|
С жертвами и преследователямиПредложено множество подходов к разрешению проблемы школьной травли. Так, в работе Приста (Priest, 1989) излагается подробный план с указанием важнейших факторов и стратегий вмешательства, которыми можно воспользоваться при непосредственной работе с вовлеченными в буллинг. Ряд предложений содержится также в другой публикации на эту тему (Besag, 1989). К сожалению, оценка эффективности предлагаемых видов вмешательства проводилась далеко не всегда. Кроме того, как указывает Бесаг, ситуация с проблемами травли в Скандинавии отлична от таковой в других странах. Так, Пикас (Pikas, 1989) разработал программу терапевтической работы с участниками групповой травли (моббинга), обучил школьный персонал пользоваться этими методами: в результате удалось достичь хороших результатов индивидуального вмешательства. Опубликованы обнадеживающие результаты терапевтического вмешательства на базе детских садов (Cha-zan, 1988). Одному из подходов к проблеме буллинга была посвящена целая телепередача. Действительно, модель с элементами психологического просвещения хорошо себя зарекомендовала. В отличие от многих других исследователей, автор (Lister, 1987) уделила внимание оценке эффективности данного вмешательства, сопроводив описание своего подхода подробными комментариями, позволяющими его воспроизвести. Кроме того, при работе с детьми, вовлеченными в буллинг, широко применялась разработанная в айлингтонском психолого-педагогическом центре (Lane, 1975b) модель анализа и вмешательства, эффективность которой стала предметом пристального изучения (Lane, 1983; 1990а). Конкретный случай из практики, описание которого приводится в конце главы, позволяет составить представление о проводимом терапевтическом вмешательстве. Роль учебной программы Включение в учебный план школ пасторской работы (pastoral curriculum) может послужить отправной точкой для решения многих проблем, в том числе и проблемы травли. В настоящее время все большее распространение получают техники групповой работы с детьми, подробно описанные в ряде публикаций (Titman, 1988; Besag, 1989; Herbert, 1988). Скандинавские исследователи также подчеркивают большое значение пасторской работы в школах (Roland & Munthe, 1989). Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной задачей учителя становится (Walker, 1989) управление конфликтом. Решающее значение имеют используемые при этом методы. В США и странах Европы все более широкое распростра- нение получают программы психологического просвещения, в рамках которых детей и взрослых обучают разрешать конфликты без применения насилия. К сожалению, идея развития у детей навыков неагрессивного существования в Великобритании встречает слабую поддержку. Доказано (Herbert, 1988; Tattum & Herbert, 1990), что эффективные мероприятия в этом направлении можно проводить в рамках учебного плана. Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного и разыгрывание ролей способствуют изменению мировоззрения детей и школьного микроклимата. Еще больших успехов в этом направлении добились сотрудники компании многоязыкового театра Нети-Нети (Neti-Neti Multi-lingual Theatre Company, Casdagli et al., 1990). Они используют пьесы, игровые сценарии и проводят семинары, чтобы дети научились лучше осознавать самих себя и самостоятельно находить решение своих проблем. Роль специалиста в повышении социальной компетентности детей показана в работе Аскью (Askew, 1988). Автор описала работу с учениками одного класса, уделив особое внимание изменению их поведения в отношении друг друга. Детальная проработка вопроса социальной компетентности осуществлена в программах типа Kidscape, целью которых является развитие у детей навыков безопасного поведения. Другая исследовательница (Elliott, 1988; 1989) разработала подробный план работы как с самими детьми, так и с их родителями и учителями. Ее программы широко используются в школах Великобритании. Роль служб поддержки Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». В связи с частыми обращениями детей в редакции журналов или на телевидение, некоторые телеведущие выпускают листовки с подробными рекомендациями, как вести себя в том или ином случае (например, листовка «Как справиться с травлей» детской телевизионной программы MotorMouth). К сожалению, внешние службы поддержки не могут оказать должного влияния на ситуацию в школе. Тем не менее в настоящее время некоторые службы, учитывая потребности детей, пытаются проводить терапевтическое вмешательство также и в рамках школы. Так, в школах создаются терапевтические группы для жертв травли (Bayley, 1989) с привлечением специалистов из саутваркской психолого-педагогической службы (Southwark Educational Guidance Service). Другие службы поддержки в этом регионе также с успехом проводили групповую работу по развитию у детей социальных навыков (Lane, 1975). Случай из практики, описанный в конце главы, показывает использование терапевтического подхода. Кроме того, для работы с вовлеченными в процесс буллинга хорошо подходят и другие методы, такие как игровая терапия (Newson, 1992). Роль школьных систем если предполагаемое вмешательство планируется осуществить в рамках школьной системы, необходимо учесть рекомендации Дэвиса (Davies, 1990), специально занимавшегося этим вопросом. С позиций системного подхода целесообразно проводить профилактику школьной травли на школьных игровых площадках. Игровая площадка представляет собой важную социальную систему с особыми правилами. В айлингтонском психолого-педагогическом центре были разработаны несколько этнографических подходов к работе с детьми на игровых площадках; с соответствующими методиками можно познакомиться во время проводимых центром семинаров. Ценную информацию об игровой работе можно почерпнуть у Титмена (Titman, 1988), который особо отметил разницу между голым бетоном большинства школьных площадок и волнующей атмосферой хорошо оборудованных игровых комплексов. Сравнительно недавно опубликованы подробные рекомендации по организации работы на игровой пло- щадке (Ross & Ryan, 1990), в основе которых лежат результаты пилотных проектов, выполненных на базе детских садов. Проведение тренингов Многие исследователи (Askew, 1988; Burden et al., 1990) считают целесообразным проведение тренинговых семинаров с учителями с целью развития у них необходимых навыков и мотивации деятельности. Даже однодневный тренинг способен послужить мощным толчком к изменению при условии, что участники осваивают механизм превращения желаемого в действительное, составляя план своих действий. Особенно заметен эффект от занятий, если педагог дает по окончании семинара публичное обещание предпринять практические шаги к исправлению ситуации, при этом желательно сразу же договориться о продолжительности проспективного наблюдения и дате контрольной встречи. Возможности для разного рода вмешательств поистине безграничны. Однако, по мнению Таттума (Tattum, 1988), чтобы быть эффективным, вмешательство непременно должно затрагивать политику школьной администрации в целом. Это важнейшее условие, хотя автор привел еще 12 рекомендаций по проведению вмешательств. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|