|
Пасторское консультирование в школахНачиная с середины 1960-х гг. в сфере среднего образования стала бурно развиваться система пасторского консультирования (pastoral care). В разных школах оно развито неодинаково, варьирует также уровень дополнительной подготовки соответствующего персонала. В начальных школах, особенно в тех, где персонал придерживается «детоцентрической» философии, пасторское консультирование осуществляют преимущественно учителя, иногда при поддержке завуча, а в последнее время в некоторых школах при поддержке местной общественности или учителей, отвечающих за связь между семьей и школой (home-school liaison teachers). В средней школе эту функцию выполняет классный руководитель, который регулярно общается с детьми своего класса, иногда на протяжении всего периода обучения. Классные руководители несут полную ответственность за общее благополучие в своих классах. Кроме того, они могут выполнять и другие обязанности, например, принимать участие в учебном процессе. Классный руководитель при необходимости осуществляет индивидуальное пасторское консультирование. Наряду с функциями управления и организации системы пасторской помощи ее руководство проводит индивидуальное консультирование в особенно трудных случаях. Наиболее эффективными формами пасторского консультирования считаются те, которые строятся на принципах психотерапии, разработанных Карлом Роджерсом. Иногда местные органы образования финансируют работу школьных консультантов, которые имеют специальную подготовку и одновременно занимают штатную должность в школе. Деятельность таких специалистов ограничивается только проведением консультирования. Преимущества такого подхода очевидны, ведь консультант, вынужденный участвовать в учебном процессе, так или иначе зависит от учащихся и не может в полной мере гарантировать конфиденциальность при оказании помощи. Некоторые местные власти пошли еще дальше и открыли при школах специальные службы, в обязанности которых входит постоянная комплексная работа с учащимися. Наиболее эффективные из таких служб привлекают к работе одновременно нескольких специалистов с различной подготовкой, призванных, с одной стороны, проводить индивидуальную работу, с другой — осуществлять вмешательство в масштабах школьной системы в целом. Службы с меньшей эффективностью работы обычно вмешиваются при возникновении конкретных школьных проблем. Учебные программы Многие школы и местные власти активно работают над разработкой учебных программ в сфере личного и социального просвещения (personal and social education (PSE) curricula). Эти программы сильно варьируют по содержанию и степени детализации, однако все они уделяют особое внимание приобретению учащимися социальных навыков, базовых знаний о родительской роли, здоровом образе жизни и способствуют профессиональной ориентации подростков. Наиболее интересными аспектами психологического просвещения молодежи являются умение выбрать правильную стратегию поведения в конфликтной ситуации, настойчивость, но не агрессивность, а также более чуткое реагирование на чужие трудности и понимание точки зрения других людей. Конечно, проработка этих вопросов в рамках школы, как правило, происходит в условиях дефицита: недостаточная подготовка персонала, ограниченность во времени наряду с большим числом участников, что существенно ограничивает возможность оказания помощи учащимся с серьезными проблемами. Тем не менее, преимущества такой работы заключаются в профилактике широкого круга возможных нарушений сразу у всех учащихся, а также в отсутствии эффекта стигматизации, возникающего в связи с необходимостью индивидуального, добровольного или принудительного обращения к психотерапевту. Основным камнем преткновения для специалистов, вовлеченных в процесс оказания помощи учащимся, является наличие государственной учебной программы, в соответствии с которой строится расписание занятий в конкретной школе. Оставшееся вне сетки расписания время делится между занятиями по психологическому просвещению, которое не является обязательным, и другими факультативными программами. Отделы социального обеспечения Предоставление социальных услуг осуществляется региональным агентством социальных услуг (Area Social Services Office) и местными учреждениями, работающими по территориальному принципу. Правом обратиться в такое агентство обладает население, проживающее на данной территории, работники учреждений детского здравоохранения, щкол, судебных органов, сотрудники телефона доверия для детей «Детская линия» (Childline), местные политические деятели, сами дети и их родители. Допустимы также анонимные обращения. Как правило, сотрудники агентства стараются получить как можно более полную информацию для принятия решения о целесообразности оказания помощи в данном конкретном случае. Собранные сведения затем выносятся на коллегиальное обсуждение для выработки стратегии вмешательства. Если дети или молодые люди являются жертвами жестокого обращения или относятся к группе риска, вступают в действие закрепленные национальным или местным законодательством процедуры защиты. В более сложных случаях сотрудники агентства стараются применить сразу несколько из существующих программ оказания помощи. Если же случай относительно простой, то выбор наиболее целесообразных видов вмешательства осуществляется совместно с членами данной семьи. Специально обученный персонал Отделы социального обеспечения обладают мощными ресурсами для оказания необходимых видов услуг населению. Под их эгидой работает специально подготовленный персонал, в их ведении находятся различные учреждения, функции которых заключаются в осуществлении разного рода вмешательств. Так, некоторые социальные работники занимаются исключительно обеспечением безопасности детей. Профессиональная нагрузка этих работников невысока, что позволяет им тесно сотрудничать с персоналом Национального общества предотвращения жестокого обращения с детьми (NSPCC). Аналогичным образом другие специалисты объединяются в бригады, занимающиеся судебными делами несовершеннолетних правонарушителей. В их задачу входит разработка программ, альтернативных изоляции малолетних преступников. В подобных случаях психотерапия может сочетаться с помощью в учебе по конкретным школьным предметам, с организацией досуга и интересным его проведением, трудовой деятельностью и волонтерской работой. Специальные учреждения Помимо получения помощи со стороны социальных работников существует возможность поместить ребенка в специаль- ное учреждение. Место в детских яслях, которые находятся в ведении служб социального обеспечения, преимущественно предоставляется детям, чьи родители попали в затруднительное положение. Кроме того, в особых случаях работники яслей могут в дневное время помочь нуждающейся семье по дому. Когда ребенка помещают в интернат (family center), в соответствии с программой оказания поддержки семье (Family Support Scheme) с ним на протяжении двадцати восьми дней, а при необходимости и дольше интенсивно работают волонтеры. Основной идеей закона 1989 г. о детях (Children Act, 1989) является сотрудничество родителей и специалистов по всем аспектам диагностики и оказание помощи ребенку в пределах полномочий отделов социального обеспечения. Социальные работники оказывают множество услуг разным категориям населения, от младенцев до глубоких стариков. Соотношение между неспецифическими и специальными функциями в сфере социальной работы было и остается предметом жарких дискуссий. Для некоторых социальных работников специализация на оказании психотерапевтических услуг открыла обширное поле деятельности, ведь проведение психотерапии в той или иной форме вполне под силу даже неспециалистам. Бытует вполне обоснованное мнение, что когда терпят неудачу высокооплачиваемые специалисты (психиатры, психологи и психотерапевты), исправлять положение приходится все тому же социальному работнику, не имеющему специальной подготовки, но зато обладающему здравым смыслом. Разнообразие специальных служб и различия в методах их работы мешают составить ясное представление о системе в целом как клиентам, так и специалистам. Один из авторов имел печальный опыт работы в такой структуре как раз в тот момент, когда в ней шел процесс реорганизации. Было решено восстановить ранее упраздненные службы, а действующие, соответственно, сократить. Сокращение штатов и кадровые перестановки привели к тому, что контактные лица часто менялись, и связаться со службой было непросто. Руководство совершенно не беспокоил тот факт, что новые сотрудники совершенно иначе работали с клиентами, хотя название самой службы и наименования предоставляемых услуг не менялись. Таким образом, направляя ребенка в службу с тем или иным названием, нельзя было заранее предсказать, какая именно помощь ему будет оказана. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|