Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация литературы с точки зрения библиотерапии





 

Исследователи библиотерапии А.Е. Алексейчик, А.М. Миллер разработали классификацию литературы, применяемой в клинических условиях.

Специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать больному знания, которые ему особенно важны для стимуляции психотерапевтических процессов успокоения, контроля и др..

Специальная научная литература имеет подобные медицинской литературе особенности и задачи. Отличие состоит лишь в том, что общаясь с ней, пациенты склонны относить себя к категории людей, нуждающихся более в психологической, научной помощи, чем в медицинской. Это помогает больным лучше понять свою нормальную психологию, стимулировать нормальные психологические процессы.

Научно-популярная литература может выполнять те же функции, что и первые два жанра, но для менее подготовленных читателей, давая наиболее общие представления об очень сложных областях знаний.

Философская литература помогает пациенту получить более цельное, разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом..

Биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает пациенту быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти немало общего с мыслями и судьбами выдающихся людей.

Классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения.

Критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогают лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание, связать литературу с актуальными событиями личной и общественной жизни.

Юмористическая и сатирическая литература особенно успешно учит пациентов более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, а также своеобразной психологической защите.

Афористическая литература содержит в себе наиболее ясные образы, отточенные идеи, нередко парадоксальные, противоречивые, диалектические, но всегда совершенные в своей законченности, категоричности.

Фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Новому поколению передавались лишь те, которые принимало большинство, и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей.

Научно-фантастическая литература отличается от любой другой выходом за границы привычного, характерные и для болезни, что страшит и в то же время является необходимым для многих пациентов. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений

Детектив, приключенческая литература занимает очень значительное место в библиотерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. Это, пожалуй, в первую очередь популярность, доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени.

Драматургия на некоторых пациентов может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы пациенту нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко лучше учит пациента диалогу, правилам общения. (39 с. 78-88).

Вывод по ii главе

Библиотерапия в настоящее время является развивающей-
ся практической деятельностью, направленной на социальную
поддержку разных социальных групп с активно формирующей-
ся областью теоретического знания. Это обусловлено, в частно-
сти, тем, что сложился круг отечественных и зарубежных авто-
ров, основавший самостоятельные направления изучения биб-
лиотерапии с точки зрения различных наук.

Содержательная характеристика библиотерапии как практической деятельности, направленной на повышение качества жизненной среды в контексте проблемы качества информирования обоснована, благодаря привлечению трудов социологов алтайской школы использованию категории качества жизни.

По мнению сторонников социологии, улучшение качества жизни зависит от активизации жизненных сил социума, что влечет социальную заинтересованность в атрибутивности профессиональной деятельности, направленной на повышение качества жизненной среды. Вклад библиотерапии
в решение этих задач задан программой совершенствования ин-
формационной культуры. Библиотерапия способствует социали-
зации, самоактуализации личности, раскрывая её творческий,
интеллектуальный потенциал.

Результаты анализа библиотерапевтических проектов социально-значимых учреждений позволяют констатировать заинтересованность специалистов в развитии практической библиотерапевтической деятельности, направленной социальную поддержку молодежи, которая понимается как:
формирование информационной ориентированной на адаптацию к новым условиям информационного общества; оптимизация процесса социализации; демократизация доступа к информации.

Преимущественно библиотерапия используется в иннова-
ционных направлениях библиосоциальной работы с новыми
группами читателей-инвалидов.

Развитие библиотерапевтической работы с инвалидами было инициировано комитетом администрации Алтайского края по культуре и туризму.

Практически не охвачены библиотерапевтическими программами традицион-
ные реальные читатели, которые составляют фактический
контингент пользователей современной муниципальной библио-
теки. В первую очередь, это зависит от отсутствия соответству-
ющей материальной обеспеченности библиотерапевтической де-
ятельности библиотек и оттого, что к реализации проектов не
привлекаются материальные и интеллектуальные ресурсы дру-
гих социальных учреждений. В практической деятельности
муниципальных учреждений, в том числе библиотек остаются за гранью
осознанности аспекты информационной функциональной
неграмотности, тренинговая библиотерапии и работа с нетекстовым документом.

Функциональная неграмотность формируется вслед за
овладением грамотностью, поэтому муниципальных библиотек по библиотерапии необходимо начинать с детства, с позиции «естественного нечитателя».

Среди перспектив библиотерапевтической деятельности с
молодежью необходимо создавать программы, рассчитанные на
преодоление информационного прессинга на молодежь.
Игнорирование этих проблем, связанных с функциональной
неграмотностью, так и слабой информационной защищенностью молодежи, способствует распространению приоритетов массовой
культуры. Учет современного потребителя информации тем более необходим, что реальный книжный рынок использует знания в этой
области, работая не просто с потребителями информации, а с
покупателями новой разновидности товара – информации.

Рынок сформировал феномены информационного общества –
бестселлер и модель его социального восприятия –
читательскую моду. Активизации региональных исследований по библио-
терапии способствовало создание библиотерапевтической лабо-
ратор. Деятельность лаборатории ведется по нескольким направлениям: учебному, методическому, воспитательному. В цели и задачи лаборатории входит: разработка образовательных программ развития чтения детей, издание репертуара чтения для разных половозрастных групп населения,

С 2001 года студентами факультета информационных ресурсов и дизайна подготовлено 37 ВКР по различным аспектам библиотерапии: как
технологии библиосоциальной работы, для изучения библио-
терапевтического эффекта художественной литературы, чита-
тельской моды, литературной сказки, юмористической литера-
туры.

Лаборатория как подразделение кафедры способствует при-
менению технологии библиотерапии для долговременного кон-
такта с работодателями. К числу основных критериев успешно-
го сотрудничества относятся: взаимная заинтересованность
партнеров, наличие информационной, методической базы, си-
стемность в работе, точное определение статуса и функций всех
заинтересованных сторон.

Залогом эффективной деятельности лаборатории можно
считать активную позицию творческого коллектива лаборато-
рии, координирующего все тематические мероприятия на фа-
культете и создающего информационную платформу для укреп-
ления социальных, культурных связей с работодателями, благо-
даря: подготовке и постоянному обновлению учебно-методи-
ческих рекомендаций и разработок (учебные программы курсов
«Библиотерапия» для специальности «Библиотечно-информаци-
онная деятельность», «Библиотерапия как технология социаль-
ной работы» для направления «Социальная работа» (2009 г.);
организации практики студентов непосредственно на
базе лаборатории; созданию образовательных информационных ресурсов,
косвенно и непосредственно посвященных библиотерапии:
Анализ эмпирических данных, приведенных в учебном
издании, свидетельствуют о возможных направлениях развития
проблемы, непосредственно связанных с социологическим
содержанием библиотерапевтических знаний и социально-
технологическими возможностями библиотерапии:
1)выявление и анализ библиотерапевтического воздействия нетрадиционном носителе (компьютерные книги, электронные
ресурсы и т.п.), что в условиях информатизации представляется
планомерным, целесообразным;
2) раскрытие технологического потенциала библиотерапии
при работе с другими социальными, профессиональными
группами населения, в том числе библиотекарями. Нам
представляется перспективным составление социальных
программ библиотерапевтической поддержки библиотекарей
как сотрудников идейных учреждений, направленных на
реализацию их профессиональных ресурсов.
3)максимальное расширение библиотерапевтической деятельности способствует новому содержательному насыщению библиотерапии.
Перспективными направлениями в работе лаборатории сле-
дует считать: обобщение и анализ данных о читательских биографиях
студентов, работающих по профилю обучения, и занимающих
руководящие должности в библиотечно-информационных и со-
циальных учреждениях; изучение практики библиотерапевтического обслуживания различных социальных групп (48).

 

Заключение

Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности, что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

Аппелируя к самым глубинным пластам личности, ее ценностному ядру, внутреннему "Я" человека, библиотерапия совпадает по своим преобразующим задачам с педагогикой, и, значит, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирования различных психологических структур, качеств, установок. Сам процесс читательского развития может быть рассмотрен как процесс последовательного расширения библиотерапевтических возможностей - возможностей и путей влияния книги на личность.

Для читателя творение искусства должно оставаться живым, дышащим, загадочным и завораживающим; и мера осознания тех или иных слоев, элементов произведения должна определяться каждый раз заново. Как и какой элемент произведения, какую "пружинку" необходимо затронуть при работе с произведением для того, чтобы включился эмоционально-насыщенный процесс лечения книгой? – это и решается в ходе библиотерапии, это и делает ее не только наукой, но и искусством.

В настоящее время библиотерапия — это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Важно подчеркнуть, что библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще и потому, что она непосредственно адаптировала и усвоила из психотерапии актуальные идеи и приемы, связанные с возможностями через книгу положительно влиять на человека. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики. Дело в том, что психотерапия ее теория, методы и приемы пронизывают не только библиотерапевтические действия, но интуитивно, подчас, применяются библиотекарями.

Как показывают первые исследования, возможности психотерапевтических знаний, идей, приемов и методов содержат много ценного для оптимизации процесса общения человека с книгой (на этапах предчтения, собственно чтения, постчтения), всего библиотечного обслуживания. Сознательное использование приемов и методов психотерапии и библиотерапии поможет значительно повысить эффективность этой деятельности.

Библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с психологом, который может взять на себя не только построение стратегии воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий.

Таким образом, подводя итоги курсовой работы, отметим, что была достигнута цель – сформировать представление о библиотерапии как научной дисциплине и практической деятельности и были решены следующие задачи: рассмотреть истоки библиотерапии как научной дисциплины, сформулировать основные цели библиотерапии, изучить особенности основного содержания библиотерапевтической деятельности, изучить фундаментальную и периодическую литературу по вопросам толкований понятия «библиотерапия», систематизировать и обобщить практический материал о возможностях использования библиотерапевтической методики в практике работы библиотек.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.