Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







На рынке АБИС в РБ можно выделить несколько типов АБИС





1.Отечественные АБИС в основном разработаны для нужд определенной библиотеки (сети б-к), и направлены на автоматизацию основных библиотечных процессов. Большинство из них «закрытые» системы и не соответствуют современным требованиям построения корпоративных сетей.

2.Российские продукты более отвечают современным требованиям, но не поддерживают BELMARC формат.

1.Зарубежные системы (пока только Liber). Программные продукты АБИС и информационные технологии в библиотеках Беларуси

* АБИС ALIS. * АБИС "МАРК". * ИРБИС. * Региональная телекоммуникационная АБИС Гомельской области. * Информационная сеть Президентской библиотеки.* Информационные технологии в библиотеке Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы. * АБИС "Библиотека"

АБИС ALIS. АБИС ALIS разработана НПФ "ИНЕАК"; используют: НББ, областные библиотеки и ЦБС (г.Минска, Брестской, Витебской, Гродненской и Минской областей) и вузовские б-ки. - По концепции НПФ "ИНЕАК" разработана и внедряется автоматизированная библиотечная система практически во всех библиотеках системы Министерства культуры Беларуси. Основные принципы построения АБИС по концепции "ИНЕАКа": АБИС строится по модульному принципу. - Каждый модуль охватывает законченный технологический участок работы библиотеки и включает определенные задачи (модуль "Комплектования", "Обработка", модуль "Библиографическая деятельность", модуль "Система обслуживания читателей").

- Структурирование библиотечных баз данных позволяет создавать индексные файлы для быстрого поиска по любому заданному элементу библиографического описания, и их совокупность дает возможность конвертирования в другие информационные структуры данных.

АБИС "МАРК" АБИС "МАРК" (НПФ "Информ-система", Россия) – 65 библиотек различных типов и ведомств, в т.ч. и ЦНБ НАН, РНТБ.

Автоматизированная библиотечная информационная система "МАРК" (АБИС "МАРК") предназначена для автоматизации наиболее трудоемких процессов, связанных с обработкой первоисточников от оформления предварительного заказа до списания. Система позволяет создать электронный каталог (ЭК), с помощью которого можно высокоэффективно организовать следующие процессы: ·

- научная обработка литературы; - обслуживание читателей; - автоматическая подготовка каталожных карточек, книжных формуляров, бюллетеней, указателей, библиографических справок; - ведение инвентарного и безинвентарного учета и печать соответствующих выходных форм; · управление фондом (в т.ч. анализ книгообеспеченности литературой); - Создание вспомогательной картотеки кадров библиотеки, а также картотеки читателей.

ИРБИС. АБИС "ИРБИС" (ГПНТБ России, Международная Ассоциация "ISIS") – 8 библиотек различных типов, в т.ч. БелСХБ, РНМБ.

ИРБИС является комплексной программой и автоматизирует все процессы функционирования библиотеки, начиная с формирования коллекции и заканчивая учетом книговыдач. Функционально система разделена на 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ): комплектатор; каталогизатор; читатель; книговыдача; администратор. АБИС Гомельской области " ГОУБ" – 23 ЦБС Гомельской области. * единое информационное пространство библиотеки, где решение задач отдельного подразделения являются неотъемлемой частью общей задачи по информатизации деятельности всех служб и подразделений библиотеки; * классификация в УДК, ББК или в обеих системах одновременно; * полностью программно контролируемый процесс движения фонда от поступления до утилизации, учитывающий "время жизни" литературы в фонде, все ее перемещения как внутри библиотеки, так и снаружи, т.е. при выдаче ее читателям; * обзорный режим работы с каталогами, трансформация каталогов в процессе обзора в алфавитный или систематический ряд с "привязкой" к выбранной книге; * переключение из каталогов в АПУ, переход по выбранной рубрике АПУ в начало области каталога, соответствующей выбранной рубрике, трансформация АПУ в систематический ряд и обратно, поиск по началу названия рубрики АПУ, по коду рубрики; * система "мягкого поиска", учитывающая, как правило, неточное знание читателем атрибутов искомой литературы, и являющаяся естественным продолжением обзорного режима работы с каталогами. АБИС Президентской библиотеки АИБС Президентской библиотеки РБ – AlBela. Разработана НТП ИНКОС (РБ). Год создания – 1993 г. Начало внедрения в Президентской библиотеке РБ – 1996 г. Программа постоянно дорабатывается с учетом потребностей библиотек-пользователей - Президентской библиотеки РБ и Библиотеки Администрации Президента РФ.

К настоящему моменту АИБС AlBela включает в себя следующие подсистемы: -Подсистема "Сериальные издания". -Подсистема "Книга". -Подсистема "Электронная картотека статей". -Подсистема "Читатель". Автоматизированы все основные функции: * комплектование (книги и сериальные издания);

* каталогизация (книги и сериальные издания); * справочно-библиографическое обслуживание (ведение аналитических БД, ИРИ и выпуска библиографических указателей, выполнение разовых справок); * обслуживание (выдача, возврат документов, ведение очереди, работа с задолженностью). АБИС Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы Позволяет: * отделу комплектования и обработки литературы: производить комплектование, подписку на периодические издания; вести обработку и каталогизацию документов, печатать карточки для всех видов каталогов, создавать инвентарную книгу, вести списание литературы, осуществлять заказ литературы по МБА, создавать картотеку книгообеспеченности;

* информационно-библиографическому отделу: выполнять справки различных типов, информировать специалистов о новой литературе, печать списки, получать информацию по сети. Предполагается создать страницы библиотеки на университетском и внешнем Web-серверах. Страницы на университетском Web-сервере будут предназначаться для распространения информации из библиотеки по университету, что позволит обеспечить доступ к её информационным ресурсам. Это может быть информация об интересных книгах, выписанных журналах, реклама услуг, предоставляемых библиотекой, информация о мероприятиях. В сеть Internet могут быть представлены ЭК библиотеки, базы данных, раскрывающие научный потенциал университета. АБИС"Библиотека" АБИС "Библиотека" (НБ МГУ и БКС, Россия) – 3 библиотеки (ФБ БГУ, РНТБ, РНМБФК) АБИС "Библиотека" в версии 4.0 и выше обеспечивает следующие функции:

* Все виды библиографической и аналитической обработки документов;

* Ввод данных в ЭК с клавиатуры и групповой (например, с дискет) и их коррекцию (включая "длинные" записи); Редактирование записей;

* Проверку библиографических данных на дубль по любым признакам;

* Поддержку и использование при вводе информации многоуровневых словарей;

* Вывод библиографических данных в международном стандарте USMARC;

* Групповую перекодировку информации при загрузке, выводе данных в ЭК в форматы или из форматов UNIMARC, ISIS;

* Поиск информации по всем основным полям и группе полей с использованием языка запросов на основе булевой алгебры;

* Гибкое построение поисковых таблиц (включая -- правила занесения в них информации, глубину индексирования, выбор процедуры обработки данных перед поиском);

* Отображение на экране монитора данных ЭК в виде каталожной карточки в соответствии с ГОСТ 7.1 - 84 и в произвольном виде;

* Распечатку каталожных карточек, формуляров, читательских требований;

*Создание и распечатку документов любого вида;

Поддержку системы многоуровневых словарей, создание и использование иерархических рубрикаторов и классификационных таблиц.

Билет 21

1. Соц. роль, цели и задачи обслужив. польз-лей.

По ГОСту 7.0. «Библ. обслужив. – это совокупность разных видов деят-ности биб-ки по удовлетвор. потр-тей ее пользов-лей путем предоставл. библиотеч. услуг». Соц. роль БО обусловлена важн. соц-ными ф-циями, кот выполн. б-ка в об-ве: 1. содействие реализации прав граждан на образование; 2. Использ-ние достиж. культуры; 3. Содейств. повышению сознания; 4. Оказание помощи в распространен. научно-технич. знаний. Б-ка выполн. также ф-цию социальной памяти человеч-ва: сбор, сохранен. и представление инф-ции. Т.о. б-ка осуществл. комунникацию, передачу культур. ценностей из поколения в поколение путем обслужив., представления услуг и продуктов. Соц-ные ф-ции б-к обусловили цели, задачи и принципы обслужив. польз-лей. Цели – генеральные, стратегические, перспективн., текущие. Генеральная – обеспеч. всестор. развития личности, ее интеллект., духовной, физич. самореализации. Стратегич. – формиров. национ. самосознания, активной трудовой деят-ти, общечеловеч. моральных ценностей, повыш. общеобразоват. и профес-ного уровня. Стратегич. цель определяет перспектив. цели, кот. реализуются в пространстве. Т екущие достиг. путем сотруднич-ва, и влияния б-ки и польз-лей. В мировой практике понятие «цель БО», также трактуется как Миссия БО (по Мелентьевой). В широком смысле миссия б-ки поним. как "ответственное задание, поручение", данное общ-вом биб-ке как соц-ному ин-ту. Представляется, что каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает «поручение» библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия. (Дворкина) В узком смысле миссия б-ки БО, понимается как её стратегическая цель, кот. позволяет определить задачи БО: - снижение барьеров (физич., интеллект-ных, технич., организац-ных, межличностных, финансовых) доступности получения польз-лем необходим. ему инф-ции и библ. услуг; - постоянное изуч. читательс. и информ-ных интересов, запросов и потр-тей польз-лей с целью наиболее полного их удовл-ния; - расширение номенклатуры и повыш. уровня креативности предоставл. польз-лю услуг; - содейст. формиров. культуры чтения и инф-ной культуры польз-лей; - продвиж. чтения в нечитающие слои общества. Задачи в З-не о БД: Комплектов. БФ докум-тами и обеспеч. их сохранности. Осуществл. обработки док-тов, созд. СБА, в т.ч. баз данных и др. информац. русурсов. Обеспеч. библиотеч., информ-ного и СБО польз-лей б-к с учтом их потр-тей. Осуществл. культурно-просветит., образоват., и др. деят-ти, направленной на удовл-ние духовных, интеллект. и культ. потр-тей польз-лей б-ки.

Задачи (по Павловой, Дзямешке): 1. удовлет. познават., духовных, научных, учеб., образоват., проф-ных, эстетич. и др. потр-тей; 2. Формир. информ. культуры, высокой морали, научного мировоззерн.; 3. Воспит. у чит-лей самост. мышления, пополн. интеллек. и духовн. потенциала.; 4. Умение обращаться к инф-ции не только на традиц. носителях (бумага), но и нетрадиц. (компакт-диски, видеокас., элект-ные док-ты и т.д.)

.Асноўнымі задачамі бібліятэк, паводле Закону, з’яўляюцца:

· камплектаванне бібліятэчных фондаў дакументамі і забеспячэнне іх захаванасці;

· ажыццяўленне апрацоўкі дакументаў, стварэнне даведачна-інфармацыйнага апарату, у тым ліку баз даных і іншых інфармацыйных рэсурсаў;

· забеспячэнне бібліятэчнага, інфармацыйнага і даведачна-бібліяграфічнага абслугоўвання карыстальнікаў бібліятэк з улікам іх патрэбнасцей;

· ажыццяўленне культурна-асветніцкай, адукацыйнай і іншай дзейнасці, накіраванай на задавальненне духоўных, інтэлектуальных і культурных патрэбнасцей карыстальнікаў бібліятэк.

Выкананне сацыяльна значных задач бібліятэкі звязана з паняццем “сацыяльныя функцыі”. Пад функцыямі звычайна разумеюцца абавязкі, кола дзейнасці адпаведнага сацыяльнага інстытута. Паколькі абслугоўванне карыстальнікаў ёсць ні што іншае, як дзейнасць, яго сацыяльныя функцыі звязаны са ўзаемадзеяннем бібліятэкара і карыстальніка ў працэсе абслугоўвання. Бібліятэкар і карыстальнік выступаюць у якасці суб’ектаў дзейнасці, а інфармацыйныя рэсурсы – аб’ектам паведле якога ажыццяўляецца ўзаемадзеянне. Прадметам у дадзенай схеме з’яўляюцца інфармацыйныя патрэбнасці карыстальнікаў.

В.А.Барадзіна лічыць, што ў бібліятэчным абслугоўванні вызначаныя элементы ўзаемадзейнічаюць, рэалізуючы наступныя функцыі:

· сацыяльныя – светаўяўленчыя, інфармацыйныя, культурна-асветніцкія, адукацыйныя. Яны вызначаны ў “Законе аб бібліятэчнай справе ” і рэалізуюцца праз сістэму псіхалагічных і педагагічных функцый;

· псіхалагічныя – каштоўнасна-арыентацыйныя, пазнавальна-камунікатыўныя, эмацыйна-кампенсаторныя, рэкрэацыйныя, эстэтычныя, рэфлексіўныя;

· педагагічныя – выхаваўчыя і самавыхаваўчыя, адукацыйныя і самаадукацыйныя, навучання і саманавучання, развіцця і самаразвіцця.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.