|
Навыки, которыми должны обладать новые члены коммуныКлиенты. От новых членов коммуны требуются некоторые навыки, в частности, умение вести конструктивный диалог, усваивать правила поведения и осмыслять происходящее. Следовательно, этот метод в чистом виде неприменим для некоторых групп клиентов, хотя и может быть адаптирован к их нуждам'. При рецидивах нежелательного поведения, получившего негативную оценку собрания коммуны, детям могут быть назначены опекающие лица. В данном случае используется принятое в социальной работе значение термина «опека» («in care»). Это значит, что опекающее лицо («the carer») несет полную ответственность за поведение ребенка. На время опеки ребенок перестает быть «полноправным членом коммуны, лишается права голоса и беспрепятственного доступа к кол- лективной собственности». Все жалобы высказываются в адрес опекающего, а не самого ребенка. Если жалоба обоснованна, опекающий компенсирует причиненный моральный или материальный ущерб. Эти отношения подобны тем, что существуют между маленьким ребенком и родителем, который в буквальном смысле отвечает за поведение ребенка. Нетрудно заметить, что в современном обществе наметилась тенденция перекладывать на родителей юридическую ответственность за поведение детей. Учитывая возможные последствия дурного поведения, опекающий не позволит своему подопечному принимать участие в общественных мероприятиях до тех пор, пока не будет полностью уверен в нем. Коммуна предоставляет опекающему право требовать от ребенка подчинения. Неудивительно, что члены коммуны будут постоянно интересоваться, не злоупотребляет ли опекающий своим положением, в достаточной ли мере он поощряет ребенка осваивать социальные нормы поведения. Все это делается для того, чтобы необходимость в опеке отпала как можно быстрее. Лишение подопечного ребенка права голоса и права занимать выборные должности означает ограничение личной свободы и является достаточно суровым наказанием. Иногда в коммуне проживают семьи штатных сотрудников с детьми. Если этим детям предоставлена свобода, они также могут причинить вред окружающим или имуществу. Обычно считается, что дети находятся на попечении родителей, которые и несут ответственность за их поведение. Дети штатных сотрудников со временем могут пожелать стать полноправными членами коммуны. В ответ на их просьбу о вступлении в коммуну собрание обязательно поинтересуется, знают ли об этом родители. Обычно члены коммуны не вмешиваются в семейные дела, и ребенку предлагается отложить рассмотрение просьбы о вступлении в коммуну, чтобы родители и другие взрослые могли подробно обсудить этот вопрос между собой. В результате просьба ребенка может быть отклонена или же его принимают в коммуну, иногда с испытательным сроком и невзирая на возражения родителей. Персонал. Навыки, которыми должны обладать штатные сотрудники, практически не отличаются от тех, что необходи- мы клиентам; умение слушать, воспринимать критику, интерпретировать социальное поведение с учетом специфики конкретных обстоятельств, считаться с мнением большинства, осознавать вину и адекватно компенсировать причиненный ущерб. Большинство взрослых, в частности родители, учителя, воспитатели, исходят из того, что существует четкая граница между клиентами (детьми) и персоналом. Работа в психотерапевтической коммуне требует радикального пересмотра взглядов на взаимодействие с клиентами. Взрослым часто бывает трудно свыкнуться с мыслью о том, что перед детьми можно извиняться, а уж тем более учиться у них. Признать ошибку — значит поставить под угрозу свой авторитет, поэтому взрослые часто пытаются скрыть свои промахи и неудачи: штатный персонал коммуны бессознательно, а иногда и умышленно культивирует представления о том, что у взрослых больше прав, а их авторитет непререкаем. Порой даже обсуждение тех или иных вопросов на общем собрании членов коммуны рассматривается некоторыми работниками как ущемление их прав. Принцип равноправия работников и клиентов служит важной предпосылкой эффективной психотерапевтической работы в коммуне. Как известно, одним из неожиданных открытий для подростков является тот факт, что родителям, как и всем людям, свойственно ошибаться. Способность взрослых учиться на своих ошибках и осознавать свою вину служит примером, на котором дети учатся признавать ошибки и, преодолевая неловкость, исправлять свои промахи. В детских учреждениях штатными сотрудниками обычно являются взрослые. В психотерапевтической коммуне взрослые являются равноправными ее членами, а возраст является лишь одной в ряду их особенностей. Самая большая ошибка, которую часто допускают взрослые, — это стремление доминировать на собрании коммуны. Безусловно, иногда велико искушение указать «правильный» выход из проблемной ситуации, однако это лишает членов коммуны возможности самостоятельно, методом проб и ошибок, отыскать собственное решение. Вклад взрослых станет более весомым, если они вместо прямого руководства ограничатся разъяснением сути пробле- мы или будут задавать наводящие вопросы. Вместе с тем взрослые имеют равные права с другими членами коммуны, включая право высказывать жалобы личного характера. Взрослые в психотерапевтической коммуне должны тонко чувствовать ту грань, за которой следует на время выйти из роли рядового члена коммуны и приступить к исполнению своих должностных обязанностей, например, учителя или воспитателя. В большинстве психотерапевтических коммун понимают, что взрослые также могут иметь свои проблемы, а совместное проживание и работа с «трудными» клиентами могут привести к межличностным конфликтам. Вследствие этого штатные сотрудники регулярно встречаются, чтобы обсудить происшедшее за неделю и разрешить накопившиеся проблемы (Browne, 1991). Работники оказывают друг другу поддержку, подобную той, что предоставляется общим собранием коммуны. Терапия Как правило, термины, которыми описывается состояние клиента, дают некоторое представление о подходах к терапии. Если клиент характеризуется как психически больной или как делинквентная личность, терапевт, в первую очередь, станет думать о медикаментозном лечении или методах контроля. Формулировка типа эмоциональных или поведенческих затруднений практически не дает представления о возможном характере вмешательства. В психотерапевтических коммунах для характеристики клиентов широко распространен термин «неадаптированный» («maladjusted»), который означает, что клиент плохо приспособлен к текущей ситуации. Причиной этого может быть отсутствие навыков адекватного социального реагирования или наличие навыков неадекватного реагирования. Собрания коммуны Знакомство посетителей со структурой коммуны, как правило, происходит путем наблюдения за ходом общих собраний членов коммуны и изучения списков выборных должностных лиц и объявлений, посвященных работе подкомитетов. С этих позиций собрание коммуны может восприниматься как идеальная ситуация для привлечения детей к активному участию в жизни коммуны. Однако основной функцией собрания все же является терапия. На общем собрании коммуны ребенок получает возможность в естественной, безопасной обстановке приобрести навыки, необходимые в подростковом и взрослом возрасте. Общее собрание является важным психотерапевтическим инструментом коммуны. Роль ключевого работника Психотерапевтические взаимоотношения (therapeutic relationship). Во многих учреждениях к каждому ребенку прикрепляется значимый взрослый, которого можно назвать ключевым работником или, в данном случае, лучшим другом («special friend»). Термин «лучший друг» применим как к ребенку, так и ко взрослому; таким образом взрослый является лучшим другом ребенка, и наоборот. Цели и задачи ключевого работника определяются функциями конкретного учреждения. Так, ключевой работник может оказывать ребенку поддержку на первых порах, оценивать состояние, назначать терапию и писать отчеты. Информация, включаемая в отчет, например, показатели самонеприятия (self-offending rates), мнение и надежды ребенка, может быть получена только при условии налаживания доверительных отношений. Следовательно, с ключевым работником складываются отношения типа поддерживающей дружбы. Эти отношения со временем могут трансформироваться в глубоко личные, когда взрослый становится для ребенка «значимым другом», иначе говоря, начинает выполнять функции близкого друга, старшего брата или сестры, дяди или тети, а иногда и лица, замещающего родителя. Однако ключевой работник не будет отстаивать права ребенка, особенно перед своим работодателем. В случае конфликта лояльность работодателю у ключевого работника перевешивает преданность другу. Хотя «лучшие друзья»-взрослые ведут историю болезни, пишут отчеты и посещают конференции, посвященные разбору своих клиентов, их функции гораздо шире, чем у ключевых работников. Дело в том, что взаимодействие между ребенком и взрослым налаживается не «по указке», а естественным путем, значит, постепенно. В психотерапевтической коммуне дружеские отношения широко распространены и являются результатом взаимной симпатии между ребенком и взрослым. Как правило, инициатива в дружбе принадлежит ребенку. Люди редко ложатся спать, не пожелав кому-нибудь спокойной ночи или не поцеловав перед сном любимого человека. Так поступают даже гордые своей независимостью подростки. Дети помладше привыкли соблюдать целый ритуал, включающий сказку на ночь и поцелуй. Укладываясь спать в чужой, незнакомой обстановке, ребенок чувствует себя одиноким. Подобно другим видам боли, душевная боль обостряется в одиночестве и темноте ночи. В детских домах, интернатах и больницах дети нередко тайком плачут по ночам, пока не уснут. Плачут они от одиночества и тоски по дому, от неприятия со стороны сверстников. Поэтому когда ребенок говорит: «Пожелай мне сегодня спокойной ночи», — оба, и ребенок и взрослый, знают, что их дружба началась. Прежде чем такая просьба прозвучит, оба они могут обсудить свои намерения с окружающими, например, названным родителем (house-parent), учителем, другими «лучшими друзьями», однако это их личное дело. Окружающие могут выразить свою радость по поводу того что ребенок нашел друга одновременно с некоторой озабоченностью: действительно ли это правильный выбор для обоих? Большинство родителей знают, что, чем больше переживаний выпадает на долю ребенка в течение дня, тем в большем внимании он нуждается вечером, перед сном. «Пожелать спокойной ночи» в психотерапевтической коммуне не пустая формальность, не обсуждение событий минувшего дня или планов на будущее. Это время, чтобы расслабиться в конце дня и спокойно уснуть. Возраст ребенка при этом практически не имеет значения. В связи с этим взрослые, выступающие в роли «лучших друзей», в большей мере ориентируются не на возраст, а на потребности конкретного ребенка. Следовательно, взрослый может отклонить просьбу ребенка пожелать ему спокойной ночи, если считает такой выбор не очень удачным, од- нако возьмет на себя ответственность за оказание ребенку поддержки, пока тот не найдет более подходящей кандидатуры на роль «лучшего друга». Защита интересов ребенка (Child advocacy). Для того чтобы лучше представить себе характер дружеских отношений такого рода, опишем типичные функции «лучших друзей». На собраниях коммуны «друзья» поддерживают друг друга, если один из них занимает выборную должность. Если на ребенка поступает жалоба, а он сам затрудняется дать объяснения, на помощь приходит «лучший друг», выступая в роли адвоката. «Лучшего друга» обвиняют в предвзятости, и он готов с этим согласиться, но по-прежнему будет отстаивать интересы попавшего в беду ребенка. «Лучший друг» окажет ребенку поддержку, поможет принять осуждение со стороны собрания и осознать свою вину. Хотя именно взрослые обычно направляют детей и оказывают им поддержку, не следует считать такое общепринятое поведение единственно возможным. Так, например, ребенок сам может руководить взрослыми, особенно когда речь идет о понимании динамики группы его сверстников. Если взрослый становится объектом критики, его «лучший друг»-ребенок может попытаться поддержать и защитить его. На собраниях коммуны ее члены обычно сидят группами. Те, у кого нет своих друзей, располагаются по соседству с группой своего учителя или названой матери (house-mother). В случае завязывания взрослым новой дружбы отношения между ребенком и новыми друзьями могут перерасти в нечто, напоминающее сиблинговое соперничество. Способность ребенка справляться с подобными ситуациями отражает его опыт решения подобных проблем в родительской семье. Если ребенок противится новой дружбе, ему предлагается обсудить свои чувства с другими членами коммуны или в психотерапевтической группе. Формирование семьи Дети склонны завязывать дружеские отношения в определенной последовательности: 1. взрослый друг; 2. его супруг (супруга);
3. муж и жена как пара; 4. семья друга в целом, включая его собственных детей и дру 5. расширенное социальное окружение, включая сверстников, Социальная структура дружеского взаимодействия напоминает структуру нуклеарной семьи, существующей в контексте расширенной семьи, которая, в свою очередь, включает в себя родительскую семью и внешних по отношению к коммуне друзей. По мере роста личной автономии и компетентности ребенка его взрослый друг, подобно хорошему родителю, чутко улавливает момент, когда следует отойти в сторону, предоставив ребенку делать первые самостоятельные шаги, наблюдать и всегда быть готовым в случае необходимости прийти на помощь. Со временем ребенок вернется в родительскую семью или, став взрослым, начнет строить самостоятельную жизнь. В результате психотерапевтическая дружба приобретет новую форму: взрослый станет хорошим другом молодого человека и его семьи. Подобно другим стационарным учреждениям, большинство психотерапевтических коммун имеют «дома», в каждом из которых проживают 8-9 детей, названые родители проживают отдельно по соседству. Хотя такое размещение удобно для работников учреждения, оно не соответствует условиям проживания детей в обычной жизни. Налаживание дружеских отношений между взрослым и ребенком помогает смягчить ситуацию. Друзья ищут возможность побыть вместе, сходить за покупками, посетить местный кинотеатр, зайти друг к другу в гости. При этом каждый продолжает выполнять свои обязанности, хотя иногда, с разрешения названого родителя или учителя, друзья могут отсутствовать на тех или иных мероприятиях. Персонал прежде всего проявляет заботу о том, чтобы ребенок находился под должным присмотром. Аналогично семейным отношениям в психотерапевтической коммуне практически не существует закрытых дверей. Как в любой большой семье, дети свободно передвигаются по территории и играют в комнатах друг у друга. Если детям отводятся отдельные спальни, то для этого обычно имеются вес- кие основания, например, подготовка к обучению в обычной дневной школе или колледже. Право на частную жизнь понимается не как право на отдельное проживание, а скорее как уважение к чужой собственности и потребностям. Это относится и к подслушиванию частных разговоров. Хотя бы одна дверь остается всю ночь открытой, чтобы дети не чувствовали себя запертыми. Обязанности и привязанности удерживают детей от побега из психотерапевтической коммуны. •«Лучший друг» Роль «лучшего друга»-взрослого заключается в том, чтобы защищать и поддерживать ребенка: «друг» может выполнять при необходимости разнообразные функции в зависимости от конкретных потребностей ребенка на той или иной стадии развития. Кроме того, взрослый друг помогает ребенку освоить важные для самостоятельной жизни навыки. На примере данного подхода хорошо просматривается усилившаяся в последнее время тенденция к детальной оценке личностных проблем или дефицита социальных навыков: в некоторых психотерапевтических коммунах акцент в психотерапевтических программах для детей делается именно на развитии у ребенка недостающих навыков. В психотерапевтических коммунах постановка задач и планирование терапии осуществляются штатными сотрудниками на специальных конференциях, посвященных конкретных клиентам. Вместе с тем для определения дефицитарных социальных навыков в психотерапевтической коммуне широко используется повседневный опыт межличностного взаимодействия. Недостающие навыки впоследствии восполняются при поддержке и под защитой «лучших друзей» и других членов коммуны. Таким образом, дружба представляет собой непрерывное взаимодействие, задачами которого являются подготовка к возможным проблемам повседневной жизни в условиях, близких к реальным, обсуждение этих проблем, поддержка и защита при необходимости а также проспективное наблюдение за поведением ребенка в сложных ситуациях. Дружеские отношения длятся гораздо дольше, чем пребывание ребенка в коммуне. Связь между друзьями поддерживается путем переписки, телефонных разговоров, совместного празднова- ния тех или иных событий, а также взаимных визитов. Диспансерное наблюдение, осуществляемое специалистом, не способно заменить искренних прочных дружеских отношений (Owen, 1973). Хотя общее собрание коммуны и ее социальная структура по праву могут считаться важнейшими составляющими этого подхода, институт «лучших друзей» является ее неотъемлемой частью и, безусловно, главным двигателем терапии. Пытаться описать тот или иной подход в нескольких словах — задача неблагодарная. До сих пор не было сказано ни слова об оказании помощи детям на базе учебных заведений и роли местных дневных школ и колледжей в подготовке детей к интеграции в семейную и школьную жизнь, а также о совместной ответственности учителей и других работников школы за оказание этой помощи. Ограниченный объем книги не позволяет осветить работу участковых социальных работников, психиатров-консультантов и школьных психологов, волонтеров, оказывающих услуги по кризисному вмешательству или присмотру за детьми во время каникул, работу психотерапевтических групп, роль и место выпускников школ и родителей. Психотерапевтическая коммуна — живой организм, с широким диапазоном возможностей и разнообразными методами воздействия на клиентов. Она постоянно видоизменяется в соответствии с потребностями и вкладом конкретных членов. Автор видел свою задачу в описании уникальных особенностей и способов оказания помощи, присущих только психотерапевтическим коммунам как одному из подходов к психотерапевтическому вмешательству. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|