Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации по оказанию помощи пострадавшим и подготовке специалистов





По своей природе катастрофы и стихийные бедствия непредсказуемы и возникают там и тогда, где и когда их мень­ше всего ожидают. Следовательно, нецелесообразно с эконо­мической точки зрения повсеместно держать соответствую­щие службы в состоянии высокой готовности к преодолению последствий катастрофы, которая может так никогда и не про­изойти на территории, находящейся в ведении конкретного


отдела здравоохранения или образования. Однако, зная о по­вышении заболеваемости в результате катастрофы, было бы административным просчетом не наметить плана устранения психоэмоциональных последствий. Таким образом, каждому заинтересованному ведомству следует детально продумать последовательность мероприятий на случай катастроф и сти­хийных бедствий и назначить ответственных за проведение той или иной работы при возникновении чрезвычайных ситу­аций. Необходимо сформировать группы специалистов и группы добровольцев, а ответственные за работу с пострадав­шими должны быть ознакомлены с важнейшими принципами такой работы, изложенными в многочисленных публикациях на эту тему.

Не секрет, что сразу после катастроф и стихийных бедствий множество агентств и частных лиц предлагают свою помощь. Подобные начинания надо только приветствовать, однако, чтобы избежать неразберихи, требуется серьезная организа­торская работа. Слишком часто наблюдается нездоровая кон­куренция между желающими предоставить помощь, при этом в проигрыше оказываются пострадавшие и жертвы катастро­фы. Следовательно, план мероприятий на случай катастроф и стихийных бедствий для каждого региона должен включать перечень ведущих агентств, ответственных за координацию усилий по предоставлению помощи пострадавшим.

По нашему мнению, необходимо четко осознавать все мно­гообразие и сложность задач, стоящих перед специалистами в плане работы с пострадавшими в результате катастроф. Это значит, что каждый, независимо от своей базовой подготовки, должен уметь выявлять серьезные психические расстройства и, при необходимости направлять пострадавших за помощью.

Обсуждение

В настоящее время можно считать доказанным, что у детей могут проявляться серьезные поведенческие наруше­ния после воздействия достаточно интенсивного стрессора, как это было в Зебрюгге. У некоторых детей развилась час­тичная амнезия на события, многих беспокоили навязчивые мысли, а другие переживали флэшбэк-эффекты. Нельзя не


согласиться с Фредериком (Frederick, 1985), что диагности­ровать у детей «психическое оцепенение» крайне трудно. При возникновении в семье ситуаций, напоминающих о травми­рующем событии, дети стремятся найти себе занятия вне дома (где родители, например, побуждают их к откровенному раз­говору). Пострадавшим необходимо все время быть чем-то за­нятыми, чтобы не оставаться в тишине, наедине с непрошены­ми мыслями. Вместе с тем следует учесть, что при подготовке МКБ-10 также возникли трудности с определением понятия «психическое оцепенение», которое перестало считаться обя­зательным признаком ПТСР и перешло в разряд возможных. Следовательно, мы с полным правом можем утверждать, что для большинства из обследованных нами детей были харак­терны не только острые реакции приспособления (Acute Adjust­ment Reactions) продолжительностью до года, но выявленная симптоматика подтверждала наличие у них ПТСР.

Удивительно, что учителя не смогли заметить проблем, с которыми дети сталкивались в школе. Отчасти это объясня­ется нежеланием взрослых признать тот факт, что детям при­шлось пережить настоящую трагедию, а также неумением взрослых откликнуться на их нужды. Аналогичная ситуация возникла после серьезного пожара в Брэдфорде, когда адми­нистрация многих школ полагала, что дети, присутствовавшие на стадионе, но физически не пострадавшие, могли иметь ка­кие-либо психологические проблемы. Макфарлайну (McFar-lane, 1987) школьные власти, «чтобы не ворошить прошлое», также чинили множество препятствий, пытаясь помешать об­следованию детей, ставших свидетелями опустошительных пожаров в Австралии. Таким образом, исследователи сходят­ся во мнении, что психологические проблемы у детей лучше замечают родители, чем учителя, но сами дети предъявляют гораздо больше жалоб, чем могли бы ожидать от них взрослые (McFarlane et al., 1987; Earls et al., 1988; Wolfe et al., 1987).

Кроме того, нами был поднят вопрос о валидности скри-нинговых шкал для изучения воздействия на детей масштаб­ных катастроф: как выяснилось, сами по себе, без подробного интервью, такие шкалы имеют ограниченную ценность. Более того, мы с успехом использовали при работе с детьми 8 лет и старше детского опросника депрессии (children's depression


inventory), что позволяло выявить уныние и подавленность у пострадавших детей спустя год после катастрофы. Изучая по­следствия нападения снайперов на детей, игравших на школь­ной площадке в Лос-Анджелесе (Pynoos et al., 1987), исследо­ватели также обнаружили эффективность опросников для вы­явления у пострадавших травмирующих переживаний.

Наконец, было описано проведенное нами вмешательство. Без сомнения, групповая терапия пошла на пользу как самим детям, так и их родителям. Ограниченное время и большие расстояния не позволили довести работу до логического за­вершения. В связи с этим многие дети по-прежнему боятся пользоваться паромом, плавать или путешествовать иным спо­собом. Конечно, со всеми этими проблемами можно справить­ся, используя хорошо известные поведенческие методы.

Крушение судов «Herald of Free Enterprise» и «Jupiter» — это крупномасштабные транспортные катастрофы, имеющие свои особенности и отличающиеся, скажем, от стихийных бед­ствий, которым подвергаются устойчивые сообщества, прожи­вающие на определенной территории. Пассажиры «Herald of Free Enterprise» приходились друг другу всего лишь попутчи­ками, а в тот злосчастный день — товарищами по несчастью. Вскоре после катастрофы они разъехались в разные районы Англии. Только ценой больших затрат времени и материаль­ных ресурсов, а также благодаря своей настойчивости наши клиенты могли регулярно принимать участие в сессиях. С на­шей точки зрения, им бы не удалось иным способом получить аналогичную помощь и поддержку, что говорит о большом поле деятельности для официальных лиц, ответственных за планирование мероприятий на случай масштабных катастроф. В случае с судном «Jupiter» администрации школ было гораз­до проще организовать терапевтические группы для постра­давших, тем более удивительно, что лишь немногие директо­ра школ воспользовались такой возможностью и выполнили свою прямую обязанность.

Благодарности

Нам хотелось бы выразить признательность колле­гам из отдела психологии Института психиатрии, которые


вместе с нами обследовали пострадавших детей. Отдельная признательность — доктору В. Риппере (V. Rippere), предло­жившему несколько полезных методик оценки. Мы благодар­ны также всем, кто проводил первичную работу, собирал све­дения, беседовал с населением и направлял к нам тех, кто нуж­дался в помощи. Но особо теплые слова хочется сказать самим пострадавшим, которые дали согласие на использование по­лученных в ходе терапевтической работы сведений для рас­ширения наших знаний.

Литература

American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition — Revised), Washing­ton, DC: АРА. 1987.

Ayalon O. Rescue! Community Oriented Preventive Education for Coping with Stress, Haifa: Nord Publications. 1988.

Birleson P. The validity of depressive disorder in childhood and the development of a self-rating scale: a research report. Journal of Child Psychology and Psychiatry 22: 73-88. 1981.

Birleson P., Hudson I., Buchanan D. G., Wolff S. Clinical evalua­tion of a self-rating scale for depressive disorder in childhood (Depression Self-Rating Scale), Journal of Child Psychology and Psychiatry 28: 43-60. 1987.

Dollinger S.J., O'DonnellJ. P., Staley A. A. Lightning-strike disaster: effects on children's fears and worries. Journal of Consulting and Clinical Psychology 52: 1028-38. 1984.

Dyregrov A. Critical incident stress debriefings, unpublished manuscript, Research Center for Occupational Health and Safety, University of Bergen, Norway. 1988.

Earls F., Smith E., Reich W.,Jung K. G. Investigating psycho-pathological consequences of a disaster in children: a pilot study incorporating a structured diagnostic approach, Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 27:90-5. 1988.

Frederick C.J. Children traumatized by catastrophic situations, in S. Eth and R. Pynoos (eds) Post-Traumatic Stress Disorder in Children, Washington DC: American Psychiatric Press. 1985.


Galante R., Foa D. An epidemiological study of psychic trauma and treatment effectiveness after a natural disaster, Journal of the American Academy of Child Psychiatry 25:357-63. 1986.

Garmezy N. Children under severe stress: critique and com­ments, Journal of the American Academy of Child Psychiatry 25: 384-92.1986.

Garmezy N., Rutter M. Acute reactions to stress, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd end. Oxford: Basil Blackwell. 1985.

Handford H. A., Mayes S. 0., Mattison R. E., Humphrey F.J., Bagnato S., Bixler E. O., Kales J. D. Child and parent reaction to the TMI nuclear accident, Journal of the American Academy of Child Adolescent Psychiatry 25: 346-55. 1986.

Horowitz M.J., Wilner N., Alvarez W. Impact of event scale: a measure of subjective stress, Psychosomatic Medicine 41: 209-18. 1979.

McFarlaneA. C. Family functioning and overprotection follow­ing a natural disaster: the longitudinal effects of post-traumatic morbidity, Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 21: 210-18. 1987.

McFarlaneA. C., Policansky S., Irwin C. P. A longitudinal study of the psychological morbidity in children due to a natural disaster, Psychological Medicine 17:727-38. 1987.

Miller L. C., Barrett C. L, Натре E., Noble H. Factor structure of children's fears, Journal of Consulting and Clinical Psychology 39: 264-8.1972.

Nader K., Pynoos R. S., Fairbanks L, Frederick C. Children's PTSD Reactions one year after a sniper attack at their school, American Journal of Psychiatry 147:1526-30. 1990.

Ollendick T. H., Yule W., Oilier K. Fears in British children and their relationship to manifest anxiety and depression, Journal of Child Psychology and Psychiatry 32: 321-31.1991.

Pynoos R. S., Eth S. Witness to violence: the child interview, Journal of the American Academy of Child Psychiatry 25: 306-19.1986.

Pynoos R. S., Frederick C., Nader K., Arroyo W., Steinberg A., Eth S., Nunez F., Fairbanks L. Life threat and posttraumatic stress


in school-age children, Archives of General Psychiatry 44: 1057-63. 1987.

Pynoos R. S., Nader K. Psychological first aid and treatment approach for children exposed to community violence: research implications, Journal of Traumatic Stress 1: 243-67. 1988.

Quarantelli E. L. An assessment of conflicting views on mental health: the consequences of traumatic events, in C. R. Figley (ed.) Trauma and its Wake. New York: Brunner/Mazel. 1985.

Quay H. C., Peterson D. R. Manual of the Behavior Problem Checklist (unpublished). 1979.

Rachman S. Emotional processing. Behaviour Research and Therapy 18: 51-60. 1980.

Raphael В'. When Disaster Strikes: A Handbook/or the Caring Professions. London: Hutchinson. 1986.

Reynolds C.R., RichmondB.O. What I think and feel: a revised measure of children's manifest anxiety, Journal of Abnormal Child Psychology 6: 271-80. 1978.

RutterM. A children's behaviour questionnaire for completion by teachers: preliminary findings, Journal of Child Psychology and Psychiatry 8: 1-11.1967.

Saigh P. A. In vitro flooding in the treatment of a 6-yr-old boy's posttraumatic stress disorder, Behaviour Research and Theory 24: 685-8. 1986.

StaleyA. A., O'DonnellJ. P. A developmental analysis of mothers' reports of normal children's fears. Journal of Genetic Psychology 144: 165-78. 1984.

Wolfe V. V., Wolfe D. A. Gentile C., LaRose L. Children's Impact of Traumatic Events Scale, unpublished manuscript, University of Western Ontario. London, Ontario, Canada. 1987.

World Health Organization. International Classification of Diseases, 10th Edition (ICD-10), WHO: Geneva. 1988.

Yule W., Udwin 0. Screening child survivors for post-traumatic stress disorders: experiences from the Jupiter sinking (in press).

Yule W., Williams R. Post traumatic stress reactions in children, Journal of Traumatic Stress 3(2): 279-95. 1990.

Yule W., Udwin O., Murdoch K. The Jupiter sinking: effects on children's fears, depression and anxiety, Journal of Child Psycho­logy and Psychiatry 31: 1051-61. 1990.


ЧАСТЬ III______________







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.