Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Загрязненная и незагрязненная карма





 

Говоря в общем, карма делится на позитивную, негативную и нейтральную. В «Ламрим Ченмо» объясняется только два вида кармы – негативная и позитивная. Нейтральная не обсуждается, потому что она просто нейтральна, не приносит значимых для вас результатов. Позитивная, или благая, карма делится на два вида – загрязненная позитивная карма и незагрязненная позитивная карма. Сначала я объясню в целом, что такое загрязненная и незагрязненная карма, а потом – что такое загрязненная позитивная карма и незагрязненная позитивная карма.

 

Любое действие, которое вы совершаете, имея прямое познание пустоты, является незагрязненной кармой. Поэтому, до тех пор пока вы не обретете прямое познание пустоты, для вас будет невозможно накопление незагрязненной кармы. Любая совершаемая вами карма будет загрязненной. Поскольку вы не можете создавать незагрязненную карму, в вашем сознании не будет оставаться отпечатков незагрязненной кармы. Я хочу обратить ваше внимание на то, что до момента прямого познания пустоты в вашем сознании не будет ни одного отпечатка незагрязненной кармы. Я не хочу сказать, что никто из вас не достиг прямого познания пустоты. Я говорю, что те из вас, у кого нет прямого познания пустоты, не имеют отпечатков незагрязненной кармы.

 

Вопрос: А как нам обрести прямое познание пустоты?

Ответ: На это у вас уйдет много времени. Но это не значит, что все действия, совершаемые нами без прямого постижения пустоты, негативны, вовсе не так. То, что мы делаем без постижения пустоты, тоже может быть позитивной кармой, но она называется загрязненной, потому что не ведет нас к освобождению от сансары. Она приносит хорошие плоды в сансаре: мы рождаемся людьми или богами, обретаем благополучие, успех, богатство и так далее. Это тоже хорошо, но не замечательно, потому что эта карма не выводит нас из сансары. Только когда мы постигнем пустоту напрямую, мы начнем создавать карму, ведущую к нашему освобождению от сансары.

 

Любая карма, которую мы создаем без прямого познания пустоты, называется загрязненной. Даже благая карма, которую мы создаем сейчас, без прямого познания пустоты, не может стать незагрязненной. Поэтому даже позитивная карма становится причиной дальнейшего вращения в сансаре. При этом в сансаре она принесет нам какие-то желаемые плоды. Если говорить о ввергающей карме, негативная загрязненная карма приведет к нашему рождению в низших мирах, а позитивная загрязненная карма приведет к рождению в высших уделах. С точки зрения завершающей кармы все то счастье, что мы испытываем в жизни, является следствием позитивной загрязненной кармы.

 

Если, например, вы думаете, что где-то есть истинно существующий рай, вы хотите родиться в таком раю и начитываете для этого мантру, это практика Дхармы, вы создаете этим позитивную карму. Но из-за представления о рае как об истинно существующем ваша карма загрязнена неведением. Поэтому в сутрах Будда говорил, что чтение мантры под влиянием представления об истинном существовании – это действие демона. Что это значит? Будда имел в виду, что вы будете создавать загрязненную карму. Эта карма не станет причиной освобождения. Демон – это причина страданий. Создавая загрязненную карму, вы продолжаете создавать сансару. Это позитивное действие, но оно все равно приводит к сансаре, к страданию. В сансаре не бывает настоящего счастья.

 

Вопрос: Вся позитивная карма, которую мы сейчас создаем, загрязнена и не приводит к выходу из сансары, тогда благодаря чему мы можем создать причины для прямого постижения пустоты?

Ответ: Вы не нуждаетесь в незагрязненной карме для того, чтобы постичь пустоту или понять учение. Причина постижения пустоты – это медитация на пустоту. Причина понимания учения – это слушание, чтение текстов. Здесь встает такой вопрос: что является причиной освобождения? Причина освобождения – незагрязненная карма. Можем ли мы прямо сейчас создавать причины освобождения? Все, что мы сейчас делаем, не может стать причиной освобождения. Но в «Ламриме» лама Цонкапа говорит: «Хотя в настоящий момент мы не можем создавать причины освобождения – незагрязненную карму, исключением из этого правила являются благие действия по отношению к объектам Поля заслуг».

 

Соответственно, такие действия, как почитание Учителя из преданности, являются исключением. Поймите, что сильная преданность Духовному Наставнику становится причиной освобождения. Затем лама Цонкапа говорит: «Что бы вы ни делали без отречения и бодхичитты или без сильного влияния этих чувств, любое действие становится причиной вашего дальнейшего вращения в сансаре». Косвенно эта фраза говорит о том, что, совершая какие-то действия с отречением и бодхичиттой либо с сильным воздействием отречения и бодхичитты на наше сознание, мы создаем причины освобождения. Поэтому мы делаем такой вывод: причиной освобождения является не только незагрязненная карма.

 

Например, вы вдруг поняли, что природа сансары – это страдание, и это осознание вас сильно потрясло. Тогда подношение светильника, простирания и так далее с сильным желанием создать причины освобождения действительно создают причины освобождения. В этом случае такие действия станут практикой Дхармы. Поэтому мастера традиции Кадампа говорили, что делать простирания – это хорошо, но практиковать Дхарму – еще лучше. Все, что вы делаете с чувством отречения, становится причиной освобождения.

 

Если же вы делаете практику с сильнейшим состраданием, с мотивацией бодхичитты: «Даже если я прочту всего лишь одну мантру, пусть заслуги, которые я тем самым создам, станут причиной достижения состояния будды, чтобы потом жизнь за жизнью я мог помогать матерям – живым существам», такие действия тоже станут причиной вашего освобождения от сансары. Также любые ваши действия с мотивацией бодхичитты, даже одно прочтение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, станут причиной Пробуждения. Если же вы прочтете одну мантру с желанием освободиться от низших миров, эта мантра будет практикой Дхармы, но не причиной освобождения. Эта мантра станет причиной счастья в следующей жизни.

 

До тех пор пока мы с вами не обрели прямого познания пустоты, мы не должны отвергать создание благой загрязненной кармы. Не следует считать, что загрязненная карма – нечто дурное. Поймите, что она весьма полезна для нас. Нам необходимо накапливать заслуги. Но вместе с тем нужно понимать, что подобные действия не могут стать причиной нашего освобождения, за исключением преданности Учителю, а также действий, мотивированных некоторым чувством отречения, бодхичитты или некоторым пониманием пустоты.

 

Шантидева сказал, что любая благая карма, которую вы создаете с мотивацией бодхичитты, подобна семени дерева исполнения всех желаний. Это дерево плодоносит постоянно, вплоть до вашего Пробуждения. Когда эта карма проявится, она будет давать благой результат во многих жизнях. А та благая карма, которую вы создаете, желая счастья только в этой жизни или в будущей жизни, по словам Шантидевы, подобна банановому дереву, которое один раз плодоносит, а потом увядает.

 

Все те учения, которые вы слушаете сейчас, на самом деле должны стать для вас практическими инструкциями о том, как правильно практиковать Дхарму. Если даже после этого вы не сможете практиковать Дхарму, стыд вам и позор. До тех пор пока вы не обрели прямое познание пустоты, для вас очень важна мотивация отречения и бодхичитты. Каждый день старайтесь ощутить какое-то чувство отречения, бодхичитты. Затем с этим настроем делайте практику, пусть даже небольшую. А потом весь день вы можете отдыхать. Это будет гораздо более эффективная практика, чем десять лет, проведенных в строгой медитации без знаний о том, как правильно медитировать.

 

Раньше в Тибете были популярны практики дзогчена и махамудры, потому что тибетцы, как и вы, хотели стать буддами без усилий, без трудностей. Они думали: стоит им познать природу своего ума, как они тут же станут пробужденными. Поэтому они пытались медитировать на ясный свет. Когда Падампа Сангье, великий практик махамудры, увидел, что многие тибетцы любят созерцать свой ум, он сказал по этому поводу: «Какой смысл в созерцании ума, в котором нет бодхичитты?» Это глубокое учение.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.