Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обшие реакции на стресс у детей





Нарушение сна

Практически у всех детей в течение нескольких не­дель после травмы отмечались нарушения сна. Дети боялись темноты, боялись оставаться одни, в тишине их беспокоили навязчивые мысли, во сне мучили кошмары, дети часто про­сыпались среди ночи. Все эти проблемы сохранялись на про­тяжении многих месяцев. Отогнать плохие мысли помогало засыпание под музыку.

Трудности сепарации

Поначалу дети стремились физически быть ближе к родителям, первые несколько недель даже выражали желание спать вместе с ними. Иногда родители, сами находившиеся в состоянии дистресса, считали такую «прилипчивость» утоми­тельной.


Снижение способности концентрироваться

В дневное время детям было трудно сосредоточить­ся на школьной работе. В тишине класса их неотступно пре­следовали воспоминания о пережитом.

Снижение памяти

Пострадавшие дети с трудом усваивали новый мате­риал в школе. Более того, они частично утрачивали свои пре­жние навыки, например, не могли петь по нотам.

Навязчивые мысли

Абсолютно всех детей преследовали навязчивые мысли о трагедии. Такие мысли могли возникнуть в любое время дня и ночи, хотя иногда их провоцировали внешние сти­мулы, например, поездка на автобусе, звон разбитого стекла, плеск воды или вид столов, накрытых как в судовой столовой. Навязчивые воспоминания обычно беспокоили детей в то вре­мя, когда они находились в относительной тишине.

Разговоры с родителями

Многие дети, боясь расстроить родителей, не хотели рассказывать им о своих переживаниях. Таким образом, роди­тели часто не представляли себе, насколько их ребенок стра­дает, хотя видели, что ему плохо. Чаще всего у родителей и детей возникало чувство неудовлетворенности своими отно­шениями.

Разговоры со сверстниками

Иногда пострадавшие дети стремились обсудить свои переживания с одноклассниками или другими детьми. К сожалению, социальный тайминг таких разговоров был час­то нарушен. Сверстники избегали активных расспросов, опа­саясь еще больше расстроить пострадавшего, а тот, в свою оче­редь, чувствовал себя отвергнутым.

Повышенная настороженность

Большинство детей начали с подозрением относить­ся к любым транспортным средствам — опасались вверять


свою жизнь другим людям. Они острее чувствовали опасность, сообщения о катастрофах и несчастных случаях производили на них сильнейшее впечатление.

Утрата перспектив

Многие ощущали, что им следует жить сегодняшним днем, не загадывая вперед. Дети стали считать долгосрочное планирование бессмысленным.

Страхи

Большинство детей опасались путешествий по морю или по воздуху. Многие также боялись плавать, пугались плес­ка льющейся воды.

Раздражительность

Многие дети считали, что стали раздражительнее как в отношениях с родителями, так и со сверстниками. Некоторые полагали, что стали более гневливыми, чем до катастрофы.

Чувство вины

«Чувство вины выжившего» — парадоксальная реак­ция на катастрофу — давно привлекает внимание исследовате­лей. Удивительно, что этот симптом не включен в DSM-III-R, хотя он настолько характерен для посттравматических рас­стройств, что даже входил в одно из первых определений ПТСР. Дети и подростки, пережившие разного рода катастро­фы, часто ощущают вину перед погибшими за то, что остались в живых. Считается, что чувство вины выживших главным образом основано на том, что, по их мнению, они не все сдела­ли, что могли, для спасения других. Еще один повод для чув­ства вины хотя и привлекает гораздо меньше внимания, но от этого не утрачивает своей значимости: выжившие часто сты­дятся того, что сделали для собственного спасения в момент катастрофы. Чувство вины испытывали практически все под­ростки, пережившие крушение судна «Jupiter».

Депрессия

Как показано на рис. 8.3, подростки с судна «Jupiter» проявляли симптомы депрессии чаще своих сверстников из


контрольной группы. Эти данные, полученные методом само­отчета в ходе заполнения вопросников, подтвердились при де­тальном клиническом интервью. У небольшого, но статисти­чески значимого числа пострадавших были выявлены клини­ческие признаки депрессии; у некоторых детей появлялись мысли о самоубийстве на протяжении года после катастрофы, несколько человек принимали большие дозы медикаментов.

Чувство скорби

Многие дети, особенно после аварии с судном «Herald of Free Enterprise», испытывали скорбь, что нашло отражение в проводимом терапевтическом вмешательстве. Реакции скорби осложняют клиническую картину, и их обя­зательно следует учитывать.

Тревога и паника

Многие дети после катастроф становятся более тре­вожными, хотя, по нашему мнению, приступы паники могут появиться значительно позже. Если детально проанализиро­вать воздействие травмирующего события на органы чувств ребенка, не составит труда идентифицировать в его ближай­шем окружении стимулы, которые провоцируют такие при­ступы.

Все вышеперечисленные симптомы, наиболее часто встре­чающиеся у жертв различных катастроф, учтены Американ­ской психиатрической ассоциацией (American Psychiatric Association, 1987) при подготовке третьего пересмотренного издания руководства по диагностике и статистике психичес­ких расстройств (Diagnostic & Statistical Manual, Third Edition Revised: АРА, DSM-III-R, 1987) как важнейшие признаки по­сттравматического стрессового расстройства. Определяющие характеристики обобщены на рис. 8.5. Следует отметить, что в настоящее время не существует единого мнения о том, какое определение лучше всего подходит для ПТСР, особенно когда его проявления наблюдаются у детей. Действительно, Всемир­ная организация здравоохранения (World Health Organization, 1988) в Международной классификации болезней 10 пере­смотра (International Classification of Diseases 10th Edition: WHO, ICD-10, 1988) расценивает чувство оцепенения, эмо-


циональную заторможенность (numbing of affect) как частый, но не обязательный компонент ПТСР.

A. Человек стал участником события, которое вышло за рам­
ки обычного человеческого опыта и которое практически
для каждого означало бы сильнейшее потрясение. Напри­
мер, пережил серьезную угрозу для собственной жизни или
физического здоровья; серьезную угрозу или причинение
вреда своим детям, супругу или другим близким родствен­
никам и друзьям; внезапное разрушение своего дома или
сообщества; увидел человека с тяжелыми повреждениями
или погибшего, пострадавшего в результате несчастного
случая или физического насилия; или же стал свидетелем
тяжелого несчастного случая или физического насилия.

Б. Травмирующее событие постоянно переживается хотя бы в одной из перечисленных ниже форм:

1) повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии
(у маленьких детей повторяющаяся игра, в которой выра­
жается тема и разные аспекты травмы);

2) повторяющиеся неприятные сны на тему травмирующего
события;

3) внезапные поступки или ощущения, словно травмирующее
событие повторяется (включая повторные переживания
травмирующего события, галлюцинации, иллюзии и дис­
социативные эпизоды («флэшбэк»), даже если это проис­
ходит в момент пробуждения или на фоне интоксикации);

4) выраженный психологический дистресс при соприкосно­
вении с событиями, которые чем-то напоминают травми­
рующее, включая годовщины травмы.

B. Постоянное избегание стимулов, напоминающих о травме,
чувство оцепенения, эмоциональной заторможенности, без­
ответности по отношению к окружающему (чего не было
до травмы), проявляющиеся, по меньшей мере, тремя из
следующих способов:

1) стремление избежать мыслей или чувств, связанных с трав­
мой;

2) попытки избежать действий и ситуаций, напоминающих
о травме;


 

3) неспособность припомнить важные аспекты травмирующе­
го события (психогенная амнезия);

4) значительное снижение интереса к важной деятельности
(у маленьких детей, утрата недавно приобретенных навы­
ков, например, навыка опрятности или речи);

5) чувство отчужденности от других людей;

6) сужение эмоционального диапазона, например, неспособ­
ность испытывать любовь;

7) чувство утраты перспектив (foreshortened future), напри­
мер, отсутствие намерений сделать карьеру, вступить в брак,
иметь детей или жить долго;

Г. Постоянные симптомы перевозбуждения (отсутствовав­шие до травмы), то есть наличие как минимум двух из пе­речисленных ниже признаков:

1) трудности засыпания или нарушение сна;

2) раздражительность или вспышки гнева;

3) снижение способности концентрироваться;

4) сверхнастороженность;

5) повышенная реакция на испуг;

6) физиологическая реактивность на события, символизирую­
щие или напоминающие травмирующее (например, у жен­
щины, изнасилованной на эскалаторе, появляется избыточ­
ное потоотделение при каждом входе на эскалатор).

Д. Длительность нарушения (симптомы, перечисленные в пун­ктах Б, В и Г) не менее 1 месяца.

Считать возникновение ПТСР отсроченным: если симпто­мы возникли по истечении как минимум шести месяцев с мо­мента травмы.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.