|
Потребности во вмешательствеКнига «Когда приходит беда» (Raphael, 1986) дает яркое представление о катастрофических событиях и их эмоциональных последствиях. К сожалению, литературы о лечении пострадавших детей практически нет. Обычно в случае природных катастроф — наводнений, пожаров, ураганов, землетрясений — все озабочены тем, чтобы восстановить функционирование данного сообщества. Как правило, проводится групповая терапия пострадавших, в которой могут принять участие и дети. При масштабных катастрофах на транспорте отсутствуют естественные группы пострадавших, которые отделены друг от друга десятками километров, поэтому групповая терапия вообще не проводится. Если пострадали учащиеся одной школы, лучше всего использовать именно групповую терапию. С чего же начать? Во-первых, необходимо как можно быстрее вернуть детей в семьи. Даже подростки поначалу могут выражать желание спать вместе с родителями. Здесь родителям следует проявить терпимость и понимание. Пострадавшие должны иметь возможность обсудить происшедшее, чтобы четко представить себе последовательность событий, а также научиться справляться с эмоциями, которые возникают при воспоминаниях о пережитом. Но только пересказа, пусть даже и многократно повторенного, недостаточно. Задача специалистов — создать относительно безопасную обстановку для проведения встречи родителей с детьми. Если, поделившись друг с другом своими переживаниями, родители и ребенок увидят, что ничего страшного не произошло, то этот опыт может оказаться весьма плодотворным. Узнав, что и другие пострадавшие испытывают иррациональное чувство вины, ребенок начинает по-другому воспринимать собственные чувства. Важными задачами в процессе терапии являются умение справляться с приступами тревоги, идентифицировать значимые стимулы и принимать как должное каждый новый день. Однако все эти процессы не должны происходить стихийно. Специалистам в сфере охраны психического здоровья хорошо известно, что формальный психологический дебрифинг весьма эффективен при работе со взрослыми жертвами катастроф (Dyregrov, 1988). Юл и Удвин (Yule & Udwin, in press), использовавшие этот подход для оказания помощи девочкам, пострадавшим в результате крушения судна «Jupiter», рекомендуют его для работы с подростками. Спустя десять дней после катастрофы терапевты встретились поочередно с группами учителей, учащихся и родителей. В ходе предварительной сессии учащимся предложили поделиться своими переживаниями и подробно описать их. Предвосхищая реакции детей, терапевты давали понять, что это вполне нормальные реакции на необычные переживания. В тот же день после обеда группы учащихся и их родителей были объединены, и участникам предложили поделиться своими переживаниями друг с другом. Такой прием «узаконил» подобные обсуждения в кругу семьи. Позднее терапевты провели дополнительную работу с наиболее пострадавшими девочками в малых группах, помогая им справиться со страхами, паническими расстройствами и депрессией. Говоря о планировании вмешательства, адресованного пострадавшим детям, следует упомянуть о статье Рахмана (Rach-man, 1980), посвященной переработке детьми эмоционально-значимой информации. В другой статье (Saigh, 1986) описан один из редких случаев терапии 6-летнего мальчика с ПТСР, пострадавшего в результате бомбардировки Бейрута. Метод наводнения оказался чрезвычайно эффективным, хотя, по сравнению с обычными сессиями, продолжительность вмешательства пришлось увеличить. Существует острая потребность в осуществлении подобных проектов с привлечением детей, пострадавших в результате катастроф другого типа. Исследовательница О. Эйалон (Ayalon, 1988), исходя из разных теоретических подходов, обосновывает необходимость психологической помощи пострадавшим детям. Она, в частности, подчеркивает, что детям необходимо помочь осознать, что же с ними произошло, а также научить справляться со своими эмоциями. В настоящее время большинство клиницистов придерживаются мнения, что терапия детей должна проводиться в малых группах. Детям обычно предлагают написать подробный отчет о происшедшем и своих переживаниях, одновременно помогая им справляться с возникающими при этом эмоциями. Кроме того, рекомендуется проводить специальную терапию страхов, фобий и любых других форм избегающего поведения. Детям необходимо оказать действенную помощь в устранении нарушений сна. С учетом того, что навязчивые мыс- ли особенно мешают по вечерам, непосредственно перед сном чтобы отвлечься иногда советуют слушать на ночь музыку. Хорошо выспавшись, дети смогут успешнее справляться с воспоминаниями о пережитом при свете дня, в относительной безопасности. Групповое вмешательство Мы уже подробно описывали (Yule & Williams, 1990) ход вмешательства при работе с детьми и родителями, пережившими крушение судна «Herald of Free Enterprise». Прежде всего, мы оценили психологическое состояние детей и их родителей, которые были направлены к нам другими специалистами. Большинство пострадавших выразили готовность принять от нас помощь, но, как это часто бывает с жертвами катастроф, им потребовалось некоторое время на предварительную подготовку. Крайне трудно оказалось обеспечить участие всех членов пострадавшей семьи. Одним из наиболее поразительных открытий была зависимость проявлений дистресса у детей от участия в сессии их родителей. Дело в том, что родители, пострадавшие вместе со своими детьми в результате крушения парома, вынуждены были справляться с собственными трудностями, одновременно пытаясь успокоить детей. Как выяснилось, дети прекрасно осознавали, как тяжело было родителям, и часто избегали делиться с ними своими переживаниями из опасения еще больше их расстроить. В свою очередь, родители видели, что дети, особенно подростки, страдают, однако не понимали, почему именно, и не знали, как завести об этом разговор. Таким образом, процедуру оценивания мы начинали с того, что приглашали на интервью всех членов семьи, чтобы коротко обсудить с ними их переживания, уже имея в своем распоряжении информацию, полученную при первичной консультации данной семьи. После этого проводилось персональное собеседование с каждым членом семьи, а затем все вновь собирались вместе. На этой заключительной встрече мы объясняли, что их нежелание делиться своими переживаниями диктуется страхом друг друга огорчить. Демонстрируя понимание тех трудно- стей, с которыми пришлось столкнуться членам семьи, мы ненадолго оставляли их одних, предоставив возможность обсудить в своем кругу события во время и после катастрофы. По нашему опыту, большинство семей считает полезным для себя такой систематизированный сбор анамнеза и обсуждение переживаний в относительно безопасной обстановке. В работе групп по желанию мог принять участие любой пострадавший. Поначалу занятия происходили ежемесячно, а позднее интервалы между ними возросли до 6-8 недель. Все группы естественным образом завершили свое существование спустя три года после катастрофы. У нас сложилось впечатление, что пострадавшие дети главным образом ценили в работе группы возможность поделиться своими переживаниями с другими участниками трагедии, не желая обсуждать детали происшедшего с посторонними. Дети в полной мере использовали преимущества когнитивно-поведенческого проблемно-решающего подхода (cognitive-behavioural, problem-solving approach), мы же, со своей стороны, пытались помочь идентифицировать проблемы, чтобы затем представить их детям как закономерное следствие реагирования на необычные обстоятельства, а также использовать возможности группы для поиска оптимальных решений. Терапевт, непосредственно работавший с детьми, служил также посредником между ними и родителями. Параллельно проводилась работа с группой родителей, перед которой стояли две основные задачи: помочь взрослым (родителям и другим членам семьи) преодолеть собственные проблемы, а также обсудить возможности оказания поддержки детям. Так же, как в группе детей, взрослые с пониманием относились к переживаниям друг друга, и сплоченность в группе быстро росла. Спустя два года после катастрофы было принято решение организовать совместную поездку на пароме через пролив. Первая попытка закончилась неудачей, поскольку один их участников группы, добровольно вызвавшийся организовать поездку, не выполнил своего обещания. Только в сентябре 1989 г. нам удалось наконец все уладить, и дата отъезда была назначена. К несчастью, за две недели до нашего отплытия на Темзе потерпело крушение прогулочное судно «Marchioness». Катастрофа сопровождалась многочисленны- ми человеческими жертвами. Неудивительно, что большинство семей отказалось от поездки, и мы пересекли пролив с членами лишь одной семьи. Персонал судна был чрезвычайно предупредителен, и путешествие прошло как нельзя лучше. Десятилетний ребенок, который очень боялся этой поездки, начал проявлять тревогу, но его быстро успокоили родители и работник социально-педагогической службы. В конце дня мальчик чувствовал себя настоящим героем. Роль школы Мы уже не раз подчеркивали, что персонал школы не всегда выражает готовность помочь в обследовании пострадавших детей и подчас проявляет удивительное равнодушие к страданиям детей. Например, детям, пострадавшим в результате крупной катастрофы, запретили обсуждать в школе свои переживания. Им не позволили показывать одноклассникам фотографии о своей поездке, в то время как другим детям, вернувшимся из-за границы, предложили устроить тематическую фотовыставку в школьном холле. Вполне понятно, что в результате пострадавшие ощущали обиду и досаду. К счастью, бывает и по-другому. Многие учителя проявляют чуткость в отношении пострадавших, хотя и не всегда знают, как лучше реагировать на проблемы детей. Учителям и родителям бывает трудно решить, какие трудности у ребенка связаны с участием в катастрофе, а какие являются типичными для подросткового возраста. Складывается впечатление, что спустя несколько месяцев окружающие перестают делать скидку на страдания жертв катастрофы, по-видимому, полагая, что они уже справились со своими переживаниями. По нашим наблюдениям, более половины детей, переживших событие, связанное с угрозой жизни, даже спустя 15 месяцев все еще проявляли признаки серьезной психопатологии. Не вызывает сомнения, что школьные учителя остро нуждаются в поддержке со стороны специалистов по психическому здоровью, чтобы помочь детям справиться с проблемами. В последнее время стало модным проводить с жертвами катастроф психологическое консультирование. При этом есть мнение, что механические интервенции могут принести боль- ше вреда, чем пользы. Поскольку в ходе вмешательства дети вынуждены окунаться в неприятные и болезненные воспоминания, родители и учителя пытаются защитить их от терапевтов. Без неопровержимых доказательств эффективности конкретного вмешательства крайне трудно убедить все заинтересованные стороны в необходимости его проведения и в целесообразности причинять детям дополнительные страдания. Тем не менее при планировании вмешательства следует учитывать индивидуальные различия и потребности клиентов. После недавних землетрясений в Сан-Франциско один видный детский психиатр заметил, что абсолютно всем учащимся школ в первые же несколько дней предложили нарисовать землетрясение! Такие крупномасштабные вмешательства, проведенные с благими намерениями, но без учета различий в индивидуальных потребностях детей, действительно могут причинить вред. Ранее мы упоминали о том, что имеется возможность идентифицировать группы высокого риска по психическим расстройствам в ближайшее время после травмирующего события. Наши собственные данные, а также результаты других исследователей (Nader & Pynoos, 1990) свидетельствуют о том, что показатели дистресса в группах высокого риска в течение длительного времени (около года) сохраняют стабильность. Следовательно, уже на ранних стадиях можно прогнозировать развитие событий и обеспечить поддержку наиболее нуждающихся. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|