|
Рекомендации по оказанию помощи пострадавшим и подготовке специалистовПо своей природе катастрофы и стихийные бедствия непредсказуемы и возникают там и тогда, где и когда их меньше всего ожидают. Следовательно, нецелесообразно с экономической точки зрения повсеместно держать соответствующие службы в состоянии высокой готовности к преодолению последствий катастрофы, которая может так никогда и не произойти на территории, находящейся в ведении конкретного отдела здравоохранения или образования. Однако, зная о повышении заболеваемости в результате катастрофы, было бы административным просчетом не наметить плана устранения психоэмоциональных последствий. Таким образом, каждому заинтересованному ведомству следует детально продумать последовательность мероприятий на случай катастроф и стихийных бедствий и назначить ответственных за проведение той или иной работы при возникновении чрезвычайных ситуаций. Необходимо сформировать группы специалистов и группы добровольцев, а ответственные за работу с пострадавшими должны быть ознакомлены с важнейшими принципами такой работы, изложенными в многочисленных публикациях на эту тему. Не секрет, что сразу после катастроф и стихийных бедствий множество агентств и частных лиц предлагают свою помощь. Подобные начинания надо только приветствовать, однако, чтобы избежать неразберихи, требуется серьезная организаторская работа. Слишком часто наблюдается нездоровая конкуренция между желающими предоставить помощь, при этом в проигрыше оказываются пострадавшие и жертвы катастрофы. Следовательно, план мероприятий на случай катастроф и стихийных бедствий для каждого региона должен включать перечень ведущих агентств, ответственных за координацию усилий по предоставлению помощи пострадавшим. По нашему мнению, необходимо четко осознавать все многообразие и сложность задач, стоящих перед специалистами в плане работы с пострадавшими в результате катастроф. Это значит, что каждый, независимо от своей базовой подготовки, должен уметь выявлять серьезные психические расстройства и, при необходимости направлять пострадавших за помощью. Обсуждение В настоящее время можно считать доказанным, что у детей могут проявляться серьезные поведенческие нарушения после воздействия достаточно интенсивного стрессора, как это было в Зебрюгге. У некоторых детей развилась частичная амнезия на события, многих беспокоили навязчивые мысли, а другие переживали флэшбэк-эффекты. Нельзя не согласиться с Фредериком (Frederick, 1985), что диагностировать у детей «психическое оцепенение» крайне трудно. При возникновении в семье ситуаций, напоминающих о травмирующем событии, дети стремятся найти себе занятия вне дома (где родители, например, побуждают их к откровенному разговору). Пострадавшим необходимо все время быть чем-то занятыми, чтобы не оставаться в тишине, наедине с непрошеными мыслями. Вместе с тем следует учесть, что при подготовке МКБ-10 также возникли трудности с определением понятия «психическое оцепенение», которое перестало считаться обязательным признаком ПТСР и перешло в разряд возможных. Следовательно, мы с полным правом можем утверждать, что для большинства из обследованных нами детей были характерны не только острые реакции приспособления (Acute Adjustment Reactions) продолжительностью до года, но выявленная симптоматика подтверждала наличие у них ПТСР. Удивительно, что учителя не смогли заметить проблем, с которыми дети сталкивались в школе. Отчасти это объясняется нежеланием взрослых признать тот факт, что детям пришлось пережить настоящую трагедию, а также неумением взрослых откликнуться на их нужды. Аналогичная ситуация возникла после серьезного пожара в Брэдфорде, когда администрация многих школ полагала, что дети, присутствовавшие на стадионе, но физически не пострадавшие, могли иметь какие-либо психологические проблемы. Макфарлайну (McFar-lane, 1987) школьные власти, «чтобы не ворошить прошлое», также чинили множество препятствий, пытаясь помешать обследованию детей, ставших свидетелями опустошительных пожаров в Австралии. Таким образом, исследователи сходятся во мнении, что психологические проблемы у детей лучше замечают родители, чем учителя, но сами дети предъявляют гораздо больше жалоб, чем могли бы ожидать от них взрослые (McFarlane et al., 1987; Earls et al., 1988; Wolfe et al., 1987). Кроме того, нами был поднят вопрос о валидности скри-нинговых шкал для изучения воздействия на детей масштабных катастроф: как выяснилось, сами по себе, без подробного интервью, такие шкалы имеют ограниченную ценность. Более того, мы с успехом использовали при работе с детьми 8 лет и старше детского опросника депрессии (children's depression inventory), что позволяло выявить уныние и подавленность у пострадавших детей спустя год после катастрофы. Изучая последствия нападения снайперов на детей, игравших на школьной площадке в Лос-Анджелесе (Pynoos et al., 1987), исследователи также обнаружили эффективность опросников для выявления у пострадавших травмирующих переживаний. Наконец, было описано проведенное нами вмешательство. Без сомнения, групповая терапия пошла на пользу как самим детям, так и их родителям. Ограниченное время и большие расстояния не позволили довести работу до логического завершения. В связи с этим многие дети по-прежнему боятся пользоваться паромом, плавать или путешествовать иным способом. Конечно, со всеми этими проблемами можно справиться, используя хорошо известные поведенческие методы. Крушение судов «Herald of Free Enterprise» и «Jupiter» — это крупномасштабные транспортные катастрофы, имеющие свои особенности и отличающиеся, скажем, от стихийных бедствий, которым подвергаются устойчивые сообщества, проживающие на определенной территории. Пассажиры «Herald of Free Enterprise» приходились друг другу всего лишь попутчиками, а в тот злосчастный день — товарищами по несчастью. Вскоре после катастрофы они разъехались в разные районы Англии. Только ценой больших затрат времени и материальных ресурсов, а также благодаря своей настойчивости наши клиенты могли регулярно принимать участие в сессиях. С нашей точки зрения, им бы не удалось иным способом получить аналогичную помощь и поддержку, что говорит о большом поле деятельности для официальных лиц, ответственных за планирование мероприятий на случай масштабных катастроф. В случае с судном «Jupiter» администрации школ было гораздо проще организовать терапевтические группы для пострадавших, тем более удивительно, что лишь немногие директора школ воспользовались такой возможностью и выполнили свою прямую обязанность. Благодарности Нам хотелось бы выразить признательность коллегам из отдела психологии Института психиатрии, которые вместе с нами обследовали пострадавших детей. Отдельная признательность — доктору В. Риппере (V. Rippere), предложившему несколько полезных методик оценки. Мы благодарны также всем, кто проводил первичную работу, собирал сведения, беседовал с населением и направлял к нам тех, кто нуждался в помощи. Но особо теплые слова хочется сказать самим пострадавшим, которые дали согласие на использование полученных в ходе терапевтической работы сведений для расширения наших знаний. Литература American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition — Revised), Washington, DC: АРА. 1987. Ayalon O. Rescue! Community Oriented Preventive Education for Coping with Stress, Haifa: Nord Publications. 1988. Birleson P. The validity of depressive disorder in childhood and the development of a self-rating scale: a research report. Journal of Child Psychology and Psychiatry 22: 73-88. 1981. Birleson P., Hudson I., Buchanan D. G., Wolff S. Clinical evaluation of a self-rating scale for depressive disorder in childhood (Depression Self-Rating Scale), Journal of Child Psychology and Psychiatry 28: 43-60. 1987. Dollinger S.J., O'DonnellJ. P., Staley A. A. Lightning-strike disaster: effects on children's fears and worries. Journal of Consulting and Clinical Psychology 52: 1028-38. 1984. Dyregrov A. Critical incident stress debriefings, unpublished manuscript, Research Center for Occupational Health and Safety, University of Bergen, Norway. 1988. Earls F., Smith E., Reich W.,Jung K. G. Investigating psycho-pathological consequences of a disaster in children: a pilot study incorporating a structured diagnostic approach, Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 27:90-5. 1988. Frederick C.J. Children traumatized by catastrophic situations, in S. Eth and R. Pynoos (eds) Post-Traumatic Stress Disorder in Children, Washington DC: American Psychiatric Press. 1985. Galante R., Foa D. An epidemiological study of psychic trauma and treatment effectiveness after a natural disaster, Journal of the American Academy of Child Psychiatry 25:357-63. 1986. Garmezy N. Children under severe stress: critique and comments, Journal of the American Academy of Child Psychiatry 25: 384-92.1986. Garmezy N., Rutter M. Acute reactions to stress, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd end. Oxford: Basil Blackwell. 1985. Handford H. A., Mayes S. 0., Mattison R. E., Humphrey F.J., Bagnato S., Bixler E. O., Kales J. D. Child and parent reaction to the TMI nuclear accident, Journal of the American Academy of Child Adolescent Psychiatry 25: 346-55. 1986. Horowitz M.J., Wilner N., Alvarez W. Impact of event scale: a measure of subjective stress, Psychosomatic Medicine 41: 209-18. 1979. McFarlaneA. C. Family functioning and overprotection following a natural disaster: the longitudinal effects of post-traumatic morbidity, Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 21: 210-18. 1987. McFarlaneA. C., Policansky S., Irwin C. P. A longitudinal study of the psychological morbidity in children due to a natural disaster, Psychological Medicine 17:727-38. 1987. Miller L. C., Barrett C. L, Натре E., Noble H. Factor structure of children's fears, Journal of Consulting and Clinical Psychology 39: 264-8.1972. Nader K., Pynoos R. S., Fairbanks L, Frederick C. Children's PTSD Reactions one year after a sniper attack at their school, American Journal of Psychiatry 147:1526-30. 1990. Ollendick T. H., Yule W., Oilier K. Fears in British children and their relationship to manifest anxiety and depression, Journal of Child Psychology and Psychiatry 32: 321-31.1991. Pynoos R. S., Eth S. Witness to violence: the child interview, Journal of the American Academy of Child Psychiatry 25: 306-19.1986. Pynoos R. S., Frederick C., Nader K., Arroyo W., Steinberg A., Eth S., Nunez F., Fairbanks L. Life threat and posttraumatic stress in school-age children, Archives of General Psychiatry 44: 1057-63. 1987. Pynoos R. S., Nader K. Psychological first aid and treatment approach for children exposed to community violence: research implications, Journal of Traumatic Stress 1: 243-67. 1988. Quarantelli E. L. An assessment of conflicting views on mental health: the consequences of traumatic events, in C. R. Figley (ed.) Trauma and its Wake. New York: Brunner/Mazel. 1985. Quay H. C., Peterson D. R. Manual of the Behavior Problem Checklist (unpublished). 1979. Rachman S. Emotional processing. Behaviour Research and Therapy 18: 51-60. 1980. Raphael В'. When Disaster Strikes: A Handbook/or the Caring Professions. London: Hutchinson. 1986. Reynolds C.R., RichmondB.O. What I think and feel: a revised measure of children's manifest anxiety, Journal of Abnormal Child Psychology 6: 271-80. 1978. RutterM. A children's behaviour questionnaire for completion by teachers: preliminary findings, Journal of Child Psychology and Psychiatry 8: 1-11.1967. Saigh P. A. In vitro flooding in the treatment of a 6-yr-old boy's posttraumatic stress disorder, Behaviour Research and Theory 24: 685-8. 1986. StaleyA. A., O'DonnellJ. P. A developmental analysis of mothers' reports of normal children's fears. Journal of Genetic Psychology 144: 165-78. 1984. Wolfe V. V., Wolfe D. A. Gentile C., LaRose L. Children's Impact of Traumatic Events Scale, unpublished manuscript, University of Western Ontario. London, Ontario, Canada. 1987. World Health Organization. International Classification of Diseases, 10th Edition (ICD-10), WHO: Geneva. 1988. Yule W., Udwin 0. Screening child survivors for post-traumatic stress disorders: experiences from the Jupiter sinking (in press). Yule W., Williams R. Post traumatic stress reactions in children, Journal of Traumatic Stress 3(2): 279-95. 1990. Yule W., Udwin O., Murdoch K. The Jupiter sinking: effects on children's fears, depression and anxiety, Journal of Child Psychology and Psychiatry 31: 1051-61. 1990. ЧАСТЬ III______________ ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|