|
Общая собственность членов коммуны и общая ответственностьКаждый член коммуны регулярно делает небольшие и одинаковые для всех отчисления в общий фонд, который находится в ведении казначея. Эти деньги тратятся на приобретение инвентаря и оплату услуг: на канцелярские расходы, магнитофоны, кассеты, совместные поездки и экскурсии. Общая собственность членов коммуны подразумевает общую ответственность, то есть за каждую приобретенную вещь кто-то несет личную ответственность. Для регулирования жизнедеятельности коммуны регулярно проводятся собрания ее членов, на которых также происходят выборы ответственных за тот или иной вид деятельности. По мере расширения обязанностей и сферы деятельности в коммуне могут быть созданы подкомитеты. Как правило, почти во всех коммунах существует подкомитет по проведению досуга, который занимается организацией различных мероприятий, от дискотек и сельских праздников с танцами до концертов и спортивных состязаний, куда приглашаются родители, соседи, друзья и коллеги. Лица, ответственные за ту или иную работу, избираются на ограниченный срок, как правило, тайным голосованием. С учетом того что абсолютное большинство в коммуне составляют клиенты, неудивительно, что в выборных органах работают именно они. Крайне редко туда попадает кто-либо из штатных сотрудников. Работа в выборных органах также служит психотерапевтическим целям. В обстановке доброжелательности клиенты могут научиться нести ответственность перед коммуной за других членов и работать на общее благо. В отличие от ситуации ролевой игры или обучения, у выборных работников в психотерапевтической коммуне есть четко определенный круг обязанностей. Они согласовывают эти обязанности и все изменения в своей работе с другими членами на общих собраниях коммуны. Как в любой организации, в коммуне существует конкуренция за право пользования материальными ресурсами. На общих собраниях утверждаются принципы разрешения конфликтов и принятия решений по спорным вопросам. Если на собрании принимаются новые правила, они фиксируются в виде резолюции, чтобы каждый мог с ними ознакомиться. Каждому новому члену коммуны предлагают ознакомиться с текстами всех ранее принятых резолюций. Благодаря этому все члены коммуны усваивают, что ответственное лицо не есть последняя инстанция и что у каждого есть право обжаловать действия работника, злоупотребившего своим служебным положением. Иначе говоря, ни один из членов коммуны не обладает всей полнотой власти, высший орган власти — общее собрание всех членов коммуны. В основе деятельности коммуны как бюрократической системы лежат рациональность и законность. Установленные правила поведения подчинены целям организации. Но в отличие от бюрократической системы власть в коммуне не сосредоточена в руках одного человека. Процедура принятия решений в психотерапевтической коммуне основана на принципе достижения консенсуса, а не подчинения меньшинства большинству. Те вопросы, по которым собранию не удалось выработать единого мнения, считаются нерешенными. Собственность коммуны и собственность учреждения — не одно и то же. По мере развития коммуны администрация постепенно передает ее членам ответственность за сохранность оборудования в отдельных помещениях. Способность всей коммуны справляться со своими обязанностями зависит от каждого клиента. Если клиент злоупотребляет оказанным доверием и портит имущество, то после обсуждения на общем собрании его могут лишить соответствующих привилегий. Кроме того, сама коммуна может обратиться с просьбой об освобождении ее членов от ответственности. Как известно, на ошибках учатся, поэтому вся коммуна и каждый из ее членов имеют право делать ошибки, при условии, что материальный или моральный ущерб от последствий не превышает ценности полученных таким способом знаний. В противном случае ответственность за обеспечение безопасности клиентов и сохранение материальных ценностей берет на себя персонал. Если члены коммуны не понимают, в чем заключаются функции того или иного штатного сотрудника или не согласны с его действиями, можно попытаться исправить положение, например, сформировать подкомитет потребителей, представители которого имеют право критиковать, задавать вопросы, требовать перемен или выносить благодарность штатным сотрудникам за их вклад в жизнь коммуны и отдельных ее членов. Аналогичным образом, работники могут благодарить за помощь или критиковать клиентов, которые мешают работать. В тех случаях, когда потребители услуг лишены свободы выбора, качество предоставляемых услуг обычно оставляет желать лучшего. В частности, это касается вопросов питания. Поскольку члены коммуны обладают сильным влиянием в учреждении, они, как правило, питаются хорошо и разнообразно. Социальная структура коммуны В любой коммуне, члены которой проживают вместе и совместно пользуются помещениями и оборудованием, неизбежны конфликты, особенно если цель данной коммуны — удовлетворять потребности клиентов с недостаточно развитыми социальными навыками. Способ разрешения подобных конф- Зак. № 459 ликтов отражает существующую социальную структуру. При авторитарной власти конфликт неизменно выносится на суд первого лица, задача которого — наказать виновного или учесть его требования и оказать помощь. Это напоминает судебную ситуацию, когда преступник и жертва остаются в стороне от происходящего, а главными действующими лицами становятся представители государства. Иногда государство компенсирует жертве ущерб, нанесенный преступником, или жертва обращается в гражданский суд с просьбой о взыскании с преступника компенсации. Преступники часто затаивают обиду на систему в целом, поскольку лишены возможности объяснить свою позицию, а приговор им выносят «достойнейшие». Собрание коммуны. В психотерапевтической коммуне каждый член имеет право подать жалобу, признать свою вину или обратиться к коммуне с вопросом: например, жалоба от пострадавшего, извинение от обидчика, желающего разрешить конфликт, или вопрос от одного из членов коммуны, ощущающего беспокойство или даже простое любопытство в связи с поведением других членов. Жалоба, признание вины или вопрос заслушиваются на общем собрании, и всем участникам предлагается высказать свои соображения по поводу того или иного события и его причин. Проиллюстрируем это на примере. Член коммуны проходит по коридору, видит, как один мальчик бьет другого, и тут же ставит этот вопрос перед всеми членами коммуны. В психотерапевтических коммунах насилие осуждается. Воцаряется тишина. Обидчик отказывается объяснить свое поведение, выглядит пристыженным, смотрит в пол. При желании можно интерпретировать это как раскаяние, то есть вполне адекватное поведение, дающее надежду вскоре услышать извинения и разрешить конфликт. Однако другой член коммуны заявляет, что слышал на днях, как пострадавший назвал мать обидчика проституткой. Обидчик начинает рыдать и пытается уйти с собрания, но его просят остаться, поскольку все внимание теперь переключается на пострадавшего. Тот в свое оправдание заявляет, что просто повторил слова другого члена коммуны, наблюдавшего за дракой. Теперь уже ответчиком становится наблюдатель, которому предлагают объяснить, зачем он распространял грязную сплетню. И вновь тишина. Постепенно участники собрания по фрагментам восстанавливают картину происшедшего. Оказывается, до недавнего времени «наблюдатель» был близким другом «обидчика», который поделился с ним своими соображениями по поводу любовника своей матери. Потом «обидчик» завел себе нового друга, а «наблюдатель» стал дожидаться удобного случая, чтобы отомстить за измену. Однако «обидчик» был сильнее, и в открытую сводить с ним счеты было небезопасно. Поэтому «наблюдатель» решил использовать другого мальчика, сообщив ему провокационную информацию. Теперь участники поменялись ролями. В качестве обидчика теперь выступал «наблюдатель», пострадавший стал жертвой обмана, а сам «обидчик» — жертвой вербальной агрессии. Коммуна выказала озабоченность поведением мальчика, слышавшего обидную фразу за день до драки, но не поставившего вопрос на общем собрании. В задачи собрания не входило наказывать виновных: речь шла о том, что все участники происшествия осознали причины своего поведения и задумались о том, что вели себя не лучшим образом. Коммуна будет мириться с их поведением и оказывать им поддержку в том случае, если они заинтересованы в разрешении конфликта и держат ситуацию под контролем. Несмотря на то что поведение детей было встречено с неодобрением, после прояснения ситуации им было оказано большое доверие и предоставлена возможность исправить положение. Буллинг и бунт против взрослых как раз и являются теми проблемами, которые изначально призвана разрешать психотерапевтическая коммуна. Взамен иерархической структуры коммуна предлагает равноправие. Не одобряя агрессивного поведения, коммуна не применяет мер дисциплинарного воздействия, а поощряет провинившихся осознать свою вину и исправить положение. Не заговор молчания, а обсуждение угрожающего или беспокоящего поведения — вот что является целью психотерапевтической работы. Штатные и выборные работники иногда вынуждены принимать непопулярные решения, хотя все происходит в точном соответствии с должностными обязанностями. Наиболее яркий, хотя и довольно редкий, пример, когда ребенок не слушается и для обеспечения безопасности его самого и окружающих необходимо вмешаться и применить силу. Подобный инцидент вызывает беспокойство у всех окружающих, а не только у того взрослого, который вынужден вмешаться. На общем собрании коммуна пытается выяснить, что и почему произошло, как обращались с ребенком, как он чувствует себя в настоящее время, доволен ли взрослый результатами своего вмешательства. Прояснение ситуации снимает большинство проблем. В ходе последующей дискуссии участники договариваются о возможных альтернативных видах поведения, выясняют, чем можно помочь, вместо того чтобы просто самоустраниться и избежать необходимости вмешиваться. Воспитатели и взрослые участники инцидента, пытаясь объяснить свое поведение, обнаруживают, что далеко не все их действия встречают одобрение, а некоторые даже подвергаются острой критике, однако они могут рассчитывать на понимание и, возможно, поддержку в аналогичных ситуациях в будущем. Таким образом, взрослые не остаются один на один со своими проблемами, а ощущают поддержку коллектива. Как правило, обсуждение подобных вопросов откладывается до ближайшего по графику собрания коммуны, которые иногда проводятся после каждого приема пищи. Однако каждый член коммуны имеет право в любое время созвать внеочередное собрание. Такие собрания обязательны для посещения всеми членами, если только у них нет уважительных причин для отсутствия. На собрании, где многих нет, важные решения обычно не принимаются. Если в ходе обсуждения выясняется, что кто-то из заинтересованных лиц отсутствует, дискуссия прекращается. Прежде чем перенести обсуждение, коммуна убеждается в том, что все необходимые меры приняты и ничего серьезного до очередного собрания не произойдет. Если кто-либо нуждается во временной поддержке до принятия окончательного решения по проблемному вопросу, такая поддержка ему будет оказана. Решения по конфликтам, которые ставят под угрозу стабильность существования многих членов коммуны, можно отложить, если приняты необходимые меры по обеспечению безопасности клиентов. Коммуна не ставит перед собой задачи подчинить кого-либо своей воле, напротив, предпочтение отдается поиску компро- мисса, причем желательно, чтобы решение исходило от того, кто пострадал больше всех. В этом смысле практикуемый в психотерапевтической коммуне подход к разрешению конфликтов и наказанию за нарушение правил поведения не имеет ничего общего с принятым в суде. Иногда коммуна приходит к выводу, что ответственность за конфликт несут все члены коммуны, не предусмотревшие возможности его возникновения и не установившие правил поведения в подобных обстоятельствах. Исходя из этого, принимаются новые решения, которые фиксируются в виде резолюции. Утратившие актуальность резолюции пересматриваются. На примере деятельности психотерапевтической коммуны можно проиллюстрировать принцип совместной ответственности за социальное поведение членов коммуны. Устраняются традиционные границы, разделяющие клиентов и работников на «наших» и «ваших», когда решения принимаются представителями администрации и затем доводятся до клиентов. В свою очередь клиенты несут совместную ответственность за собственность и решения коммуны. Благодаря тому что собственность находится в распоряжении равноправных членов, которые и принимают большинство решений, нет оснований для создания тайных альянсов или бунта против взрослых. Всегда есть возможность выразить свое недовольство, достичь компромисса или прояснить причины принятия того или иного решения. Равенство или паритет? В рамках психотерапевтической коммуны нет и не может быть истинного равенства: сама эта идея по сути идеалистична и практически недостижима. Каждый человек имеет определенные навыки и личные качества, которые имеют ту или иную ценность в обществе. Штатный сотрудник, занимающий невысокое положение в официальной табели о рангах, вполне может иметь довольно высокий социальный статус в психотерапевтической коммуне, если его вклад в жизнь коммуны и психотерапевтический процесс достаточно велик. Это может служить поводом для конфликтов. Новый сотрудник, занимающий более высокое положение на служебной лестнице, скорее всего, будет обескуражен тем, что группа гораздо выше оценивает вклад имеющего опыт, но младшего по должности или даже ребенка. В сходные обстоятельства попадают и сами дети, когда новые члены коммуны вынуждены признавать властные полномочия председателя коммуны, который младше их. Психотерапевтическая коммуна ставит целью достижение паритета, когда каждый индивид имеет право высказывать свое мнение, быть выслушанным и оцененным по заслугам. Равноправие служит основой для формирования самооценки и чувства собственной адекватности (personal adequacy), которые, в свою очередь, необходимы для появления уверенности в своих силах и личностного роста. Социальный контроль или самоконтроль. Собрание членов коммуны представляет собой эффективный и тонкий инструмент социального контроля. Обычно социальный контроль осуществляется авторитетными фигурами в отношении менее авторитетных лиц. Общее собрание коммуны позволяет достигнуть большего. Социальный контроль в коммуне — это, по сути дела, самоконтроль ее членов. Освоив навыки такого социального контроля, дети обучаются самоконтролю. Подобно тому как персонал частично передает собственность или управление зрелой коммуне, коммуна также может взять на себя ответственность за социальное поведение своих членов. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|