Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфические вмешательства, направленные на устранение одной проблемы





Несмотря на растущую популярность комплексных вмеша­тельств, продолжают проводиться исследования, посвящен­ные традиционным специфическим проблемам, таким, напри­мер, как расстройства сна.

Результаты исследования, посвященного поведенческой психотерапии расстройств сна у детей, свидетельствуют о за­метном улучшении у 77 % из 35 маленьких пациентов, родите­ли которых посещали специальную клинику (Richman et al., 1985). Все, кто прошел полный курс терапии, добились успе­ха. По мнению авторов, результаты исследования не подлежат экстраполяции на всю детскую популяцию, поскольку из чис­ла приглашенных семей лишь половина посещала сессии; сре­ди оставшихся половина справилась со своими проблемами без постороннего вмешательства, а вторая половина обрати-


лась к другому психотерапевту (о психоаналитическом под­ходе см. Daws, 1989).

Другой проект был посвящен расстройствам сна у детей в возрасте до 18 месяцев. Методом случайного распределения семьи были разбиты на три группы: первая группа получила буклет с рекомендациями, и время от времени эти семьи на дому посещали медицинские работники, вмешательство во вто­рой группе ограничилось выдачей буклета, третья группа была контрольной (Scott & Richards, 1990). Кроме того, проводи­лось сравнение с группой хорошо спящих детей, находящих­ся под специальным наблюдением. Была проведена беседа с родителями, в ходе которой психотерапевты рассказывали о целом ряде способов решения проблем плохого сна у детей. К концу исследования все дети стали спать лучше, при этом существенных различий между группами в зависимости от вида вмешательства не было обнаружено. Следует отметить, что дети с расстройствами сна по-прежнему спали хуже по сравнению с группой хорошо спящих. По отзывам матерей, по­сещения медработников на дому служили им поддержкой.

Напротив, в когортном исследовании, проведенном в Авст­ралии, удалось выявить различную эффективность аналогич­ных видов вмешательства. Методом случайного распределения 45 семей с детьми в возрасте от 9 месяцев до 5 лет, которые час­то просыпались ночью и страдали другими нарушениями сна, были разделены на три группы. В первом варианте вмешатель­ства письменная инструкция с подробными указаниями соче­талась с личными встречами или телефонными разговорами психотерапевта с родителями, второй вариант предполагал только инструкцию, а третья группа семей была контрольной (Seymour et al., 1989). Положительные результаты были до­стигнуты в обеих группах вмешательства, однако первая груп­па достигла гораздо более впечатляющих успехов. Позитив­ные эффекты сохранялись на протяжении продолжительного периода наблюдения (сравнительные данные результатов про­спективного наблюдения имеются только для группы интен­сивного вмешательства, которое было предложено семьям, про­блемы которых так и не удалось разрешить).


Учитывая результаты проведенных исследований, можно утверждать, что эффективность вмешательства тем больше, чем более точны и специфичны предлагаемые рекомендации, при условии, что семья будет их выполнять. Рекомендации общего характера и личный контакт с психотерапевтом позво­ляют родителям ощутить поддержку, но в целом не помогают избавиться от проблемы. Таким образом, неспецифическое вме­шательство не отличается от невмешательства: и в том, и в дру­гом случае возможно лишь спонтанное улучшение.

Проведено специфическое направленное вмешательство, целью которого являлась проверка гипотезы о том, что обуче­ние детей с выраженными психическими расстройствами иг­рам с игрушками может служить для таких детей профилак­тикой причинения ими себе вреда (Murphy et al., 1985; 1986). Действительно, уже в процессе обучения дети показали хоро­шие результаты. Впоследствии они сами научились обращать­ся с игрушками, простыми манипуляциями получая интерес­ные тактильные, визуальные или звуковые эффекты.

Одно из специфических вмешательств было направлено на преодоление энуреза у детей (Shaffer, 1985). В последние годы широкое распространение получил метод «звонка» («bell and pad»), хотя он эффективен далеко не во всех случаях. Обсле­дование детей — пациентов специальных клиник и членов их семей позволило выявить ряд факторов, которые отрицатель­но сказывались на успешности терапии (Dische et al., 1983), а также раскрыть причины прерывания лечения (Fielding, 1985). Неуспешность терапии, прежде всего, связана с тревож­ностью матери, неблагополучной обстановкой в семье, неспо­собностью проснуться по звонку будильника (Dische et al., 1983), а также частотой возникновения неотложной потреб­ности опорожнить мочевой пузырь (Fielding, 1985). Основной причиной прерывания лечения является выраженная нетер­пимость родителей к ночному недержанию мочи у ребенка (Fielding, 1985).

В другом случае осуществлялась комбинированная терапия мальчиков с гиперактивностью: наряду с применением лекар­ственных средств и соблюдением диеты проводилась психо-


логическая терапия. Эффективность изолированного приме­нения лекарственных средств в терапии расстройств поведения изучалась в ходе исследования с двойным слепым контролем. Когорта представляла собой сплошную выборку мальчиков, направленных в клинику с диагнозами «гиперактивность» и/ или «расстройство поведения» и давших согласие на участие в исследовании (90 человек отказались от обследования, а 5 из 64 имели другие диагнозы). Методом случайного распре­деления мальчики были поделены на две группы: в одном слу­чае было проведено лечение метилфенидат-титратом (methyl-phenidate titrate) в терапевтических дозах, а в другом случае пациенты получали плацебо. При этом каждый из мальчиков являлся собственным контролером. Эффективность терапии оценивалась в ходе интервью, по опроснику и лабораторными методами до и после проведенного лечения. В целом при ги­перактивности лекарственная терапия дала положительные результаты, но оказалась неэффективной при других расстрой­ствах поведения. Изменения были более заметны в ходе ин­тервью и по результатам опроса, нежели при лабораторном тестировании. Отмечена выраженная индивидуальная вариа­бельность восприимчивости к терапии. Долгосрочные эффек­ты терапии не изучались.

Крайне трудно выявить воздействие пищевых добавок и компонентов диеты на проявления гиперактивности (Taylor, 1986b). Результаты изучения такого воздействия при сопо­ставлении с данными по контрольной группе показали, что при исключении из рациона питания определенных продук­тов заметно улучшилось поведение некоторых гиперактивных детей (Eggar et al., 1985). Протокол исследования предпола­гал стандартную последовательность действий для проверки влияния определенных пищевых продуктов на поведение каж­дого ребенка. Вначале рацион включал крайне ограниченный набор продуктов. Если поведение ребенка улучшалось, диету постепенно расширяли, добавляя каждый раз по одному пред­полагаемому аллергену. При идентификации таких аллерге­нов проводилось исследование с двойным слепым контролем. На этом этапе выраженность «разрушительного» поведения


(disruptive behaviour) была, как правило, выше на фоне раци­она питания, содержащего аллерген, по сравнению с плацебо. На протяжении многих лет изучению в сфере детской пси­хотерапии подлежали отдельные клинические случаи. Такие исследования и сегодня не утратили своей актуальности, по­скольку часто демонстрируют новые подходы к решению той или иной проблемы. В частности, шла речь об использовании стратегий комплексного вмешательства при гиперактивности у мальчика (Hogg et al., 1986), об особенностях психотерапии подростков при сочетании обсессивно-компульсивных рас­стройств и расстройств поведения (Bolton & Turner, 1984), об учете конкретных семейных проблем при проведении поведен­ческой психотерапии мальчика, страдающего запором (Phillips & Smith, 1986), о комбинировании стационарного лечения и работы с родителями (Holbrook, 1978), а также о психотера­певтическом воздействии в случаях нарушения отношений со сверстниками на базе клиники в формате малых групп (Callias et al., 1987).

Эффективность новых подходов к психотерапии специфи­ческих клинических случаев впоследствии может быть оцене­на в различных условиях и форматах психотерапии детей со сходными проблемами. Это и было сделано на примере про­блемных отношений со сверстниками в условиях дошкольно­го учреждения (Frosh & Callias, 1980).

Таким образом, исследователям приходится иметь дело с многочисленными и разнообразными проблемами как в инди­видуальном, так и в групповом форматах. Основной целью всех процитированных работ была демонстрация эффектив­ности того или иного подхода в целом или при решении узко­го круга задач.

Обращает на себя внимание тот факт, что многие исследо­ватели работали с детьми с явно выраженными психическими расстройствами. В ходе исследований, проведенных на базе школ, также были выявлены дети с серьезными проблемами. Поскольку простота экспериментального проекта находится в обратной зависимости от серьезности изучаемой проблемы (Ross, 1981), клинические исследования становятся все более


изощренными с точки зрения методологии и, что не менее важ­но, учитывают особенности той или иной группы клиентов. Целый ряд исследований посвящен проспективной оценке эф­фективности вмешательства и сопоставлению результативно­сти одного вмешательства с результативностью других. Часто проводится сравнение новых подходов с уже существующи­ми. Такие сопоставления не совсем правомерны, поскольку ус­ловия проведения этих вмешательств неодинаковы. Следует учесть, что новый проект, как правило, предполагает энтузи­азм его участников, специальное финансирование, четкий про­токол исследования, в то время как действующие психологи­ческие службы испытывают повседневные трудности, сталки­ваются с необходимостью крайне экономно расходовать материальные ресурсы для оказания помощи как можно боль­шему числу семей (Callias & Сагг, 1975). С другой стороны, причины очевидных различий в эффективности между старым и новым подходами, как в случае с прогулами школы (Blagg & Yule, 1984), неизбежно должны подвергаться тщательному изучению для устранения возможных накладок. В том случае, если преимущества нового подхода доказаны, следует вне­дрять его в широкую практику. Иногда удается выделить наи­более эффективный вид вмешательства и начинать терапию именно с него, имея в запасе ряд других стратегий, которые могут использоваться в случае неудачи применения основной или при наличии у ребенка комплекса проблем.

Психотерапия детей и подростков: практика, условия проведения и спорные вопросы

По-видимому, при работе с некоторыми специфиче­скими проблемами у детей еще длительное время будет сохра­няться влияние на процесс психотерапевтического вмешатель­ства традиционных подходов и оценки их эффективности. Вмес­те с тем, существует ряд важных областей деятельности детских и подростковых психотерапевтов, где традиции не так сильны.


Психотерапия детей и подростков затрагивает очень ши­рокий круг проблем. До 90 % случаев обращений по-прежне­му происходят по поводу эмоциональных и поведенческих на­рушений, однако психотерапия теперь проводится не только в стенах специализированной клиники. Это объясняется стрем­лением оказать профессиональную помощь как можно боль­шему числу детей. Причина кроется не столько в ограниченно­сти материальных ресурсов, сколько в готовности изменить сте­реотипы относительно форм и методов предоставления услуг, приблизив их к населению. Главным достижением 1980-х гг. стало признание того, что психотерапевт может выступать в роли консультанта для тех, кто заботится о ребенке. Передача опыта и профессиональных знаний стала реальностью.

Ежедневно в своей работе психотерапевт сталкивается с широким кругом проблем, ему необходимо взаимодействовать с другими специалистами. В связи с этим неизбежно встает вопрос о качестве оказываемых услуг и правах участников те­рапевтического процесса.

По-прежнему нельзя не принимать в расчет сложность вза­имоотношений между ребенком и психотерапевтом, на что об­ращали внимание пионеры детской психотерапии. Нам все еще надо многому научиться, научиться справляться с собст­венной болью, возникающей в ответ на боль ребенка, чтобы разделить с ним его боль. Но не только собственная боль нам мешает. Налаживая партнерские отношения с другими людь­ми, осуществляющими уход за ребенком, психотерапевт дол­жен принимать в расчет и их нужды. Как же научиться рабо­тать в сотрудничестве с другими специалистами? Прежде все­го, следует четко определить права всех сторон, в особенности права ребенка как клиента.

Как указывал Шерер (Scherer, 1992), права ребенка закреп­лены в целом ряде законодательных актов. Дети не являются неполноценными взрослыми или собственностью своих роди­телей. В обязанности родителей и специалистов входит защи­та детей, однако и сами дети имеют право самостоятельно об­ращаться за рекомендациями и помощью.

Право детей на получение психотерапевтической помощи тесно связано с их половой и этнической принадлежностью,


социальным классом, наличием физических или психических недостатков. Все эти аспекты обсуждаются в литературе вот уже на протяжении пятидесяти лет. Существует принципиаль­ное отличие модели психотерапии, при которой культурные особенности ребенка рассматриваются в целом и принимают­ся в расчет при любых обстоятельствах, от модели, в которой эти особенности служат объяснением отклонений поведения ребенка от общепринятых социальных норм. Законодательство США и Великобритании подчеркивает недопустимость расо­вой и культурной дискриминации, причем психотерапевту сле­дует делать акцент на позитивных аспектах различных куль­тур. Такое положение дел не устраивает некоторых критиков, полагающих, что обстановка психотерапевтической сессии сама по себе служит воплощением идей расизма (Keise et al., 1992). Не следует забывать и об этой стороне вопроса, хотя в настоя­щее время много внимания уделяется проблеме дискримина­ции и созданию позитивного образа каждой культуры в вос­приятии людей.

Любой уважающий себя специалист должен тщательно про­рабатывать все проблемные вопросы. Профессиональные психотерапевты несут ответственность перед своими клиента­ми, судом, читателями своих произведений, своими коллегами. В настоящее время остро стоит вопрос о качестве услуг в сфере детской и подростковой психотерапии. Лейн и Миллер (Lane & Miller, 1992) считают, что уже на современном этапе воз­можна разработка стандартов качества психотерапевтических услуг по аналогии с промышленными стандартами. Некото­рые из вопросов, которые поднимаются в литературе приме­нительно к детской и подростковой психотерапии, заслужива­ют более подробного рассмотрения.

Действительно ли психотерапевтическая служба предна­значена для удовлетворения потребностей клиента?

1. Существует ли способ выявления нужд клиента?

2. Можно ли создать службы, предназначенные для удовле­
творения этих потребностей?

3. Как определить, действительно ли данная служба наилуч­
шим образом удовлетворяет потребности конкретного кли­
ента?


Несет ли кто-нибудь ответственность за обеспечение ка­чества предоставляемых услуг?

1. Отвечает ли кто-либо за то, чтобы услуги предоставлялись
в соответствии с установленными стандартами?

2. Существует ли система, обеспечивающая учет результатов
внутреннего контроля качества?

3. Налажена ли процедура преодоления недостатков в рабо­
те, гарантирующая адекватное реагирование на жалобы
клиентов?

Имеются ли четкие и ясные критерии оценки качества услуг? 1. Существует ли документ, регламентирующий стандарты качества, их обоснование и методы контроля качества? Достаточно ли хорошо налажена система коммуникации?

1. Ведется ли учет услуг, предоставляемых каждому кли­
енту?

2. Имеется ли письменное обоснование каждой из предостав­
ленных услуг?

3. Указано ли в документации, кто с кем работает и как имен­
но?

Предусмотрена ли в структуре службы возможность по­вышения профессиональной квалификации?

1. Разработана ли процедура выявления специалистов, нуж­
дающихся в повышении квалификации?

2. Действует ли система сертификации, которая обеспечива­
ет поддержание на должном уровне и совершенствование
профессиональных навыков?

3. Разработана ли процедура статистической оценки трудо­
затрат специалистов для перераспределения обязанностей
в соответствии с потребностями клиентов?

Заключение

По мнению авторов, в ближайшем будущем психо­терапевтические службы для детей и подростков вплотную приблизятся к решению затронутых в данной главе вопросов. Роль психотерапевта в обществе еще больше возрастет, преж­де всего, за счет расширения сотрудничества с другими специ­алистами, с членами семьи клиента с целью профилактики и


разрешения его проблем. Налаживание такого сотрудничества на благо клиентов становится одним из главных направлений развития психотерапии.

Детская и подростковая психотерапия сейчас переживает трудные времена. Мы надеемся, что смогли передать некото­рые особенности этого времени в нашей книге.

Литература

ApterS.J. Troubled Children, Troubled Systems. Oxford: Per-gamon Press. 1982.

ApterS., Goldstein A.P. Youth Violence Program and Prospects. Oxford: Pergamon Press. 1986.

Axline V. Play Therapy. Boston, Mass.: Houghton Mifflin. 1947.

Barker P. Basic Family Therapy. 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1986.

Bartak L. Educational approaches, in M. Rutter and E. Schol-per (eds) Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. New York: Plenum Press. 1978.

Bartak L.,Rutter M. Special educational treatment of autistic children: a comparative study; I: Design of study and characteris­tics of units, Journal of Child Psychology and Psychiatry 14:161-79. 1973.

Berg I. The management of truancy, Journal of Child Psycho­logy and Psychiatry 26:325-31. 1985.

Berg I., Consterdine M., Hullin R., McGuire R., Tyrer S. The effects of two randomly allocated court procedures on truancy, British Journal of Criminology 18: 232-44. 1978.

BergerM., Yule W., Wigley, V. The teacher-child interaction pro­ject (TCIP): implementing behavioural programmes with trouble­some individual children in the primary school, in K. Wheldall (ed.) The Behaviourist in the Classroom. London: Alien & Unwin. 1987.

Bion W. R. Learning from Experience. London: Maresfield Rep­rints. Black, D. and Urbanowitz, M.A. (1987) Family intervention with bereaved children, Journal of Child Psychology and Psychiat­ry 28: 467-76. 1962.


BlaggN. R. A detailed strategy for the rapid treatment of school phobias, Bulletin of the British Association of Behavioural Psycho­therapy 5: 70-5.1977.

Blagg N. R., Yule, W. The behavioural treatment of school re­fusal: a comparative study, Behavioural Research and Therapy 22: 119-27.1984.

Bolton, D. and Turner, T. Obsessive-compulsive neurosis with conduct disorder in adolescence: a report of two cases, Journal of Child Psychology and Psychiatry 25:133-9. 1984.

BowlbyJ. 4 Secure Base. London: Routledge. Burke, A. E. and Silverman, W.K. (1987) The prescriptive treatment of school re­fusal, Clinical Psychological Review 7: 353-62. 1988.

Callias M. Teaching parents, teachers and nurses, in W. Yule, J. Carr (eds) Behaviour Modification for People with Mental Han­dicaps. 2nd edn. London: Croom Helm. 1987.

Callias M., Carr J. Behaviour modification programmes in a community setting, in С. С. Kiernan and F. P. Woodford (eds) Behaviour Modification with the Severely Retarded, Elsevier N. Holland: Associated Scientific Publishers. 1975.

Callias M., Frosh S., Michie, S. Social skills training of young children in a clinical setting, Behavioural Psychotherapy 15:367-80. 1987.

Clements}., HandDJ. Permutation statistics in single case de­sign, Behavioural Psychotherapy 13:288-99. Dare, C. (1985) Fami­ly therapy, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scien­tific. 1985.

Dare C., EislerL, Russell G. F. M., Szmukler, G.I. The clinical and theoretical impact of a controlled trial of family therapy in anorexia nervosa, Journal of Marital and Family Therapy 16:39-58.1990.

Daws D. Through the Night. London: Free Association Books. 1989.

Daws D.. Boston, B. The Child Psychotherapist and Problems of Young People. London: Wildwood House. 1977.

Dische S., Yule W., CorbettJ., Hand, D. Childhood nocturnal enuresis: factors associated with outcome of treatment with an enuresis alarm, Developmental and Medical Child Neurology 25: 67-81.1983.


Dunn Smith]. E. Child abuse, Newsletter/or Child Psychology and Psychiatry 2(3): 3-9. Eggar, J., Carter, C. M., Graham, P. J., Gumley, D. and Soothill, J. F. (1985) Controlled trial of oligoantige-nic treatment in the hyperactive syndrome, Lancet 1:540-5.1989.

Fielding D. Factors associated with drop-out, relapse and failure in the conditioning treatment of nocturnal enuresis, Behavioural Psychotherapy 13: 174-85. 1985.

Fish Report. Equal Opportunities For All? London: ILEA. Ford J., Mongon D. and Whelan M. 1982. Special Education and Social Control Invisible Disasters. London: Routledge & Kegan Paul. 1985.

Fordham M. Children as Individuals. London: Hodder & Stough-ton. 1969.

Freud A. Normality and Pathology in Childhood. London: Ho­garth Press. 1966.

Freud S. Analysis of a phobia in a five year old boy, in Standard Edition of the Complete Works of Freud, vol. X. London: Hogarth Press. 1909.

Frosh S., Callias, M. Social skills training in an infant school setting, Behavioural Psychotherapy 8: 69-79. 1980.

HargreavesD. H., Hester S. K. andMellorF.J. Deviance in Class­rooms. London: Routledge & Kegan Paul. 1975.

Herbert M. (ed.) Clinical Child Psychology Social Learning, Development and Behaviour, Chichester: Wiley. 1991.

Herbert M., Iwaniec D. Behavioural psychotherapy in natural home settings: an empirical study applied to conduct disorders and incontinent children, Behavioural Psychotherapy 9:55-76.1981.

Hersov L., Bentovim, A. In-patient and day-hospital units, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985.

Hersov L., Berg I. (eds) Out of School: Modern Perspectives in Truancy and School Refusal, Chichester: Wiley. 1980.

Hogg C., Callias M. and Pellegrini D. Treatment of a seven year old hyperactive boy with educational problems, Behavioural Psy­chotherapy 14: 145-61. 1986.

Holbrook D. A combined approach to parental coping. British Journal Of Social Work 8:439-51.1978.

Howlin P. and Rutter M. with BergerM., Hemsley R., Hersov L., Yule W. Treatment of Autistic Children. Chichester: Wiley. 1987.


Hughes J. Cognitive Behaviour Therapy with Children in Schools. Oxford: Pergamon Press. 1986.

ILEA. Response to the Fish Report for Educational Social Work Service. London: ILEA.

Johnson J. H., Rasbury W. C. and Siegal L.J. 1986. Approaches to Child Treatment: Introduction to Theory, Research, and Practice. Oxford: Pergamon Press. 1985.

Jones M. Children with special educational needs compounded by severe challenging behaviour, in D. A. Lane and A. Miller (eds) Silent Conspiracies. Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992.

JuddD. Give Sorrow Words. London: Free Association Books.

Jung, C. G. 1966. The Collected Works, ed. G. Alder, M. Ford-ham and H. Read. London: Routledge & Kegan Paul. 1989.

Jung C. G. Psychological Types, Princeton. N.J.: Princeton Uni­versity Press. 1971.

Kazdin A. E. Treatment of antisocial behaviour in children: current status and future directions. Psychological Bulletin 102: 189-203. 1987.

Kazdin A. E. Child Psychotherapy: Developing and Identifying Effective Treatments. Oxford: Pergamon Press. 1988.

Kazdin A. E. Childhood depression, Journal of Child Psychology and Psychiatry 31:121-60.

Keise C., Kelly E., King O., Lane D. A. 1992. Culture and child services, in D. A. Lane and A. Miller (eds) Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1990.

Kendall P. C. Cognitive-behavioural self-control therapy for chil­dren, Journal of Child Psychology and Psychiatry 25: 173-89.1984.

Klein M. The Psycho-Analysis of Children. London: Hogarth Press. 1932.

Klein M. Narrative of a Child Analysis. London: Hogarth Press. 1961.

Kolvin /., Garside R.F., NicholA.R., MacMillan A., Wolstenhol-me F., Leitch I. M. Help Starts Here: The Maladjusted Child in the Ordinary School. London: Tavistock. 1981.

Lane D. A. The Analysis of Complex Cases. London: ILEA. Lane D. A. 1975) The Educational Guidance Centre — A New Ap­proach to Children's Problems. London: Kings Fund Centres. 1974.

Lane D. A. Impossible Child, vols 1 and 2. London: ILEA. La­ne D. A. 1990. The Impossible Child, Stoke-on-Trent: Trentham


Books. Lane, D. A. and Miller, A. (eds). 1992. Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1978.

Levitt E. E. The results of psychotherapy with children: an eva­luation. Journal of Consulting Psychology 21: 189-96. 1957.

Levitt E. E. Psychotherapy with children: a further evaluation, Behaviour Research and Therapy 60: 326-9. 1963.

Lush D.. Boston M., Grainger E. Evaluation of psychoanalytic psychotherapy with adoptive or in care children, Psychoanalytic Psychotherapy Autumn. 1991.

Miller A., Burden R. Intervention or prevention?, in D. A. Lane and Miller A. (eds) Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trenth­am Books. 1992.

Miller L., Ruslin M,ShuttleworthJ. Closely Observed Infants. London: Duckworth. Morris R. J. and Kratochwill T. R. 1983) The Practice of Child Therapy. Oxford: Pergamon Press.

Murphy G., Callias M., CarrJ. 1985. Increasing simple toy play in the profoundly mentally handicapped child, Journal of Autism and Developmental Disorders 15:357-88. 1989.

Murphy G., CarrJ., Callias M. Increasing simple toy play in the profoundly mentally handicapped child, Journal of Autism and Development Disorders 16: 45-58. 1986.

NicholA.R., Smith}., Kay В., Hall D., Barlow J., Williams В. А focused casework approach to the treatment of child abuse: a con­trolled comparison, Journal of Child Psychology and Psychiatry 29:703-11.1988.

Ollendick Т.Н. Child and adolescent behaviour therapy, in S. Garfield and A. Bergin (eds) Handbook of Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1986.

Pellegrini D.S. Training in social problem-solving, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985.

Phillips G.T., Smith J.E. The behavioural treatment of faeces retention: an expanded case study, Behavioural Psychiatry 14: 124-36. 1986.

Rachman S. Learning theory and child psychology: therapeutic possibilities, Journal of Child Psychology and Psychiatry 3:149-68.1962.

Rayner E. The Independent Mind in British Psychoanalysis. London: Free Association Books. 1991.


Richman N., Douglas J., Hunt H., Lansdown R., Levere R. Beha­vioural methods in the treatment of sleep disorders — a pilot study, Journal of Child Psychology and Psychiatry 26: 581-90. 1985.

Robertson]., Robertson, J. Film series, Young Children in Brief Separation, Tavistock Institute of Human Relations, obtainable from Concord Films Council, Ipswich, Suffolk and NY University Film Institute. 1967-75.

Robertson]., Robertson]. 1989) Separation and the Very Young. London: Free Association Books.

Ross A. E. Of rigor and relevance, Professional Psychology 12: 318-27.1981.

Russell G. F. M., Szmukler G. L., Dare C., Eislerl. An evaluation of family therapy on anorexia nervosa and bulimia nervosa, Archi­ves of General Psychiatry 44:1,047-56. 1987.

Rutter M. Psychological therapies in child psychiatry: issues and prospects, Psychological Medicine 12: 723-40. 1982.

Rutter M. Psychological therapies in child psychiatry: issues and prospects, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adoles­cent Psychiatry; Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985.

Rutter M., Hersov L. Child Psychiatry: Modern Approaches. Oxford: Blackwell Scientific. 1976.

Rutter M., Hersov L. (eds). Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985.

Scherer M. Ethical perspectives on therapy: who decides? in D. A. Lane and A. Miller (eds) Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992.

Scott G., Richards M.P.M. Night waking in infants: effects of providing advice and support for parents, Behavioural Psycho­therapy 15: 224-39.1990.

Scott M.J., Stradling S.G. Evaluation of a group programme for parents of problem children. Behavioural Psychotherapy 15:224-39.1987.

Segal H. Introduction to the Work of Melanie Klein. London: Hogarth Press. 1973.

Seymour F.W., Brock P., During M., Poole G. Reducing sleep disruptions in young children: evaluation of therapist-guided and written information approaches: a brief report, Journal of Child Psychology and Psychiatry 30: 367-83.1989.


Shatter D. Enuresis, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scienti­fic. 1985.

Shuttle-worth A. Finding a link: from thinking at to thinking with a child, Journal of Child Psychotherapy 10: 1. 1984.

Smith J.E, Rachman S. Non-accidental injury to children; II: a controlled evaluation of a behavioural management programme, Behaviour Research and Therapy 22:349-66. 1984.

SmithJ.E., Rachman S., Yule B. Non-accidental injury to children; III: Methodological problems of evaluative treatment research, Behaviour Research and Therapy 22:367-83. 1984.

Speed В. Family therapy: an update, Newsletter of the Associa­tion for Child Psychology and Psychiatry 61.: 2-14. 1984.

Spence S. Social skills training, in S. Lindsay and G. Powell (eds) An Introduction to Clinical Child Psychology, Aldershot: Gower. 1989.

Taylor AJ. W. Disasters and Disaster Stress. New York: AMS Press. 1989.

Taylor E. (ed.) The Overactive Child: Clinics in Developmental Medicine no 97, Spastics International Medicine Publications. Oxford: Blackwell Scientific. 1986.

Taylor E. The causes and development of hyperactive behavi­our, in E.R. Taylor (ed.) The Overactive Child: Clinics in Develop­mental Medicine no 97, Spastics International Medical Publica­tions. Oxford: Blackwell Scientific. 1986.

Taylor E. Psychopharmacology in childhood, Newsletter of the Association for Child Psychology and Psychiatry 10(2): 3-6.1988.

Taylor E., Schachar R., Thorley G., Wieselberg H. M., Everitt В., Rutter M. Which boys respond to stimulant medication? A controll­ed trial of methylphenidate in boys with disruptive behaviour, Psychological Medicine 17: 121-43. 1987.

Taylor M. How psychoanalytic thinking lost its way in the hands of men: a case for feminist psychotherapy. British Journal of Guidan­ce and Counselling. 191.: 93-103. 1991.

Thomas H.J., Hardwick P.J. An audit of a small child psychiatry clinic, Newsletter of the Association for Child Psychology and Psychiatry 111.: 10-14. 1989.

TizardJ. Maladjusted children and the Child Guidance Service, University of London. London Educational Review 2:2. 1973.


TizardJ., Schofield W. N., HewisonJ. Collaboration between teachers and parents in assisting children's reading, British Journal of Educational Psychology 52:1-15. 1982.

Topping K. Educational Systems for Disruptive Adolescents. Beckenham: Croom Helm. Wahler R.G. 1980. The insular mother: her problems in parent-child treatment. Journal of Applied Be­haviour Analysis 13: 207-19. 1983.

Warnock Report Department of Education and Science in Great Britain. London: HMSO. Whedall, K. (ed.) 1987. The Behavi­ourist in the Classroom. London: Alien & Unwin. 1985.

Widlake P. Involving parents in the education of children with special educational needs, in D.A. Lane and A. Miller (eds) Silent Cospiracies. Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992.

Wilson P., Hersov L. Individual and group psychotherapy, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches. Oxford: Blackwell Scientific. 1985.

WinnicottD. W. The Maturational Process and the Facilitating Environment. London: Hogarth Press. 1965.

WolpeJ., Rachman S. Psychoanalytic «evidence»: a critique based on Freud's case of Little Hans, Journal of Nervous and Men­tal Disease 130: 135-48. 1960.

Yule W. Child behaviour therapy in Britain:, 1962-1982, News­letter of the Association of Child Psychology and Psychiatry 61.: 15-20. 1984.

Yule W. Developmental considerations in child assessment, in T. H. Ollendick and M. Hersov (eds) Handbook of Child and Adolescent Assessment. New York: Pergamon Press. 1990.


2.

Мария Каллиас

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Сведения об эффективности отдельных видов пси­хотерапии позволяют судить о том, какое именно вмешатель­ство окажется наиболее действенным в каждом конкретном случае. Детская психотерапия развивается гораздо медленнее, чем взрослая (Johnson et al., 1986; Kazdin, 1988; Rutter, 1982; 1985a). Постоянно растет потребность в эффективных видах вмешательства. Согласно эпидемиологическим данным, число детей, нуждающихся в помощи, значительно превышает потен­циальные возможности служб психотерапевтической поддер­жки населения (Rutter et al., 1970; Rutter, 1989). На практике используется огромное количество различных вмешательств, однако эффективность большинства из них до сих пор не оп­ределена (Kazdin, 1988). Более того, в некоторых случаях про­блемы у детей исчезают и без участия специалистов, хотя да­леко не всегда можно с уверенностью судить о причине такого спонтанного улучшения. К сожалению, несмотря на достиг­нутые успехи детские психотерапевты пока не занимаются разработкой специфических стратегий вмешательства для каждого конкретного пациента. Необходимость исправить су­ществующее положение, преодолеть инертность мышления психотерапевтов подчеркивают Раттер (Rutter, 1982; 1985) и Каздин (Kazdin, 1988) в своих работах, посвященных оценке эффективности вмешательства у детей.

В настоящей главе, с целью найти точки соприкосновения между научно-исследовательской работой и клинической


практикой, представлен обзор подходов к оценке эффектив­ности терапевтического воздействия, их концептуальная и ме­тодологическая базы.

При оценке эффективности психотерапии следует учиты­вать все аспекты терапевтического процесса. Каждое вмеша­тельство имеет целый ряд составляющих: пациент со своей проблемой, психотерапевт с его терапевтическим стилем и тех­никами, фактор времени (Kiesler, 1971), психосоциальный контекст терапии (Kolvin et al., 1981) и ее цели. При работе с детьми необходимо учитывать и множество других важных моментов. Уровень развития ребенка, особенности его семьи, социальный контекст имеют большое значение для понима­ния существа проблем и хода вмешательства, а также для пра­вильности выбора целей психотерапии. Важно и то, имеет ли психотерапевт непосредственный контакт только с ребенком, или же работает в рамках триадической терапевтической мо­дели (triadic therapeutic model), то есть с подключением роди­телей или учителей. До настоящего времени нет единого мне­ния о том, как организовать и провести исследование, чтобы получить достоверные результаты (Kazdin, 1988). Прежде чем перейти к обсуждению двух основных стратегий оценки эф­фективности психотерапии, рассмотрим некоторые важные аспекты такого рода исследований, а именно, их цели и зада­чи, процедуру проведения вмешательства, а также оценку ре­зультатов. В заключение речь пойдет о вопросах планирова­ния исследований, посвященных оценке эффективности пси­хотерапевтических вмешательств.

Пели и зала ч и







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.