Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сістэма і структура кіравання бібліятэчнай справай





Система управления это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих документов которые создают целостность, единство. Все системы подразделяются на 3 вида: техническая, биологическая, социальная. В законе РБ в 1995 г. дано определение понятие что такое библ.дело – это социальная система. Библиотечное дело включает следующие подсистемы: - сети библиотек, - организацию и комплектование фондов, -организация библ. обслуживания, - научная деятельность библиотек, - методическое обеспечение деятельности б-к, - подготовка кадров, - управление. Законы: Связь между сложными частями библ. дела и общества. Корташов «Закон взаимодействия б-к», «Закон динамичности библиотечного дела», «Закон демократизации библ.дела» (беспрерыное образование), «Закон диалектического единства». Каждое библ.дело каждой страны имее специфический характер., «Закон приоритета индивидуального подхода в библ. обслуживании», «Закон пропорционального развития библ. дела».

Организационная стр-ра управления – совокупность звеньев, которые находятся во взаимосвязи и подчинении и наделены правами и ответственностью и выполняют функции управления. Функции и стр-ра – это две неразрывно связанные взаимообусловенные стороны управления. Функция отражает создание док-та. Структура управления б-кой – под ней понимают совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых взаимоотношениях и обеспечивают их функционирование как единого целого. В соответствии с Конситуцией и Законом в стране функцианирует 4 уровня управления: - республиканский, - областной, - уровень местного самоуправления, - уровень администрации б-к (ЦБС). На 1 уровне высшим органом государственного управления является власть РБ. Осуществляет финансирование, разрабатывает концепции, законодательные проекты. Республиканская программа «Электронная Беларусь». На 2 уровне осуществляют исполнительные органы. Они разрабатывают и выносят на утверждение проекты законов. 3 уровень (горосдкие, районные исполкомы). Они самостоятельно руководят своей собственностью (принимают постановления, распоряжения). 4 уровень (администрация библиотек) непосредственно руководит деятельностью библиотек, обеспечивает библ. обслуживние граждан. Общественные стр-ры имеют право участвовать в управлении (2 организации ББА и библ. совет при МК). Они должны содействовать развитию библ. дела. В начале 20 в. создавались формальные структуры управления или бюрократические. В них главное внимание уделялось разделению труда на ф-ции. Основные характеристики:1. очень точное разделение труда;2. иерархичность управления;3. характерно наличие формальных правил и норм. В настоящее условиях б-ки можно встретить более гибкие ст-ры, которые лучше приспособлены к тем изменениям, которые происходят в обществе. АДАПТИВНАЯ. Индивидуальная ответственность каждого за общий итог, результат. Их хар-ка: - Отказ от формальных отношений; - Сокращение кол-ва иерархических уровней;- Ориентация культуры взаимоотношений. ЦБС – это единое библиотечное учреждение, объединяющее б-ки находящиеся на одной территории или в ведении одного или нескольких ведомств. Функционирующее на основе единого руководства. Структура ЦБС. ЦБС включает ЦБ и б-ки-филиалы. В ЦБС ф-ции ЦБ выполняет районная или городская б-ка, а в ведомственных ЦБС – ведущая б-ка системы.

Билет 25

1 Бібліятэкар і карыстальнік бібліятэкі: узаемаадносіны ў працэсе абслугоўвання

Система обслуживания потребителей библиотеки включает различные взаимосвязанные подразделения, формы, пункты обслуживания, которые функционируют в зоне обслуживания и обеспечивают потребителям предоставление различных форм услуг. Библиотечный абонемент – форма индивидуального и комплексного обслуживания читателей, которая предусматривает выдачи произведений печати на определённый на определённый срок для пользования ими вне библиотеки. Термин пользования определяется в Правилах пользования библиотекой, принятых в 1996г. (30 дней максимально). Абонемент обозначает право пользования ч-либо,: документ который удостоверяет это право. Сегодня пользователи библиотек имеют право на бесплатное обслуживание. Абонементом библиотеки могут пользоваться все граждане, коллективы, бригады. Абонемент: индивидуальный, коллективный; -общ., -групп., -отрасли., -фунцион.. В публичных библиотеках абонемент является ведущей формой обслуживания. В крупных библиотеках не абонемент, а читальный зал является основной формой. По характеру отношений между библиотекарем и читателем: абонемент - стационарный и заочный. На стационарном библиотекарь непосредственно обслуживает читателя, оформляет выдачу и приём издания в соответствующих учётных документах. Заочный абонемент даёт возможность получить документ непосредственно по месту жительства или работы путём пересылки по почте. Эта форма обслуживания относится к внестационарному обслуживанию, характерна для библиотек разных типов. При оформлении заочного абонемента библиотекарь и читатель заполняют соответствующее Соглашение о постоянном внестационарном обслуживании. Технология обслуживания: - запись в библиотеку, - выдача и приём литературы, - работа с задолжниками, - работа с отказами. ЧЗ – специально оборудованное помещение которое приспособлено для выдачи читателям, абонентам, потребителям информации произведений печати и других документов с условием использования в стенах ЧЗ. Главная роль ЧЗ в библиотеке: привлечение читателей к систематическому пользованию произведениями печати, в культурном развитии личности, в увеличении сферы влияния библиотеки на общество. Преимущество ЧЗ: читатель получает возможность пользоваться на месте всем фондом библиотеки, в том числе редкими и ценными документами. ЧЗ обслуживает с помощью основного (открытого) и подсобного (закрытого) фонда. В зависимости от типа, вида библиотеки количество ЧЗ разное. Публичные библиотеки – 1,2 ЧЗ. Особая система ЧЗ в крупных библиотеках: ЧЗ дифференцируется по 1) отраслям знаний, комплексным наукам. 2) по характеру и видам изданий. (ЧЗ микрофильмов, нотных записей и т.д.). 3) по уровню подготовки пользователей общие ЧЗ, научные. Внестационарные формы обслуживания дают возможность приблизить произведения печати и др. материалы к месту работы, жительства, отдыха пользователей в тех отдалённых регионах, на производственных предприятиях, организациях, интернатах, вблизи которых отсутствуют стационарные библиотеки. Разные формы внестационарного обслуживания составляют целую систему, значение которой в следующем: содействие рекламе библиотеки, повышение статуса библиотеки в обществе. Внестационарное обслуживание организует стационарная библиотека, в которой существует специальный фонд и ответственный библиотекарь, может быть выделен и специальный отдел. В структуру внестационарного обслуживания входят: библиотечный пункт (универсальный, специализированный), книгоновшество, библиобус, бригадный абонемент, семейный абонемент, заочный абонемент. МБА (одна из форм библиотечного обслуживания, которая обеспечивает оптимальное удовлетворение запросов читателей, абонентов путём взаимного использования фондов. Информация потребителю подаётся в разном режиме и на разных носителях из одной библиотеки в другую. Развитие МБА уменьшает количество отказов, содействует более полному использованию фондов библиотек страны. Основное положение ГОСТа «МБА в РБ»: - предоставление документов во временное пользование, бесплатное и частично платное обслуживание по МБА, -сущ-е МБА для научных, производственных и просветительских запросов абонентов). Другие ГОСТы по обслуживанию: «Библиотечная документация. Первичные учётные документы. Правила заполнения бланков»/1980), СТБ «Библиотечная статистика» (2000). Этика обслуживания пользователей Одной из существенных основ, проф. деят-ти б-ря в обслуживании явл-ся отношения. Инф-я, её поиск, обсуждение чаще всего явл-ся предметом отношений в б-ке. Чем более индивидуализирован процесс обслуживания, тем большую роль в нем играют психолог. Аспекты, тем более он подчиняется закономерностям и правилам отношений. Библиотекарь должен знать как можно больше об отношениях, их структуре, особенностях. Отношения - информационное и предметное взаимодействие, в процессе которой. Реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения, В социальной психологии различают три базисных аспекта отношений: 1. перцептивный. 2. коммуник-й. З. интерект-й. Перцептивный - включает процесс формиров-я образа др. человека. Библ-рю необход-мо знать, что неизбежные ошибки восприятия на начальном этапе потом тяжело исправить. Необход, обращать вним-е на те факторы, что способствуют возникновению положит, впечатл-я о нем у чит-ля. Коммуникативный аспект: отн-ния как обмен инф-ей. Особенностью инф.

 

 

2. Бібліятэка ў сістэме сац.-культурнага праграміравання

Под проектным управление понимают тип менеджмента, метод управления и организационная структура для разработки проектов и программ. Управление проектами – отдельный тип управления, который требует наличия структуры, распределения функций, построение и использование специализированных технологий.

Проект – это целенаправленное изменение материальной и духовной системы. В библиотечном деле проектом можно назвать совокупность мероприятий, направленных на достижение определенной точно структурированной цели. В библиотечном деле проект направлен на эффективное использование информационных технологий и библиотечных ресурсов. Программа – это док-т, который включает цикл мероприятий или ряд проектов по приоритетному направлению развития библиотек. Понятие программы значительно шире. Целевая программа – состоит из взаимосвязанных проектов. Программы: международные, государственные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, смешанные. Как правило, программы формируются, финансируются и поддерживаются государственными органами (на верхних уровнях государственного управления). Важное значение для развития библиотек было принятие программы «Электронная Беларусь». Направлена на развитие электронных информационных технологий, на повышение эффективной деятельности органов государственной власти и отраслей народного хозяйства страны. Целевые программы являются основной формой программно-целевого планирования. Наибольшее распространение получают региональные программы. Концепция – это система идей и представлений о перспективах развития библиотечной сферы, о тенденциях, месте и роли библиотек в структуре социального института, конкретного региона. Определяет общее направление деятельности всех библиотек, основные принципы организации библиотечного дела. Проектирование и программирование – совокупность процессов связанных с разработкой и реализацией программ и проектов. Типология проектов в библиотечном деле. 1. Мегапроекты – это комплексные и специализированные программы, которые имеют единую цель и содержат много взаимосвязанных разных проектов. Развитие культуры на разных уровнях управления. 2. Мультипроект – относятся комплексные программы стратегического развития библиотек. 3. Монопроекты – осуществляются на уровне одной библиотеки. Имеют конкретную цель, определенные нормы финансирования, ресурсное обеспечение. Проектная деятельность не может осуществляться без финансовых ресурсов. Проектирование как цикл. Проектная деятельность включает несколько этапов: - временные и функциональные. Стадии: 1. Возникновение идеи и анализ ситуации. 2. Планирование работ и привлечение средств; 3. Запуск и осуществление проекта 4. Контроль за осуществлением проекта 5. Окончание и анализ эффективности проекта.

Билет 26







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.