Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Литургия Преждеосвященных Даров





Литургия Преждеосвященных Даров

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров (святого Григория Двоеслова)

Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров

Литургией Преждеосвященных Даров называется Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии - проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;

в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

О Великопостных Часах

Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории.

Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.

Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.

На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.

На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.

Служба часов, совершаемая во время Великого: поста, имеет в сравнении с вседневными (великопостными) часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).
  2. На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами.
  3. На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.
  4. В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", с великими (земными) поклонами.
  5. Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Последование Изобразительных

Непосредственно за девятым часом совершается краткая служба, которая на зывается Последованием изобразительных.

В Великий пост Последование изобразительных совершается в таком порядке.

После заключительной молитвы девятого часа: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш... служба начинается пением Блаженн, а псалмы 102-й ("Благослови, душе моя. Господа...") и 145-й ("Хвали, душе моя, Господа...") опускаются.

Хор поет на глас 8-й (особым великопостным роспевом):

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени нищий духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени плачущии, яко тии утешатся. Помяни нас. Господи, егда...

Блажени кротции, яко тии наследят землю. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся; Помяни нас, Господи, егда...

Блажени изгнана правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени есте, егда поносят вам. мир ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Помяни нас, Господи, егда...

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Помяни нас, Господи, егда...

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Помяни нас. Господи, егда...

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Помяни нас, Господи, егда...

И далее высоким гласом:

Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.

Великий вход

После возгласа священника: По дару Христа Твоего... диакон входит в алтарь северными дверьми, открывает царские врата, берет кадильницу и кадит престол, жертвенник и священника, читая при этом (тайно) 50-й псалом. (Священник при служении без диакона, совершая каждение, также читает тайно 50-й псалом.)

Затем диакон становится у престола рядом с священником, и они вместе молятся, читая трижды: Ныне Силы Небесныя... (Священник при этом держит руки воздетыми горе.)

Хор: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится.

(По-русски: Ныне Небесные Силы невидимо служат с нами, ибо входит Царь Славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится).

На этих словах пение песнопения прерывается и возобновляется по внесении Святых Даров в алтарь.

Священнослужители, прочитав трижды: Ныне Силы Небесный... трижды поклоняются пред престолом, затем священник целует антиминс и престол, диакон - престол, и оба идут к жертвеннику.

Здесь они, произнося молитву "Боже, очисти мя, грешнаго" и трижды поклонившись, совершают следующие священнодействия: священник трижды кадит пред Дарами, а затем, отдав кадильницу диакону, возлагает ему на левое плечо большой воздух (если священник служит один, то он полагает воздух себе на левое плечо).

Далее, священник берет дискос правой рукой и подъемлет его на уровень своего чела, а в левую руку вземлет потир и несет его, держа при персех (при груди).

Диакон с кадильницей предшествует священнику и кадит часто.

Священнослужители проходят, как и на полной литургии, северными вратами на солею и чрез царские врата - в алтарь, ничего не произнося.

Во время перенесения Святых Даров все находящиеся в храме преклоняются до земли, выражая этим поклонением благоговение к Преждеосвященным Святым Дарам, и встают по внесении Святых Даров в алтарь.

Хор продолжает священную песнь: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(По-русски: С верою и любовию приступим (к Жертве), чтобы соделаться (стать) участниками: вечной жизни. Аллилуйя).

Войдя со Святыми Дарами в алтарь, священник ставит сначала на престол (на антиминс) потир, а затем обеими руками дискос, отлагает от Святых Даров покровцы, берет с плеча диакона воздух, надносит воздух над кадильницей (которую держит диакон), покрывает воздухом Святые Дары и кадит их, священнодействуя с великим благоговением, но ничего не произнося.

По окончании пения "Верою и любовию..." совершаются три великих поклона с произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего...

Далее царские врата закрываются и закрывается одна половина завесы (другая половина завесы закрывается перед причащением священнослужителей).

Это полузакрытие завесы по великом входе соответствует полному закрытию ее после Херувимской песни и затем открытию пред пением Символа веры при совершении полной литургии. Полузакрытие завесы совмещает в себе значение того и другого действия и указывает на особенность Преждеосвященной литургии, как литургии неполной (то есть без евхаристического канона).

Причащение мирян

Священник, раздробив частицы "НИ" и "КА", влагает их в потир, ничего нг произнося. Целует дискос и ставит его близ потира. Взяв покровец, покрывало и потир, на дискос полагает звездицу, покровцы и поклоняется трижды. Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратись к молящимся, возглашает: Со страхом Божиям и верою приступите.

Хор: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.

Если есть причастники, священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (На литургии Преждеосвященных Даров младенцев по обычаю не причащают).

Затем священник произносит возгласно: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Хор: Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Благодарение по Причащении м заамвонная молитва

Покадив Святые Дары трижды, священник отдает кадило диакону, и взяв дискос, отдает его диакону. Диакон принимает дискос с благоговением, держа на уровне чела, и, обратившись к царским вратам, молча отходит затем к жертвеннику и поставляет на нем дискос.

Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: Благословен Бог наш, и затем вслух к молящимся возглашает в цпрских вратах: Всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И относит священник Святые Дары к жертвеннику.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящым Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыни, весьдень поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Диакон исходит северными дверьми на амвон и произносит ектению: Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Вечера всего совершенная, свята, мирна и безгрешна испросивше, ими себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: С миром изыдем.

Хор: О Имени Господни.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает заамвонную молитву, в которой просит Бога, введшего верующих в дни поста, помочь им в подвиге добром течение поста совершить сокрушить невидимых змиев и неосужденно достигнуть и поклониться Святому Воскресению: Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим Промыслом и многою благостию введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежди воскресения, Иже четыредесятьми деньми скрижали вручив, Богоначертанная письмена, угоднику Твоему Моисеови! Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя твое. Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди имя Господне благословенно... (трижды).

Чтец: Слава, и ныне... Благословлю Господа... (псалом 33-й полностью) Далее священник читает молитву перед потреблением Святых Даров: Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия и общники нас сотворни Страшных Твоих Тайн! Совокупи нас словесному Твоему стаду и наследники покажи Царствия Твоего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон внемлет этой молитве и со благоговением потребляет Святые Дары.

Священник исходит из алтаря и раздает молящимся антидор. По окончании чтения псалма и раздачи антидора священник возглашает: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст

Священник: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матере, и святаго (имя рек, егоже есть храм, и егоже есть день, затем святого следующего дня), и иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.

Такой отпуст произносится до Страстной седмицы; на Страстной седмице глаголется свой отпуст, по дню.

По отпусте читаются благодарственные молитвы. Затем "Ныне отпущаеши", Трисвятое по "Отче наш" и по возгласе священника "Яко Твое есть Царство" - тропарь, глас 5-й: Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорий и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси, отонудуже Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Егоже моли, да Спасет души наша.

"Слава", кондак, глас 3-й: Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися и ликуеши в небесных кровех.

"И ныне", Богородичен: Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное! Не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

После благодарственных молитв дается для целования Святой Крест, затем закрываются царские врата, священнослужители изодеяются от священных одежд, благодаря Бога за совершение Божественной литургии, и исходят из храма или совершают, если есть, требы.

 

Источник: http://velikiypost.paskha.ru/Bogosluzhenie/Liturgiya

Литургия Преждеосвященных Даров







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.