулеза и не знаете, в чем его основная причина, вы будете пытаться вылечить симптомы, но не причину этой болезни. В настоящий момент мы пытаемся решить свои проблемы именно таким образом. Допустим, мы не знаем, что больны туберкулезом, но у нас есть симптомы туберкулеза – кашель, высокая температура, и мы пытаемся бороться с этими симптомами. Мы пьем жаропонижающее и таблетки от кашля, но совершенно не боремся с самим туберкулезом. Когда симптомы пропадают, мы очень радуемся. Но потом симптомы возобновляются. Если не лечить туберкулез, эти симптомы постоянно будут возвращаться. Раньше люди ничего не знали о туберкулезе, поэтому туберкулез был практически неизлечим. Сейчас же они выявили причину и нашли способы лечения туберкулеза. Сейчас эта болезнь считается излечимой, потому что существует правильная диагностика.

 

Чтобы вылечиться от болезни тела, крайне важно поставить правильный диагноз. Точно так же, чтобы излечить болезнь омрачений, необходим точный диагноз. Поэтому Будда сказал: «Сначала распознай благородную истину о страдании» – иными словами, «поставь правильный диагноз своему уму». Поставив правильный диагноз, на следующем этапе вы должны установить, что является источником страдания, в силу чего мы вращаемся в сансаре. Мы изучаем эволюцию нашего существования в сансаре: каким образом мы вращаемся в этом круговороте перерождений с безначальных времен и по сей день. Мы вращаемся в сансаре против воли, вынужденно. Чтобы освободиться от этого круговорота, мы должны установить его причины.

 

В древние времена многие великие мастера, йогины полностью отбрасывали причины сансары и в силу этого сумели освободиться от нее. Они освободились от бесконтрольного перерождения в сансаре и обрели власть над своими будущими рождениями, т. е. способность перерождаться по своему выбору там, где они хотели. Это свобода, которой сейчас мы лишены. Сейчас мы все – рабы своих омрачений. Мы любим повторять слово «свобода», но подлинная свобода – это свобода от омрачений. Ведь никто не хочет гневаться, никто не желает быть привязанным. Но нам приходится быть омраченными, потому что омрачения подобны болезни, властвующей над нами.

 

До тех пор пока мы в сансаре, все мы достойны сострадания, поскольку пребываем во власти своих омрачений. Осознав это, вы почувствуете отречение. А когда увидите, что другие живые существа точно так же, как вы, вынужденно и неуправляемо вращаются в сансаре, вы почувствуете сострадание к ним.

 

Все сансарические существа являются объектами сострадания: какое бы высокое положение они ни занимали, даже пост президента Америки или России, они все еще рабы своих омрачений, у них нет свободы выбора. Они не знают, когда умрут и где переродятся вновь. Никто этого не знает. У сансарических существ нет выбора в этом вопросе. Вы находитесь в точно такой же ситуации – подобны сухим листьям, которые могут полететь в любом направлении под порывом ветра. Такова наша ситуация. В любой момент вы можете сорваться и упасть в пропасть низших миров. В любой момент!

 

Осознав эту ситуацию, вы остро почувствуете, что ваше положение сейчас крайне неблагоприятно, тогда искренне, от чистого сердца захотите принять прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Вы скажете: «Я нахожусь в критической ситуации. Но я хочу свободы, хочу освободиться от своих омрачений. Сейчас мой ум погружается во множество неподходящих для него состояний, поэтому может случиться что угодно». Тогда вам захочется найти подходящего спутника – мудрость, познающую пустоту. Если вы примете прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе с пониманием четырех благородных истин, с пониманием, что вы – как сухой лист, который может полететь в любой момент куда угодно, это будет очень высокий уровень принятия прибежища.

 

Тогда вы скажете: «Будда, Дхарма и Сангха, я совершенно беспомощен, мной управляют омрачения, и я не знаю, куда они меня заведут. Пожалуйста, защищайте меня от сансары жизнь за жизнью, в особенности от рождения в низших мирах». Только после такого осознания вы впервые по-настоящему займетесь практикой Дхармы. До этого все ваши практики были детскими. Что бы вы ни говорили: «Я порождаюсь в облике Ямантаки» или что другое – все это лишь детские игры. Но принятие прибежища от чистого сердца с таким пониманием станет вашей первой настоящей практикой Дхармы.

 

В тантре Гухьясамаджи говорится: «Для начинающего тантра Гухьясамаджи не глубинна. Для начинающего глубинна практика прибежища». Поэтому Ламрим – невероятное учение, которому мы многим обязаны. Вам очень повезло. Вы – удачливые люди, потому что вам представилась возможность получить подробный комментарий к «Ламрим Ченмо».

 

В данный момент у вас есть объекты первой и второй благородных истин. Ваши пять скандх, которые вынужденно перерождаются под властью омрачений, относятся к благородной истине о страдании. Вы должны распознать это. Поскольку объект благородной истины о страдании находится в вашем теле и уме, куда бы вы ни отправились, как бы далеко ни заехали, везде вы будете возить с собой это страдание. Даже если вы улетите в космос, это страдание будет с вами и там. Даже если эти пять скандх, являющихся по своей природе страданием, нарядить в особые одежды, водрузить на голову царскую корону, усыпанную бриллиантами, посадить на трон, как раньше делали с царями, все равно в их страдательной природе ничего не изменится. Она останется там же, где была. Если больной туберкулезом наряжается в красивую одежду, но при этом не лечится, какая будет польза от его нарядов? Прекрасная одежда не вылечит его от болезни.

 

Поймите, что красивая одежда, высокий трон – все это не избавляет от страданий. Наоборот, высокое положение лишь добавит вам проблем. Если не верите мне, спросите об этом президента Буша. Он подтвердит, что, когда он стал президентом, у него стало больше проблем, чем прежде.

 

А что такое благородная истина об источнике? Она указывает на омрачения, пребывающие в вашем уме. Загрязненные кармические отпечатки, которые остаются в вашем уме, тоже относятся к благородной истине об источнике. Позже я подробнее затрону тему кармических отпечатков.

 

Итак, мы полностью наделены объектами благородной истины о страдании и благородной истины об источнике, поэтому мы находимся в сансаре. У нас есть полный набор, в котором нет ничего недостающего. Омрачения и все остальное выстроено в правильном порядке, как и должно быть. Все работает как надо. Благодаря этому круговорот бытия – сансара – тоже работает бесперебойно. Его не остановить. С безначальных времен и до сих пор мы вращаемся в этом порочном круге. Если на этот раз, обретя драгоценную человеческую жизнь, мы не используем шанс освободиться, устранить страдание и его причину, нам будет сложно получить второй такой шанс и наше вращение в круговороте сансары будет бесконечно долгим. Поэтому Шантидева и сказал, что на лодке драгоценной человеческой жизни ты можешь переплыть океан сансары, но в будущем трудно будет найти подобную лодку. Это большая редкость.

 

Сейчас у нас появилась возможность изменить этот механизм. Если мы исследуем его, то сможем гораздо глубже постичь страдание и источник страдания. В процессе исследования мы можем обнаружить противоядие от причины страдания, которое полностью устранит из нашего сознания эту причину. Такое возможно, достижимо.

 

В середине пути у вас будут объекты трех благородных истин: страдание и источник останутся, но к ним прибавится еще путь. Когда вы обретете прямое познание пустоты, даже после этого омрачения не покинут ваше сознание мгновенно.

 

В настоящий момент мы находимся в сансаре, имеем все причины сансары и не имеем настоящего противоядия от неведения. У нас сейчас есть какие-то противоядия от гнева, привязанностей, зависти. Учение, которое вы получаете, как раз является временным противоядием от всего этого. Оно ослабит ваши омрачения. Но настоящего противоядия от неведения – мудрости, познающей пустоту, – у вас пока нет.

 

Постепенно, породив бодхичитту и медитируя на концептуальный образ пустоты, вы сможете познать пустоту напрямую. После концептуального познания пустоты вы обретете объект четвертой благородной истины – путь. При этом у вас будут оставаться объекты первых двух благородных истин – страдание и источник. Затем в результате интенсивной медитации объекты первых двух истин исчезнут, но им на смену придет пресечение – объект третьей благородной истины. Таким образом, у вас будут объекты двух благородных истин – пресечение и путь.

 

Третья благородная истина означает отсутствие страдания и его источника, поэтому она и называется истиной о пресечении. Например, у больного человека сначала есть болезнь и причина болезни. Когда его кладут в больницу, у него появляются три фактора: к болезни и ее причине добавляется лекарство. Лекарство можно уподобить пути. Когда благодаря курсу лечения больной устранит болезнь и ее причину, им на смену придет пресечение самой болезни и ее причины. Это прекращение болезни и устранение ее возбудителя подобно объекту третьей благородной истины.

 

Пример с болезнью привел Нагарджуна. Он говорил, что на таком примере надо пытаться постичь четыре благородные истины. Это весьма точная аналогия. В конечном итоге у вас останутся только объекты двух благородных истин: пресечение и путь.

 

Вопрос: Почему после достижения пресечения остается объект благородной истины о пути?

Ответ: Мудрость, познающая пустоту, у вас не исчезнет даже после достижения нирваны. Она останется с вами. Поскольку мудрость является качеством, подходящим для ума, ее можно развивать безгранично. Как говорится у Дхармакирти в «Праманаварттике»: «Все благие, подходящие уму качества можно развивать до безграничности. А непригодные для ума качества не могут быть развиты до безграничного состояния». Кроме того, все негативные состояния ума, негативные эмоции базируются на недостоверном сознании, поскольку их основа недостоверна. Соответственно, фундамент, на котором они зиждутся, нестабилен, неустойчив. Когда вы осознаете неустойчивость этого фундамента, вам достаточно один раз рубануть по нему – и вся постройка рухнет.

 

Допустим, вы играете с кем-то в шахматы, и ваш противник делает красивый ход. Но если вы понимаете, что этот ход не основан на правильной теории, не является частью продуманной стратегии, вы можете надавить на слабое место противника, и его позиция на доске разрушится.

 

Можно сказать, что все омрачения основаны на неправильной теории. Мы же не видим их уязвимые места, поэтому сейчас они побеждают нас. Когда я играю в шахматы с другими любителями, я побеждаю, но не потому, что делаю очень хорошие ходы, а потому, что они не понимают, что мои ходы тоже не основаны на правильной теории. Но когда я делаю такие ходы, играя с компьютером, компьютер мне не провести – он знает, что все мои ходы не основаны на правильной теории, поэтому легко обыгрывает меня. Если я буду ходить в соответствии с теорией, компьютеру будет сложнее меня обыграть. Но когда я перестаю руководствоваться правильной теорией, изобретаю свои ходы, я совершаю много ошибок и в итоге проигрываю. Компьютер знает мои слабости. Точно так же, какие бы красивые ходы ни делали наши омрачения, теория, на которой они основаны, неверна. Если вы исследуете их, то увидите их слабые места. Если вы знаете, как избавиться от омрачений, вам будет легко. Но, не имея достоверных знаний, это сделать весьма трудно.

 

На примере шахмат: если вы хотите атаковать, найдите главную фигуру, на которую завязаны все остальные фигуры на доске противника. Вам нужно атаковать именно ее, тогда вся его комбинация рассыплется. Наверное, вы знаете, что шахматы изобрел буддийский монах. Белые фигуры на доске символизируют позитивные качества ума, а черные – негативные эмоции. Итак, играя в шахматы, представляйте, что боретесь с негативными состояниями ума. Исходя из этого понимания следует строить стратегию своей игры. Тогда она превратится в буддийские шахматы.

 

Буддийская практика подобна шахматной игре – поединку между негативными и позитивными состояниями ума. Здесь используется та же теория. Я могу сказать, что черные фигуры на доске не имеют под собой правильной основы. Поэтому, зная их уязвимые места, вы сможете легко обыграть их. Некоторые люди хорошо играют в шахматы на столе, но весьма слабо играют в настоящие шахматы своей жизни. А для вас самое главное – хорошо уметь играть в шахматы жизни. Здесь каждый ваш ход должен быть тщательно просчитан.

 

В шахматах ваша ситуация на доске в середине игры полностью обусловлена теми ходами, которые вы делали в начале игры. Никто другой не создал эту ситуацию на доске, она есть следствие ваших ходов. То же самое происходит и в нашей жизни. Бог не является творцом всего. То, что мы испытываем в середине нашего жизненного пути, – это результат ходов, сделанных нами ранее: либо в этой жизни, либо в предыдущих. Итак, вы отвечаете за себя сами.

 

Когда играете в шахматы, понимая, что от неверного хода в начале игры в середине у вас возникнут такие-то проблемы, вы стараетесь сделать правильный дебютный ход. Первоочередной и самый важный дебют в шахматах нашей жизни – преданность Учителю. Благодаря преданности вы сможете реализовать свой потенциал, устранить множество препятствий и создать хорошие отпечатки на будущее. Также хорошим дебютом являются медитации о драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти, принятии прибежища. Очень важный дебют для вас – основывать все свои ходы на законе кармы. Нарушив законы своего государства, вы еще сможете избежать правосудия, но, пренебрегая законом кармы, вы не избежите негативных последствий. А если вы будете играть в соответствии со стратегией закона кармы, то, несомненно, сможете выиграть.

 

Помните, что у омрачений нет достоверной основы. А поскольку мудрость, познающая пустоту, имеет под собой прочный фундамент, пригодный для ума, мудрость можно развивать до безграничности. Если некое качество подходит уму, развитие этого качества не требует какого-то нового импульса, повторяемых усилий. Поэтому пригодные для ума качества могут развиваться безгранично.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.